Теоретическое обоснование проблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическое обоснование проблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения



Введение

 

В концепции Модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности [10 c. 266]. Решение данной актуальной задачи, по мнению Н.В. Григоряна и В.С. Сластёнина, связано с понятием самооценивания личности.

В частности В.С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [15 с. 345].

Самооценка, являясь системнообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Неслучайно одной из важнейших задач воспитания на современном этапе является «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке [15 с. 286].

В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные факторы формирования самооценки, такие как воспитание, образование, статус в обществе, разнообразные методические приёмы. Одним из таких факторов является развивающее чтение, которое возникло как интегральное понятие на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи. Развивающее чтение, в первую очередь, означает развитие интеллектуальных умений и мышления у учащихся на уроках.

По мнению В.С. Кукушина; именно развивающее чтение позволяет избежать одну из самых слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении [9 c. 339]. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умения самооценивания, которое образуют ядро личности.

 

Однако, как свидетельствует анализ литературы по теме исследования (В.А. Сластёнин, В.С. Кукушин, А.А. Ралдугин и др.), в процессе обучения способам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание. В частности, как отмечает В.С. Кукушин, приемы развивающего чтения мало используются в практической деятельности учителей как средство формирования самооценивания личности обучающихся.

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что тема данного исследования «Развивающее чтение как средство развития самооценивания личности у учащихся 4 класса на уроках чтения» актуальна.

Противоречие между большой значимостью самооценки как составной и неотъемлемой части развития личности у учащихся и недостаточностью использования приёмов формирования самооценивания определило проблему нашего исследования: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценки у учащихся младших школьников?

Объект исследования: педагогический процесс развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.

Предмет исследования: приемы развивающего чтения как средство развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках литературы.

Контингент: учащиеся 4 класса МОУ СОШ №11 г. Чайковский.

Цель данного исследования: выявить особенности влияния развивающего чтения на развитие самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития самооценивания у младших школьников в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить эффективные приемы развивающего чтения.

3. Изучить практический опыт использования приемов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе.

Общей методологической основой данного исследования является психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина), идеи, сформулированные в частных методиках.

Методы: наблюдение за деятельностью учащихся, тестирование учащихся, анкетирование учителей,изучение литературы по теме исследования, составление библиографии.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов и студентов педагогических учебных заведений.

 


Заключение

 

В ходе денного исследования было проведено теоретическое обоснованиепроблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения. В результате анализа литературы по теме исследования, нами была определена следующая проблема: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценивания у учащихся младших школьников?

Практический опыт использования приёмов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе как средства развития самооценивания был изучен при помощи методов исследования: наблюдения за деятельностью учащихся и учителя на уроках чтения, тестирования учащихся, анкетирования учителей. Результаты данного исследования показали, что способам формирования самооценки на уроках чтения уделяется недостаточное внимание. Также выявлено, что развивающее чтение является резервом в развитии самооценивания личности у учащихся младших школьников, так как самооценка важный элемент самосознания. Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, влияет на эффективность деятельности человека и развивает его личность.

Именно развивающее чтение позволяет избежать одну из слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умение самооценивания, которое образует ядро личности.

Таким образом, развивающее чтение является важнейшим фактором в формировании самооценивания личности у учащихся младших школьников.

 

 


Литература

 

1. Безруких, М.М. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст]: / В.А. Безруких, Л.С. Глебова. 2002. – С. 232 – 236 с.

2. Григорян, Н.В. Что такое «развивающее обучение»? [Текст] /Н.В. Григорян // Начальная школа. – 1999. – №1. – С. 65 – 69.

3 Диагностика развития психики школьников. [Текст]: Под. ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары – Йошкар-Ола: «Клио» – «Марий Эл учитель». – 1998. – 4 с.

4. Дубровина, И.В. Психология. [Текст]: учебник для студ. спец. пед. учеб. завед. / И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Прихожан / Под ред. И.В. Дубровиной – 3е. – изд., стереотип. – М.: «Академия». – 2004. – С. 287–294.

5. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник. [Текст]: /

М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович. – Минск: «Харвест», 2004.-, 343, 364, 520 с.

6. Засорина, Л.Н. Развивающее чтение как педагогическая технология [Текст] /Л.Н. Засорина // Начальная школа. – 2000. – №1. – С. 68 – 71.

7. Кождаспирова, Г.М. Педагогика. [Текст]: учебник для студ. образ. урежд. сред. проф. образ. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». – 2003.

8. Кождаспирова, Г.М. Кождаспиров, Ю.А. Педагогический словарь для студ. высш. и сред пед. учеб. завед. – [Текст]: М./ Издательство «Академия». – 2001. – с.

9. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования. [Текст]: / учебное пособие / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – Москва-Ростов-на-Дону.: «Март», 2005. – С. 337–339.

10. Модернизация российского образования: документы и материалы [Текст]:/ Редактор составитель Э.Д. Днепров. – МГУ ВШЭ, 2002. – 266 с.

11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]: учебник для студ. вузов – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». – 1999. - С. 286 – 334.

12. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений. [Текст]: / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. / -4е. изд. дополненное – М.: «Азбуковник». – 1999. – 112 с.

13. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для вузов. – в 2 ч. / И. П Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос» – 2003 – 574 с.

14. Психология [Текст]: учебник. / Под ред. А.А. Крылова – М.: «Проспект». – 1999. – 244 с.

15. Ралдугин, А.А. Психология личности общее и индивидуальное в психике человека. «Психология и педагогика» [Текст]: / А.А. Ралдугин. – М.: «Центр», 1999. – С. 234 – 346.

16. Сластёнин, В.А. Педагогика. [Текст]: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. – М.: «Академия», 2004. –286,345 с.

17. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы технологии.

[Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений / И.Б. Котова Е.Н. Шинянов Т. И Бабаева / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: «Академия». – 1998. –512 с.

18. Фомина, Л.Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников. / / Начальная школа. – 2003. – №10 – С. 99–102.

19. Харламов, И.Ф. Педагогика. [Текст]: учебник -5е. изд., и перераб и доп.-Мн. – 1998. – С. 112 -118.

20. Хрестоматия по возрастной психологии. [Текст]: учебное пособие для студ. / Сост. Д.И. Фельдштейна. – М.: «Международная педагогическая академия». – 1994.-112 с.

21. Хромова, Е.В. Роль учебника в работе по развитию речи школьников. [Текст] /Е.В. Хромова / / Начальная школа. – 2003. – №2 – 76 с.

22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. / Психология развития и возрастная психология. [Текст]: учебник для студ. Вузов. / И.В. Шаповаленко / – М.: «Гардарки». – 2007.-С. 237–238.

23. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся одна из основных задач начального образования./ / Начальная школа. – 2000. – №7. - с. 15

24. Www besteferat/ Ru. (referat – 11966) html.

25. Referatik – online. Ru / 2007/ 07/28/ samoocenka – lichnoosti – I – ee – proyavle-nie.html

26 / http / gestalt line. Com jarchives/36

27. Htpp: //www.xercoh//.info/referats/view/2866/

Введение

 

В концепции Модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности [10 c. 266]. Решение данной актуальной задачи, по мнению Н.В. Григоряна и В.С. Сластёнина, связано с понятием самооценивания личности.

В частности В.С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [15 с. 345].

Самооценка, являясь системнообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Неслучайно одной из важнейших задач воспитания на современном этапе является «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке [15 с. 286].

В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные факторы формирования самооценки, такие как воспитание, образование, статус в обществе, разнообразные методические приёмы. Одним из таких факторов является развивающее чтение, которое возникло как интегральное понятие на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи. Развивающее чтение, в первую очередь, означает развитие интеллектуальных умений и мышления у учащихся на уроках.

По мнению В.С. Кукушина; именно развивающее чтение позволяет избежать одну из самых слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении [9 c. 339]. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умения самооценивания, которое образуют ядро личности.

 

Однако, как свидетельствует анализ литературы по теме исследования (В.А. Сластёнин, В.С. Кукушин, А.А. Ралдугин и др.), в процессе обучения способам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание. В частности, как отмечает В.С. Кукушин, приемы развивающего чтения мало используются в практической деятельности учителей как средство формирования самооценивания личности обучающихся.

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что тема данного исследования «Развивающее чтение как средство развития самооценивания личности у учащихся 4 класса на уроках чтения» актуальна.

Противоречие между большой значимостью самооценки как составной и неотъемлемой части развития личности у учащихся и недостаточностью использования приёмов формирования самооценивания определило проблему нашего исследования: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценки у учащихся младших школьников?

Объект исследования: педагогический процесс развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.

Предмет исследования: приемы развивающего чтения как средство развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках литературы.

Контингент: учащиеся 4 класса МОУ СОШ №11 г. Чайковский.

Цель данного исследования: выявить особенности влияния развивающего чтения на развитие самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития самооценивания у младших школьников в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить эффективные приемы развивающего чтения.

3. Изучить практический опыт использования приемов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе.

Общей методологической основой данного исследования является психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина), идеи, сформулированные в частных методиках.

Методы: наблюдение за деятельностью учащихся, тестирование учащихся, анкетирование учителей,изучение литературы по теме исследования, составление библиографии.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов и студентов педагогических учебных заведений.

 


Теоретическое обоснование проблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.024 с.)