Слайд 19-20. Принятие христианства на Руси 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слайд 19-20. Принятие христианства на Руси



В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.
Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.
Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела.
В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства.
Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.
Значение:
1. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.
2. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.
3. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
4. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.
Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.
Слайд 21. Ярослав_Мудрый

Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054) и его сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды — первого дошедшего до нас памятника письменного права («Закон Русский» (слайд 22-24), сведения о котором восходят к правлению Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в списках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском хозяйстве — вотчине. Ее анализ позволяет историкам говорить о сложившейся системе государственного управления: киевский князь, как и местные князья, окружен дружиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе). Из дружинников назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники (сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др. Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды — о положении последних историки не имеют единого мнения).
Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.
Ярослав умер в 1054г., до 1074г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. В конце XI — начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества, правители которых пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с новой — половецкой — угрозой. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные егообласти.

Слайд 25. Внутриполитическое устройство Руси. Во главе древ­нерусского государства стоял великий киевский князь из династии Рюриковичей. Князь опирался на войсковые под­разделения — дружину. Дружинники не только выполня­ли военные функции, но также могли выступать в каче­стве посадников — наместников князя в городах, воевод — предводителей отрядов, исполнять обязанности сборщи­ков податей и торговых пошлин, судебных чиновников. Существовали дружины и у других, местных князей. Боя­ре - члены старшей дружины — занимали высшие посты в государстве и входили в Совет при князе.

В Новгороде и других городах сохранились старые де­мократические институты, такие, как вече — народное со­брание. Некоторые должности в городах и деревнях были выборными.

Структурно Русь делилась на волости, которыми прави­ли представители правящей династии. По завещанию Ярос­лава Мудрого киевский престол — престол великого кпязя — переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возника­ли конфликты по пов;оду прав на великокняжеский пре­стол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько больших удельных княжеств, которыми правили князья, постоянно враждовавшие между собой.

Слайд 26. Экономическое развитие Киевской Руси. Основная мас­са населения Руси — свободные общинники — жила в селах и была обязана платить дань князю. Князь со своей дру­жиной каждый год обходил свои земли, собирая дань, ко­торая именовалась полюдьем.

Постепенно формируется княжеский домен — земли, ко­торыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчи­ны — наследственные земельные владения, которые князь давал за службу своим дружинникам. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на корм­ления — сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам — боярам и церкви — право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве.

Так на Руси формируется феодальное землевладение, Появляется феодально-зависимое население, обязанное пла­тить подати за землю своему господину. Возникает новая форма зависимости — личная.

Набирают силу и растут города, которые были полити­ческими, административными, торговыми и ремесленны­ми центрами княжеств.

Обострение социальных противоречий. Во второй по­ловине XI в. в связи с усилением феодальной эксплуатации, ростом княжеских усобиц и произвола властей усиливается борьба народа с феодальной знатью. Народное восстание 1068 г. в Киеве было вызвано поражением князей в битве с половцами — новым врагом, появившимся у южных ру­бежей Руси. В 1071 г. антихристианские выступления про­шли в Новгородской и Ростовской землях: все эти волнения были сравнительно быстро подавлены.

Крупное восстание произошло в Киеве в 1113 г. Народ, недовольный администрацией князя и обозленный на рос­товщиков, совершил здесь ряд погромов. Движение рас­ширялось. В этой обстановке на великое княжение был приглашен Владимир Мономах, который сумел справить­ся с мятежом.

Слайд 27. Владимир Мономах (1113—1125). Внук византийского императора и Ярослава Мудрого, Владимир Мономах по­казал себя их достойным преемником. Всю свою жизнь он провел в походах, в том числе против главного внешнего врага Руси — половцев. Он организовал несколько крупных военных походов на половцев, один из которых — в 1111 г» — по примеру Запада, был назван крестовым. Половцы дол­го не могли оправиться после этих выступлений. Кроме того, Мономах пытался упрочить влияние Руси на Византию, ока­зывая на нее военное и политическое давление.

Владимир Мономах довольно успешно противостоял се­паратистским устремлениям некоторых князей, сумев со­хранить единство Руси. Новый князь также проявил себя как мудрый реформатор. После восстания 1113 г., учиты­вая требования восставших, Мономах издал юридический свод законов — так называемую Пространную редакцию Русской Правды.

Но Мономах сумел лишь на время приостановить цент­ростремительные тенденции в русских княжествах. Со смер­тью его преемника в 1132 г. Русь распалась на несколько независимых государств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.009 с.)