Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. План. 1.Сущность предмета возрастной психологии, её место в системе психологических дисциплин. 2. Классификация методов исследования в возрастной психологии. Организационные методы. 3. Эмпирические методы исследования. 4. Основные задачи возрастной психологии.
1. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Разделами возрастной психологии являются: 1. Детская психология: психология младенца, ребенка раннего детства, дошкольника. 2. Психология школьника: младшего школьника, подростка и старшего школьника; 3. Акмеология - психология развития зрелой личности. 4. Геронтопсихология – психология старости и долгожительства. Главное отличие возрастной психологии от других областей психологии, - акцент на динамике психического развития личности. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией и т.д. Возрастная психология – это особая область психологических знаний, которая рассматривает процесс поэтапного развития человека, даёт характеристику разных возрастных периодов и оперирует основным понятием - возраст человека. Каждый возраст или возрастной период человека - это определенный цикл его развития, имеющий свою структуру и динамику. Предметом возрастной психологии являются возрастные особенности как специфические свойства личности (и ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастного развития. 2. Методы исследования возрастного развития. Методы возрастной психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психическое развитие человека. I Группа: Организационные методы исследования. - Метод срезов: в группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, и получаются данные, характерные для группы одного возраста. Когда делается несколько срезов, подключается - Сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
- Лонгитюдный метод исследования (часто называется "методом продольных срезов"), прослеживается развитие одного и того же испытуемого в течение длительного времени (иногда десятки лет). - Комплексный метод – исследование ребенка проводится с точки зрения различных наук (медики, учителя, психологи). 3. Эмпирические методы исследования. I I Группа: Эмпирические методы исследования.
1. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное изучение внешних проявлений психических явлений. Незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста.
Виды наблюдения: - сплошное и выборочное; - скрытое и открытое; - естественное и лабораторное; - включенное и не включенное; - структурированное и неструктурированное.
Требования к наблюдению: - четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; - объективность наблюдения; - систематичность наблюдений; - наблюдение за естественным поведением ребенка.
Самонаблюдение – это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Обычно наблюдение сочетается с экспериментом.
2. Эксперимент – создание условий для проявления необходимых явлений. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными, и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Виды эксперимента: - Констатирующий эксперимент - Формирующий эксперимент - Генетико-моделирующий эксперимент - моделирование закономерностей возникновения той или иной психической способности и создание условий, обеспечивающих ее целенаправленное формирование. - Контрольный эксперимент - фиксация изменений в системе изучаемых фактов. - Естественный эксперимент; - Лабораторный эксперимент.
Психодиагностические методы
- Тестирование (англ. test - проба, испытание) - короткие экспериментальные приемы, которые используются для выявления уровня психического развития личности
- Анкетирование - метод сбора статистического материала путем прямого письменного опроса испытyемыx. - Социометрия - метод изучения связей и отношений детей в группе, положения, которое занимает ребенок в гpyппe сверстников. - Беседа, интервью - способ получения информации с помощью устного опроса. - Проективные методы (лат. projectio - выбрасывание вперед) совокупность методик целостного изучения личности, основаны на принципе проекции - перенесения на других людей своих собственных потребностей отношений, качеств. - Анализ продуктов деятельности - метод опосредованного эмпирического изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и идеальных (музыка, живопись, рисунки, сказки, поделки, сочинения, ученические тетради, т.д.) продуктов деятельности. - Биографический метод - анализ событий жизненного пути человека, документации, т.д.
Третью группу составляют методы обработки данных: - Количественный (статистический) - Качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание) анализы.
Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. План. 1.Сущность предмета возрастной психологии, её место в системе психологических дисциплин. 2. Классификация методов исследования в возрастной психологии. Организационные методы. 3. Эмпирические методы исследования. 4. Основные задачи возрастной психологии.
1. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Разделами возрастной психологии являются: 1. Детская психология: психология младенца, ребенка раннего детства, дошкольника. 2. Психология школьника: младшего школьника, подростка и старшего школьника; 3. Акмеология - психология развития зрелой личности. 4. Геронтопсихология – психология старости и долгожительства. Главное отличие возрастной психологии от других областей психологии, - акцент на динамике психического развития личности. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией и т.д. Возрастная психология – это особая область психологических знаний, которая рассматривает процесс поэтапного развития человека, даёт характеристику разных возрастных периодов и оперирует основным понятием - возраст человека. Каждый возраст или возрастной период человека - это определенный цикл его развития, имеющий свою структуру и динамику. Предметом возрастной психологии являются возрастные особенности как специфические свойства личности (и ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастного развития. 2. Методы исследования возрастного развития. Методы возрастной психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психическое развитие человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.011 с.) |