Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонетика – это наука о звуковом строе языка (от греч. phone – «звук, голос»)».Стр 1 из 8Следующая ⇒
Тема 1. Ф О Н Е Т И К А
? Сравните определения фонетики. Выделите в них главное.
Фонетика – это наука о звуковом строе языка (от греч. phone – «звук, голос»)». (Г.М.Богомазов.) 2. «Фонетика (от греч. phone – «звук», phonetikos – «звуковой») – учение о звуковой стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетикой называют также и саму звуковую сторону языка». (П.А.Лекант.) Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка, т.е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменение в речевом потоке. (Д.Э.Розенталь.)
4. «Фонетика – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения». (Н.М.Шанский.) Запишите ниже, что изучает фонетика: ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Тема 2.
Основные фонетические единицы.
Сегментные (линейные) Суперсегментные (нелинейные, просодические)
фраза ударение синтагма (речевой такт) интонация фонетическое слово (они не существуют отдельно от слог сегментных единиц, а как бы звук накладываются на них)
Сегментные единицы. 1. Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением, отграниченный от других достаточно продолжительными паузами (||) и заключающий в себе законченную мысль. ? Сколько фраз в тексте? Докажите. Расставьте фразовые паузы. Было ветрено, сыро и скверно. Дверь в сад была открыта, на почерневшем полу террасы высыхали лужи ночного дождя. (Л.Т.) Различайте единицы разных уровней языка:
фразу и предложение фонетическая единица грамматическая (синтаксическая) единица ? Сколько фраз в сложных предложениях? Как связаны структура сложного предложения и фразовое членение? Покажет Русь, что есть в ней силы и есть грядущее у ней. (Н.) Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез. (Н.Гоголь). 2. Синтагма (речевой такт) - это часть фразы, ограниченная паузами (|) и характеризующаяся интонацией незаконченности. Синтагматическое ударение – оформляет синтагму. «В основе деления текста на синтагмы лежит смысл, и само деление служит выражению смысловых отношений» (Л.В.Щерба). Правильность выделения синтагмы проверяется на слух: синтагматическая пауза не должна создавать бессмыслицу.
Паузы между тактами не обязательны – возможны варианты членения: ? Разделите на синтагмы фразу: На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. (П.) На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. (П.) В некоторых случаях варианты членения фразы на синтагмы отражают разное значение: Как испугали ее | слова брата. Как испугали ее слова | брата. Синтагма имеет две функции: 1) фонетическую – членит фразу; ТЕОРИИ СЛОГА. ЭКСПИРАТОРНАЯ трактует слог как сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Так, если произнести перед горящей свечой слово ДОМ, пламя дрогнет один раз, слово РУКА – пламя дрогнет 2 раза, МОЛОКО – три раза. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда. Произнесём односложное слово СПЛАВ – и пламя свечи дрогнет 2 раза, смычка губ у [п] разорвёт воздушный поток на 2 части; произнесём слово АУ! – и пламя дрогнет 1 раз, хотя в слове 2 слога. НЕДОСТАТОК: Экспираторная теория основывается лишь на одном факторе слогообразования. В настоящее время несостоятельность этой теории в науке можно считать доказанной. ТЕОРИЯ МУСКУЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ДИНАМИЧЕСКАЯ) (Лев Владимирович Щерба) трактует слог как волну силы, интенсивности. Самый интенсивный звук слога – слоговой, менее сильные – неслоговые. Слог, как говорят сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся Наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется 3 фазами (усиление, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображён как «дуга мышечного напряжения». НЕДОСТАТОК: сложное явление слогообразования объясняется только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно. СОНОРНАЯ (Рубен Иванович Аванесов) трактует слог как сочетание более сонорного (звучного) элемента с менее сонорным. Наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей – гласные. По степени звучности можно обозначить: гласные – 4, сонорные согласные – 3, шумные звонкие – 2, глухие согласные – 1. С этой позиции любое слово представляется как волна сонорности. Однако слоговыми могут быть не только самые звучные звуки. Например, в междометии КС-КС-КС 3 слога, хотя все звуки глухие; слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц КШ!, и в призыве к молчанию ТС! НЕДОСТАТОК: сонорная теория подходит к выделению слога только акустически. ? Ответьте на вопросы: - С какой точки зрения рассматривается слог в каждой теории? Как определяется понятие слога? _______________________________________________________________________________ Звучность – это слышимость звука на расстоянии. - Как обозначается звучность звука?___________________________________________ - Как называется звук, имеющий наибольшую звучность? А остальные? _______________________________________________________________________________ С л о г о в ы м в русском языке является обычно г л а с н ы й звук. Основной закон, которому подчиняется структура слога, - законвосходящей звучности (закон открытого слога) – звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком – гласным. Слоговая граница проходит рядом со звуком наименьшей звучности.
Отступления от закона восходящей звучности: 1. сонорный + шумный 2. слог на j Виды слогов: Ударные - безударные Правила слогораздела
1. СГ: [ ку | ри | ца] 2. Г j Согл.: [заи | къ]; [мои | въ] 3. Ш С: [и | гра]; [ c а | бл‘ь] 4. ШШ, или СС, или СШ - смотри на ударение: V [у | хват]; [за | мр’от] V [кар | тъ]; [ур | нъ] 5. 3 согласных – см. п..4: [с’ос/тры]; [у/стра/и/вът’]
5. Звук – наименьшая фонетическая единица. Звук – это минимальная незначимая единица речевого потока. Звуки могут изучаться в разных аспектах: - физический – звуки речи – это колебания воздуха; можно говорить о силе, высоте, тембре и длительности звуков; - физиологический – какие органы речи и как принимают участие в образовании звука; - лингвистический (функциональный). Фонема и звук. Фонема – это наименьшая функциональная единица, которая служит для различения слов и их форм: мел – мель, ваза – фаза, роза – розы. В мировое языкознание понятие фонемы ввёл И. А. Бодуэн де Куртенэ. Он противопоставил фонему звуку. Разграничение фонемы и звука отражает общее разграничение языка и речи:
Ударение.Интонация. Ударение.
Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одной произносительной единицы в составе другой единицы более высокого уровня: ударение выделяет в слове – слог, в синтагме или фразе – слово. Существует словесное, синтагматическое и фразовое (логическое) ударение. Основным в русском языке является словесное ударение. Словесное ударение – это динамическое выделение слога в слове, более напряжённое и громкое произнесение гласного звука этого слога.
Главная общая функция словесного ударения – организация звуков слова и его интонации в единое целое. Ударение усиливает цельность слова как единицы. Ударный слог отличается большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков. Какова фонетическая природа ударения? У каждого гласного звука есть собственная относительная громкость. Если гласные произносятся выше своего порога громкости, они становятся ударными: пили. С артикуляционной точки зрения ударение связано с усилением толчка речевого выдоха. С акустической точки зрения ударение проявляется в усилении громкости: ударный слог произносится громче безударного. Ударение называют «биением сердца в слове». Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков.
Особенности русского ударения:
1. силовое (динамическое): ударный слог отличается большей силой и громкостью, напряженностью, длительностью (в 10 раз длиннее) (а не музыкальностью, т.е. изменением высоты тона, как в сербском, китайском языке); 2. свободное, разноместное: ударным может быть любой слог (во франц. языке – всегда последний слог, в польском – предпоследний); 3. подвижное: может передвигаться с одного слога на другой: село – сёла (хотя большинство слов имеют неподвижное ударение: красивый – красивее, торт – торты, сколько – скольких, звонит…); 4. есть слова, имеющие основное и побочное ударение (это сложные слова): телерепортаж, авиапочта; 5. есть слова, не имеющие ударения – клитики: под дом – проклитики; дом же – энклитики; 6. есть слова, которые имеют акцентные варианты: иначе и иначе, мышление и мышление, творог и творог – это норма.
Функции словесного ударения:
Местом ударения различаются варианты слов: - общеупотребительный и профессиональный: добыча и добыча, компас – компас; - литературный и диалектный: вьюга – вьюга; крапива – крапива; - литературный и просторечный: магазин - магазин, красивее – красивее; - нейтральный и разговорный: звонишь – звонишь, занята – занята; - литературный и народнопоэтический: девица – девица, серебро – серебро; - современный и устарелый: библиотека – библиотека, музыка – музыка; - дублеты – когда разница в месте ударения не значима: баржа – баржа, иначе – иначе.
Есть другие виды ударения: a. фразовое – одна из синтагм выделяется в фразе более сильным ударением; b. тактовое – выделение одного из слов в синтагме в речевом потоке; c. логическое – выделение слова для подчёркивания его особого значения. Ударение фразовое и тактовое называют логическим. Интонация Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, высшая форма речевого воздействия.
Компоненты интонации: 1. мелодика речи – повышение и понижение тона в фразе; 2. ритм – чередование ударных и безударных слогов; 3. темп речи – скорость протекания речи во времени; 4. паузы – перерыв в речи; 5. тембр речи – звуковая окраска речи, передающая эмоционально-экспрессивные оттенки; 6. интенсивность речи – сила произнесения; 7. фразовое и логическое ударение. ? 1. В чём различие между сегментными и суперсегментными единицами? Звуки речи. Звуки речи классифицируются по артикуляции с учетом некоторых акустических характеристик. Самые крупные классификационные группы звуков – гласные и согласные. Они образуются в результате работы разных органов речи ( эта работа называется артикуляцией).
После твёрдых согласных |
|||||||||||||||||||||||||
а к н о | Ъ с ъ д в о т | а с д ы | А О с а т г о т | Ъ г о р ъ т | (Ъ) с к а с к (ъ) | |||||||||||||||||||||
Э эташ | Ъ ц ъ л ’ и н а | Э ж э н а | Э (после Ж,Ш,Ц) ж э с т | Ъ мужъствъ | Э (Ъ) с ’ эрцэ (ъ) | |||||||||||||||||||||
После мягких согласных | ||||||||||||||||||||||||||
- | Ь п ’ ьр ’ ьл ’ ивал | Э л ’ э с а | ’ Э ’ А л ’ эс м ’ ал | Ь м ’ э с ’ ь ц | Э (Ь) фп ’ эч ’ к ’ э |
? Почему в таблице не представлена редукция звуков [и, ы, у]? _____________________
6 гласных звуков обозначаются 10 гласными буквами: А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
Йотированные Е Ё Ю Я обозначают:
[ гласный + мягкость согласного ] 2 звука: [ j + гласный ]
после согласной: лён – [ л’о н ] 1. в начале слова: ЯМА - [ j а]ма
2. после гласной: маяк – м a [ ja ]к
3. после Ъ и Ь: семь[ ja ]
? 1. Чем отличаются артикуляционно и акустически гласные звуки от согласных?
Какова роль букв Е,Ё,Ю,Я?
Тема 4.
Классификация согласных.
№ | Критерий | Классификация | Примеры |
1. | По способу образования | 1. Смычные (смычно-взрывные) | [б – б’ г – г’ д – д’ к – к’ п – п’ т – т ’] |
2. Щелевые (фрикативные) | [в – в’ ж з – з’ с – с’ ф – ф’ х – х ’ ш ш ’ ж ’ j ] | ||
3. Смычно – проходные: - боковые - носовые | [ л – л ’] [ м – м ’ н – н ’] | ||
4. Слитные (аффрикаты) | [ ц ч ’] | ||
5. Вибранты (дрожащие) | [ р – р ’] | ||
2. |
По месту
образования
3.
По работе голосовых связок
4.
На слух (особые признаки)
В русском языке 37 согласных фонем.
По мягкости
Тема 6.
Фонетический разбор.
Укажите виды редукции.
О Б Р А З Е Ц
п.о. v п. о. п.о.
ЗВЁЗДНЫЕ - [ з в’о | з н ы | j ь ]
З – [ з ] з– [ з ] - согл.
В – [ в’ ] переднеяз.
Ё – [ о ] щелевой
З – [ з ] шумный
Д - [ - ] - диэреза звонкий, парный
Н – [ н ] твёрдый, парный
Ы – [ ы ] - колич. редукция свистящий
[ j ] v
Е ё- [ о ] – гласн.
[ь] – качеств. редукция ударн.
передн. ряда
8 букв, 8 звуков средн. подъема
нелабиализ.
В этом слове есть непроизносимый согласный [ д ]. Проверочное слово – звезДа.
? 1. С какой целью выполняется фонетический разбор?
У п р а ж н е н и я
Упражнение № 1. Проверьте себя.
ТЕСТ ПО ФОНЕТИКЕ
(с опорой на знания школьной программы)
Задание № 1. Выберите группу слов, в каждой из которых есть только твердые согласные.
А) жир, весь, каша, циркач, щель;
Б) отвага, узор, глушь, словно, цирк;
В) время, лучше, свитер, боец, игра;
Г) тоньше, случай, хочешь, цыган, вьюга.
Задание № 2. Выберите группу слов, в каждой их которых есть только звонкие согласные.
А) удар, каюта, точка, цепь;
Б) сажа, кот, музей, шёпот;
В) мера, досуг, щедрый;
Г) земля, грубый, влево, вьюга.
Задание № 3. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука.
А) яма, семья, ёж, день, юла;
Б) баян, юг, ель, жюри;
В) вьюн, ёрничать, платье, маяк;
Г) сюрприз, вялый, зебра, тёмная.
Задание № 4. Укажите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков.
Чтобы, съесть, съезд, рассечь, явь, честный, ночной, ежевика.
Задание № 5. Даны слова ЛЮК, ЯР, ЛЁН. Определите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке. Запишите эти слова.
С Л О Г
Упражнение № 1. Знание какого признака слога оттачивают следующие вопросы?
Продумайте свою реакцию в случае неправильных ответов детей.
Упражнение № 2. Укажите количество слогов в словах цифрами: 1,2,3,4,5,6.
З В У К И Р Е Ч И
Упражнение № 1. Прочитайте стихотворение. Какие вопросы надо задать по
стихотворению?
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Упражнение № 1. Узнайте согласный звук по характеристике.
1) согласный переднеязычный, аффриката, шумный, глухой непарный, твёрдый непарный;
2) согласный губно-губной, смычно-взрывной, шумный, звонкий парный, мягкий парный;
3) согласный заднеязычный, щелевой, шумный, глухой непарный, мягкий;
Поехать гайка
Скамья трамвай
Лосьон волчьи
Изъян белеть
Упражнение № 13. Обозначьте пропущенные разделительные знаки:
1 | Мягкий знак |
2 | Твёрдый знак |
С…ёмка в…южный доб…ёмся
Бур…ян почтал…он об…ективный
С…естное б…ёт об…ят
Интер…ер ад…ютант двух…ярусный
Раз…яснение пред…юбилейный в…ётся
Трёх…язычный с…экономить верблюж…я
Фел…етон фельд…егерь охотнич…и
В…едливый цеп…ю двух…осный
Кон…юнктура олен…я кур…ер
Борода - береза -
Погода - трава –
дорога - шуба –
2) глаголы с приставками В-, С-, НАД-, ПОД-, ОТ-; отметьте ассимиляцию по глухости – звонкости:
Переносчик драться расчёт рассчитать расшумевшись перебежчик детский рассказчик расшитый без шороха датчик без жалости
Упражнение № 7. Подчеркните слова, в которых есть ассимиляция по мягкости.
Докажите.
Скромность, нянчить, банщик, перелёт, точка, фонарщик, июньский, храбрость, мощный, гвозди, точность, лётчик, точильщик.
? В каком суффиксе происходит ассимиляция по мягкости? Запишите 5 существительных с этим суффиксом.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Упражнение № 8. Укажите слова, в которых есть ассимиляция согласных.
Определите ее вид.
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Из искры возгорится пламя.
Я живу в Петербурге.
Письмо Виталию в Италию.
Не сшит, не скроен,
А весь в рубцах;
Много одёжек,
И все без застёжек. (Кочан капусты.)
Мели, Емеля, твоя неделя.
Поход - караван -
шёпот - перестать –
котелок - предлагать –
Дорожка - ожидание -
У Д А Р Е Н И Е
Упражнение № 1. Определить фразовое, тактовое и словесное ударение. Выделите
проклитики и энклитики, а также слова с побочным ударением.
Голубоватые сумерки проступили над морем, над р…вниной тусклой и тихой воды, а (в)дали на противоположном берегу какой-то (не)извес…ной страны горели желтые портовые фонари.
Упражнение № 2. Измените словоформы, поставьте ударение, определите, какое
оно: подвижное или неподвижное.
Торт – прав -
Повторю - ждал -
Свекла - создан -
Упражнение № 3. Составьте словосочетания с омографами: орган, атлас, ловлю.
Упражнение № 4. Запишите слова в алфавитном порядке, расставьте ударение.
Ненастья скоро жди,
Он яркий вывесил плакат:
Да здравствуют дожди!
Звукопись - аллитерация
Ассонанс
Рифма
3) Ритмическая организация стиха:
Ямб дактиль
Хорей амфибрахий
анапест
3. Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет.
Мертвые листья хватает и весело
В бешеной пляске несет.
(И.Бунин)
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья
Под тусклым ветром
Кружат, шуршат.
(В. Брюсов)
4. А. Пушкин. «Евгений Онегин».
1). Любви печальную тревогу
Я слишком, может быть, устал.
2). Любви печальную тревогу
Я слишком долго испытал.
3). Любви безумную тревогу
Я слишком сильно испытал.
4). Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.
5. Извозчик извлек из кармана кисет.
Полощутся красные полотнища.
6. 1). Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. (Ф. Тютчев)
2). Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
(А. Пушкин)
7. Крепко связаны ей …
Попадется зверю ….
Кушай яблочко, …
Благодарствуй за ….
8. 1. Спросите, не повысив тона …
2. Кто получит низкий балл …
3. Мне очень нравится …
Высокий рост и …
9. Буриме: 1). капели 2) дня
вновь огня
запели осень
воробьев бросим
Синквейн.
Тема.
Два имени прилагательных.
Три глагола.
Предложение из 4 слов.
Синоним к теме.
Готовимся к контрольным работам.
1. Терминологический диктант.
Знать определения терминов:
Фонетика.
Фраза.
Синтагма.
Лабиализация.
Редукция.
Ассимиляция.
Диссимиляция.
Аккомодация.
Диэреза.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.241 с.)