Предприятие как хозяйствующий субъект рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие как хозяйствующий субъект рынка



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ РЫНКА

1.1. Понятие предприятия, признаки и порядок создания

1.2. Структура предприятия

1.3. Организация предприятия

2. ОАО «БОШНЯКОВСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

2.1. Характеристика ОАО «Бошняковский угольный разрез» и анализ основных показателей деятельности

2.2. Анализ положения ОАО «Бошняковский угольный разрез»

2.3. Оценка положения ОАО «Бошняковский угольный разрез»

3. МЕРОПРИЯТИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «БОШНЯКОВСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ»

3.1. Внедрение дополнительного транспорта

3.2. Улучшение качества продукции

3.3. Мероприятие по снижению себестоимости

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Именно оно определяет деловую активность нацио­нального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ [1, c. 24].

Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнение работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов, других обязательных платежей. То есть предприятие является самостоятельным товаропроизводителем [1, c. 24].

Характеристика предприятия предполагает определение его основных черт, выделяющих его в самостоятельный субъект рыночных отношений. Такими чертами являются:

· Производственно – техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;

· Организационное единство. Предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

· Экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

Существенными признаками выступают единая территория, вспомогательное хозяйство, и т. п. Независимо от форм собственности, предприятие работает на условиях коммерческого расчета, т. е. осуществляет сделки, операции, получает прибыль или несет убытки. За счет прибыли оно обеспечивает стабильное финансовое положение, реализует социально – экономические интересы трудового коллектива [3, c. 25].

Рыночные отношения требуют не только производство продукции, но и ее сбыта и реализации. Лишь на этой основе возможна нормальная деятельность предприятия. В то же время самостоятельность в качестве платы обусловливает возможность не состоятельности и банкротства. Таким образом, поведение предприятия в рыночных условиях существенно видоизменяется. Эти изменения касаются многих вопросов деятельности предприятия [3, c. 26].

Благополучное финансовое состояние предприятия – это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования в условиях рынка. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.

Выбор темы курсовой работы является современной и актуальной в связи с тем, что предприятия выступают в качестве основных звеньев рынка.

Целью данной работы является исследование особенностей поведения предприятия как субъекта регионального рынка на примере ОАО «Бошняковский угольный разрез». Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики;

2) проанализировать поведение ОАО «Бошняковский угольный разрез» на региональном рынке;

3) предложить мероприятия по улучшению положения предприятия на региональном рынке;

4) сделать обобщающие выводы.

Объект исследования - действующее предприятие ОАО «Бошняковский угольный разрез».

В первой главе работы будут рассмотрены общие теоретические положения, характеризующие предприятие; во второй главе необходимо рассмотреть непосредственно предприятие, провести анализ основных показателей деятельности предприятия; в третьей – предложены мероприятия по улучшению положения на региональном рынке предприятия ОАО «Бошняковский угольный разрез»; в заключение представлены обобщающие выводы по данной работе.

Работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.

Для исследования темы в работе будут использованы учебники, учебные пособия по экономике следующих авторов: Пелих А. С., Скляренко В.К., Кабаков В. С. и т. д.


 

Структура предприятия

 

Изучение предприятий позволяет выявить основные структурные признаки и учитывать их в процессе создания предприятий и управления ими.К числу важнейших элементов, которые обладают определенной стойкостью и оказывает заметное влияние на структуру предприятия относятся:

·  постановка высших целей, обещающих успех, к которому стремятся предприятия, а также производственных целей (предмет хозяйственной деятельности предприятия). Поле деятельности дает сведения о том, какие работы необходимо конкретно выполнить (в области производства продукции, в секторе платных услуг);

·  определение регионального местоположения и правовой формы предприятия (речь идет о системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, в пределах предприятия, между предприятиями и долевыми собственниками);

·  форма собственности и характер связи с другими предприятиями;

·  оснащение предприятия производственными факторами (профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал информация) и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия [9, c. 31].

По мере развития производства происходят различные изменения структуры: могут изменятся цели, объект хозяйственной деятельности (например, переход с производства одного вида продукции на несколько) и т. п. В процессе существования предприятия может быть изменена его правовая форма (преобразование предприятия), могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, происходить объединение предприятий или раздел, осуществляться изменения собственников (продажа предприятия, унаследование и т. д.) или изменения организационной формы (реорганизация). Предприятие может измениться по размеру (рост предприятия или его сокращение, стагнация и т. п.), быть высокоприбыльным или попасть в кризис и выйти из него (санация предприятия) или закончить свое существование в связи с банкротством и ликвидацией предприятия [3, c. 31- 32].

 

Организация предприятия

После создания предприятия исключительно важное значение имеет организация его деятельности. Под организацией предприятия понимается пространственно- временная структура производственных фондов(рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства [10, c. 34].

Организация должна строиться с учетом следующих основных правил:

· наличие высококвалифицированных кадров и менеджеров, необходимой информации и возможностей ее своевременной обработки;

· объединение через организацию всех процессов хозяйственной деятельности и достижение на основе их взаимодействия поставленных целей и эффективности;

· обеспечение функционирования предприятия при изменяющихся или непредусмотренных условиях на основе гибкости управленческих решений и многих других[10, c. 34].

На организацию в предприятиях большое влияние оказывают различные внутренние и внешние факторы. Анализ деятельности предприятий позволяет выделить в качестве основных следующие: размер предприятия (в крупных предприятиях уровень специализации и высокая степень разделения труда, а в малых каждый работник должен быть компетентен в широком круге вопросов); применяемая технология (производство одиночных изделий и малых серий организованно по принципу цехов, а больших серий или массовое производство- по предметному принципу); окружающая среда предприятия(влияние внешних факторов весьма многообразно- учет конкурентов, хозяйственная и правовая система страны, налоги и др.) [3, c. 35].

Сложность организации на предприятии наглядно показывает схема, приведенная на рис.1.1, в которой сделана попытка дать характеристику производственного преобразовательного процесса [3, c. 35].

 

Хозяйствующий cубъект

Инвестиции   Производственная  Финансирование деятельность

 

Рис. 1.1. Производственный преобразовательный процесс на предприятии.

 

Результат производственного преобразовательного процесса на предприятии выражается в стоимости выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и в величине прибыли (убытка) [11, с. 15].

Для предотвращения банкротства предприятие должно закрывать нерентабельные производства, проводить реструктуризацию задолженностей, осуществлять перепрофилирование деятельности, уменьшать дебиторскую задолженность и принимать другие антикризисные меры [3, с. 36].

Принцип получения прибыли отражает высшую цель деятельности коммерческих предприятий (предпринимателей) в условиях рыночной экономики. Производство по количеству и ассортименту (номенклатуре), а также реализация организуются таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность [3, с. 38].

· Величина прибыли (убытка) определяется как разница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг и затратами.

· Прибыль = Выручка от реализации − Затраты, где выручка от реализации равна количеству проданных товаров, умноженному на цену единицы товара.

· Рентабельность производства или реализации характеризует размер процента, который приносит вложенный капитал или какую долю (удельный вес) в цене товара составляет прибыль [12. с, 41-42.].

Таким образом, предприятие – основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов). К числу важнейших элементов, которые обладают определенной стойкостью и оказывает заметное влияние на структуру предприятия относятся: 1) постановка высших целей; 2) определение регионального местоположения и правовой формы предприятия; 3) форма собственности и характер связи с другими предприятиями; 4) оснащение предприятия производственными факторами и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия. Под организацией предприятия понимается пространственно- временная структура производственных фондов (рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства.


 

РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

Экономическая составляющая

1. Высокие темпы инфляции

(-) обесценивание денежных средств Предусматривание в договорах индексации платежей в случае их просрочки
(+) при выплате поставщикам по долгосрочным займам Увеличение доли кредитов предприятия поставщиками
(+) Возможность получения оборотных денежных средств, играя на разнице в курсах валют Покупка и продажа валюты
2. Сокращение доходов потребителей   (-) падает покупательная способность (-) затрудняется сбыт, вынужденное сокращение скорости оборачиваемости финансовых средств Проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков сбыта
3. Рост безработицы   (+) Удешевление рабочей силы, высвобождение квалифицированных работников Формирование рациональной кадровой политики предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проделанной работы можно сформировать следующие основные выводы:

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Именно оно определяет деловую активность нацио­нального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом.

Предприятие – основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов).

К числу важнейших элементов, которые обладают определенной стойкостью и оказывает заметное влияние на структуру предприятия относятся: 1) постановка высших целей; 2) определение регионального местоположения и правовой формы предприятия; 3) форма собственности и характер связи с другими предприятиями; 4) оснащение предприятия производственными факторами и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия.

Под организацией предприятия понимается пространственно- временная структура производственных фондов (рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства.

На организацию в предприятиях большое влияние оказывают различные внутренние и внешние факторы. Анализ деятельности предприятий позволяет выделить в качестве основных следующие: размер предприятия (в крупных предприятиях уровень специализации и высокая степень разделения труда, а в малых каждый работник должен быть компетентен в широком круге вопросов); применяемая технология (производство одиночных изделий и малых серий организованно по принципу цехов, а больших серий или массовое производство- по предметному принципу); окружающая среда предприятия(влияние внешних факторов весьма многообразно- учет конкурентов, хозяйственная и правовая система страны, налоги и др.)

При угрозе высоких темпов инфляции происходит обесценивание накоплений ОАО «Бошняковский угольный разрез». Рост безработицы сопровождается удешевлением рабочей силы и как следствие формирование рациональной кадровой структуры предприятия. Политический фактор: возможность выбора руководством ОАО «Бошняковский угольный разрез» дополнительных направлений хозяйственной деятельности кампании, как на Российском рынке, так и за рубежом (международный фактор).

Уменьшение в 2007 г. данных показателей и рост издержек свидетельствует о том, что структурное подразделение ОАО «Бошняковский угольный разрез» находится в трудном финансовом положении.

Анализируя факторы и выявив основные угрозы и возможности для ОАО «Бошняковский угольный разрез», необходимо отметить, что к наиболее вероятным угрозам следует отнести: ожидание высоких темпов инфляции, влияющих на покупательную способность клиентов; изменение структуры государственных расходов, влияющих на государственные заказы; снижение стабильности в обществе; сокращение доходов потребителей. Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим внешним обязательствам.

Предприятие ОАО «Бошняковский угольный разрез» всегда было высоко конкурентоспособным, товар востребован на региональном рынке. Это объясняется высоким качеством каменного угля.

Для улучшения положения ОАО «Бошняковский угольный разрез» на региональном рынке мною были предложены мероприятия. Здесь я прихожу к следующему выводу: 1.Рекомендуется ускорить процесс доставки каменного угля до места назначения. В этих целях можно приобрести определенное кол-во единиц транспортного оборудования.Внедрение дополнительного транспорта позволит ускорить процесс перевозки каменного угля из карьера в морской порт. Это позволит повысить производительность труда. Ожидаемый экономический эффект с учетом факторов неопределенности и инфляции составит 416,4 тыс.руб.2.Для повышения качества добытого угля предлагается приобрести агрегат для просеивания угля. Ожидаемый экономический эффект с учетом факторов неопределенности и инфляции составит 482784 тыс.руб

3. Необходимо снизить себестоимость за счет уменьшения затрат по обслуживанию и управлению производством при росте объема производства, за счет проведения отдельных организационно-технических мероприятий на единицу продукции в связи с увеличением объема производства.

Для предотвращения банкротства предприятие должно закрывать нерентабельные производства, проводить реструктуризацию задолженностей, осуществлять перепрофилирование деятельности, уменьшать дебиторскую задолженность и принимать другие антикризисные меры.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Экономика предприятия: экзаменационные ответы / Под ред. проф. Пелиха А.С. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 416 с.

2. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208 с.

3. Раицкий К.А. Экономика предприятия.─ М.: Информационно- внедрический центр «Маркетинг», 2006 ─ 693 с.

4. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 831 с.

5. Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 444 с.

6. Экономика. / Под редакцией А. И. Архипова, А. П. Нестеренко, А. К Большакова. - М., 2004.- 341 с.

7. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник для вузов.-М., 2003.-403 с.

8. Кабаков В.С., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент.- Л.: Лениздат, 2004 – 325с.

9. Экономика / Под редакцией А. С. Булатова. - М., 2003, - 482 с.

10. Трудный поворот к рынку. / Под ред. Кононова И.П. - М: Экономика 2003.- 196 с.

11. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. «Основы менеджмента». Москва,2005 – 458 с.

12. Грузинов. В.П. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2006- 508 с.

13. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003 – 285 с.

14. Ансофф И. Стратегия управления – М.: Экономика, 2004 – 453с.

15. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учебное пособие. – М.: «Финпресс», 2004 – 295с.

16. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. – м.: Финансы и статистика, 2004г. – 534 с.

17. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. И доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2005. – 688 с.

18. Анализ хозяйственной деятельности  в   промышленности: Учебник / Л.А.Богдановская, Г.Г.Виногоров,О.Ф.Мигун и др.; Под об­щ.ред.В.И.Стражева.-Мн.:Выш.шк.,2006.-363с.

19. Введение в рыночную экономику:Учебн. пособие для экон. спе­циальностей вузов,/А.Я.Лившиц,-Мн.:Выш.шк.,2006.

20. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / под ред. М,И,Баканова.-М.: Финансы и статистика,2006.-320с.:ил.

21. Антони, Роберт Основы бухгалтерского учета в   рыночной экономике,Мн.В.Г.Гавриленко,2007,Ч.2 Учет расходов. Отчет о при­были.

22. Курс экономики:/Учебник, Райзберг Б.А. рук.авт. коллектива,М.:Инфра-М,2007. – 735 с.

23. Экономика предприятия: Учебник / под ред. О.И.Волкова, - 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 520с. – (серия «Высшее образование»).

24. Экономика, организация и планирование промышленного производ­ства. Учебное пособие. Под ред.Н.А.Лисицина.Мн.:2007. – 578 с.

25. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / В.Я.Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П.Прасалов и др., под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Е.М.Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2007. – 367с.

26. Экономика предприятия. Учебник для экономических вузов.-Изд.2-е, переработанное и дополненное. Под общ. ред. проф., д.э.н. Руденко А.И., Мн.2007. - 475с.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ РЫНКА

1.1. Понятие предприятия, признаки и порядок создания

1.2. Структура предприятия

1.3. Организация предприятия

2. ОАО «БОШНЯКОВСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

2.1. Характеристика ОАО «Бошняковский угольный разрез» и анализ основных показателей деятельности

2.2. Анализ положения ОАО «Бошняковский угольный разрез»

2.3. Оценка положения ОАО «Бошняковский угольный разрез»

3. МЕРОПРИЯТИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «БОШНЯКОВСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ»

3.1. Внедрение дополнительного транспорта

3.2. Улучшение качества продукции

3.3. Мероприятие по снижению себестоимости

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Именно оно определяет деловую активность нацио­нального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ [1, c. 24].

Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнение работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов, других обязательных платежей. То есть предприятие является самостоятельным товаропроизводителем [1, c. 24].

Характеристика предприятия предполагает определение его основных черт, выделяющих его в самостоятельный субъект рыночных отношений. Такими чертами являются:

· Производственно – техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;

· Организационное единство. Предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

· Экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

Существенными признаками выступают единая территория, вспомогательное хозяйство, и т. п. Независимо от форм собственности, предприятие работает на условиях коммерческого расчета, т. е. осуществляет сделки, операции, получает прибыль или несет убытки. За счет прибыли оно обеспечивает стабильное финансовое положение, реализует социально – экономические интересы трудового коллектива [3, c. 25].

Рыночные отношения требуют не только производство продукции, но и ее сбыта и реализации. Лишь на этой основе возможна нормальная деятельность предприятия. В то же время самостоятельность в качестве платы обусловливает возможность не состоятельности и банкротства. Таким образом, поведение предприятия в рыночных условиях существенно видоизменяется. Эти изменения касаются многих вопросов деятельности предприятия [3, c. 26].

Благополучное финансовое состояние предприятия – это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования в условиях рынка. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.

Выбор темы курсовой работы является современной и актуальной в связи с тем, что предприятия выступают в качестве основных звеньев рынка.

Целью данной работы является исследование особенностей поведения предприятия как субъекта регионального рынка на примере ОАО «Бошняковский угольный разрез». Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики;

2) проанализировать поведение ОАО «Бошняковский угольный разрез» на региональном рынке;

3) предложить мероприятия по улучшению положения предприятия на региональном рынке;

4) сделать обобщающие выводы.

Объект исследования - действующее предприятие ОАО «Бошняковский угольный разрез».

В первой главе работы будут рассмотрены общие теоретические положения, характеризующие предприятие; во второй главе необходимо рассмотреть непосредственно предприятие, провести анализ основных показателей деятельности предприятия; в третьей – предложены мероприятия по улучшению положения на региональном рынке предприятия ОАО «Бошняковский угольный разрез»; в заключение представлены обобщающие выводы по данной работе.

Работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.

Для исследования темы в работе будут использованы учебники, учебные пособия по экономике следующих авторов: Пелих А. С., Скляренко В.К., Кабаков В. С. и т. д.


 

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ РЫНКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.067 с.)