Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретическое обоснование проблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтенияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Введение
В концепции Модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности [10 c. 266]. Решение данной актуальной задачи, по мнению Н.В. Григоряна и В.С. Сластёнина, связано с понятием самооценивания личности. В частности В.С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [15 с. 345]. Самооценка, являясь системнообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Неслучайно одной из важнейших задач воспитания на современном этапе является «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке [15 с. 286]. В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные факторы формирования самооценки, такие как воспитание, образование, статус в обществе, разнообразные методические приёмы. Одним из таких факторов является развивающее чтение, которое возникло как интегральное понятие на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи. Развивающее чтение, в первую очередь, означает развитие интеллектуальных умений и мышления у учащихся на уроках. По мнению В.С. Кукушина; именно развивающее чтение позволяет избежать одну из самых слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении [9 c. 339]. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умения самооценивания, которое образуют ядро личности.
Однако, как свидетельствует анализ литературы по теме исследования (В.А. Сластёнин, В.С. Кукушин, А.А. Ралдугин и др.), в процессе обучения способам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание. В частности, как отмечает В.С. Кукушин, приемы развивающего чтения мало используются в практической деятельности учителей как средство формирования самооценивания личности обучающихся. На основании выше сказанного можно сделать вывод, что тема данного исследования «Развивающее чтение как средство развития самооценивания личности у учащихся 4 класса на уроках чтения» актуальна.
Противоречие между большой значимостью самооценки как составной и неотъемлемой части развития личности у учащихся и недостаточностью использования приёмов формирования самооценивания определило проблему нашего исследования: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценки у учащихся младших школьников? Объект исследования: педагогический процесс развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения. Предмет исследования: приемы развивающего чтения как средство развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках литературы. Контингент: учащиеся 4 класса МОУ СОШ №11 г. Чайковский. Цель данного исследования: выявить особенности влияния развивающего чтения на развитие самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы развития самооценивания у младших школьников в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить эффективные приемы развивающего чтения. 3. Изучить практический опыт использования приемов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе. Общей методологической основой данного исследования является психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина), идеи, сформулированные в частных методиках. Методы: наблюдение за деятельностью учащихся, тестирование учащихся, анкетирование учителей,изучение литературы по теме исследования, составление библиографии. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов и студентов педагогических учебных заведений.
Заключение
В ходе денного исследования было проведено теоретическое обоснованиепроблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения. В результате анализа литературы по теме исследования, нами была определена следующая проблема: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценивания у учащихся младших школьников?
Практический опыт использования приёмов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе как средства развития самооценивания был изучен при помощи методов исследования: наблюдения за деятельностью учащихся и учителя на уроках чтения, тестирования учащихся, анкетирования учителей. Результаты данного исследования показали, что способам формирования самооценки на уроках чтения уделяется недостаточное внимание. Также выявлено, что развивающее чтение является резервом в развитии самооценивания личности у учащихся младших школьников, так как самооценка важный элемент самосознания. Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, влияет на эффективность деятельности человека и развивает его личность. Именно развивающее чтение позволяет избежать одну из слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умение самооценивания, которое образует ядро личности. Таким образом, развивающее чтение является важнейшим фактором в формировании самооценивания личности у учащихся младших школьников.
Литература
1. Безруких, М.М. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст]: / В.А. Безруких, Л.С. Глебова. 2002. – С. 232 – 236 с. 2. Григорян, Н.В. Что такое «развивающее обучение»? [Текст] /Н.В. Григорян // Начальная школа. – 1999. – №1. – С. 65 – 69. 3 Диагностика развития психики школьников. [Текст]: Под. ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары – Йошкар-Ола: «Клио» – «Марий Эл учитель». – 1998. – 4 с. 4. Дубровина, И.В. Психология. [Текст]: учебник для студ. спец. пед. учеб. завед. / И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Прихожан / Под ред. И.В. Дубровиной – 3е. – изд., стереотип. – М.: «Академия». – 2004. – С. 287–294. 5. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник. [Текст]: / М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович. – Минск: «Харвест», 2004.-, 343, 364, 520 с. 6. Засорина, Л.Н. Развивающее чтение как педагогическая технология [Текст] /Л.Н. Засорина // Начальная школа. – 2000. – №1. – С. 68 – 71. 7. Кождаспирова, Г.М. Педагогика. [Текст]: учебник для студ. образ. урежд. сред. проф. образ. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». – 2003. 8. Кождаспирова, Г.М. Кождаспиров, Ю.А. Педагогический словарь для студ. высш. и сред пед. учеб. завед. – [Текст]: М./ Издательство «Академия». – 2001. – с. 9. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования. [Текст]: / учебное пособие / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – Москва-Ростов-на-Дону.: «Март», 2005. – С. 337–339. 10. Модернизация российского образования: документы и материалы [Текст]:/ Редактор составитель Э.Д. Днепров. – МГУ ВШЭ, 2002. – 266 с. 11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]: учебник для студ. вузов – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». – 1999. - С. 286 – 334. 12. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений. [Текст]: / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. / -4е. изд. дополненное – М.: «Азбуковник». – 1999. – 112 с. 13. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для вузов. – в 2 ч. / И. П Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос» – 2003 – 574 с.
14. Психология [Текст]: учебник. / Под ред. А.А. Крылова – М.: «Проспект». – 1999. – 244 с. 15. Ралдугин, А.А. Психология личности общее и индивидуальное в психике человека. «Психология и педагогика» [Текст]: / А.А. Ралдугин. – М.: «Центр», 1999. – С. 234 – 346. 16. Сластёнин, В.А. Педагогика. [Текст]: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. – М.: «Академия», 2004. –286,345 с. 17. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы технологии. [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений / И.Б. Котова Е.Н. Шинянов Т. И Бабаева / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: «Академия». – 1998. –512 с. 18. Фомина, Л.Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников. / / Начальная школа. – 2003. – №10 – С. 99–102. 19. Харламов, И.Ф. Педагогика. [Текст]: учебник -5е. изд., и перераб и доп.-Мн. – 1998. – С. 112 -118. 20. Хрестоматия по возрастной психологии. [Текст]: учебное пособие для студ. / Сост. Д.И. Фельдштейна. – М.: «Международная педагогическая академия». – 1994.-112 с. 21. Хромова, Е.В. Роль учебника в работе по развитию речи школьников. [Текст] /Е.В. Хромова / / Начальная школа. – 2003. – №2 – 76 с. 22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. / Психология развития и возрастная психология. [Текст]: учебник для студ. Вузов. / И.В. Шаповаленко / – М.: «Гардарки». – 2007.-С. 237–238. 23. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся одна из основных задач начального образования./ / Начальная школа. – 2000. – №7. - с. 15 24. Www besteferat/ Ru. (referat – 11966) html. 25. Referatik – online. Ru / 2007/ 07/28/ samoocenka – lichnoosti – I – ee – proyavle-nie.html 26 / http / gestalt line. Com jarchives/36 27. Htpp: //www.xercoh//.info/referats/view/2866/ Введение
В концепции Модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности [10 c. 266]. Решение данной актуальной задачи, по мнению Н.В. Григоряна и В.С. Сластёнина, связано с понятием самооценивания личности. В частности В.С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [15 с. 345]. Самооценка, являясь системнообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Неслучайно одной из важнейших задач воспитания на современном этапе является «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке [15 с. 286].
В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные факторы формирования самооценки, такие как воспитание, образование, статус в обществе, разнообразные методические приёмы. Одним из таких факторов является развивающее чтение, которое возникло как интегральное понятие на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи. Развивающее чтение, в первую очередь, означает развитие интеллектуальных умений и мышления у учащихся на уроках. По мнению В.С. Кукушина; именно развивающее чтение позволяет избежать одну из самых слабых сторон современного образования – слабость обратных связей в обучении [9 c. 339]. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умения самооценивания, которое образуют ядро личности.
Однако, как свидетельствует анализ литературы по теме исследования (В.А. Сластёнин, В.С. Кукушин, А.А. Ралдугин и др.), в процессе обучения способам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание. В частности, как отмечает В.С. Кукушин, приемы развивающего чтения мало используются в практической деятельности учителей как средство формирования самооценивания личности обучающихся. На основании выше сказанного можно сделать вывод, что тема данного исследования «Развивающее чтение как средство развития самооценивания личности у учащихся 4 класса на уроках чтения» актуальна. Противоречие между большой значимостью самооценки как составной и неотъемлемой части развития личности у учащихся и недостаточностью использования приёмов формирования самооценивания определило проблему нашего исследования: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценки у учащихся младших школьников? Объект исследования: педагогический процесс развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения. Предмет исследования: приемы развивающего чтения как средство развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках литературы. Контингент: учащиеся 4 класса МОУ СОШ №11 г. Чайковский. Цель данного исследования: выявить особенности влияния развивающего чтения на развитие самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы развития самооценивания у младших школьников в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить эффективные приемы развивающего чтения. 3. Изучить практический опыт использования приемов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе. Общей методологической основой данного исследования является психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина), идеи, сформулированные в частных методиках.
Методы: наблюдение за деятельностью учащихся, тестирование учащихся, анкетирование учителей,изучение литературы по теме исследования, составление библиографии. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов и студентов педагогических учебных заведений.
Теоретическое обоснование проблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.024 с.) |