Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимательно прочитайте представленный учебный материал.

Поиск

Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают услуги. Но людям свойственно ошибаться. Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Чаще всего истоки неудач закладываются на стадии организации предпринимательства. Такие ошибки наиболее трудно исправить. По этой причине знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе».

Сегодня предпринимательство является одним из наиболее прибыльных видов деятельности. Далеко не всегда и не для всех оно было успешным, но, тем не менее, пережило самые трудные времена и до сих пор продолжает существовать. Какими же были основные этапы развития предпринимательства?

1) Впервые понятие «предприниматель» появилось с возникновением рабства и возможности использовать труд рабов, а война стала двигателем его хозяйственной предприимчивости.

2) В Средние века сформировались хозяйственные условия для образования нового типа предпринимателей. Начинающие предприниматели того времени были представлены купцами, торговцами, ремесленниками.

3) С зарождением капитализма стремление к богатству обуславливает желание получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.

4) Далее в 16 в. появляются первые акционерные общества в сфере торговли.

В конце 17 в. возникли первые акционерные банки, основными функциями которых являлось размещение и хранение денежных средств и инвестирование в различные промышленные предприятия.

Наибольшее развитие данной области произошло в Англии. В 1694 г. в Англии появился прототип современной банкноты, которые в 20 в. окончательно заменили в денежном обороте золотые и серебряные монеты.

5) В 18 в. для предпринимателя стали важны способности, определяющую любую деятельность как успешную.

6) В России предпринимательство уходит своими корнями во времена царизма, когда экономические отношения строились на базе частной собственности на средства производства.

Особую роль в истории российского предпринимательства сыграл Петр 1. При нем начался промышленный подъем, было построено 200 предприятий. Известным представителем династии предпринимателей-промышленников являлась семья Демидовых.

После отмены крепостного права (1861 г.) продолжалось дальнейшее развитие предпринимательства: строились железные дороги, оживилась акционерная деятельность.

Во времена дореволюционной России, особенно начиная со времен Екатерины II, невозможно было продвинуться вверх по общественной леснице, не совершая социально- ориентированных поступков: филантропия – была неотъемлемым качеством российского сословия предпринимателей.

После Октябрьского (1917 г.) переворота история предпринимательства прошла несколько этапов.

- Первый — охватывал период с октября 1917 г. до начала 20-х годов. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни, что обусловлено марксистскими представлениями о коммунистическом обществе. Отношение к предпринимательству было однозначным: оно не совместимо с социализмом.

- Второй – период НЭПА (Новая экономическая политика). Предпринимательские функции начинает выполнять и государство. Это проявилось, в частности, в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом (концессионером), в соответствии с которым капиталисту передавались для эксплуатации на определенный срок хозяйственные объекты или природные ресурсы. От использования объекта концессионер получал прибыль. Со своей стороны он должен был ввести объекты в эксплуатацию (восстановить, отремонтировать и пр.) и отчислить обусловленную часть прибыли в бюджет государства.

Первые договоры о концессиях были заключены уже в 1921 г.

- Третий – длительный и драматичный с конца 20-х до второй половины 80-х годов. Из легального сектора экономики предпринимательство было практически изгнано. Господствовала административно-командной системы.

Предпринимательство начало возрождаться вновь лишь к 1990 – м годам. С принятием закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» были восстановлены в своих правах частная собственность и предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность – деятельность, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды и общественной пользы.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель или фирма. Однако они не являются единственными субъектами, в любом случае они вынуждены взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

К современному пониманию бизнеса общество пришло не сразу. История взглядов на деловые отношения достаточно противоречива: концепции бизнеса сменяли одна другую, двигаясь от одних суждений к совершенно противоположным. Исторически сложились три основные концепции (систем взглядов): позитивная, критическая и прагматическая.

Концепции бизнеса:

1) Позитивная концепция бизнеса. Данная система взглядов предполагает абсолютно позитивное отношение к бизнесу. Сторонники этой концепции понимают бизнес как общественно полезную деятельность людей, осуществляе- мую по личной инициативе, целью которой является производство товаров и услуг во благо общества. Здесь подчеркиваются следующие черты, свойственные предпринимательской деятельности:

 

Первый главный тезис данной концепции: бизнес нацелен на всеобщее благо. Предприниматели занимаются производством необходимых каждому человеку вещей. Ориентируясь на спрос, а значит, и на интересы людей, бизнесмены создают самые благоприятные условия для жизни людей.

Другой тезис сторонников этой концепции: бизнес подчинен всеобщим интересам. Это означает, что предприниматели исходят из интересов всех субъектов экономики в процессе своей деятельности.

Третий тезис: бизнес побуждает работать на благо общества. Действительно, благодаря предпринимателям, оплачивающим труд своих сотрудников, они побуждают людей работать, что, в конечном итоге, ведет к производству нужных обществу товаров и услуг.

Четвертый тезис: бизнес является содержанием экономики. Другими словами, бизнес представляет собой неотъемлемую часть экономики любой страны.

Пятый тезис сторонников позитивной концепции состоит в том, что бизнес является непротиворечивым явлением, т.е. бизнес не порождает конфликтных ситуаций. В связи с тем, что интересы каждого предпринимателя основаны на стремлении принести благо обществу, отсутствуют противоречия по поводу условий и результатов сделок.

Еще один тезис: бизнес является типичной чертой жизни людей. Это утверждение абсолютно верно. Деловые отношения так прочно вошли в нашу жизнь, что каждый человек проводит значительную часть времени в качестве их участника. Для кого-то это выражается в работе по найму, а кто-то становится непосредственно предпринимателем.

2) Критическая концепция бизнеса. Критическая концепция бизнеса – это полная противоположность позитивной концепции в части отношения к предпринимательству. Она исходит из того, что бизнес – это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Это означает навязывание своих интересов другим.

 

Первым тезисом данной концепции является то, что бизнес навязывает корыстные интересы. Действительно, в погоне за прибылью предприниматель стремится подчинить интересы других своим собственным. В крайних случаях это может обретать формы открытого или скрытого давления. В результате бизнес приобретает криминогенный характер, а общество вместо экономического развития получает регресс.

Следующий тезис: бизнес – это временное явление в истории. Другими словами, бизнес со временем прекратит свое историческое существование……………..

История человечества показала полную несостоятельность этого прогноза. Научно - технический прогресс облегчил труд, а культурное развитие ввело новые этические нормы делового общения.

Третий тезис состоит в том, что бизнес порождает конфликты. Как уже говорилось ранее, бизнес основывается на конфликтах. Они связаны, в основном, с тем, что предпринимателям приходится сталкиваться с ограниченным числом потенциальных покупателей и ограниченными запасами ресурсов. Борьба за покупателя и ресурсы ведется между участниками рынков в виде конкуренции.

Четвертый тезис: бизнес – это нежелательное явление в жизни общества. Стремясь получить как можно больше доходов для себя, бизнесмены попирают этические и моральные нормы. Однако современное общество не способно обходиться без предпринимателей. Все блага создаются только ими, а качество продукции и ее соответствие потребностям населения обусловливается свободной конкуренцией.

Следующий тезис критической концепции: бизнес приводит к классовому неравенству. Это происходит в процессе аккумуляции капиталов в руках ограниченного круга лиц. Остальные обречены на нищету. Таким образом, в обществе остается два класса, разделенных огромной разницей в своем благосостоянии. Данная концепция абсолютизирует отрицательные черты деловых отношений. В ее свете бизнесмен видится корыстным субъектом, ущемляющим интересы всего общества.

3) Прагматическая концепция бизнеса. Данная концепция рассматривает бизнес как неизбежное и положительное явление. Она является усредненной позицией между позитивной и критической концепциями. В разрезе данного подхода считается, что интересы предпринимателей и потребителей сбалансированы.

 

 

Первый тезис прагматической концепции бизнеса: бизнес – это необходимый компонент экономики. Это суждение означает, что без бизнеса экономическая система перестанет существовать.

Следующий тезис гласит, что бизнес есть неизбежный компонент экономической системы. Экономическая система образовывается из совокупности деловых отношений, т.е. неизбежность существования бизнеса в экономике обоснована возникновением экономики из бизнеса. В современном обществе такой обмен осуществляется при помощи всеобщего стоимостного эквивалента – денег. Так появляются деловые отношения, совокупность которых есть экономика.

Третий тезис прагматической концепции предполагает, что бизнес есть противоречивое явление. Если сторонники критической концепции утверждали, что предприниматель будет всячески игнорировать требования клиента ради своей личной выгоды, то в рамках прагматической концепции предполагается, что предприниматель будет всячески учитывать интересы общества, чтобы завоевать большую часть рынка, увеличить количество своих клиентов и таким образом достичь высокой прибыли. Т.е. условия диктует уже не предприниматель потребителю, а потребитель предпринимателю.

Следующий тезис состоит в том, что бизнес – это постоянное историческое явление. Бизнес как совокупность деловых отношений существовал на протяжении всей истории человечества, и он будет иметь место в будущем на протяжении всего периода существования общества.

Пятый тезис указывает на соблюдение бизнесом баланса между интересами клиента и предпринимателя. СПРОС=ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предприниматели функционируют в определенной среде, которая определяет их позиции.

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране социально-экономическую; политическую; гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособных граждан для занятия предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно ими самими.

1) Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиться успеха, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса.

Внешняя предпринимательская среда, как интегрированная система включает в себя следующие подсистемы:

· экономическое положение в регионе, стране;

· политическая ситуация, которая характеризуется стабильностью развития общества;

· правовая среда;

· государственная поддержка и регулирование предпринимательства;

· наличие природных факторов производства;

· физическую среду, связанную с климатическими (погодными) условиями функционирования предпринимательских организаций, отсутствием проявления форс-мажорных природных катаклизмов;

· уровень безработицы и платежеспособности населения;

· институционально-организационную среду, свидетельствующую о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д..

 

2) Внутренняя предпринимательская среда - это определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. Внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, воли, целеустремленности, умения и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде относят следующие факторы: наличие необходимого объема собственного капитала; правильный выбор организационно-правовой формы; выбор предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его материальное и моральное стимулирование; механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

Важным условием для развития предпринимательства в стране является наличие и развитость инфраструктуры, обеспечивающей выбранный вид бизнеса. Современный бизнес не может замыкаться сам на себе, ему необходимо соответствующее обеспечение, кооперация с другими производствами и организациями, другими словами, должна быть развитая инфраструктура предпринимательства.

Инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм, отмечающих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения при всем их разнообразии в одно целое.

Элементы инфраструктуры: региональные фонды поддержки малого предпринимательства, центры по исследованию проблем предпринимательства, специализированные банки, гарантийный фонд, страховые и лизинговые компании, бизнес-инкубаторы, консультационные фирмы и др.

Функции:

1)организационное оформление деловых отношений (проектирование, нотариальное дело и др.);

2) облегчение участникам деловых отношений реализации своих интересов, реклама и др.;

3)упрощение форм юридического и экономического обеспечения предпринимательства (суд, адвокатура, налоговая инспекция и др.).

Обширность сфер предпринимательской деятельности и многочисленность элементов инфраструктуры каждой сферы не предопределяют количество структурных подразделений предприятия: выгоднее консультироваться в специализированных консалтинговых компаниях (к середине 2004 г), имеющих высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов. Процесс формирования инфраструктуры для предпринимательской деятельности непрерывен, имеет направленность к специализации услуг, расширению их номенклатуры, повышению качества.

Чем полнее инфраструктура, тем лучше условия, в которых предпринимательство развивается наиболее оптимально.

Специальные элементы инфраструктуры:

Учебно-консультационные центры - сеть учреждений профессионального образования для предпринимателей, на базе которых на конкурсной основе и договорных условиях осуществляется профессиональное обучение как безработных граждан, так и занятых.

Венчурные центры - в основном рассчитаны на реализацию научно - технических проектов.

Примерная схема работы венчурного фонда выглядит так:

1. Специалисты ищут стартапы и инновации с потенциалом высокой прибыльности.

2. Найденные объекты подвергаются профессиональному анализу – исследуется рентабельность, продукты и услуги предприятия, определяется коэффициент риска.

3. Разрабатывается стратегия развития, ведётся поиск каналов сбыта.

4. Выпускаются акции компании, в которые фонд и вкладывает свои активы (контрольный пакет остаётся у предприятия, дабы не лишать руководителей мотивации).

5. Объект развивается, растёт его стоимость на рынке.

6. Управляющая компания приступает к обратному процессу – реализует акции на бирже и получает дивиденды.

Инкубатор и технопарк новых предприятий – это небольшая организация (5–30 чел.), в которой создаются «тепличные условия» для тех, кто начинает новое дело, не располагая для этого всеми достаточными ресурсами (особенно информационными).

Лизинг – это долгосрочная аренда оборудования, которая позволяет предприятиям (арендаторам) получать основные средства производства у специализированных лизинговых центров (арендодателей) за определенную плату в долгосрочное пользование с последующим выкупом.

Функционирующие в настоящее время элементы инфраструктуры малого предпринимательства многообразны. Это соответствует разнообразию видов услуг, необходимых для развития малого предпринимательства, но и одновременно отражает неопределенность в подходах к организации тех или иных институтов.

Под франчайзингом понимается предоставление права крупной фирмой другому предприятию, в частности малому, права реализации (финишного производства) ее продукции или услуг под товарным знаком крупной фирмы.

 

Далее вернемся к фактору внутренней среды – Организационно-правовые формы предпринимательства.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Попробуем разобраться в основных формах предпринимательской деятельности. В каждой стране предпринимательская деятельность осуществляется в определенных, предусмотренных ее законами, формах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.014 с.)