Раздел III. Интегративная деятельность организма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Интегративная деятельность организма



 

АНАЛИЗАТОРЫ (СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ)

(два занятия)

Занятие 1-е

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ,ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ И ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОРЫ

 

1.Что называют анализатором по И.П.Павлову? Укажите две основные группы анализаторов.

2.Что называют органами чувств? Каково соотношение понятий "орган чувств" и "анализатор"?

3.Назовите три отдела анализатора и его структурные элементы.

4.Каково значение рецептора как периферического отдела анализатора? С помощью какого процесса,общего для рецепторов любой модальности,осуществляется восприятие раздражений?

5.Что понимают под первичными и вторичными рецепторами?

6.Перечислите первичные и вторичные рецепторы.

7.Как называют локальные потенциалы,возникающие при возбуждении первичных и вторичных рецепторов? Где возникает потенциал действия при возбуждении рецептора?

8.Перечислите последовательность процессов,приводящих к возникновению импульсного возбуждения в первичных и вторичных рецепторах.

9.Каково значение проводникового и коркового отделов анализатора?

10.Каково значение внешних и внутренних анализаторов?

11.За счет чего анализаторы обеспечивают тонкую,точную приспособляемость организма к внешней среде?

12.Перечислите свойства анализаторов.

13.Назовите критерии,характеризующие чувствительность анализаторов к адекватным раздражителям.

14.Что называют порогом ощущения?

15.Что называют порогом различения? Какие пороги различения анализаторов Вы знаете?

16.Сформулируйте закон Вебера о пороге различения силы действующего раздражителя.Приведите соответствующую формулу.

17.Сформулируйте закон Вебера-Фехнера,выражающий зависимость интенсивности ощущений от силы раздражения. Приведите соответствующую формулу,расшифруйте ее обозначения.

18.Что понимают под инерционностью анализаторов? Приведите пример.

19.Что понимают под индукционными взаимодействиями анализаторов?

20.Что такое кодирование информации? В каких отделах анализатора оно осуществляется?

21.Какие характеристики раздражителя кодируются анализаторами?

22.Каким образом кодируется качество (модальность) раздражителя в рецепторах? 23.За счет чего кодируется сила раздражителя в рецепторах?

24.Какой вид кодирования используется в рецепторах при изменении величины раздражаемой площади поверхности тела и при изменении расстояния между раздражаемыми точками? Объясните механизм.

25.С помощью какого механизма кодируется в рецепторах время действия раздражителя?

26.Каким образом передается информация о характере сигнала в одиночном афферентном волокне? в нервном стволе?

27.С помощью каких механизмов кодируется информация в корковом конце анализатора? Дайте соответствующие пояснения.

28.Какие характеристики раздражителя кодируются и анализируются в центральном конце анализатора?

29.В чем заключается сущность анализа и синтеза информации, поступающей в корковый отдел анализаторов от экстерорецепторов?

30.Что лежит в основе восприятия,т.е. узнавания предмета (формирования образа) или явления?

31.Назовите главные преломляющие поверхности и среды глаза и их суммарную преломляющую силу при рассматривании близко и далеко расположенных предметов?

32.Перечислите аномалии рефракции глаза.

33.Что называют миопией и гиперметропией? В чем заключается их сущность?

34.Что такое астигматизм,какова его причина,как компенсируется это несовершенство оптической системы глаза в клинической практике?

35.В чем сущность компенсации дефектов оптической системы глаза?

Какие очковые линзы используются в клинической практике при миопии,гиперметропии и астигматизме?

36.Что такое сферическая аберрация оптической системы глаза? За счет чего глаз уменьшает ее?

37.Какова роль зрачка в зрительном восприятии?

38.Каково значение пигментного слоя сетчатки?

39.Что называют узловой точкой глаза?

40.Что называют углом зрения?

41.Постройте изображение на сетчатке глаза. (Рис. 48)

42.Какие механизмы имеются у глаза для ясного видения разноудаленных предметов?

43.Как изменяется состояние цилиарных мышц,цинновых связок и хрусталика при рассматривании близко и далеко расположенных предметов,то есть при аккомодации глаза?

44.Какие механизмы использует глаз для ясного видения движущегося или появляющегося в поле зрения предмета?

45.Что такое фиксационный рефлекс?

46.Почему не возникает адаптация быстро адаптирующихся фоторецепторов при фиксации взора на неподвижном предмете?

47.Какие механизмы имеет глаз для ясного видения в условиях различной освещенности?

48.Назовите известные Вам зрительные пигменты колбочек и палочек.

49.Что называют слепым пятном на сетчатке глаза? Назовите опыт,с помощью которого можно доказать его наличие.

50.Опишите кратко опыт Мариотта, с помощью которого доказывается наличие слепого пятна на сетчатке?

51.Почему в опыте Мариотта при приближении к глазу рисунка с кружком и крестиком и фиксации взора на крестике восприятие кружка исчезает,когда рисунок находится на расстоянии 15 - 25 см от глаза?

52.Что называют желтым пятном и центральной ямкой?

53.Чем характеризуется острота зрения? Чему равна величина этого критерия в норме? Как его обозначают в практической медицине.

54.С помощью какой таблицы определяют и по какой формуле рассчитывают остроту зрения? Поясните значение элементов формулы.

55.Почему острота зрения больше в центральной ямке,чем на периферии сетчатки?

56.За счет чего мы можем видеть крупные объекты в целом и их детали?

57.Назовите механизм глаза, обеспечивающий различение длины световой волны.Какая теория,объясняющая это свойство глаза,в настоящее время получила экспериментальное подтверждение? В чем ее сущность?

58.Перечислите разновидности нарушения цветового зрения.

59.Что собой представляют и где расположены рецепторы обоняния?

Первичными или вторичными они являются?

60.Что собой представляют вкусовые почки,первичными или вторичными являются вкусовые рецепторы,по каким нервам проводятся афферентные сигналы от вкусовых рецепторов?

 

-----------------

 

1.В каком возрасте у ребенка начинает секретироваться защитная слезная жидкость и начинается слезообразование при плаче?

2.Каковы особенности движения глаз и век новорожденного (при открывании глаз)? В каком возрасте появляются защитный мигательный рефлекс на внезапное световое раздражение и защитный рефлекс смыкания век?

3.В чем проявляется зрительное сосредоточение у ребенка, в каком возрасте оно появляется,сколько времени оно длится в этот период?

4.Укажите основные особенности состояния зрачков и зрачкового рефлекса у новорожденного.

5.У какой части новорожденных (в процентах) встречается гиперметропия, то есть дальнозоркость,какова ее причина,к какому возрасту она проходит?

6.Как часто у детей развивается миопия,в каком возрасте это бывает? Какова ее непосредственная причина?

7.Какие факторы способствуют развитию миопии у детей? 8.Почему длительное чтение с большим наклоном головы или при рас

положении книги ближе 30 см от глаз могут привести к развитию миопии?

9.Почему напряжение аккомодации при слабом освещении и длительном рассматривании мелких предметов способствует развитию миопии?

10.Укажите остроту зрения у детей в возрасте 6 месяцев,1 года и в 4 - 5 лет.

11.У кого больше острота зрения: у детей старше 5 лет и подростков или у взрослого человека? Какова особенность аккомодации у детей и ее причина?

12.В каком возрасте у ребенка зрительный анализатор специфически реагирует (по изменению электроретинограммы,изменению частоты дыхания и пульса) на различные цвета? Когда ребенок различает все цвета (выбор игрушек по цвету) и правильно их называет?

13.Каковы особенности расположения рецепторов вкусового анализатора у новорожденных детей?

14.Каковы реакции новорожденных на сладкое,горькое,соленое и кислое? Пороги вкусовых ощущений?

15.На каком месяце развития плод способен реагировать мимическими движениями на запахи? Каковы функциональные особенности обонятельного анализатора у новорожденных и детей грудного возраста по сравнению со взрослыми?

 

Занятие 2-е

СЛУХОВОЙ,ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ,ТАКТИЛЬНЫЙ,ТЕМПЕРАТУРНЫЙ,ДВИГАТЕЛЬНЫЙ, ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЙ АНАЛИЗАТОРЫ,НОЦИЦЕПЦИЯ

 

1.Что называют анализатором по И.П.Павлову?

2.Какие два вида анализаторов Вы знаете? Каково их значение для организма?

3.Назовите три отдела анализатора и их структурные элементы.

4.Каково значение рецепторов как периферического отдела анализатора?

5.Посредством какого универсального для всех рецепторов процесса осуществляется восприятие раздражений в них?

6.Каково значение проводникового и коркового отделов анализатора?

7.Какие функциональные особенности внешних анализаторов обеспечивают возможность приспособления организма к внешней среде? 8.Какие характеристики звукового раздражителя кодирует слуховой анализатор?

9.Укажите диапазон частот звуковых колебаний,воспринимаемых слуховым анализатором, как этот диапазон изменяется с возрастом? К каким звуковым частотам ухо человека обладает наибольшей чувствительностью, какое это имеет значение?

10.На чем основана способность человека определять положение источника звука в пространстве? Объясните механизм.

11.С какой точностью (в градусах) человек способен определять направление источника звука в пространстве? Опишите опыт,доказывающий,что решающее значение в этом имеет разница во времени поступления звука в правое и левое ухо.

12.Назовите мышцы среднего уха и укажите их значение.

13.Каково значение барабанной полости и наличия воздуха в ней? Когда открывается евстахиева труба, какое это имеет значение?

14.Назовите два пути передачи звука в слуховом анализаторе.Докажи

те наличие того и другого пути.

15.О чем свидетельствует сохранность костной передачи звука при нарушении воздушной?

16.За счет чего усиливается звуковой сигнал в механической системе уха,воспринимающей звуковые колебания?

17.Назовите три канала улитки.

18.Перечислите элементы,передающие звуковые колебания от барабанной перепонки на волосковые клетки кортиева органа.

19.Каково назначение барабанной перепонки,с помощью каких косточек она выполняет свою главную функцию (перечислите соответственно последовательность их расположения),соответствует ли частота колебаний барабанной перепонки частоте звуковых колебаний?

20.Каково назначение овального и круглого окон улитки?

21.Опишите механизм раздражения слуховых рецепторов.

22.Укажите расположение основных нейронов (включая корковые) слухового анализатора.

23.Что такое микрофонный эффект улитки?

24.Какие факты свидетельствуют о том,что часть кортиева органа у основания улитки воспринимает высокие тоны,в середине - средние тоны, в области верхушки улитки - низкие тоны?

25.Каким образом кодируются низкочастотные (до 1000 Гц) звуковые колебания?

26.При помощи какого механизма кодируются высокочастотные (свыше 1000 Гц) звуковые колебания?

27.Назовите два различных в функциональном отношении отдела лабиринта.Из каких структурно-функциональных элементов состоит вестибулярный аппарат?

28.В каких участках вестибулярного аппарата расположены рецепторы,как называются скопления этих рецепторов?

29.Какую основную информацию посылают вестибулорецепторы в центральную нервную систему?

30.Что является адекватным раздражителем рецепторов отолитового аппарата (преддверия) и рецепторов полукружных каналов?

31.Какова функция вестибулярного аппарата?

32.Раздражение каких рецепторов вестибулярного аппарата играет главную роль в возникновении нистагма глаз и головы,познотонических и выпрямительных рефлексов?

33.В чем заключаются вегетативные сдвиги,возникающие в организме при чрезмерном возбуждении вестибулорецепторов?

34.Какие нарушения возникают после одностороннего разрушения вестибулярного аппарата?

35.Какие нарушения возникают после двустороннего разрушения вестибулярного аппарата? Через какой промежуток времени они компенсируются?

36.Последствия одностороннего или двустороннего разрушения вестибулярного аппарата протекают тяжелее? Почему?

37.Что называют осязанием?

38.Что называют пространственным порогом тактильной чувствительности,чему он равен на коже спины и кончиков пальцев рук?

39.Перечислите области расположения терморецепторов.

40.Почему при погружении руки в горячую воду первоначально может возникнуть ощущение холода?

41.На какие четыре основных вида делятся тактильные рецепторы?

42.Раздражение каких рецепторов какими раздражителями вызывает чувство боли? 43.Какие функциональные изменения возникают в организме при ощущении боли? 44.Что обеспечивает более точную локализацию болевых ощущений,возникающих при раздражении кожи,по сравнению с таковыми при раздражении внутренних органов?

45.Укажите разновидности проприорецепторов и их локализацию.

46.Какова функция проприорецепторов?

47.Нарисуйте схему мышечного веретена и обозначьте его структурные элементы.

48.Как называют эфферентные волокна,иннервирующие мышечные веретена? Какие элементы мышечного веретена они иннервируют?

49.Какое влияние,каким образом оказывают гамма-мотонейроны на мышечные веретена?

50.Какая структура мышечного веретена связана с афферентными волокнами,за счет чего изменяется частота импульсов,идущих по ним?

51.При расслаблении или сокращении скелетной мышцы возбуждаются мышечные веретена и рецепторы Гольджи?

52.Возбуждение каких рецепторов (Гольджи или мышечных веретен) при шагательном рефлексе вызывает сокращение или расслабление одной и той же скелетной мышцы?

53.Как изменится функция конечности животного и тонус ее мышц при полной ее деафферентации?

54.Какие виды висцерорецепторов (по адекватному раздражителю) Вы знаете? Каково их физиологическое значение?

55.Перечислите механизмы глаза,обеспечивающие ясное видение в условиях различной освещенности.

56.Почему не возникает адаптации быстроадаптирующихся фоторецепторов при фиксации взора на неподвижном предмете?

57.Что такое фиксационный рефлекс?

58.Чем характеризуется острота зрения?Чему равна величина этого критерия в норме?Как его обозначают в практической медицине?

59.С помощью какой таблицы определяют и по какой формуле рассчитывают остроту зрения? Дайте соответствующие пояснения.

60.В чем сущность компенсации дефектов оптической системы глаза?

Какие очковые линзы используются в клинической практике при миопии,гиперметропии и астигматизме?

 

-------------

 

1.В каком возрасте у детей начинают функционировать анализаторы? Структуры какого из анализаторов созревают раньше,каких анализаторов позже?

2.Какие факторы способствуют развитию и функциональному совершенствованию анализаторов? К какому возрасту это в основном завершается?

3.Возможно ли восприятие звука в период внутриутробного развития,какие факты свидетельствуют об этом?

4.Какова реакция новорожденного на сильный звук?

5.В каком возрасте значительно улучшается слух ребенка,когда острота слуха становится максимальной?

6.В каком возрасте у ребенка тонкость различения звуков достигает нормы взрослого (3/4 - 1/2 тона),какую максимальную частоту звуковых колебаний воспринимает подросток 14 - 19 лет (сравните с нормой взрослого человека)?

7.На каком месяце внутриутробного развития у плода появляются вестибулярные тонические рефлексы? Какие виды рефлексов с рецепторов вестибулярного аппарата имеются у новорожденного ребенка и в грудном возрасте?

8.Какую реакцию вызывают тактильные раздражения кожи у новорожденного ребенка? Когда начинают появляться локальные ответы на раздражение и движения рук, устраняющие эти раздражители?

9.Достаточно ли хорошо ребенок грудного возраста воспринимает холод и тепло? К чему он более чувствителен?

10.Как реагирует ребенок грудного возраста на резкое охлаждение окружающей среды,какое влияние при этом оказывает теплая ванна или грелка?

11.Возникает ли реакция на болевое раздражение у плода? У взрослого или новорожденного болевая чувствительность ниже? В каком возрасте ребенок может определить место болевого раздражения на коже и во внутренних органах?

12.Какова реакция плода в поздние сроки внутриутробного развития на вкусовые раздражители? В каком возрасте ребенок начинает реагировать на сладкое,горькое,кислое и соленое?

13.Укажите, к какому сроку внутриутробной жизни достигает достаточной зрелости обонятельный анализатор? Как плод при этом реагирует на летучие вещества? Охарактеризуйте остроту обоняния новорожденного по сравнению со взрослыми.

14.В каком возрасте становится возможным различение обонятельных раздражителей? Когда ребенок начинает отличать приятные запахи от неприятных? Как это проявляется?

15.В каком возрасте у ребенка зрительный анализатор специфически реагирует (по изменению электроретинограммы,изменению частоты дыхания и пульса) на различные цвета? Когда ребенок различает все цвета (выбор игрушек по цвету) и правильно их называет?

 

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (два занятия)

Занятие 1-е

ПОНЯТИЯ. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. НАУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНД.

 

1.Дайте современное определение понятию - высшая нервная деятельность (ВНД). 2.Что такое низшая нервная деятельность?

3.Сформулируйте понятие - психическая деятельность. Каковы соотношения этого понятия с понятием ВНД?

4.Сформулируйте понятие "сознание".

5.Перечислите формы психической деятельности.

6.Что такое мышление? Каковы соотношения понятий - мышление и психическая деятельность?

7.Сформулируйте понятие - восприятие.

8.Сформулируйте понятие - представление.

9.В чем заключается приоритет И.М.Сеченова и И.П.Павлова в изучении ВНД?

10.Перечислите основные достижения И.П.Павлова в изучении ВНД.

11.Что называют условным рефлексом? Какие виды памяти обеспечивают его выработку?

12.Перечислите основные правила выработки условных рефлексов.

13.При каких условиях выработанный условный рефлекс становится прочным? Почему раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, вначале называют индифферентным?

14.Какая реакция обычно возникает в начале выработки условного рефлекса на индифферентный раздражитель и какое физиологическое значение она имеет?

15.Между какими центрами коры большого мозга возникает временная связь при выработке условного рефлекса? Какое явление лежит в основе механизма выработки условного рефлекса?

16.Перечислите основные свойства доминантного очага возбуждения, возникающего в коре большого мозга при действии безусловного раздражителя.

17.Что понимают под термином "стадия генерализации" условного рефлекса? На каком этапе выработки условного рефлекса она возникает? Какое физиологическое явление лежит в основе "генерализации" условного рефлекса?

18.Перечислите три основные классификационные группы условных рефлексов.

19.Назовите три основных подгруппы и разновидности условных рефлексов, классифицируемых по безусловным рефлексам, на базе которых они выработаны.

20.Что такое натуральные условные рефлексы, в чем заключаются особенности их выработки?

21.Назовите основные подгруппы натуральных условных рефлексов, приведите примеры.

22.Перечислите основные разновидности лабораторных условных рефлексов,отличающиеся между собой по сложности, поясните сущность каждой разновидности этих рефлексов.

23.Назовите разновидности условных рефлексов, отличающихся по соотношению времени действия условного и безусловного раздражителей.Дайте пояснения.

24.Что такое условный рефлекс высшего порядка? Приведите пример.

25.Дайте характеристику безусловным рефлексам.

26.Дайте характеристику условным рефлексам.

27.Назовите причины более тонкого приспособления организма с помощью условных рефлексов к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

28.Дайте определение функциональной системы по П.К.Анохину.

29.Нарисуйте схему функциональной системы по П.К.Анохину, обеспечивающей приспособительное поведение организма.

30.Назовите основные компоненты функциональной системы по П.К.Анохину.

31.Что такое афферентный синтез? Какое физиологическое значение он имеет?

32.Назовите четыре основных источника, необходимых для осуществления афферентного синтеза.

33.Что понимают под акцептором результата действия?

34.Куда в функциональной системе поступают импульсы от рецепторов результата действия (обратная афферентация) и каково их значение?

35.Что произойдет,если параметры полученного результата действия не совпадут или совпадут с параметрами планируемого результата?

36.Что называют инстинктом?

37.Что такое научение и обучение? Каково соотношение этих понятий?

38.Перечислите основные формы научения.

39.В чем заключается сущность оперантного научения? Укажите две основные его разновидности.

40.Что такое викарное научение? Приведите пример.

41.Что такое реакция следования? Врожденной или приобретенной она является? Дайте соответствующее пояснение.

42.Что такое инсайт?

43.Дайте определение понятиям - память и энграмма.

44.Приведите классификацию памяти по длительности хранения информации. Укажите это время. Назовите специфический вид памяти, свойственный только человеку.

45.Что такое мгновенная (сенсорная) и кратковременная память, каков их нейрональный механизм? Участие какой структуры мозга и какого ритма ЭЭГ обязательно для кратковременной памяти?

46.Назовите основные изменения в нейронах при переходе кратковременной памяти в долговременную (при консолидации памяти).

47.Приведите доказательства важной роли РНК в процессах запоминания информации.

48.Какие влияния оказывают серотонин и адреналин на процесс обучения, в каком состоянии организма это проявляется ярче?

49.Какие структуры мозга играют особо важную роль в процессах консолидации памяти? Приведите доказательства.

50.Какова емкость мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

51.Что понимают под кортиколизацией функций? Как изменится поведение лягушки и голубя после полного удаления у них полушарий большого мозга?

52.Какие функциональные зоны различают в коре большого мозга? Какие из них играют особо важную роль в анализе и синтезе поступающей в кору информации? Что понимают под локализацией функций в коре большого мозга?

53.Какое физиологическое значение имеют явления анализа и синтеза информации, поступающей в кору большого мозга?

54.Перечислите основные методы, при помощи которых можно исследовать локализацию функций в коре большого мозга.

55.В каком полушарии большого мозга и в какой области его коры у правшей расположены сенсорный центр речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока)?

56.Перечислите основные методы изучения ВНД.

57.Что такое электроэнцефалография и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)? Перечислите волны ЭЭГ.

58.Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для обычного бодрствующего состояния: умственная работа, действие внешних раздражителей, напряжение тонуса мышц, эмоциональное напряжение? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

59.Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для организма в состоянии физического и эмоционального покоя, при отсутствии внешних раздражителей с закрытыми глазами? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

60.Назовите основные виды изменений ЭЭГ при внешних воздействиях. Локальными или генерализованными они являются?

____________________

 

1.В каком возрасте у детей происходит наиболее интенсивное развитие коры большого мозга?

2.Опишите основные особенности ЭЭГ детей первых месяцев жизни,укажите их причины.

3.Опишите динамику ЭЭГ в раннем онтогенезе. В каком возрасте ЭЭГ детей не отличается от таковой у взрослых?

4.Назовите основные особенности условных рефлексов новорожденных детей.

5.Чем объясняются особенности условных рефлексов новорожденных?

6.В каком возрасте и какие самые первые условные рефлексы вырабатываются у грудных детей?

7.С каких рефлексогенных зон образуются первые натуральные пищевые условные рефлексы у новорожденных детей? С чем это связано?

8.С какого возраста возможно образование условных рефлексов у детей с проприоцептивного (двигательного), и внешних анализаторов?

9.На какие раздражители внешней среды возможно образование первых условных рефлексов у грудных детей в возрасте 2 - 3 месяцев жизни? В каком возрасте появляется наиболее живая ориентировочная и исследовательская деятельность у детей?

10.Что такое импринтинг?

11.Каково место импринтинга среди условных и безусловных рефлексов?

12.Назовите три основные разновидности (формы) проявления импринтинга, дайте им пояснения.

13.Опишите кратко эксперимент, с помощью которого можно показать, что врожденная реакция следования требует определенных условий для своей реализации.

14.Назовите свойства (черты) импринтинга,сходные со свойствами безусловных и условных рефлексов.

15.Назовите свойства (черты) импринтинга, отличающие эту форму реагирования от условных и от безусловных рефлексов.

 

Занятие 2-е

ПОВЕДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА

 

1.Какие формы ответных реакций организма обеспечивают поведенческое его приспособление в окружающей среде?

2.Что понимают под безусловным торможением условных рефлексов? Какие формы безусловного торможения Вам известны?

3.Каков механизм и физиологическое значение внешнего торможения условных рефлексов?

4.Каков механизм и физиологическое значение запредельного торможения условных рефлексов?

5.Что понимают под условным торможением условных рефлексов? Какие формы условного торможения Вам известны?

6.Как вырабатывается угасательное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

7.Как вырабатывается дифференцировочное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

8.Как вырабатывается условный тормоз? Как изменяется условный рефлекс при этом?

9.Как вырабатывается запаздывательное условное торможение? В чем сущность проявления этого вида торможения?

10.Каково биологическое значение различных видов условного торможения условных рефлексов?

11.Дайте определение понятия "тип ВНД".Что лежит в основе классификации типов ВНД?

12.Как определяют силу процесса возбуждения по работоспособности?

13.Как на основе закона силовых отношений определяют силу процесса возбуждения в коре больших полушарий?

14.Как можно определить силу процесса возбуждения с помощью фармакологического тестирования?

15.Назовите основные приемы исследования силы процесса торможения.

16.Назовите и опишите основные приемы, с помощью которых можно определить подвижность нервных процессов при исследовании типов ВНД.

17.Какие типы ВНД различают по И.П.Павлову? Сопоставьте их с соответствующими типами темперамента по Гиппократу.

18.Перечислите основные особенности ВНД человека.

19.Что такое сон?

20.Какие основные фазы сна выделяют по характеру ЭЭГ?

21.Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна? Дайте им характеристику.

22.Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им характеристику.

23.Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность? Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?

24.Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для фазы "медленного" сна?

25.Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для "быстрого" сна?

26.Что такое сновидения и для какой фазы сна они наиболее характерны?

27.Как влияет на последующий ночной сон эмоциональный стресс?

28.Каково физиологическое значение сна?

29.Назовите основные факторы,побуждающие возникновение сновидений и влияющие на их содержание.

30.Дайте определение понятию "гипноз".

31.Какие основные физиологические изменения в организме человека возникают в процессе углубления гипнотического состояния?

32.Какие основные стадии гипноза по И.П.Павлову Вам известны? Чем они характеризуются?.

33.Что означает понятие "психосоматическая медицина"? Что является ее теоретической основой?

34.В чем заключается сущность метода психоанализа, разработанного Фрейдом?

35.Каковы физиологические предпосылки и механизм влияния коры большого мозга на внутренние органы?

36.Каков механизм патогенного влияния внутренних органов на состояние психики человека?

37.Что называют функциональной межполушарной асимметрией? В чем она выражается?

38.Какими методами можно изучать межполушарную асимметрию?

39.Опишите метод тахистоскопии при изучении межполушарной асимметрии.

40.Как проводится тест Вада при изучении межполушарной асимметрии?

41.Какова основная функциональная специализация левого полушария головного мозга человека?

42.Какова основная функциональная специализация правого полушария головного мозга человека?

43.Кто сформулировал представление о сигнальных системах организма? Что понимают под первой и второй сигнальными системами?

44.Назовите виды осознаваемой деятельности мозга.

45.Перечислите виды подсознательной деятельности мозга.

46.Дайте определение понятия "эмоция".

47.Какая структурная организация в ЦНС является морфологическим субстратом для эмоциональных реакций? Назовите ее основные компоненты.

48.Назовите основные факторы (причины), вызывающие отрицательные и положительные эмоции.

49.Назовите три основных компонента эмоциональной реакции? Дайте необходимые пояснения.

50.Перечислите основные вегетативные компоненты, сопровождающие выраженную эмоциональную реакцию?

51.Каково биологическое значение потребности организма?

52.Какие формы потребностей Вам известны? Приведите соответствующие примеры.

53.Дайте определение понятия "мотивация", назовите причины возникновения мотиваций и их значение.

54.Перечислите стадии развития эмоционального состояния (по Г.И.Косицкому).

55.Что характерно для стадии эмоционального напряжения (СН I)? Ее физиологическое значение?

56.Что характерно для стадии отрицательной стенической эмоции (СН II)? Ее физиологическое значение?

57.В каких условиях возникает и что характерно для стадии отрицательной астенической эмоции (СН III)?

58.Что характерно для стадии невроза (СН IV)? Перечислите основные экспериментальные приемы, способствующие развитию невротических состояний.

59.Каково значение положительных и отрицательных эмоций для человека?

60.Чем отличается речь человека от языка животных?

 --------------

1.С какого возраста у детей начинает отчетливо проявляться безусловное торможение деятельности? Приведите пример.

2.В каком возрасте у детей вырабатываются различные виды условного торможения? К какому возрасту все виды условного торможения выражены достаточно хорошо?

3.Назовите основные особенности всех видов условного торможения у детей первого года жизни.

4.Что характерно для условнорефлекторной деятельности ребенка ясельного периода развития?

5.С какого возраста у детей обнаруживаются четкие типологические особенности ВНД и к какому возрасту заканчивается их формирование?

6.Как изменяется суточная потребность (продолжительность) сна у детей различного возраста?

7.Как изменяется в процентном отношении у детей с возрастом продолжительность парадоксального сна?

8.С какого возраста появляются эмоциональные реакции в поведении детей и в чем заключается приспособительный характер этих реакций?

9.С какого возраста у детей начинают вырабатываться условные рефлексы на слова и в каком возрасте у них формируется абстрактно-словесное мышление?

10.Каков словарный запас детей в возрасте 1 года,2-х,3-х и 4-х лет?

11.В чем заключаются особенности развития ребенка,изолированного от общества, например, попавшего в раннем возрасте в логово зверя?

12.Назовите главное условие,которое определяет привязанность ребенка к родителям? От чего зависит формирование типологических особенностей ВНД ребенка?

13.Опишите кратко эксперимент, с помощью которого можно показать, что врожденная реакция следования требует определенных условий для своей реализации.

14.Назовите три основные разновидности (формы) проявления импринтинга, дайте им пояснения.

15.Назовите свойства (черты) импринтинга, отличающие эту форму реагирования от условных и от безусловных рефлексов.

 

Ч А С Т Ь II. О Т В Е Т Ы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.201 с.)