Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, источники и движущие силы развития личности
Согласно А.В.Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство прерывности и непрерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость в закономерности ее перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые включением личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к ее взаимодействию с другими системами, например, семьей и др. По А.В.Петровскому, личностное развитие человека определяет вся ситуация социального развития [43]. Приведенная трактовка развития личности, разрабатываемая прежде всего отечественной психологией (А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, Л.С.Выготский) [13,21,28, 43], согласно которой «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях… единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития» [21], Другая трактовка развития, согласно Л.С.Выготскому, находит воплощение в теориях творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию. В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через «присвоение» своей «всесторонней» сущности: личность человека тоже» воспроизводится – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Тем самым в психологии возникает проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности. Л.С.Выготский разработал теорию, в которой показал, как «через других мы становимся самим собой», «почему с необходимостью все внутреннее в высших формах было внешним», и доказал, что «всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это центр всей проблемы внешнего и внутреннего поведения» [21]. В связи с этим, указывает В.С.Мухина, возникает вопрос о механизмах производства человека [32,33]. Психический механизм воспроизводства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действий, состояний и структуры личности.
Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация. В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Идея присвоения сама по себе была бы механической, если бы она не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от самоосуществления индивида. Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной человеческой сущности является обособление. Обособление есть непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления. Идентификация и обособление - диалектически взаимосвязанные механизмы. Объективно идентификация выступает как механизм присвоения индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление - как механизм индивидуализации личности. Первое рождение личности обусловлено присвоением через механизм идентификации структуры самосознания, свойственной любому социализированному индивиду, в любой человеческой культуре. В онтогенезе личности происходит идентификация с именем, социальными образцами, развивающими притязания индивида на признание, с полом, образом Я в прошлом, настоящем и будущим, с теми общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве и дают ей возможность присвоить общественные нормативы прав и обязанностей. Второе рождение личности связано с формированием мировоззрения, построением связной системы личностных смыслов. Активная воля, организованная мировоззрением в социальном проявлении индивида, оценивается как самостоятельность. Здесь механизм идентификации действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. Развитая личность ориентируется на идеологию, мировоззрение и прогнозирует себя в будущее, формируя идеальный образ своей жизненной позиции, эмоционально и рационально идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образцу.
В онтогенезе личности овладение обособлением как способностью выделиться из общего, осознать свою нерасторжимую целостность и индивидуальность ведет к формированию механизмов социального поведения, развития и бытия личности. Обособление - прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социально приемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовать свои притязания на признание. Обособление как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, обособление возлагает на личность индивидуальную ответственность за себя. С другой стороны, обособление может привести к отчуждению как социальной холодности. Если идентификация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе, то обособление позволяет присваивать «внешнее через внутреннее». Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. Уровень первого рождения личности – присвоение структуры самосознания – присходит не только через механизм идентификации, Присвоенные звенья структуры самосознания наполняются индивидуально окрашенным содержанием и закрепляюся в личности благодаря ее способности к обособлению. Уровень второго рождения личности связан с формированием мировоззрения. На этом этапе механизм обособления действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. При взаимодействии с другими личность сохраняет свое лицо не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Проведенный С.Д.Смирновым анализ движущих сил и условий развития личности, представленный в зарубежных концепциях, показывает, как трактуются эти силы и условия: · по З.Фрейду, основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения или инстинкты, где единственным источником психической энергии признаются биологические влечения; · по К.Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки самости, целостности и полного единства всех психических структур; · по А.Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, добиться превосходства за счет разного рода компенсаций; · по К.Хорни, основной источник развития личности – чувство беспокойства, тревого, порождаемое им как стремление к безопасности. В.С.Мухина (1997) выделяет следующие условия психического развития: · исторически обусловленные реальности существования человека (реальность культуры: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социального пространства; природная реальность); · деятельности, определяющие вхождение ребенка в человеческие реальности (игровая, учебная, трудовая); · внутренняя позиция как определенное отношение к миру вещей, людей и самому себе. Факторы развития – наследственность (генотип), среда (социальные, материальные и духовные условия существования, социально-исторический образ жизни, социальная ситуация развития, внешний фактор места - географическое место жительства человека); активность (позитивная активность личности - физическая, психическая, социальная). Источник развития – социальная ситуация развития, социально-исторический образ жизни, активность личности. Движущие силы развития - противоречие между ЗАР и ЗБР (возрастными потребностями и возможностями их реализации) [32, c. 11-94].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.006 с.) |