Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ учебников русского языка с точки зрения изучения в них слов-антонимов.
Изучив учебники русского языка по традиционной программе, можно говорить о ярко выраженном недостатке в отношении работы над антонимами: в учебниках просто нет такой темы. Знакомство с антонимами, безусловно, происходит вскользь. Это даже не работа, а лишь наблюдение. Такое наблюдение начинается со 2 класса (1-3) по учебнику М.Л.Закожурниковой при закреплении темы "Обобщение знаний об именах существительных". Основная цель данного урока заключается в том, чтобы научить детей употреблять в речи существительные – антонимы. Предлагаются задания: 1) устно подберите существительные, противоположные по смыслу данным, определите их род; 2) вставьте в пословицы пропущенные слова. Подобная работа – наблюдение проводится и со словами других частей речи. В учебниках по традиционной программе М.Л.Закожурниковой и др. очень мало упражнений для работы с антонимами: во 2 классе – 4 упражнения, в 3 классе – 9 упражнений (1-3). Эти упражнения выполняются детьми в связи с изучением имен существительных, прилагательных, глаголов. Например: Тема: "Имя прилагательное". 3 класс (1-3), упр.240, стр.106 Задание: Подберите к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные. Запишите. Образец: кислый – сладкий. Здоровый - …, медленный - …, горячий - …, темный - …, прилежный - …, тяжелый - …, узкий - …, холодный - …, трусливый - …, злой - …, кислый - … Тема: "Глагол" 2 класс (1-3), упр.457, стр.178 Задание: Подберите к данным глаголам противоположные по значению глаголы. Напишите. Образец: говорил – молчал. Хвалил - …, работал - …, спешил - …, любил - …, строил - …, начал - …, вставал - …, дала- …, темнеет - …. Слова для справок: ломал, кончил, бронил, медлил, ненавидел, бездельничал, взяла, светлеет, садился. Подавляющее большинство упражнений однотипны – это подбор антонимов к данным словам. Этот тип упражнений варьирует благодаря различным дополнительным заданиям. Например: 3 класс (1-3), упр. 25, стр.12 Задание: Подберите к данным словам противоположные по значению слова. Разберите их по составу. Образец: маленький – большой. Маленький, молодой, грустный, темный, близкий, короткий. 3 класс (1-3), упр.367, стр. 159. Задание: I. Подберите к данным глаголам противоположные по значению глаголы. Напишите их во 2 лице ед.ч.
Образец: ругать- хвалить, хвалишь. Ругать, разрушать, кончать, поднимать, молчать, обвинять, волновать, встречать, падать. Слова для справок: хвалить, бросать, начинать, кричать, провожать, строить, вставать, успокаивать, защищать. II. Замените в глаголах приставку так, чтобы глаголы имели противоположное значение и отвечали на вопрос что сделать? Образец: приехать – уехать. Приехать, прилететь, пригнать, прибежать, запереть, влезть, открыть.
В учебнике для 2 класса (1-4) Т.Г.Рамзаевой наблюдение сменяется полноценной работой над словами – антонимами. Дети знакомятся со словами, противоположными по смыслу во время изучения темы "Слова, которые обозначают признаки предметов". Дети выполняют следующие упражнения, например: 1) с.114, упр.367. Задание: Сравни два предмета по одному признаку. Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова. По величине: Орел (какой?) большой, а воробей маленький. По цвету: уголь (какой?) черный, а мел…. По вкусу: перец (какой?) горький, а сахар…. Дополнительное задание: В каждом предложении подчеркни слова, обозначающие признаки предметов. Это противоположные по смыслу слова. Приведи примеры подобных слов. 2) с.114, упр. 368. Задание: Составь предложения, используя слова: теплый; холодный; трусливый; храбрый.
Понятие "антоним" не вводится, ученики говорят – слова с противоположным значением или слова, противоположные по смыслу.
На этом же уроке изучается правило: Среди слов, которые обозначают признаки предметов, есть противоположные по смыслу: Летом день длинный, а ночь короткая.
Несмотря на это преимущество, в учебнике Т.Г.Рамзаевой также малое количество упражнений для работы с антонимами: 2 класс – 3 упражнения, 3 класс – 15 упражнений, 4 класс – 5 упражнений. Учебник Т.Г.Рамзаевой выигрывает тем, что значительно варьируются задания к упражнениям, т.е. реже встречаются упражнения, направленные на подбор антонимов к словам. В основном, учебник содержит упражнения по работе с антонимами, входящие в состав словосочетаний и предложений, например: 3 класс (1-4), упр.106, стр.43
Задание: Подбери к выделенным словам противоположные по смыслу слова. Запиши словосочетания. Пасмурный день - … день, холодный ветер - … ветер, простая задача - … задача, легкая сумка - … сумка, идти медленно – идти …. Составь предложение с одним из словосочетаний. 3 класс (1-4), упр. 481, стр.180. Задание: Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Ранняя весна - … весна, высокое дерево - … дерево, веселая песня - … песня, глубокий пруд - … пруд, солнечный день - … день. Часто встречаются упражнения, в которых нужно сравнить предметы по какому-либо признаку. Например: 3 класс (1-4), упр.478, стр.180. Задание: Сравни перец и мед по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету, камень и пушинку по весу, орла и воробья по величине, зайца и тигра по смелости.
Упр.477 на с.179 направлено на сравнение двух текстов. Задание: Сравни два текста. Перед дождем. Холодный ветер дует в лицо. Тяжелые облака плывут над рекой. Слышатся сильные раскаты грома.
После дождя. Теплый ветер дует в лицо. Легкие облака плывут над рекой. Доносятся слабые раскаты грома. Какие изменения произошли в природе после дождя? С помощью каких слов это передается? Выпиши имена прилагательные, противоположные по смыслу, вместе с именами существительными. В теме "Глагол" можно встретить упражнения на подбор сразу двух антонимов, например: 3 класс (1-4), упр.607, стр.229. Задание: Сравни по смыслу глаголы каждой строчки. Радоваться, ликовать, торжествовать. Радоваться, печалиться, грустить. Какие из глаголов близки по смыслу, какие – противоположны? В этой теме удачно включены упражнения, противоположность слов которых зависит от приставки. Например: 3 класс (1-4), упр.635, стр.241. Задание: Сравни глаголы по смыслу и по составу. Открыть – закрыть, налить – вылить, приехать – уехать, входить – выходить, приклеить – отклеить, зацвести – отцвести. Какая часть слова делает глаголы противоположными по смыслу? Спиши глаголы, выдели приставки. Противоположные значения слов раскрываются с помощью пословиц. Например: 3 класс (1-4), упр.556, стр.208. Задание: Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши пословицы. Подчеркни глаголы, противоположные по смыслу. Умей не только брать, но и отдавать. Хорошие люди умирают, а дела их живут. Легче друга потерять, чем найти. Таким образом, проанализировав учебники русского языка по традиционной программе М.Л.Закожурниковой (1-3) и Т.Г.Рамзаевой (1-4), мы еще раз удостоверились в том, что изучению слов с противоположными значениями уделяется мало внимания. Этот пробел учитель может восполнить, если будет регулярно включать упражнения, направленные на работу с антонимами, а также обращать внимание детей на противоположности явлений, предметов, людей, окружающих их в повседневной жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.013 с.) |