Понятие патриотического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие патриотического воспитания



 

С древнейших времен великие философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание старших, традиций.

Концепция воспитания в Древней Греции имели свои особенности. Высшей целью каждого гражданина считалось достижение блага для государства. В трудах Перикла (V век до н.э.) идеалом человека являлся полноправный гражданин, который сочетал свои интересы с государственными, отличался высокой сознательностью и богатством духовной культуры.

По мнению К.А. Гельвеция, истинной целью воспитания считается формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага. А поколение новых людей - патриотов появляется тогда, когда сердца граждан раскрываются для гуманности, а ум - для знаний. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека - любовь к справедливости и Отечеству».[3;225].

Я.А. Коменский считал, что одним из главных направлений воспитания является формирование у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. В «Великой дидактике» он писал: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в х общественного благополучия»[7;43]. Система подготовки патриотов, защитников, воинов доходит до России через Византию и через западноевропейские государства. Но в России дворянско-аристократическая подготовка опиралась на русские обычаи, русский национальный характер.

Патриотическое воспитание всего русского народа диктовалось жизненной необходимостью защиты своего Отечества, заключалось в праве жить своими традициями, заботиться о том, чтобы страна становилась богаче, сильнее, славилась трудом, почитанием законов, национальных традиций, чтобы ее уважали соседи.

Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.

Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному [6;25]

По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие [3;15].

В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны. Советскому обществу были присущи черты марксистко-ленинской идеологии, контроль государства над учебными учреждениями, творческими союзами, содержанием культуры. Но необходимо отметить, что культура советского периода базировалась на наследии патриотизма, духовности, гуманизма, общинности, государственности, всегда жившем в народном сознании как высокий идеал и норма человеческого бытия. Сохранилось то, что русский народ создал за многовековую историю патриотического воспитания и подготовки ее к защите Отечества. Появились общественные организации и центры по подготовке молодежи допризывного возраста к службе в армии, организовывались военно-спортивные соревнования («Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне»).

Характеризуя цели воспитания в советской школе, А.С. Макаренко отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Ученый подчеркивал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, напряженная работа, часто очень тяжелая, неинтересная и грязная. А.С. Макаренко считал, что удел школы - воспитание преданных родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных [3;18].

В 50-60 годы XX века среди педагогических исследований, посвященной данной проблеме, выделяются работы И.С. Марьенко, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова.

В своих трудах И.С. Марьенко представлял теоретический анализ проблемы патриотического воспитания. Им были даны практические рекомендации по формированию патриотического сознания во внеклассной работе, обосновано единство патриотического сознания на чувственном и поведенческом уровнях.

В конце XX - начале XXI века произошло изменение социальной ситуации в обществе. Россия переживает духовную деформацию самоопределения, пересматривает свое прошлое. Данный период в развитии России можно назвать переломным, так как особую значимость приобретают идеи, которые обращены к Отечеству и направлены на патриотическое воспитание молодежи.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма, Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».

Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.

Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.

Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и др.), отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Н.Ф. Виноградова и Р.Ш. Халикова указывают при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материала. Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.. Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др.

Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определенных обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова) - гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.

Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова Исследуя проблему воспитания начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова подчёркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство - чувство патриотизма: интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический.

С.А.Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.

Исследуя проблему воспитания начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова подчёркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство - чувство патриотизма: интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический.

На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. В своих работах они указывают, что патриотическое воспитание необходимо каждому гражданину своей страны. Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.008 с.)