Характеристика местных налогов. Механизм налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика местных налогов. Механизм налогообложения



 

В настоящее время весьма актуальным для российской экономики является проблема местного налогообложения. В этой связи интересно было бы узнать, как решается она в странах Запада.

В большинстве зарубежных стран местные налоги являются основным методом мобилизации финансовых ресурсов в местные бюджеты, поскольку на их долю в доходах местных органов развитых государств приходится от 30% (Япония, Великобритания) до 70% (США) всех налоговых поступлений. За счет их поступлений финансируются затраты на развитие транспорта, строительство школ, больниц, прочих объектов инфраструктуры, расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и т.п., что свидетельствует об их важной роли в социально-экономическом развитии местных территорий. Для большинства развитых стран характерна множественность местных налогов и сборов; их количество колеблется от 20 до 100 разновидностей (в Италии - свыше 70, во Франции - более 50). Наиболее распространенными среди них являются прямые налоги - с имущества, земельный, промысловый, на прибыль, подоходный и др., а также косвенные - налоги с продаж, акциз.

Местное обложение отличает регрессивность, поскольку недостаточно учитывает доходность различных социальных групп, не имеет необлагаемого минимума. Как правило, у местных органов отсутствует право налоговой инициативы. Введение местных налогов санкционируется или одобряется центральной властью. Все зарубежные местные налоги и сборы можно разделить на четыре группы:

) собственно местные налоги, устанавливаемые местными органами самоуправления взимаемые только на данной территории (поимущественный, поземельный, промысловый налог, акцизы, налог с продаж);

) надбавки к государственным налогам в пользу местных бюджетов, устанавливаемые местными органами;

) налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставляемые на данной территории (налог за проживание в гостинице, за пользование коммунальными услугами);

) налоги, определяющие социально-экономическую политику местных органов управления, например, экологические налоги, ориентированные на стимулирование развитие экологически чистых производств.

В условиях усиления роли местных органов власти в регулировании различных аспектов социально-экономической жизни в индустриальных странах Запада существенно возрастает значение местных налогов в общей налоговой политике.

Механизм распределения и перераспределения государственных финансовых ресурсов между центральными и местными органами, масштабы налоговой компетенции каждого уровня власти, наделение их налоговыми источниками в соответствии с выполняемыми функциями и принципами автономии определяются конституционным устройством страны. В зависимости от того, на скольких уровнях осуществляется разделение прерогатив власти в стране, налоговая система может быть двух - и трехзвенной. Так, в странах с федеративным делением (США, Германия, Канада) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (штатами, департаментами, землями и т.п.) и местными органами власти (муниципалитетами, графствами, коммунами и др.). В государствах, не имеющих федеративного деления (Франция, Япония и др.), существует двухуровневая налоговая система, основанная на общегосударственных и местных налогах. Для предприятия и отдельного предпринимателя общая сумма всех налогов, как правило, не превышает одной трети от их доходов.

Местные налоги играют важную роль в социально-экономическом развитии соответствующих территориальных единиц (города, района, графства, штата, земли и т.п.). Из местных бюджетов финансируются затраты на развитие транспорта, водо - и газоснабжения, на строительство школ, больниц и прочих объектов социальной инфраструктуры, покрываются расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и парков, коммунальное и жилищное строительство. Кроме того, за счет местных бюджетов содержатся местные административные органы, полиция и суд.

Множественность налогов

 

При всем разнообразии систем местного налогообложения существует ряд налогов, которые взимаются в большинстве стран. Это налоги на доходы (подоходный налог с физических лиц и корпораций в США, Германии и Франции, подушный налог в Великобритании, налог с наследства), налоги на недвижимость (поимущественный в США и Японии, поземельный в Германии, Франции, земельный налог со строений и налог на жилище во Франции), налоги на деятельность (налог на профессию во Франции, промысловый налог в Германии), налоги с товарооборота (налог с продаж в США, налог на добавленную стоимость в Германии и Франции, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки), различного рода сборы и платежи (за автомобиль, парковку, открытие ресторанов, увеселительные зрелища, на охоту, защиту окружающей среды, собак, выдачу различного рода лицензий и документов).

Основу автономии местных органов составляет поимущественный налог, сбор которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на местном уровне. Объектами обложения этим налогом служат земля, строения (промышленные и жилищные) и другие виды недвижимости. Базой обложения почти во всех странах является оценочная стоимость имущества. Поскольку обложение и изъятие поимущественного налога происходит согласно законодательству местных органов самоуправления, то ставки налога различны и устанавливаются как в процентном отношении от стоимости имущества, так и в виде твердой суммы с единицы стоимости имущества. В связи с достаточно редкой переоценкой имущества (в среднем раз в 10 лет) поимущественный налог не является гибким инструментом финансовой политики, проводимой на местах.

Наибольшее фискальное значение на уровне местных органов имеет налог с продаж. Так, например, в США на этот вид налогообложения приходится порядка 32 процентов всех налоговых поступлений местных властей. Сбор налога производится на уровне штатов по ставке от 3 до 7 процентов, а затем поступившие средства возвращаются местному органу, на территории которого они взяты. По законодательству США объектом обложения общим налогом с продаж является не только валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, но и оборот по оказанию услуг населению, что значительно расширяет налоговую базу штатов и муниципалитетов в условиях роста сферы услуг.

Муниципалитеты в США могут вводить собственные налоги с розничных продаж только в том случае, если это допускается законодательством своего штата. По мнению американских экономистов, право местного органа самоуправления на введение налога с продаж может породить проблему "налоговых границ". Иными словами, если муниципалитет принимает решение о введении налога в городе, а графство, в котором этот город расположен, такого налога не вводит, то розничные торговцы могут переместить свои предприятия за черту города, с тем, чтобы избежать налогообложения. Подобная ситуация может привести к "расползанию" городов и потере доходов местных бюджетов, поэтому американские эксперты полагают, что рациональней вводить местные налоги с продаж на уровне среднего звена местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.005 с.)