Учет результатов диагностики в процессе индивидуального речевого развития детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет результатов диагностики в процессе индивидуального речевого развития детей



Дошкольное детство — период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Создание условий для формирования личности, отбор технологий развивающего обучения, использование личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком — все это способствует развитию творческой личности. Но создать психологически комфортные условия невозможно без знания особенностей развития каждого дошкольника. Вот почему специалисты разных профилей и педагоги дошкольных учреждений проводят диагностику.

Диагностика — это комплекс методик для тонной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой.

Диагностика проводится с целью:

· получения информации об уровне развития каждого ребенка;

· создания условий для развития, обучения и коррекции нарушений у детей;

· развития творческой индивидуальности детей.

Выделяют несколько принципов организации диагностической
работы.
1. Принцип законности. Диагностика должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов («Конвенции о правах ребенка»; «Конституции Российской Федерации»; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и индивидуальных писем Министерства образования Российской Федерации; Устава образовательного учреждения; договора с родителями и т.п.).

2. Принцип научности. Диагностика должна опираться на научные исследования. Программы диагностической работы должны
быть научно обоснованы, т.е. должны включать основные теоретические положения, послужившие базой для ее составителей, с
указанием авторов и публикаций. Если педагоги сами разрабатывают диагностические методы, они должны дать информацию об
их валидности и надежности, о времени ее проведения а также
характеристику выборки испытуемых.

3. Принцип этичности. Диагностика должна проводиться с соблюдением этических норм и правил. Она должна быть беспристрастной (т.е. носить объективный характер), конфиденциальной
(полученные результаты должны храниться в тайне), к тому же
необходимо согласие ребенка на совместную деятельность.
4. Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает, что
достаточное количество информации должно быть получено минимальными усилиями.

Результаты диагностики могут быть использованы при:

· планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми;

· создании современных методик и технологий развивающего
обучения;

· организации предметно-развивающей среды (в группе, в кабинете);

· проведении подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;

· комплектовании групп;

· определении временной нагрузки на каждого ребенка.

Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана
помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить педагогическое общение с каждым ребенком.

Диагностика речевого развития детей является серьезной проблемой, поскольку речь — сложная психическая функция, подверженная многофакторным влияниям.

А. А. Павлова подчеркивает, что речь детей изучается по разным направлениям:
● во-первых, при изучении интеллектуальной деятельности
как одного из показателей умственного развития. В рамках данного
направления диагностика проводится лишь по функциям, непосредственно указывающим на уровень интеллектуального развития (это понимание чужой и осознание своей речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй речи);
● во-вторых, при исследовании собственно речи во всех аспектах (фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом).
Данное направление связано с детальным исследованием каждого из аспектов речевой деятельности.

Диагностика речевого развития детей проводится так же в дефектологии и логопедии.
Выявление уровня речевого развития представляет необходимость при определении готовности дошкольников к обучению в школе, при оценке работы дошкольного учреждения, при сравнении эффективности вариативных (альтернативных) программ обучения.

диагностика речевого развития дошкольников проводится для решения следующих задач:

- для выяснения состояния речевого развития детей;

- для определения динамики речевого развития;

- для определения перспектив развития той или иной стороны речи;

- для определения соответствия (несоответствия) речевого развития норме.
Диагностика речевого развития помогает выяснить индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка, а также получить разностороннюю информацию о состоянии развития речи для выбора подходящих содержания и методов обучения.
для понимания сущности речевой диагностики необходимо четко представлять, что входит в содержание устной речи и какие компоненты наиболее важны для ее изучения.

Как показали исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, А. Г. Арушановой, А. И. Максакова, В. И. Яшиной и др., при проверке словаря необходимо обращать внимание на количественный и качественный состав словаря, на понимание значения слова, степень его обобщенности, на умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи. С этой целью детям предлагаются задания на показ и называние предметов и картинок, на их сравнение и классификацию, на дополнение заданного тематического ряда, на называние предмета по его описанию, на подбор синонимов, антонимов, на составление предложений с заданным словом и др. для обследования грамматического строя речи воспитатель дает задания, направленные на выявление понимания грамматических конструкций, на составление предложений с заданными словами или по картинке, на дополнение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, на словообразование.
Фонетические особенности речи обследуются путем выполнения заданий на произнесение звуков в разных позициях (изолированных, в словах, во фразах), на узнавание, различение и сравнение слов, фраз, на запоминание звуковых и слоговых структур.

Степень развития связной речи устанавливается на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться три раза в год (в начале, в середине и в конце учебного года).

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Беседа не должна превышать 15 минут. Интервал между работой с каждым дошкольником — 2—З минуты. Это время необходимо для того, чтобы сменить дидактический материал.

Если диагностику проводит незнакомый с детьми взрослый, то он должен заранее познакомиться с ребятами, наладить с ними эмоциональный контакт.

Задания следует давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения не нужно показывать ребенку, что он не справился, надо дать ответ самому (например, ребенок не смог назвать обобщающего слова и взрослый сам говорит: Это можно назвать словом “одежда”»), но в протоколе отметить невыполнение.

Лучше всего предлагать детям задания при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов. Если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть известно детям.
для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (игрушки, предметы, картинки). для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядности, но на знакомых словах. Большое значение имеет точная формулировка вопросов. Вопросы и задания должны предлагаться ребятам в логической последовательности. Для проведения диагностики речевого развития детей следует использовать уже апробированные в современных исследованиях методики1.

Диагностика должна заканчиваться рекомендациями, т.е. давать ответ на вопрос, как учитывать полученные данные в последующие
практической деятельности с отдельными детьми или группой
Вопросы:

1. С какой целью проводится диагностика речевого развития детей?
2. Каких принципов следует придерживаться при организации диагностики?
3. Раскройте методику проведения диагностики речевого развития детей.
4. Как могут быть использованы результаты диагностики?

 

Тема 2.32. Планирование работы по развитию детской речи    Содержание

1. Принципы планирования работы по развитию речи дошкольников

2. Комплексный подход к планированию работы по развитию речи

3. Перспективное и календарное планирование работы по развитию речи

4. Виды документации по речевому развитию дошкольников и требования к ее оформлению

1. Принципы планирования работы по развитию речи дошкольников.

Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования. Это утверждение основывается на сложившейся в науке системе взглядов, согласно которым речевое развитие ребенка осуществляется в процессе его общения с окружающими людьми, рассматривается как формирование индивидуальной языковой способности. Приступая к планированию, воспитатель не только продумывает свою тактику, но и глубоко осмысливает стратегию воспитания и обучения. Грамотно спланированная и творчески выполненная работа – гарантия не только интеллектуально-речевого, но и общего развития ребенка. На современном этапе в связи с созданием новых типов дошкольных учреждений, разных вариантов программ развития речи, изменяющихся условий вопросы планирования решаются по-разному.

Вместе с тем в методике сложились принципы планирования работы по развитию речи, отражающие объективно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях любого типа:

· Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В плане должны найти отражение все разделы программы речевого развития: воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря и грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, ознакомление с художественной литературой. Работа должна планироваться таким образом, чтобы результаты усвоения языка как системы использовались детьми в конечном итоге в форме связных высказываний.

· Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.

· Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.

· Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что каждый ребенок уникален. Процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других – медленнее. По-разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей.

· Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.

· Систематичность педагогического воздействия на речь.

Названные принципы в совокупности с общедидактическими определяют характер планирования.

2. Комплексный подход к планированию работы по развитию речи.

При планировании необходимо помнить о комплексном подходе к решению задач развития речи.

- Предусмотренные для выполнения речевые задачи реализуются не изолированно друг от друга, а в комплексе, в связи между собой и с другими образовательными задачами. Здесь же указываются источники планирования, где отражена методика проведения занятий.

- В соответствии с принципом систематичности, речевые занятия планируются на едином тематическом содержании с комплексным решением нескольких программных речевых задач и использованием различных методов обучения.

- Единое содержание занятий обеспечивается тем, что в их основе лежит один из видов монологического рассказывания.

- На комплексных занятиях задания по развитию связной речи органично сочетаются с фонетическими, лексическими и грамматическими упражнениями, переход от одной части занятия к другой происходит естественно, живо и эмоционально.

- Образовательные задачи формулируются как конкретные требования к речевому развитию детей. Например, занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей старшей группы (5-6 лет) на тему «Рассказывание по картине Б. Игнатьева «Зимние забавы». Программные задачи: связная речь – развивать умение детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по картине «Зимние забавы», опираясь на события из личного опыта и свои впечатления; словарь – обогащать и активизировать словарь детей за счѐт слов, наиболее точно обозначающих свойства, качества, признаки предметов и явлений окружающего мира; грамматический строй речи – совершенствовать умение детей подбирать определения к словам «зима», «снег», упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде, построении разных типов предложений; звуковая культура речи – отрабатывать чѐткое произношение свистящих звуков, упражнять в подборе похожих по звучанию слов; воспитывать ценностное отношение к богатству русского языка.

- Планируя ход занятий, педагог определяет методические приемы, соответствующие возрасту детей, новизне и узнаваемости материала, сложности выполнения определенной задачи, очередности ее введения. Необходимо учитывать, что занятия по развитию речи планируются первыми, а также, что в начале года планируется более легкий материал, предусмотреть его повторяемость и разумное усложнение благодаря введению новых дополнительных программных задач. Например, для обучения детей разным видам монологического рассказывания занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в плане образовательной деятельности могут распределяться следующим образом: первая неделя – пересказ сказки или короткого рассказа; вторая неделя – повествование по картине; третья неделя – описание игрушки или предмета, составление рассказа по ней; четвертая неделя – чередование составления рассказов из коллективного (личного) опыта и творческого рассказывания.

- Планируя работу на две недели по тематическому принципу, воспитатель дошкольного образования отбирает из пособий и хрестоматий нужные разработки (конспекты, планы, сценарии), а также тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в опредѐленной последовательности. Заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов составляет сущность плана реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста. В соответствии с общей темой планирования образовательной деятельности работа по речевому развитию детей планируется как в специально организованной деятельности на занятиях, так и в других видах совместной деятельности ребенка и воспитателя: общении, познавательной, игровой, художественной деятельности и др.

Так, в разделе «Общение» планируются ситуации общения ребѐнка со взрослыми и сверстниками. В разделе «Игра» планируются сюжетно-ролевые, строительные, дидактические развивающие игры по развитию речи, народные игры, языковые игры, способствующие развитию речевой самостоятельности (инициативность, активность) детей. В рамках познавательной деятельности планируется работа по обогащению, активизации и закреплению словаря, развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Планирование работы в разделе «Художественная деятельность», составляющими компонентами которого являются художественно-речевая и театрально игровая деятельность (чтение и рассказывание произведений детской литературы и фольклора, заучивание стихов, игры-драматизации, инсценировка произведений, рассматривание иллюстраций в детской книжке, различные виды театров) имеет ряд особенностей. Художественно-речевую деятельность (чтение и рассказывание детям художественных тестов, заучивание стихов) как совместную деятельность ребенка со взрослым желательно планировать в первую половину дня. Художественные произведения для детей подбираются на месяц из рекомендательного списка круга детского чтения учебной программы дошкольного образования с учетом принципа чередования: большие и малые литературные формы; стихотворные и прозаические произведения. При этом педагогические работники должны руководствоваться тематикой образовательного процесса, сезоном, праздниками и памятными датами.

Во вторую половину дня планируют самостоятельную художественно-речевую и театрально-игровую деятельность детей (игры-драматизации, инсценировка произведений, рассматривание иллюстраций в книгах для детей, различные виды театров), а также чтение больших по объему художественных текстов (чтение с продолжением).

Запланированная совместная деятельность ребѐнка со взрослым по развитию речи вне занятий предлагается воспитанникам ненавязчиво и проходит непринужденно, не подавляя самостоятельную речевую активность и остальные виды деятельности детей.

Реализация задач речевого развития детей осуществляется также на занятиях по другим разделам учебной программы дошкольного образования Планирование работы по речевому развитию детей дает возможность реализовать в комплексе все задачи развития речи и культуры речевого общения учебной программы дошкольного образования, преемственность и взаимодействие в работе учреждения дошкольного образования, родителей и других заинтересованных социальных институтов.

3. Перспективное и календарное планирование работы по развитию речи.

В современных ДОУ утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.

Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы. Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными. В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание – на отборе содержания или определении форм организации работы, – выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).

По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течение дня. Не надо забывать, что запланированная работа по развитию речи вне занятий должна предлагаться детям ненавязчиво и проходить непринужденно. Она не должна подавлять самостоятельную речевую активность детей и остальные виды деятельности.

Педагогическая работа с детьми требует не только планирования, но и постоянного анализа, который должен быть направлен в первую очередь на выявление причин, определивших тот или иной результат. Результаты анализа могут быть отражены в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей.

В качестве примера можно привести карту, в которой фиксируется динамика овладения умениями описательной речи.

В процессе самостоятельной работы следует познакомиться с планированием работы в разных видах деятельности в зависимости от характера задач и содержания речевого материала во взаимосвязи с занятиями.

Существует практика составления перспективных планов по индивидуальной работе с детьми. Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития. Обязательно нужно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, консультации для родителей, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).

Календарное планирование. Заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов составляет сущность календарного планирования.

На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми (цель – формирование умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей); работу по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию детей); разнообразные дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.

4. Виды документации по речевому развитию дошкольников и требование к ее оформлению.

Виды документации:

- годовой план;

- перспективный план;

- календарный план.

Анализируя календарный план, необходимо обратить внимание на следующее:

§ Учет принципов планирования работы по развитию речи (реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи; деятельностный подход в отборе содержания и методов обучения; последовательное нарастание требований к речи детей; усложнение содержания, методов и приемов обучения по мере продвижения детей в усвоении материала; индивидуальный подход к детям; учет конкретных условий);

§ Соответствие программе, выполнение всех ее разделов;

§ Планирование занятий. В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия. Рекомендуется указывать:

а) название занятия;

б) задачи, которые предстоит решить;

в) дидактический материал;

г) способ организации детей на занятиях (работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей);

д) последовательный ход занятий с указанием основных методов и приемов;

е) разнообразие занятий;

ж) взаимосвязь между занятиями.

§ Работа по развитию речи в разных видах деятельности; взаимосвязь занятий по родному языку с развитием речи помимо занятий;

§ Реализация задач по развитию речи на занятиях по другим разделам программы;

§ Оформление записей;

§ Рекомендации к совершенствованию планирования.

Вопросы:

1. Перечислите принципы и условия успешного планирования речевой работы в детском саду.

2. В чем заключается комплексный подход в планировании работы по развитию речи детей в ДОО?

3. Какие задачи по развитию речи включаются в перспективные и текущие планы, как происходит их реализация?

 

 

Оценочные средства для проведения текущей и промежуточной аттестации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.045 с.)