Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания познавательного интереса в деятельности классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания познавательного интереса в деятельности классного руководителя



Хоменко Мария Николаевна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Н.М. Капустина

Рецензент:

старший преподаватель кафедры педагогики Е.А. Кувалдина

 

Допущена к защите в государственной аттестационной комиссии

«___» __________2005 г. Зав. кафедрой              Т.В. Машарова

«___»___________2005 г. Декан факультета      В.И. Варанкина

 

Киров

2005


Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания познавательного интереса в деятельности классного руководителя……………….....6

1.1. Сущность познавательного интереса…………………………6

1.2. Основы деятельности классного руководителя…………….18

1.3. Пути и средства формирования познавательного интереса в воспитательной работе классного руководителя…………...25

Глава 2. Анализ опыта работы классных руководителей по формированию познавательного интереса……………..………………...…………..36

2.1.  Многообразие опыта формирования познавательного интереса………………………………………………………..36

2.2.        Опыт формирования познавательного интереса в 9 классе А школы №30 г. Кирова……………………...…………………43

Заключение…………………………………………...…………………………..49

Библиографический список..………………………………..…………………..51

Приложения


Введение

 

В результате реформирования образования за последние десятилетия значительно изменился подход к образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный временем педагогический опыт организации учебно-воспитательной работы, осуществляют качественное обновление содержания, форм и методов образования детей.

Современная теория обучения и воспитания детей все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.

Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

· уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

· характером (многосторонними, широкими интересами, локальными- стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

· местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

· своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

· связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.

Вполне объяснимо поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при известных условиях становятся устойчивой чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. Поэтому проблема познавательного интереса требует своего развития.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Большую роль в этом играет классный руководитель.

Классный руководитель – педагог-профессионал. Он - духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива. Классный руководитель создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Роль классного руководителя в формировании познавательных интересов школьников».

Цель: показать роль и возможности классного руководителя в формировании познавательных интересов школьников.

Задачи:

 1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;

 2. выявить особенности деятельности классного руководителя;

 3. рассмотреть психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов;

 4. определить пути и средства формирования познавательных интересов классным руководителем.

Гипотеза: повышение эффективности в формировании познавательного интереса школьников возможно, если, во-первых, в формировании познавательных интересов им помогают не только учителя - предметники, но и классный руководитель; во-вторых, формированию познавательного интереса будет уделяться должное внимание, в-третьих, применяться различные приёмы и методы, способствующие его формированию.

Объект – процесс воспитания и обучения.

Предмет – формирование познавательного интереса в процессе воспитательной работы классного руководителя.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предложений нами применялись следующие методы: изучение и анализ литературы, наблюдение, анкетирование школьников, изучение опыта работы классных руководителей по формированию познавательных интересов, проведение опытной работы по формированию познавательного интереса у школьников.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов.

 

Таблица №1. Уровни развития познавательных интересов учащихся.

Показатели познавательного интереса   Уровни познавательного интереса Направленность интересов Активность Мотивация Самостоятельность Глубина интереса Устойчивость интереса
Низкий уровень. Любопытство 46,5 % Разбросанность интересов. Отсутствие интереса к какому-то определенному виду деятельности и познания.     34,8 % Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания.   33,4 % Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения.   37,7 % Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем.   47,8 % Поверхностный интерес к ярким, занимательным фактам и явлениям. Отсутствие четких представлений о предмете интереса.   75,7 % Неустойчивый интерес только к внешней стороне фактов и явлений, привлекающих необычностью, формой деятельности.     55,7 %
Средний уровень. Любознательность 33,5 % Эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам деятельности. Неустойчивые приоритеты в выборе предмета интереса.     36,2 % Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.).   36,1 % Неустойчивая мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования.   31,9 % Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей.     40,4 % Эпизодический интерес к определенным областям знаний, к зависимостям между отдельными фактами и явлениями.     20,8 % Кратковременный интерес только к отдельным фактам и явлениям, которые имеют личностно-значимый и эмоционально привлекательный характер.     35, 4 %
Высокий уровень. Познавательный интерес 17,4 % Устойчивые осознанные приоритеты в выборе предмета интереса. Интерес к сущности явлений и процессов.     29 % Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями.     30,5 % Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив.     24,1 % Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь.     10,3 % Направленный интерес к конкретным областям знаний. Сознательный поиск способов познания. Умение разобраться в сути явлений и процессов, найти их причины.   3,4 % Постоянный интерес, проявляющийся в избирательном отношении к процессу познавательной деятельности.     6,9 %
Очень высокий уровень. Творческий интерес 1,4 % Устойчивая направленность интересов. Интерес к сложным теоретическим вопросам. Стремление к исследовательской деятельности, к творческому решению проблем, интересующих личность.   0 % Активная самостоятельная познавательная деятельность, стимулируемая внутренними побудителями.     0 % Осознанная познавательная мотивация в выдвижении новых идей, способов деятельности, ведущих к оптимальным, оригинальным результатам. Стремление к определению перспектив будущей профессии.   5,3 % Способность к независимым действиям в поиске новых путей познания. Умение самому находить пути преодоления трудностей.   1,4 % Глубокий интерес, характеризующийся стремлением разобраться в сущности процессов и явлений. Умение использовать известные законы и правила в нестандартной ситуации, стремление к обобщениям.   0 % Длительный интерес, перерастающий в потребность познавать всегда и везде, стремление к исследовательской деятельности. Переход познавательного интереса в профессиональный.   1,9 %

На II этапе мной проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся. Главной целью была диагностика и повышение уровня познавательного интереса учащихся.

Были проведены следующие классные часы: «Морской бой», «В здоровом теле – здоровый дух», «На пути к образованному человеку» (см. приложения №№2, 3, 4).

Игра «Морской бой» была проведена с целью повышения уровня знаний и кругозора школьников; развития творческих способностей учащихся; воспитание положительных чувств к познанию, формирование умения слушать.

Проводился классный час на тему «В здоровом теле – здоровый дух», целями и задачами которого было следующее:

1) поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

2) формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим, связанные с положительными оценками своей нравственной культуры.

3)  пропаганда здорового образа жизни;

4)  акцентирование внимания на возрождение чистоты взаимоотношений между юношами и девушками, связанное с нравственностью, с эрудицией, кругозором в обществе.

Форма организации проведенного классного часа (творческое задание и интеллектуальная игра) способствовал достижению поставленных целей. Учащиеся при этом осмыслили значение здорового образа жизни; знания, полученные в ходе этого внеклассного мероприятия, будут использованы в жизни школьников, преподнесенная информация заинтересовала их и тем самым способствовала формированию и развитию учащихся индивидуальных познавательных интересов.

В заключение был проведен классный час на тему «На пути к образованному человеку». Способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности – цель данного внеклассного мероприятия, были поставлены такие задачи:

1) поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

2) формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим, связанные с положительными оценками своей нравственной культуры.

3)  пропаганда здорового образа жизни;

4)  акцентирование внимания на возрождение чистоты взаимоотношений между юношами и девушками, связанное с нравственностью, с эрудицией, кругозором в обществе.

III этап: на этом этапе подводился анализ всех мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса.

Проводилось анкетирование детей, целью которого было определение характера отношения учащихся к труду, культуре, знаниям после проведенных дел. Анкета состояла из 21 вопроса (см. приложение 5).

Проанализировав данные анкеты, были получены следующие результаты: у некоторых детей устойчиво-позитивное отношение к труду, культуре и знаниям (подростков отличает трудолюбие, они получает удовольствие от сложной работы; культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростков в повседневной жизни, им чуждо хамство, они понимают необходимость сбережения культурного достояния; перед вами – любознательные люди, у которых есть устойчивое стремление к познанию нового, они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению). У большинства детей ситуативно-позитивное отношение - скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростков; они наверняка хотели бы выглядеть «культурными людьми», но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому; подростки могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут копаться в книгах. Только некоторые ученики по возможности переложат часть своей работы на другого; они – сторонники естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считают, что культурная огранка только помешает им быть такими, какие они есть; знания носят для них чисто утилитарный характер (выучил, ответил – значит, не нажил неприятностей) – у таких учащихся ситуативно-негативный характер к труду, культуре и знаниям. Радует, что нет учеников с устойчиво-негативным отношением к нравственным нормам.

 

Можно сделать следующие выводы, что проведенная мной работа не прошла бесследно, у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Цель моей опытной работы – формирование познавательного интереса – была достигнута. Что легко заметить при сравнении результатов анкет, т.е. у детей появились новые интересы, изменилось отношение к самостоятельному труду, к знаниям, что в принципе является не плохим результатом. Конечно, он мог бы быть выше, если бы постоянно велась совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если бы в выявлении и формировании познавательного интереса участвовали родители детей.

Заключение

Взаимосвязь разносторонних методов изучения и формирования познавательных интересов в процессе всестороннего и систематического изучения и обобщения опыта работы классных руководителей позволяет проследить процесс эффективности влияний разных педагогических приемов на интересы учащихся и динамику их развития.

В ходе работы мы определили, что познавательный интерес - особая и важная область общего феномена «интерес», частный случай интереса – интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.

Являясь глубоко личностным образованием, познавательный интерес теснейшим образом связан с потребностью. Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека – не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает другие мотивы.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления, большую роль в этом играет классный руководитель. Он, непосредственно и каждодневно реализует некоторые задачи, в целях образования личности ребенка, одной из них является формирование ответственного отношения к учению, что не может быть без развития интереса к познанию.

Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Одной из специфических задач и содержания деятельности классного руководителя является: развитие познавательного интереса (она заключается в развитии психических процессов школьника, развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка)

Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес – создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.

Опытная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важна роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся. После проведенных мероприятий у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Действительно, если будет постоянно проводиться совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если будут применяться различные приёмы и методы, способствующие формированию познавательного интереса, то повышение его эффективности возможно.

Библиографический список

1. Актуальные вопросы интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984.

2. Аникеев, А.С. Положение о классном руководстве. // Классный руководитель, №6, 2004. С. 47-52.

3. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987.

4. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988.

5. Березовин, К.А., Сманцер, А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. – Минск, 1987.

6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1985.

7. Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, №7, 2001. С. 21-26.

8. Григорьев, Д.В.; Кулешова, И.В.; Степанов, П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования. // Классный руководитель, №6, 2003. С. 65-86.

9. Дусовицкий, А.К. Воспитывая интерес. – М.:Знание, 1979.

10. Закиров, А.З. Классный час. Тема: «В здоровом теле – здоровый дух». // Классный руководитель, №8, 2002. С. 79-83.

11. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты. // Классный руководитель, №4, 2004. С. 28-31.

12. Информация о проведении Всероссийского семинара-совещания «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях». // Народное образование, №8, 2003. С. 271-273.

13. Казаренков, В.И. Формирование интереса к учению на внеклассных занятиях. // Советская педагогика, №8, 1985. С. 63-65.

14. Калинина, Р. На пути к образованному человеку: классный час для учащихся 7-9 классов. // Школьный психолог, №17 (1-7 мая), 2004. С. 12-13.

15. Кеверик, Е. Государственные символы России. // Воспитание школьников, №9, 2003. С. 27-31.

16. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Пед. поиск, 2000.

17. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. – М.: Политиздат, 1983.

18. Ковалев, А.Г. Психология личности, изд. 3. – М.: Просвещение, 1969.

19. Колесник, В.А. Положение о классном руководителе и МО классных руководителей. // Классный руководитель, №6, 2004. С. 40-46.

20. Кугач, А.Н.; Турыгина, С.В. Познавательная программа «Свет». // Классный руководитель, №8, 2002. С. 123-128.

21. Куприянов, Б Классификация форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, №4, 2002. С. 19-26.

22. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. Учебное пособие для пединститутов, изд. 3. – М.: Просвещение, 1964.

23. Левитов, Н.Д. Психология характера, изд. 3. – М.: Просвещение, 1969.

24. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. – М.: Ноосфера, 1999.

25. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2002.

26. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.

27. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М., 1961.

28. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., «Знание», 1979.

29. Муравьева, И.; Соколова, Д. Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни». // Воспитание школьников, №1, 2001. – С. 28-30.

30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989.

31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989.

32. Федорова, Т. Игра-путешествие «Джунгли». // Воспитание школьников, №2, 2004. С. 70-73.

33. Формирование интереса к учению у школьников./ Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986.

34. Черноусова, Ф.П.; Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч, №8, 2003. С. 107-117.

35. Шустова, И.Ю.; Петренко, Е.Л. Классный руководитель, каков он. // Классный руководитель, №7, 2002. С. 5-23.

36. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979.

37. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М: Просвещение, 1986.

38. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.

39. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. - М.: Педагогика, 1975.

40. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.

 

 

Приложение 1.

Классный час «Морской бой»

Цели:

1. Воспитание положительных чувств к познанию.

2. Повышение уровня знаний и кругозора школьников.

3.  Развитие творческих способностей учащихся.

4. Формирование умения слушать.

· Участники: 2 команды

· Продолжительность игры: 40-50 минут

· Судейство: учитель и группа учеников

· Реквизит: игровое поле (для играющих и для ведущего), табло для очков, фломастеры для обозначения ходов на игровом поле

· Подготовка: призы, материал для конкурса.

 

 

Практические рекомендации

Морской бой – интеллектуально-творческая игра, которую можно использовать в любой области. Основа игры – детская игра «Морской бой». Поле с проставленными на нем очками является игровым полем для данной игры, его размеры 5*5 клеток. На поле расположены корабли, ведущий сообщает каждой команде координаты их кораблей в тайне от другой команды. Та команда, которой выпадает по жребию начинать игру, называет координату первого «выстрела». Если на этой клетке стоит корабль противника, то команда получает в плюс очки, проставленные в этой клетке. Но если команда хочет заработать дополнительные очки, то она должна ответить на вопрос соответствующей стоимости. И в любом случае продолжает стрельбу. Если в этой клетке нет корабля противника, то команда получает вопрос той сложности, сколько очков на клетке. Если команда ответила неправильно, то очки не засчитываются, и ход переходит противнику. На ответ дается минута. Выигрывает та команда, которая быстрее «потопила» корабли противника или набрала большее количество очков.

 

Ход мероприятия

  A B C D E
1 5 15 Т 15 5
2 Б 10 5 Г С
3 10 5 20 К 10
4 М П 10 25 5
5 10 15 5 О 20

 - корабли 1 команды


 - корабли 2 команды

 

Вопросы

«5» очков.

1. Чьи это слова: «Учиться, учиться и еще раз учиться!» (Ленин В.И.)

2. Какие насекомые видят красный свет? (бабочки)

3. Назовите самую главную книгу мусульман. (Коран)

4. Древесина какого дерева «крепка как дуб»? (груша)

5. Назовите глагол из трех местоимений (вы-мы-ты)

6. Назовите 5 дней, не называя чисел и дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

 

«10» очков.

1. Назовите самую первую женщину-космонавта. (Терешкова В.Н.)

2. Назовите самое необходимое для обеда на Руси. (хлеб)

3. В названии какой реки слышится три ноты? (Миссисипи)

4. Какое слово из 11 букв все ученики и учителя пишут неправильно? (НЕПРАВИЛЬНО)

5. Раньше считали, что это растение вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. (чертополох)

«15» очков.

1. У какого животного два языка? (у лемура)

2. Какой предлог является названием реки в Испании? (река По)

3. Назовите самое большое скульптурное произведение в городе Нью-Йорке. (статуя Свободы)

 

«20» очков.

1. При изготовлении какого головного убора для военных за основу был взят шлем, который носили русские богатыри? (буденовка)

2. Известно, что коты любят молоко. Дарвин доказал, что чем больше котов, тем больше молока. Почему? (Коты съедают мышей, мыши – шмелей. Но так как мышей становится меньше, то шмелей – больше, опыление растений улучшается, для коров становится больше корма и молока тоже.)

 

«25» очков.

Откуда пошло выражение «на воре шапка горит»? (По преданию, один человек долго уговаривал односельчан сознаться – кто ограбил его избу. Тогда проходивший мимо человек решил помочь несчастному и громко сказал: «Вот вор не знает, а на нем сейчас шапка горит!» Настоящий вор непроизвольно схватил шапку, чем выдал себя.)

 

«Т» - команды должны станцевать любой танец. Жюри оценивает, лучшей – 10 очков, другой – 5.

«Б» - блиц опрос: засчитывается количество верных ответов.

1. Каких камней нет ни в одном море? (сухих)

2. Какой город стоит на пяти горах? (Пятигорск)

3. Какой болезнью не болеют на земле? (морской)

4. Назовите самую близкую к Земле звезду. (Солнце)

5. Назовите самый короткий день в году. (22 декабря)

6. Назовите самый распространенный праздник в мире. (Новый год)

7. Назовите самое «грустное» дерево. (плакучая ива)

8. Назовите самую крупную ягоду. (тыква)

9. Назовите самый распространенный напиток, позволяющий утолить жажду. (вода)

10. Назовите самую веселю цирковую профессию. (клоун)

11. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

12. Как звали самого высокого милиционера? (дядя Степа)

13. Кто жил на необитаемом острове 28 лет? (Робинзон Крузе)

14. Назовите самое большое млекопитающее. (кит)

15. Где день равен ночи? (на экваторе)

16. Назовите самую ядовитую змею. (кобра)

17. Назовите самую большую птицу. (страус)

 

«Г» - назовите героев сказок, засчитывается количество верных ответов.

«С» - на одну из букв придумайте предложение, в котором все слова начинаются на начальную букву. (б, т)

«К» - капитаны должны составить самое длинное слово из слова «простокваша», у кого длиннее – 10 очков, другому – 5. если длина одинакова, то участвуют команды.

«М» - назовите песни, в которых поется о праздниках.

«П» - обмен комплементами.

«О» - оригинальное применение предмета (карандаш, газета).

Приложение 3.

 

Опросник «Личностный рост»

Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «-4»):

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» - ни да, ни нет;

«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«-3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

 

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

1. Я способен с радостью выполнять разную работу.

2. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.

3. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.

4. Физический труд – удел неудачников.

5. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

6. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.

7. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.

8. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурия.

9. Учеба – занятие для «ботаников».

10. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.

11. Какое общение без бутылки «Клинского»!

12. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.

13. Хорошая учеба тоже серьезный труд.

14. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодежи.

15. Мне нравиться копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.

16. Субботник по очистке территории дома или школы – пережиток прошлого.

17. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.

18. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.

19. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравиться.

20. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравиться.

21. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.

 

 

Бланк для ответов

 

1 4 7 10 13 16 19
2 5 8 11 14 17 20
3 6 9 12 15 18 21

 

Обработка результатов

 

Ответы школьников распределяются по 3 шкалам: им соответствуют 3 строки в заполняемом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.

1) Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 7, 10, 13, 19 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 4, 16 знак меняется на противоположный.

2) Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. При этом в ответах на вопросы №№ 5, 8 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 11, 14, 17, 20 знак меняется на противоположный.

3) Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. При этом в ответах на вопросы №№ 6, 15 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 3, 9, 12, 18, 21 знак меняется на противоположный.

 

Интерпретация результатов

 

1. Отношение подростка к труду

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет – в любом случае подросток этого не стыдится.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?». В его представлении «грязная» работа – удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.

 

2. Отношение подростка к культуре

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, он отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом «Культура» и навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов-сверстников, скорее всего, не станет.

От -15 до -28 баллов (устойчив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.16 с.)