Роль и место политических партий в функционировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место политических партий в функционировании



Системы органов власти

 

Согласно Федеральному закону №95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Представляя интересы граждан, политические партии участвуют в формировании системы исполнительной власти в России с помощью следующих форм и методов:

а) система исполнительной власти в стране в настоящее время формируется партийным главой государства (Президент РФ избран в марте 2008 г. как кандидат от политической партии "Единая Россия");

б) практически все руководители органов исполнительной власти являются либо непосредственно членами политических партий, либо опосредованно - парламенты, формируемые на федеральном уровне исключительно из представителей партий, а на региональном как минимум наполовину, в свою очередь, участвуют в назначении указанного руководства;

в) именно политические партии к 2008 г. окончательно сформировались в качестве кузницы политических лидеров (примером тому является глава государства Д.А. Медведев);

г) исполнение государственными служащими, являющимися членами той или иной политической партии, своих должностных или служебных обязанностей не может зависеть от решений их партии, однако практика выборов 2007 - 2008 гг. показывает, что и избранный Президент РФ, и избираемые региональными парламентами главы исполнительной власти субъектов РФ связаны политическими программами выдвинувшей их партии;

д) представители политических партий посредством общественных и совещательных органов (например, на федеральном, региональном и местном уровне - это Общественная палата РФ, состоящая на 80% из представителей политических партий) влияют на формирование органов исполнительной власти всех трех уровней, обеспечивают возможность взаимодействия граждан страны с органами государственной власти и органами местного самоуправления и учет их потребностей и интересов, защиту прав и свобод;

е) глава государства, а также руководители органов исполнительной власти при принятии важных государственных решений проводят согласительные процедуры и советуются с представителями политических партий (основой решения В.В. Путина о поддержке кандидатуры Д.А. Медведева на выборах главы государства стало решение четырех ведущих политических партий России о поддержке последнего).

Не стоит забывать о том, что участие политических партий в формировании органов исполнительной власти имеет обратную цепочку связей, т.е. участие органов исполнительной власти в формировании политических партий:

органы исполнительной власти (Минюст России) уполномочены осуществлять регистрацию политических партий (регистрация в отличие от ряда зарубежных государств носит не уведомительный, а разрешительный характер, что позволяет исполнительной власти под предлогом защиты законности и правопорядка контролировать программные документы политических партий под угрозой отказа в государственной регистрации);

исполнительная власть наделена полномочиями по принудительной ликвидации в судебном порядке политических партий, наряду с юридическими основаниями ликвидации политических партий, свойственными процессу ликвидации иных юридических лиц (например, неоднократное непредставление политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц),

закрепляет значительное число политических оснований (например, неучастие политической партии в выборах в исполнительные и законодательные органы власти в стране).

Указанную цепочку взаимоотношений исполнительной власти и политических партий можно продолжить рассмотрением полномочий сторон по участию в функционировании и развитии друг друга.

Политические партии:

регулярно участвуют в выборах в федеральные и региональные органы исполнительной власти (необходимо отметить, что такое участие является не только правом, но и своего рода обязанностью партии, так как в противном случае она будет принудительно ликвидирована в судебном порядке);

- инициируют или участвуют во всероссийских и региональных референдумах, результаты которых прямо или косвенно затрагивают всю систему функционирования государственной власти;

- в региональном законодательстве ряда субъектов РФ предусмотрен институт общественных помощников должностных лиц исполнительной власти, назначаемых, как правило, из представителей политических партий.

Исполнительная власть:

наличие в ряде министерств и ведомств на федеральном уровне значительных полномочий по осуществлению различных форм контроля за деятельностью партий (например, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями, в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц осуществляют ЦИК России и соответствующая избирательная комиссия субъекта РФ, формируемые с участием органов исполнительной власти;

контроль за источниками иных доходов партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов осуществляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы;

органы исполнительной власти контролируют минимальную численность партии и количество ее региональных отделений);

уполномочена участвовать в финансировании деятельности партий (за политическими партиями, прошедшими в Государственную Думу, было закреплено право на государственную поддержку, что в абсолютных показателях составляет почти полмиллиарда рублей ежегодно).

По нашему мнению, следует предусмотреть обязанность Президента РФ вносить в Государственную Думу кандидатуру Председателя Правительства РФ только из числа предложенных политической партией (или коалицией политических партий), обладающей большинством мест в нижней палате парламента, что можно осуществить, изменив отдельные нормы Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".

Согласно Конституции РФ Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства, но это право нивелировано полномочием главы государства по роспуску Государственной Думы в случае троекратного неутверждения ею предложенной кандидатуры. Поэтому следует подчинить инициативу главы государства мнению партийного большинства. Как видно из опыта европейских демократий, подобная модель назначения главы правительства укрепляет статус и роль самого правительства; придает полномочиям парламента по формированию правительства реальный, а не фиктивный характер; позволяет политическим партиям активно участвовать не только в парламентской жизни страны, но и в деятельности системы исполнительной власти. Такое изменение порядка назначения Председателя Правительства РФ узаконит сложившуюся после выборов в марте 2008 г. главы государства практику наличия двух сравнительно самостоятельных центров исполнительной власти, а также предотвратит возможные конфликты и противоречия между ними. Федеральных министров, руководителей федеральных служб и агентств необходимо назначать из числа кандидатур, предложенных политической партией (или их коалицией), обладающей большинством мест в нижней палате парламента.

Это приведет к созданию двух дополнительных механизмов контроля парламента за деятельностью федерального правительства, что особенно актуально с принятием трехлетнего федерального бюджета: члены Правительства РФ будут подконтрольны нижней палате (парламентский контроль) и, как назначенные из числа членов политической партии, будут ответственны за реализацию единой политической программы и платформы партии (партийный контроль). Подобные изменения порядка формирования Правительства не потребуют внесения изменений в Конституцию РФ, так как сам механизм назначения Правительства РФ не меняется, а уточняется процедура подбора кандидатур на высшие должности.

Второй мерой могло бы стать изменение процедуры назначения на должность руководителей исполнительной власти субъектов РФ таким образом, чтобы их кандидатуры представлялись Президентом РФ в региональные парламенты только после согласования с политической партией (их коалицией), имеющей большинство в региональном парламенте. Указанные изменения позволят сформировать в субъекте РФ систему государственной власти с минимальными политическими противоречиями, а также дадут возможность политическим партиям, обладающим наибольшим влиянием в данном субъекте РФ, реально участвовать в формировании и реализации исполнительной ветви государственной власти. Кроме того, политические партии, пользующиеся поддержкой большинства избирателей в РФ, смогут разрабатывать и реализовывать программы социально-экономического развития страны комплексно как на федеральном, так и на региональном уровне.

При внесении в действующее законодательство РФ вышеназванных изменений и уточнений необходимо также предусмотреть положение о том, что если руководитель федерального или регионального органа исполнительной власти, назначенный из числа кандидатур, предложенных политической партией, утратит доверие партии либо будет исключен из ее рядов, то он по указанным основаниям будет отправлен в отставку. Эта мера послужит препятствием на пути партийных карьеристов и авантюристов, позволит обеспечить, с одной стороны, оперативное взаимодействие и сотрудничество должностного лица с выдвинувшей его политической партией, а с другой стороны, должный политический контроль за качеством осуществляемых им полномочий и оказываемых населению услуг.


Заключение

Проблема в Российской империи долгое время состояла в том, что судьи, прокуроры, полицейские чиновники в силу своего дворянского менталитета были более преданны императору и соображениям дворянской чести, нежели идеалам права и правосудия. Система личных дворянских связей и стремление сохранить место во властной иерархии отрицательно воздействовали на осуществление правосудия. Необходим нравственно-религиозный фундамент для дальнейшего развития Российского государства и общества. Российская Православная Церковь представляет собой тот общественный институт, который может помочь преодолеть пропасть между богатыми и бедными, народом и властителями, смягчить зависть и злобу в сердцах обнищавших духом людей.

Духовная жизнь современного российского общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" с дополнением, о том, что не должно и вправе делать государство в лице своих органов.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируются (государством посредством законодательного установления определенных гарантий) свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Государство особенно уважает религиозные традиции в том случае, если культура народа и общества была сформирована религиозным наследием. В то же время государство должно защищать также права религиозных меньшинств. Государство отвечает на готовность церквей к диалогу передачей определенных социальных сфер под ответственность Церкви. Исходя из принципа субсидиарности, государство передает церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и т.д., а также предоставляет Церкви соответствующее финансирование. Таким образом, под эгидой Церкви возникают своеобразные островки, на которых она имеет возможность наглядно продемонстрировать свою заботу о благе человека. Конечно же, Церковь должна следовать определенным государственным предписаниям, действующим в данных социальных сферах.

Сегодня высшие иерархи церкви интегрированы в политическую элиту страны, они участвуют в работе специализированных институциональных образований Администрации Президента, соответствующих комитетов Государственной Думы, являются членами Общественной палаты РФ и пр. Русская православная церковь активно взаимодействует со значительным количеством государственных институтов. Более того, принятие целого ряда решений органами исполнительной власти практически невозможно без их согласования с руководством церкви. С другой стороны, Русская православная церковь в России не принимает властных и одновременно публичных решений, т.е. таких, которые можно назвать политическими. Решения церкви хотя и облечены нередко в директивную форму по отношению к ее членам (как клирикам, так и обычным прихожанам), тем не менее не имеют той властной составляющей, которая подтверждается возможностью применения легитимного насилия в случае их неисполнения.

Русская православная церковь может рассматриваться как институциональное религиозное образование, которое взаимодействует с государственными институтами по широкому кругу вопросов, касающихся как правового регулирования положения религиозных организаций, так и практических аспектов существования церкви в политической системе РФ.

Механизмы взаимодействий между государственными институтами и церковью можно условно разделить на три части:

) прямые институциональные;

) косвенные;

) неформальные.

Прямые институциональные взаимодействия характеризуются наличием институтов, в компетенцию которых входит осуществление этих взаимодействий.

Таким образом, совокупность возможных взаимодействий государственных институтов и церкви позволяет Русской православной церкви выступать как объектом государственной политики, подчиняющимся законам, регулирующим деятельность религиозных организаций на территории РФ, так и субъектом политики, т.е. активным, направляющим началом, способным влиять на деятельность государственных институтов, способствовать изменению и модификации действующего законодательства.

Таким образом, государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

Для России с ее огромными территориями, со множеством ее регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий.

Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов политической системы Российской Федерации. Политическая власть становится не внешним - формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека Изменяется соотношение государства и личности. Государство призвано гарантировать свободу, демократическую жизнь человека, существовать для него. Главным элементом демократической политической системы является человек как политический субъект. Интерес человека - это основной политический капитал и политический рынок обязан его учитывать.

Государство и общественные объединения есть самостоятельные части политической системы. Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношения с государством способствуют стабилизации политической системы в современной России. Автором показаны и определенные отношения внутри политической системы, которые пока не имеют еще правового выражения и, естественно, требуют дальнейшего совершенствования законодательства.

В современных условиях переходного периода особую теоретическую и практическую значимость приобретают проблемы, связанные с выявлением политических, социальных и экономических факторов, сказывающихся на определении места и роли государства в политической системе общества. Исторический фактор считается здесь признанным уже в силу того, что конкретное содержание основных направлений деятельности государства и решаемых им задач обусловливается в каждом случае историческим опытом развития конкретного общества, уровнем развития экономики конкретной страны, характером и типом сложившихся в обществе отношений.

Именно государство обеспечивает единство разнообразных компонентов политической системы. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан.

В этих целях оно наделяется весьма широкими правомочиями, как то:

устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы, в том числе и регламентация собственной деятельности государства, которое, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам;

осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;

привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления, трудовые коллективы;

осуществлять надзор за законностью в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;

применять меры государственного принуждения к общественным объединениям и иным членам политической организации общества, нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.

Для этого оно обладает разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.

При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями. Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку. Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций - свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. При этом общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию.

Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использовании ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений. Общественные организации - это не "филиалы" государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.

Политические партии:

регулярно участвуют в выборах в федеральные и региональные органы исполнительной власти (необходимо отметить, что такое участие является не только правом, но и своего рода обязанностью партии, так как в противном случае она будет принудительно ликвидирована в судебном порядке);

инициируют или участвуют во всероссийских и региональных референдумах, результаты которых прямо или косвенно затрагивают всю систему функционирования государственной власти;

в региональном законодательстве ряда субъектов РФ предусмотрен институт общественных помощников должностных лиц исполнительной власти, назначаемых, как правило, из представителей политических партий.

Исполнительная власть: наличие в ряде министерств и ведомств на федеральном уровне значительных полномочий по осуществлению различных форм контроля за деятельностью партий (например, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями, в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц осуществляют ЦИК России и соответствующая избирательная комиссия субъекта РФ, формируемые с участием органов исполнительной власти; контроль за источниками иных доходов партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов осуществляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.


Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №39. - ст. 4465.

. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5712.

4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №21. - Ст. 1930

. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - Ст. 148.

. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №29. - Ст. 2950.

7. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №15. - Ст. 1277.

. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексеев. - М.: Проспект, 2007. - 389 с.

. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром. - М.: Приор, 2006. - 287 с.

. Алексеев, А.В. К вопросу о положении Православной Церкви в Российском государстве к началу XX века / А.В. Алексеев // История государства и права. - 2008. - №3.

. Грудцына, Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России / Л.Ю. Грудцына // Адвокат. - 2007. - №9.

. Донцев, С.П. Русская православная церковь и государство в политической системе современной России / С.П. Донцев // Право и политика. - 2007. - №6.

. Дорская, А.А. Церковные каноны как источник правового регулирования имущественных отношений церкви в Российской империи / А.А. Дорская // История государства и права. - 2007. - №9.

. Зубанова, С.Г. Влияние Русской православной церкви на развитие культуры российского общества / С.Г. Зубанова // История государства и права. - 2009. - №14.

. Комаров, Г.А. О юридических аспектах взаимодействия учреждений здравоохранения и Русской Православной Церкви / Г.А. Комаров // Медицинское право. - 2008. - №1.

. Костюк, К.Н. Русская Православная Церковь в гражданском обществе / К.Н. Костюк. - М.: АСТ, 2005. - 244 с.

. Красиков, А.В. Религии, церкви, государство / А.В. Красиков. - М.: Российские Вести, 2005. - 197 с

. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. - М.: Юристъ, 2009. - 428 с.

. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Статут, 2007. - 390 с.

. Отец Олег. Роль Русской православной церкви в формировании гражданского общества / Отец Олег // Культура: управление, экономика, право. - 2007. - №1.

. Пашенцев, Д.А. Церковь и государство в истории России / Д.А. Пашенцев // История государства и права. - 2009. - №24.

. Понкин, И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И.В. Понкин. - М.: Статут, 2007. - 233 с.

. Пущанский, В.В. Государство, общество и Православная Церковь в условиях российской ментальности / В.В. Пущанский // История государства и права. - 2006. - №11.

. Пясковский, Н.В. Церковь и народоправие / Н.В. Пясовский. - М.: Посев, 2007. - 328 с.

. Радугин, А.А. Введение в религиоведение / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2009. - 316 с.

. Сорокина, Ю.В. Особенности русского религиозно-правового сознания и его влияние на взаимоотношения общества и государства (к вопросу истории взаимоотношений Церкви и государства) / Ю.В. Сорокина // История государства и права. - 2009. - № 12.

. Сперанский, М.М. Руководство к познанию законов / М.М. Сперанский. - СПб: Нева, 2007. - 409 с.

. Тарасевич, И.А. Конституционно-правовой статус Русской православной церкви в Российской Федерации / И.А. Тарасевич // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №10.

. Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Норма, 2006. - 460 с.

. Теория государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2007. - 537 с.

. Филатов, Л.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность / Л.Н. Филатов // Социологические исследования. - 2005. - №6.

. Фукуяма, Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке / Ф. Фукуяма. - М.: Приор, 2006. - 305 с.

. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Хропанюк. - М.: Инфра-М, 2006. - 454 с.

. Четвернин, В.А. Государство: сущность, понятие, структура, функции // Проблемы общей теории права и государства / под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Приор, 2005. - 567 с.

. Яхьяев, М.Э. Специфика религиозного фанатизма / М.Э. Яхьев // Религиоведение. - 2006. - №3.

. Гончаров, П.К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории / П.К. Гончаров // Общественные науки и современность. - 2006. - №2. - С. 96-117.

. Гончаров, В.В. Роль и место политических партий в формировании, функционировании и развитии системы исполнительной власти в Российской Федерации / В.В. Гончаров // История государства и права. - 2008. - №24. - С. 23-26.

. Ежов, Д. Вперед в прошлое. Новый проект политической системы России / Д. Ежов // Свободная мысль-XXI. - 2005. - №3. - С. 14-17.

. Завьялов, В.Т. Российская политическая система в контексте теорий самоорганизации и прогресса общества / В.Т. Завьялов // Власть. - 2005. - №1. - С. 58-61.

. Иванников, И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации / И.А. Иванников. - Р-н/Д.: Слово, 2006. - 415 с.

. Кокорев, Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р.С. Кокорев // Государство и право. - 2005. - №12. - С. 17-21.

. Комаров, С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование) / С.А. Комаров. - Саранск: Мысль, 1995. -251 с.

. Косопкин, А.С. Парламентаризм и глобализация: истоки и параллели / А.С. Косопкин // Право и государство: теория и практика. - 2008. - №12. - С. 97-101.

. Красин, Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей / Ю.А. Красин // Полис. - 2004. - №6. - С. 125-135.

. Малько, А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы / А.В. Малько. - М.: Статут, 2000. - 247 с.

. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Второе издание, перераб. и доп. / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2008. - 407 с.

47. Марченко, М.Н. Хрестоматия по теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Статут, 2006. - 397 с.

48. Мухаев, Р.Г. Политология: учеб. для студ. вузов / Р.Г. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.

. Панарин, А.С. Политология: учеб. для вузов / А.С. Панарин. - М.: Гардарики, 2004. - 480 с.

. Политология: хрестоматия / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2000. - 843 с.

. Постников, В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики / В.Г. Постников // Журнал российского права. - 2005. - №1. - С. 11-15.

. Саркисова, Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода / Н.А. Саркисова // История государства и права. - 2009. - №4. - С. 14-18.

. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Проспект, 2006. - 460 с.

. Теория государства и права / под ред. В.Д. Корельского, М.И. Перевалова. - М.: БЕК, 2007. - 537 с.

. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Хропанюк. - М.: Инфра-М, 2006. - 454 с.

. Четвернин, В.А. Государство: сущность, понятие, структура, функции // Проблемы общей теории права и государства / под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Приор, 2005. - 567 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.078 с.)