Занятие 1. Тема 1. Объект, предмет, закономерности и этапы развития политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Тема 1. Объект, предмет, закономерности и этапы развития политологии



(2 часа) (на 7 октября)

Вопросы для обсуждения:

1. Объект и предмет политологии.

2. Закономерности развития политики.

3. Функции политологии.

4. Уровни изучения политики.

5. Этапы развития политической науки.

6. Место политологии в системе общественных наук.

Темы докладов:

1.    Роль политической науки в гуманитарном образовании.

2.    Возрастание роли политической науки в развитии современного общества.

3.    Особенности развития политической мысли в России в конце XX – начале XXI вв.

 

Занятие 2. Тема № 2. История политических учений (4 часа) (на 14 октября)

Вопросы для обсуждения:

1. Становление представлений о политике в государствах древнего Востока.

2. Политическая мысль древней Греции и Рима.

3. Интерпретация политики в эпоху Средневековья и Возрождения

а) Христианская политическая доктрина

б) Социально-политическая мысль эпохи Возрождения

в) Политическое учение Н. Макиавелли

4. Политические доктрины нового времени

а) Политико-правовое учение Томаса Гоббса

б) Учение Джона Локка о государстве и праве

в) Политико-правовое учение Ж.-Ж. Руссо

г) Политико-правовое учение Ш.-Л. де Монтескье

д) Политические и правовые взгляды Вольтера

е) Учение И. Канта о государстве и праве

ж) Учение Гегеля о государстве и праве

з) Теория демократии Нового времени (Алексис де Токвилль, отцы-основатели США)

Занятие 3 (на 21 октября)

Вопросы для обсуждения:

5. Социально-политические взгляды идеологов утопического социализма в первой

 половине 19 века

а) Социально-политические взгляды Анри де Сен-Симона.

б) Социально-политические взгляды Шарля Фурье.

в) Социально-политические взгляды Роберта Оуэна.

6. Политические идеи ХХ века

а) Теория рациональной бюрократии

б) Теория политической элиты

в) Теория бихевиоризма (различные парадигмы)

г) Школа «политического реализма»

д) Структурно-функциональное направление в политологии

е) Герменевтическое направление  

ж) Институциональное направление в политологии

Темы докладов:

1. Учение Платона об идеальном государстве, изложенное в диалогах «Политик», «Государство», «Законы».

2. Учение Цицерона о государстве и праве.

3. Учение Гегеля о гражданском обществе.

4. Политические программы Северного и Южного общества декабристов.

5. Марксистская концепция государства.

6. Спор славянофилов и западников в XIX веке о путях развития России.

7. Современные концепции политического развития России.

Занятие 4. Тема № 3. Сущность политики и политической власти (2 часа)

(на 28 октября)

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность политики и её интерпретация в политической науке.

2. Структура политики.

3. Функции политики.

4. Взаимосвязь политической сферы с экономической, социальной и духовной сферами.

5. Концепции власти в политической науке

6. Формы власти и их эволюция.

7. Принципы и методы осуществления власти

8. Источники и ресурсы власти

9. Функции власти.

10. Легитимность власти и её типы. Концепции М. Вебера и других авторов.

Темы докладов:

1. Политика как наука и искусство

2. «Средний класс» как основа политической стабильности общества в Рос-сии

3. Бизнес и политика в России

4. Взаимодействие политики и права: российский контекст

5. Социальный контекст политики.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравните веберовскую и марксистскую концепции политической власти.

2. Покажите, чем и как обеспечивается легитимность политической власти.

3. Проанализируйте выполнение социальных функций политической властью в современной России.

4. Каково соотношение понятий «общественная власть», «политическая власть», «государственная власть»?

5. Рассмотрите, как реализуется принцип разделения властей в нашей стране.

Логические задания и проблемные вопросы:

1.   Каково, на Ваш взгляд, главное назначение власти в обществе?

2.   К идее народа как суверена политической власти негативно относились многие мыслители. Русский философ Н. Бердяев утверждал, что «народовластие есть человековластие. Человековластие не знает границ и посягает на свободу и права человека». Он писал: «Суверенный народ может отнять у человека все, что захочет, что найдет нужным для своего блага. Самодержавие народа самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества». Английский философ К. Поппер считал, что в действительности народ нигде не правит, суверенитет народа не ограждает общество от произвола. Что Вы вкладываете в понятие «суверенитет народа»? Каковы пути реализации принципа народовластия?

3.   Как Вы понимаете принцип большинства? К. Поппер считал, что «большинство может править тираническими методами. При демократии власть должна быть ограничена». Каковы процедуры, методы, механизмы ограничения власти?

4. Что дает принцип разделения властей?

5. Как соотносятся легитимность и эффективность власти? Приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.007 с.)