Понятие прецедентности и её единицы (прецедентное имя, высказывание, текст). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие прецедентности и её единицы (прецедентное имя, высказывание, текст).



В нашем случае речь идет также о «категоризации семантики», точнее, о дальнейшей разработке новой языковой категории, категории прецедентных единиц, категории более высокого уровня абстракции в сфере мыслительного (смыслового) содержания, находящего выражение в языках разных типов. Л. Талми разработал понятие когнитивной репрезентации объекта, разные компоненты которой характеризуются лексической и грамматической подсистемами языка. При этом предложение или какая-либо другая часть дискурса активизирует в сознании слушающего определенную часть его опыта, которая и является когнитивной репрезентацией (Talmy 1985).

Прецедентные единицы (в дальнейшем – ПЕ) можно считать одной из доминирующих моделей речетворчества, для которой важнейшим условием её продуктивности и функционирования является когнитивная репрезентация, по Талми, или в расширительном значении когнитивная база лингво-культурного сообщества, как её понимает Д.Б. Гудков. А именно, под когнитивной базой понимается определённым образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми обладают все представители того или иного лингво-культурного сообщества. Когнитивную базу формируют не столько представления как таковые, сколько инварианты существующих и возможных представлений о тех или иных феноменах, которые хранятся в эволюционизированном, редуцированном виде

Когнитивной базой для ПЕ служат прецеденты в широком смысле. Поэтому ПЕ функционируют как образцовые языковые факты, служащие моделью для воспроизводства сходных фактов и представленные в речи определенными вербальными сигналами, которые актуализируют стандартное или нестандартное (по своей креативности) содержание. В этом широком понимании прецедентов в них включаются языковые клише и штампы разного уровня, стереотипы, фрейм-структуры, репрезентанты гипо-гиперонимической связи, устойчивые сравнения и т.п. единицы. Прецедент в данном значении представляет собой определённый «стереотипный образно-ассоциативный комплекс», значимый для определённого социума и регулярно актуализирующийся в речи представителей этого социума (Телия 1988: 30).

Таким образом, под прецедентными единицами (< лат. praecedens, praecedentis – идущий впереди, предшествующий) понимаются когнитивные трансформы. Прецедентные единицы есть результат семантической деривации во взаимодействии с прагматическими факторами, они являются лингвокогнитивными знаками прецедентов в широком смысле. Это есть единицы, производные от языковых знаков, имевших ранее место в языке и служащие примером, основанием (смысловым и структурным элементом) для последующих случаев их языкового употребления в новой констелляции.

Внутри прецедентов в широком понимании учёными выделяется группа прецедентов, которые фигурируют как прецедентные феномены (ПФ). Д.Б. Гудков подчеркивает, что содержание этого термина не исчерпывается его внутренней формой, не равно сумме значений составляющих его слов, т.е. далеко не каждый феномен, обладающий прецедентностью, может быть назван прецедентным феноменом. Основным отличием прецедентных феноменов от прецедентов иных типов является то, что первые оказываются связанными с коллективными инвариантными представлениями конкретных «культурных предметов», национально детерминированными минимизированными представлениями последних (Гудков, там же). Таким образом, прецедентные феномены представляют собой особую группу вербальных или вербализуемых феноменов, относящихся к национальному уровню прецедентности.

Прецедентные единицы в нашем понимании могут относиться и к прецедентам другого типа. Они, так же как и некоторые прецедентные феномены (прецедентный текст, прецедентное высказывание, прецедентное имя), образуют группу вербальных ментальных репрезентаций. Но в отличие от ПФ ПЕ носят универсальный языковой характер, потому что наблюдаются во многих языках и относятся как к системно-языковому, так и индивидуумному уровню прецедентности. Именно на этом основании разного рода квази-цитации и скомпилированные пословицы, поговорки и хорошо известные изречения можно причислить к ПЕ, которые являются не ПФ, а их производными, но в работах многих авторов фигурируют, тем не менее, как ПФ. Ср.: Модники и модницы, объединяйтесь! (рекламный щит). Последнее позволяет судить о степени феноменологичности ПЕ.

 

Гипотеза Сепира - Уорфа.

Гипотеза Сепира — Уорфа, гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.

Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида

Автором концепции является американский этнолингвист-любитель Б. Л. Уорф; эта концепция была созвучна некоторым взглядам крупнейшего американского лингвиста первой половины XX века Э. Сепира (оказывавшего Уорфу поддержку) и поэтому обычно называется не «гипотезой Уорфа», а «гипотезой Сепира — Уорфа».

В соответствии с их представлениями, язык и образ мышления народа взаимосвязаны. Овладевая языком, его носитель усваивает и определенное отношение к миру и видит его под углом зрения, "навязанным" структурами языка, принимает картину мира, отраженную в родном языке.

Следствием признания гипотезы лингвистической относительности является признание того, что язык хранит в себе определенную систему ценностей, выражаемые в нем значения имеют оценочность и складываются в коллективную философию, свойственную всем носителям данного языка.

 

 

Основные понятия семиотики. Виды и свойства знаковых культур.

Семиотика:

Появление семиотики было предсказано Ф. де Соссюром, применившим термин «семиология».

Семиотика — это наука об общих свойствах знаков и знаковых систем. Лингвистика входит в семиотику, а семиотика —в лингвистику. Какой-то круг лингвисти­ческих и семиотических задач переплетается.

Язык является одной из большого множества разнообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своим собеседником информацией. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определенных смысловых содержаний (значений).

Знак существует для того, чтобы по его средствам назвать, обозначить денотант, то есть выделенный сознанием предмет, действие, состояние и многое другое.

Свойства знаков:

1. Свойство перцептивности: знак должен быть доступен восприятию со стороны адресата.

2. Свойство информативности: знак должен нести смысловую информацию об объекте

3.  Изменяемость и неизменяемость знака:

- может меняться означающее при сохранении означаемого

- может меняться означаемое при сохранении означающего

- может происходить ухудшение и улучшение значения

  4. Материальная и идеальная сущность: материально-означающее, идеально означающее. Отсюда идет произвольность знака: отношение означающего и означаемого.

Виды знаковых систем:

 Под знаковой системой понимается набор знаков - одного типа или же нескольких типов вместе с системой правил, регулирующих сочетаемость знаков при создании семиотического текста.

Возможны различные классификации знаковых систем с точки зрения их строения, в частности, в зависимости от используемых типов знаков. Остановимся здесь лишь на разделении знаковых систем по функции их употребления. Знаковые системы могут быть коммуникативными (естественные языки, искусственные языки, разные виды искусства, игры) или же некоммуникативными (восприятие, группа нормативных систем типа юридических знаков, этических норм и т.д.).

Знаковые системы можно разделить на информационные и неинформационные. Примером неинформационной, но коммуникативной системы являются игры (например, шахматы).

Можно также говорить о знаках звуковых (вокальных, аудитивных), зрительных, тактильных.

Люди располагают, помимо звуквого языка как основной коммуникаивной системы, жестикуляцией, мимикой и т.д.. В распоряжении имеются как е стественны е (спонтанно возникшие), так и искусственны е, созданные людьми коммуникативные системы (письмо, сигнализация, светофор, системы символов в логике, математике, физике, химии, технике и т.д).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.006 с.)