II. Эмоциональный стресс как причина возникновения психосоматических нарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Эмоциональный стресс как причина возникновения психосоматических нарушений



Содержание

 

Введение......................................................................................................... 3

I. Истоки и содержание понятия "психосоматика".................................. 5

II. Эмоциональный стресс как причина возникновения психосоматических нарушений.................................................................................................... 10

2.1 Основные формы психосоматических заболеваний........................ 14

III. Диагностика психосоматических пациентов.................................. 20

3.1 Анализ аффектов................................................................................... 22

3.2 Анализ уровня развития личности...................................................... 24

IV. Основные направления терапии психосоматических пациентов. 26

4.1 Психологические методы коррекции.................................................. 26

4.2 Другие методы........................................................................................ 30

Заключение.................................................................................................. 32

Литература.................................................................................................... 34

 


Введение

 

На пороге ХХI века ускорение научно-технического прогресса достигло небывалых масштабов. Сопровождающие его индустриализация, урбанизация, ускорение темпов жизни обусловили четкое проявление "двуликого Януса" технической революции. С одной стороны она резко облегчила физический труд, повысила возможность удовлетворения потребностей человека, с другой – привела к изменению нашего образа жизни, характера и содержания труда, нарушению экологической ситуации, а вместе с тем к переоценке жизненных ценностей, развитию бездуховности, озлобленности, недоверия, дефициту доброты, вызывающих частое возникновение стресса и его вредных последствий.

Современный человек, самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневно переживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалеком прошлом. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чего возникают соматические и психические расстройства.

В каждой нозологической единице можно выделить в отдельную группу те болезни, которые обусловлены психосоматикой. В частности это касается заболеваний сердечно-сосудистой системы – гипертонической болезни, склероза венечных артерий сердца с инфарктом миокарда, склероза артерий мозга с нарушениями мозгового кровообращения; желудочно-кишечного тракта; желез внутренней секреции, а также нервных и психических заболеваний.

Основная цель предпринятой работы – дать подробную характеристику психосоматическим нарушениям и возможностям психокоррекции таких нарушений.

Становление психосоматики как науки прошло долгий путь, поэтому мы решили уделить первый раздел истокам и содержанию понятия "психосоматика".

Существует большое количество концепций о причинах возникновения психосоматических расстройств, но основой возникновения всего их разнообразия считается эмоциональная перегрузка. Во втором разделе будет рассмотрен эмоциональный стресс как основа возникновения психосоматических патологий и основные формы психосоматических заболеваний.

Основы психосоматики составляет пропедевтика. Психосоматическую пропедевтику можно считать базовой в освоении способов оказания помощи психосоматическим пациентам. В одновременном сочетании и использовании диагностики и методов психокоррекции состоит особенность этой науки. Вопросы диагностики и психокоррекции будут освещены в третьем и четвертом разделах работы, после чего будут сделаны выводы.

Методологической основой работы послужила учебная литература последних лет издания, в частности "Основы психосоматики" С. Кулакова (2003г) и "Стресс. Вегетозы. Психосоматика" С. Парценяка (2002г), литература прошлых лет издания по интересующему нас вопросу.

 


I. Истоки и содержание понятия "психосоматика"

 

История проникновения человеческого сознания и тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляется тысячелетиями.

Первобытная медицина использовала "заговоры" и заклинания, приемы задабривания, отпугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Трудно отделить от проблемы психосоматики представления врача Древней Индии Бхаскаре Бхатте, о том, что тоска, гнев, печаль, испуг – "первые ступени на лестнице любой болезни". Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который, исходя из умозрительных представлений о "гуморах" тела, уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения, капитальные черты. "Важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек", - считал Гиппократ.

Римский врач Клавдий Гален пытался усовершенствовать взгляды на природу человека, доказывая зависимость ощущений от сохранности нервов и мозга. Различая периферическую пневму, двигающуюся по нервам, и центральную, перемещающуюся в головном мозге, Гален полагал, что для создания образа картины внешнего мира, движения периферической пневмы еще недостаточно; осознается образ тогда, когда происходит движение центральной пневмы.

Именем Галена заканчивается начальный период поступательного движения мысли о двуединстве мозга и тела.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги - патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследования менялось содержание понятий. Вряд ли современный психолог скажет, что он изучает "душу", хотя психо (душа) и была исходным предметом исследования. Ощущения и восприятия, образы и мысли, эмоции и сознание, речь и память, внимание и личность, мотивы – вот далеко не полный перечень конкретных, частных разделов психологии, науки о психике.

В ХIХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Исследования психической деятельности значительно продвинулись вперед после введения И. Павловым метода условных рефлексов, который позволил на основании изменения деятельности тех или иных органов судить о процессах и основных закономерностях работы головного мозга.

Трактовка результатов изучения психической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развития дисциплины – психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать и объяснять существующими способами подсознательные явления психической деятельности привела к рождению психоанализа. С помощью психоанализа был извлечен целый ряд психоневрологических заболеваний. Совершенно справедливо привлекая внимание исследователей к психологическому конфликту как причине многих заболеваний не только мозга, но и тела и роли подсознательных процессов в развитии такого конфликта, Фрейд свел все объяснения такого конфликта к сексуальной неудовлетворенности и противопоставил конфликтующее сознание и бессознательное, отведя главную роль последнему.

В стремлении вернуться к гиппократовскому представлению о болезни как едином проявлении нарушений души и тела зарубежные клиницисты выдвинули понятие "психосоматика", точнее "психосоматическая медицина". Заслуга введения термина "психосоматика" принадлежит немецкому психиатру С. Хенроту. Он объяснял последствия внутреннего конфликта, как проявление психического заболевания, так и патологии внутренних органов.

Термин "психосоматическая медицина" родился, как считают, в январе 1939 года, когда американский психоаналитик Ф. Дунбар организовала издание журнала "Психосоматическая медицина".

Усложнение понятия психики, в частности выделения в ней сознательных и бессознательных компонентов, стремление объяснить психологический конфликт их несоответствием, использование психоаналитических приемов выявления (диагностики) характера психологического конфликта и специфика его влияний на соматические органы – вот, пожалуй основные условия появления и особенности психосоматической медицины1.

Первоначально усилия психосоматиков были направлены на выяснение роли психологического конфликта и развивающегося на этой основе эмоционального стресса и возникновения патологических изменений деятельности головного мозга и тела. Исследователи задались вопросом: почему, например, при условии социальных воздействий, вызывающих психологический конфликт, у одних людей возникает язва желудка или двенадцатиперстной кишки, у других – инфаркт сердца, у третьих – артриты?

В ходе такого исследования выяснены интересные, хотя и не бесспорные в некотором роде, закономерности психосоматических взаимоотношений. Дунбар в 1943 г. выделили "профили личности" - особенности психологии человека, при которых имеется склонность к развитию определенных форм соматических заболеваний.

 

________________________

1. Урываев Ю., Бабенков Г. Психосоматические расстройства. - М., 1981. -С.7.

 

Позднее был выделен критерий "специфики отношения" человека к тем или иным внешним влияниям. У многих людей, чувствующих себя обиженными жизнью, развивалась язвенная болезнь, а у активных жизнелюбов, добивающихся успеха и стремящихся к новым, - гипертония и инфаркты сердца.

В основу деления личности были положены два фактора: а) восприятие человеком собственного положения в той или иной ситуации; б) активность или пассивность человека к данной ситуации. Психосоматическая медицина представляла собой, по существу, один из вариантов решения, близким к патологическим взаимоотношениям мозга и тела. Основная формула психосоматической медицины, составляющая стержень ее теоретической концепции, имеет следующий вид:

B = f (a, b, c, d), где

В – болезнь, f – функция от ряда факторов: а – наследственности; b – родовых травм; с – перенесенных в детстве органических заболеваний, усиливающих ранимость определенных органов; d – характер ухода за ребенком (грудное или искусственное вскармливание, туалет, сон и др.), а также неблагоприятный физический и психический опыт детства и юношества, эмоциональный климат семьи, особенности поведения братьев, сестер, позднее – физические нарушения.1

Эта формула справедливо подчеркивает роль наследственности и обстоятельств окружающей среды ребенка. Перечисленные факторы создают предрасположение к развитию того или иного проявления болезни, своеобразный "медицинский портрет" личности.

Вместе с тем, перечисленные факторы не раскрыли обещанной названием "психосоматическая" сущности взаимоотношения мозга и внутренних органов.

 

____________

1. Фурдуй Ф. Стресс и здоровье. - Кишинев, 1990. - С.87.

 

Современная психосоматика, берущая начало в работах клиницистов психоаналитического направления, выделяет типичные психосоматические расстройства, имеющие психогенное происхождение. С понятием психосоматика и психосоматическая медицина мы связываем сегодня много разных значений и направлений, которые неоднородны и не согласованы между собой в постановке проблем и методах исследования.

По мнению многих ученых1, стресс, как острый так и хронический, может быть причиной возникновения вегетозов, с одной стороны, либо значимым фактором поддержания этого патологического процесса с – другой. С этой точки зрения мы рассмотрим "стресс" в следующем разделе.

 

_____________

1. Васильев В. Стресс и здоровье. - М., 1991.

Вейн А. Заболевания вегетативной нервной системы. - М., 1991, Кондрашенко В., Донской Д. Общая психотерапия, Минск, 1993.

 


Анализ аффектов

 

В психодинамической диагностике психосоматических расстройств различают три группы аффектов аффекты регуляции отношений, переработки информации и рефлексии.

Регулирующие отношения аффекты служат преимущественно для определения необходимой и желаемой близости/дистанции с объектом, что имеет большое значение в клинике структурных и диодических нарушений отношений. Так, отвращение отражает желание. Ярость отражает желание, чтобы объект исчез, а субъект при этом остался; эй, ты, скройся с глаз, а я остаюсь! Страх, напротив, связан с желанием отдалить субъект от области объекта, потребностью исчезнуть самому. Печаль (скорбь) представляет собой желание снова реализовать уже однажды имевшееся взаимодействие с объектом. Отсутствие "злого" объекта сопровождается в момент его ясного ментального представления облегчением и радостью. Для радости характерно то, что текущая интеракция между субъектом и объектом должна продолжаться в том же русле.

К аффектам переработки информации относится любопытство, интерес, удивление, которые признаны первичными эмоциями; эти аффекты служат тому, чтобы перерабатывать раздражители внешнего мира, а также понимать и поддерживать отношения с миром.

К аффектам рефлексии относятся вина, стыд, депрессия. Эмоции рефлексии базируются на интернализированных следах первичных эмоций. Стыд – это интернализированное отвращение к референтной группе или объекту, к которым человек считает себя принадлежащим. Значимые составляющие самости воспринимаются как неподходящие, а самость другого считается точкой отсчета. Стыд разворачивается на двух уровнях: он может относится как к активности саморазоблачения, так и к содержанию разоблаченному. Этот аффект рассматривается как гарант приватности и интимности. Способность испытывать стыд, связана с наличием третьей персоны, с переживанием границ между внешним и внутренним собой, собой и другими, а также самостью и Эго.

Депрессия – это интернализированная ярость объекта, он не может избавиться от того чего хотел бы избежать. Страх вины – это интернализированный страх объекта: чего он боится и от чего не может уклониться. Аффекты рефлексии являются предпосылкой относительно независимо функционирующих структур.

В последнее время выделяют еще аффекты мстительности. К ним относят обиду, озлобленность, гнев, злобу и вражду. Мотивационная составляющая этих аффектов направлена, как правило, на реванш, возмездие и месть. При этом речь нередко идет не просто о временном состоянии чувств, а в значительно большей степени, из-за склонности этого аффекта к взаимному проникновению, о длительном, направленном на возмездие и месть враждебном состоянии. Они часто определяют переживания пациента на годы и десятилетия. Как правило, для своего носителя эти аффекты не составляют вины. Обычно они переживаются, как "со мной случилась ужасная несправедливость".

Так как эта несправедливость возникла уже в раннем детстве, а "плохие" объекты интроецировались, отделились и за счет этого лишились дальнейшей обработки, то аффекты мстительности являются архаичными, они настраивают на активные действия против, имеют тенденцию к разрядке, поэтому примирение не является категорией его переживания.

Трагедия детства, которая не может быть прощена и забыта, часто состоит в травмирующем унижении, которое происходит на преэдиповых фазах, проявляется в нарциссическом повреждении, в травмах, которые внезапно разрывают связанную доверием к родителям детскую фантазию. Такие травматические унижения ведут в аффективном переживании ребенка к фиксированному ожесточению по отношению к виновнику унижения; эта злопамятность означает, что мотив мести постоянно "подпитывается" и может долгое время присутствовать в жизни.

Таким образом, на основе рассказа пациента можно определить ведущую тему конфликта отношений. Выявление особо значимой для пациента темы и проработка ее в процессе психотерапии позволяет сократить время лечения.

Другие методы

 

Наиболее разработаны направления использования психологического воздействия музыки – функциональная музыка и музыкальная психотерапия. Использование музыки в психотерапии весьма обширно, многообразно и основано на богатых и древних традициях и пересекается, с одной стороны, с психотерапией, а с другой – с разнообразными приемами психофизиологической саморегуляции, которые скорее относятся к психогигиене и психопрофилактике.1

 

______________________

1. Леви М.В. Проблемы аудиопсихологии // Материальная база сферы культуры: Научн. Информ. Сб. - Вып.4. Аудиокультурология. - М., 2002. -С.15.

 

Перечислим основные направления музыкальной лечебно-профилактической деятельности.

Аутогенная тренировка, а также многочисленные разновидности сеансов релаксации и внушения с использованием аудиовизуальной стимуляции и всевозможных сочетаний словесного и музыкального воздействия, где ведущая роль чаще отводится воздействию речи, а музыка является вспомогательным "фоном", и реже – музыка занимает главенствующее положение, а речь появляется эпизодически, "растворяясь" в ней, как например, в электронно-акустическом альбоме "Млечный сад".

Арт-терапия, или психотерапия искусством, "терапия творческим самовыражением", включая рисование под музыку, обсуждение навеянных ею образов, и собственно музыкальная психотерапия, использующая самостоятельное пение, музицирование, сочинительство.

Танцевальная психотерапия – занимая промежуточное положение между телесно ориентированной и арт-терапией, близка, по мнению М.В. Леви, - к "шаманскому действию" - модному увлечению многих психотерапевтов1.

Широкий спектр использования музыки дает представление об уровнях воздействия и уровнях взаимодействия музыки со слушателем. Практические психологи считают, что музыка может:

смягчать физический дискомфорт, уменьшать болевые ощущения и способствовать выздоровлению при недомоганиях;

улучшать настроение, помогать на время избавиться от неприятных мыслей;

помогать выплеснуть накопившиеся переживания и эмоции;

 

________________

1. Леви М.В. цитир. раб. -С.17.

 

изменять состояние сознания; создавать ощущение погруженности в другую реальность;

духовно обогащать и стимулировать личностный рост.

Кроме музыки в практике работы находят и другие виды влияния, такие как цвето - и светотерапия, библиотерапия и др.


Заключение

 

Эмоции играют в жизни человека очень значительную роль. Под ними мы подразумеваем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психологическим процессам.

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Стресс – комплексный процесс и включает и физиологические и психологические компоненты. Стресс является составной частью жизни каждого человека, но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия или даже заболевание.

Физиологические перестройки при стрессовых ситуациях и психологические установки и личностные позиции, а так же генетическая предрасположенность могут существенно влиять на возникновение соматических заболеваний.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями и установили круг болезней, возникающих вследствие стресса. К наиболее распространенным заболеваниям относят заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринные, аллергические, ревматоидные, и ряд дыхательных.

Биологическое проявление соматических заболеваний затрудняет их диагностику и лечение. Поэтому при консультировании больных с психосоматическими заболеваниями основное внимание уделяется диагностике, т.е. установлению причин заболевания, на основе полученных данных выбираются методики по коррекции заболевания. Характерным является то, что установление доверительных отношений в ходе диагностических мероприятий, уже является психологической коррекцией.

Коррекция проводится в несколько этапов, которые включают в себя различные цели и различные методики для их достижения. Психолог-консультант должен при этом учитывать как заболевание клиента, так и его личностные характеристики.

Среди основных приемов, используемых для коррекции психосоматических больных, используются методики рациональной психотерапии, самовнушения, различных видов групповой терапии. Правильно установленные диагноз и метод коррекции поможет избавить пациента от иногда затянувшегося и, не поддающегося терапевтическим и хирургическим методам лечения заболевания.

 


Литература

 

1. Банщиков В., Невзорова Т. Психиатрия. -М.: Медицина, 1969. - 344с.

2. Васильев В. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 1991. -169с.

3. Грановская Р. Элементы практической психологии. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. -565с.

4. Карвасарский Б. Психотерапия. -М.: Медицина, 1985. -304с.

5. Кондратенко В., Донской Д. Общая психотерапия. - Минск: Навука і техніка, 1993. -478с.

6. Кулаков С. Основы психосоматики. -СПб.: Речь, 2003. -288с.

7. Маколкин В., Аббакумов С. Нейроциркуляторная дистония. - М.: Медицина, 1985. -192с.

8. Парцерняк С. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. - СПб.: А.В.К., 2002. -382с.

9. Психология: Учебник. - М.: Проспект, 1998. -584с.

10. Свядощ А. Неврозы: Руководство для врачей. -СПб.: Питер, 1997. -430с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. -123с.

12. Судаеов К. Эмоциональный стресс и артериальная гипертензия. - М.: ВНИИМИ, 1976. -176с.

13. Урываев Ю., Бабенков Б. Психосоматические расстройства. - М.: Знание, 1981. -64с.

14. Фурдуй Ф. Стресс и здоровье. - Кишинев: Штиинца, 1990. -240с.

Содержание

 

Введение......................................................................................................... 3

I. Истоки и содержание понятия "психосоматика".................................. 5

II. Эмоциональный стресс как причина возникновения психосоматических нарушений.................................................................................................... 10

2.1 Основные формы психосоматических заболеваний........................ 14

III. Диагностика психосоматических пациентов.................................. 20

3.1 Анализ аффектов................................................................................... 22

3.2 Анализ уровня развития личности...................................................... 24

IV. Основные направления терапии психосоматических пациентов. 26

4.1 Психологические методы коррекции.................................................. 26

4.2 Другие методы........................................................................................ 30

Заключение.................................................................................................. 32

Литература.................................................................................................... 34

 


Введение

 

На пороге ХХI века ускорение научно-технического прогресса достигло небывалых масштабов. Сопровождающие его индустриализация, урбанизация, ускорение темпов жизни обусловили четкое проявление "двуликого Януса" технической революции. С одной стороны она резко облегчила физический труд, повысила возможность удовлетворения потребностей человека, с другой – привела к изменению нашего образа жизни, характера и содержания труда, нарушению экологической ситуации, а вместе с тем к переоценке жизненных ценностей, развитию бездуховности, озлобленности, недоверия, дефициту доброты, вызывающих частое возникновение стресса и его вредных последствий.

Современный человек, самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневно переживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалеком прошлом. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чего возникают соматические и психические расстройства.

В каждой нозологической единице можно выделить в отдельную группу те болезни, которые обусловлены психосоматикой. В частности это касается заболеваний сердечно-сосудистой системы – гипертонической болезни, склероза венечных артерий сердца с инфарктом миокарда, склероза артерий мозга с нарушениями мозгового кровообращения; желудочно-кишечного тракта; желез внутренней секреции, а также нервных и психических заболеваний.

Основная цель предпринятой работы – дать подробную характеристику психосоматическим нарушениям и возможностям психокоррекции таких нарушений.

Становление психосоматики как науки прошло долгий путь, поэтому мы решили уделить первый раздел истокам и содержанию понятия "психосоматика".

Существует большое количество концепций о причинах возникновения психосоматических расстройств, но основой возникновения всего их разнообразия считается эмоциональная перегрузка. Во втором разделе будет рассмотрен эмоциональный стресс как основа возникновения психосоматических патологий и основные формы психосоматических заболеваний.

Основы психосоматики составляет пропедевтика. Психосоматическую пропедевтику можно считать базовой в освоении способов оказания помощи психосоматическим пациентам. В одновременном сочетании и использовании диагностики и методов психокоррекции состоит особенность этой науки. Вопросы диагностики и психокоррекции будут освещены в третьем и четвертом разделах работы, после чего будут сделаны выводы.

Методологической основой работы послужила учебная литература последних лет издания, в частности "Основы психосоматики" С. Кулакова (2003г) и "Стресс. Вегетозы. Психосоматика" С. Парценяка (2002г), литература прошлых лет издания по интересующему нас вопросу.

 


I. Истоки и содержание понятия "психосоматика"

 

История проникновения человеческого сознания и тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляется тысячелетиями.

Первобытная медицина использовала "заговоры" и заклинания, приемы задабривания, отпугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Трудно отделить от проблемы психосоматики представления врача Древней Индии Бхаскаре Бхатте, о том, что тоска, гнев, печаль, испуг – "первые ступени на лестнице любой болезни". Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который, исходя из умозрительных представлений о "гуморах" тела, уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения, капитальные черты. "Важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек", - считал Гиппократ.

Римский врач Клавдий Гален пытался усовершенствовать взгляды на природу человека, доказывая зависимость ощущений от сохранности нервов и мозга. Различая периферическую пневму, двигающуюся по нервам, и центральную, перемещающуюся в головном мозге, Гален полагал, что для создания образа картины внешнего мира, движения периферической пневмы еще недостаточно; осознается образ тогда, когда происходит движение центральной пневмы.

Именем Галена заканчивается начальный период поступательного движения мысли о двуединстве мозга и тела.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги - патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследования менялось содержание понятий. Вряд ли современный психолог скажет, что он изучает "душу", хотя психо (душа) и была исходным предметом исследования. Ощущения и восприятия, образы и мысли, эмоции и сознание, речь и память, внимание и личность, мотивы – вот далеко не полный перечень конкретных, частных разделов психологии, науки о психике.

В ХIХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Исследования психической деятельности значительно продвинулись вперед после введения И. Павловым метода условных рефлексов, который позволил на основании изменения деятельности тех или иных органов судить о процессах и основных закономерностях работы головного мозга.

Трактовка результатов изучения психической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развития дисциплины – психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать и объяснять существующими способами подсознательные явления психической деятельности привела к рождению психоанализа. С помощью психоанализа был извлечен целый ряд психоневрологических заболеваний. Совершенно справедливо привлекая внимание исследователей к психологическому конфликту как причине многих заболеваний не только мозга, но и тела и роли подсознательных процессов в развитии такого конфликта, Фрейд свел все объяснения такого конфликта к сексуальной неудовлетворенности и противопоставил конфликтующее сознание и бессознательное, отведя главную роль последнему.

В стремлении вернуться к гиппократовскому представлению о болезни как едином проявлении нарушений души и тела зарубежные клиницисты выдвинули понятие "психосоматика", точнее "психосоматическая медицина". Заслуга введения термина "психосоматика" принадлежит немецкому психиатру С. Хенроту. Он объяснял последствия внутреннего конфликта, как проявление психического заболевания, так и патологии внутренних органов.

Термин "психосоматическая медицина" родился, как считают, в январе 1939 года, когда американский психоаналитик Ф. Дунбар организовала издание журнала "Психосоматическая медицина".

Усложнение понятия психики, в частности выделения в ней сознательных и бессознательных компонентов, стремление объяснить психологический конфликт их несоответствием, использование психоаналитических приемов выявления (диагностики) характера психологического конфликта и специфика его влияний на соматические органы – вот, пожалуй основные условия появления и особенности психосоматической медицины1.

Первоначально усилия психосоматиков были направлены на выяснение роли психологического конфликта и развивающегося на этой основе эмоционального стресса и возникновения патологических изменений деятельности головного мозга и тела. Исследователи задались вопросом: почему, например, при условии социальных воздействий, вызывающих психологический конфликт, у одних людей возникает язва желудка или двенадцатиперстной кишки, у других – инфаркт сердца, у третьих – артриты?

В ходе такого исследования выяснены интересные, хотя и не бесспорные в некотором роде, закономерности психосоматических взаимоотношений. Дунбар в 1943 г. выделили "профили личности" - особенности психологии человека, при которых имеется склонность к развитию определенных форм соматических заболеваний.

 

________________________

1. Урываев Ю., Бабенков Г. Психосоматические расстройства. - М., 1981. -С.7.

 

Позднее был выделен критерий "специфики отношения" человека к тем или иным внешним влияниям. У многих людей, чувствующих себя обиженными жизнью, развивалась язвенная болезнь, а у активных жизнелюбов, добивающихся успеха и стремящихся к новым, - гипертония и инфаркты сердца.

В основу деления личности были положены два фактора: а) восприятие человеком собственного положения в той или иной ситуации; б) активность или пассивность человека к данной ситуации. Психосоматическая медицина представляла собой, по существу, один из вариантов решения, близким к патологическим взаимоотношениям мозга и тела. Основная формула психосоматической медицины, составляющая стержень ее теоретической концепции, имеет следующий вид:

B = f (a, b, c, d), где

В – болезнь, f – функция от ряда факторов: а – наследственности; b – родовых травм; с – перенесенных в детстве органических заболеваний, усиливающих ранимость определенных органов; d – характер ухода за ребенком (грудное или искусственное вскармливание, туалет, сон и др.), а также неблагоприятный физический и психический опыт детства и юношества, эмоциональный климат семьи, особенности поведения братьев, сестер, позднее – физические нарушения.1

Эта формула справедливо подчеркивает роль наследственности и обстоятельств окружающей среды ребенка. Перечисленные факторы создают предрасположение к развитию того или иного проявления болезни, своеобразный "медицинский портрет" личности.

Вместе с тем, перечисленные факторы не раскрыли обещанной названием "психосоматическая" сущности взаимоотношения мозга и внутренних органов.

 

____________

1. Фурдуй Ф. Стресс и здоровье. - Кишинев, 1990. - С.87.

 

Современная психосоматика, берущая начало в работах клиницистов психоаналитического направления, выделяет типичные психосоматические расстройства, имеющие психогенное происхождение. С понятием психосоматика и психосоматическая медицина мы связываем сегодня много разных значений и направлений, которые неоднородны и не согласованы между собой в постановке проблем и методах исследования.

По мнению многих ученых1, стресс, как острый так и хронический, может быть причиной возникновения вегетозов, с одной стороны, либо значимым фактором поддержания этого патологического процесса с – другой. С этой точки зрения мы рассмотрим "стресс" в следующем разделе.

 

_____________

1. Васильев В. Стресс и здоровье. - М., 1991.

Вейн А. Заболевания вегетативной нервной системы. - М., 1991, Кондрашенко В., Донской Д. Общая психотерапия, Минск, 1993.

 


II. Эмоциональный стресс как причина возникновения психосоматических нарушений

 

Стресс, как острый, так и хронический, может быть причиной возникновения вегетозов, с одной стороны, либо значимым фактором поддержания этого патологического процесса - с другой. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование1. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу. Роль раздражителя может играть и слово. Под неспецифическим ответом Селье понимал стереотипный ответ организма независимо от природы раздражителя. По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нервную систему. После соответствующей обработки раздражителя реакция ответа идет двумя путями. Один идет по нервной системе, второй – гуморальным путем. Нервный сигнал в течение долей секунды достигает органов исполнителей, обеспечивая, таким образом, быстрый ответ. Гуморальный ответ более медленный, но зато более мощный и продолжительный. Рождается гуморальный импульс в одной из глубинных структур мозга – гипоталамусе, откуда по кровеносной системе в виде гормона поступает в гипофиз. Гипофиз находится в непосредственной близости от гипоталамуса, на основании мозга. Под воздействием гипоталамического фактора гипофиз выделяет в кровеносную систему гормоны, которые в свою очередь, побуждают периферические эндокринные железы выделять собственные гормоны. Роль как нервного, так и гормонального факторов сводится к подготовке организма к работе более интенсивного характера, чем в исходном состоянии. Для этого требуется выработка дополнительного достаточного количества питательных веществ. Мобилизация энергии идет как за счет перераспределения ее в организме, так и путем мобилизации запасов и ускоренного синтеза глюкозы.

 

_____________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.11 с.)