Правовые акты Президента и их юридическая природа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые акты Президента и их юридическая природа



 

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

) сама формула «не должны противоречить Конституции и федеральным законам» отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст. 115 постановления Правительства издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации»;

) в отношении указов Президента в Конституции не предусмотрена их отмена. Соответствие нормативных указов Конституции может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства. В случае признания Судом Указа (или его отдельных положений), не соответствующим Конституции РФ, Указ (или его отдельное положение) утрачивает юридическую силу. Ненормативные акты Президента могут быть оспорены в Верховном Суде РФ, рассматривавшем гражданские дела по первой инстанции;

) указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что:

отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования;

такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам;

их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и подтвержден в одном из последующих постановлений Конституционного Суда.

Примерами указов такого рода являются Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», который ограничен сроком действия до принятия Земельного кодекса; Указ «О тексте Государственного гимна».

Издание указов и распоряжений - основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции указами Президента осуществляется включение в ст. 65 Конституции новых наименований субъектов Российской Федерации.

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или содержащих сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и Собрании актов Президента и Правительства РФ. Порядок этого опубликования определяется Указом Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» с последующими изменениями.

Таким образом, выделяются:

) акты Президента Российской Федерации, к которым относятся указы и распоряжения, а также концепции, программы, положения и доктрины, утверждаемые указами;

) официальные документы главы государства - запросы, заключения, письма, заявления.

Особой разновидностью официального политико-правового документа является ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию.

По юридической силе акты главы государства принято делить на нормативные и правоприменительные, причем нормативными должны быть только указы. Указы ненормативного значения издаются о назначении того или иного лица на определенную должность. Указами так же назначаются на должность и освобождаются от нее полномочные представители в регионах Российской Федерации. Указами оформляются и другие решения индивидуального характера, прежде всего в экономической сфере, например в сфере управления федеральной собственностью.

Нормативный указ Президента РФ - это юридический акт главы государства, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений, рассчитанный на постоянное, либо длительное действие и адресованный неопределенному кругу субъектов.

Указами главы государства оформляются решения нормативного характера, решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении высших воинских и высших специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения, то есть быть индивидуальным.

Все они издаются в целях реализации внутренних и внешних функций главы государства, временных и постоянных, а также единоличных и коллегиальных.


 

Заключение

 

Подводя итоги нашему исследованию, можно сказать следующее: в сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ Президент РФ становится непосредственным участником законотворческого процесса, его законодательные полномочия выражаются в следующем:

) в наличии у него права законодательной инициативы и права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ;

) в работе полномочных представителей и представителей Президента в палатах Федерального Собрания;

) в возможности давать на законопроекты заключения, содержащие замечания и конкретные предложения;

) в работе согласительных комиссий с участием представителей главы государства;

) в его праве налагать вето на принятые федеральные законы и возвращать их без рассмотрения, если нарушен конституционный порядок их принятия;

) в промульгации законов.

Президенту РФ отводится особая роль в механизме государственной власти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией РФ. Она охватывает все аспекты государственной деятельности, носит комплексный характер.

Можно утверждать, что большая часть функций главы государства реализуется посредством издания им правовых актов, которые различаются:

1. по форме: указы и распоряжения, а также программы, концепции, положения и доктрины, утверждаемые указами;

2. по юридической силе: нормативные и правоприменительные, причем нормативными должны быть только указы.


 

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия»

4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(введено Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ)

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации.

7. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе»(с изменениями и дополнениями)

8. Указ Президента РФ от 31 декабря 1996 г. N 1791 «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации»

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом»

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации»

11. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями)

12. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» (сизм. от 15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта 1998 г.)

13. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 (с изменениями от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г.)

14. Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. N 696 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» (с изм. от 13 мая 2000 г.)

 

Учебные пособия

1. Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб. 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Издание 2-е. М., Норма. 2001.

3. Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. М.: НОРМА, 2003.

4. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права //Правоведение.1998. № 2.

 5. Комкова Г.Н., Шудра О.В. Конституционные принципы российского избирательного права и муниципальные выборы // Муниципальное право. 1999.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2006.

7. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М.: ИНФРА, 1999.

8. Президент Российской Федерации в системе разделения властей / Г.Н. Комкова, В.И. Радченко, О.В. Шудра, О.И. Цыбулевская; под ред. В.И. Радченко. Саратов, 1996.

9. Радченко В.И. Президент и разделение властей в Конституции Российской Федерации // Российская юстиция. 1995. № 8.

10. Сухарёв А.Я. Российская юридическая энциклопедия / А.Я. Сухарёв. М: Инфра, 1999.

11. Смоленский М.Б. Основы права. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

12. Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. М.: ВИА, 2009.

13. Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. 2007.

. Ярин Г.О. Российское право. М.: АРТ-ПРОФ, 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.026 с.)