Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор информации поисковыми роботами

Поиск

Поисковые указатели работают в три этапа. Создание поисковой системы начинается с разработки специальной агентской программы, которая спо­собна путешествовать по Web-узлам Интернета, просматривать Web-стра­ницы и копировать их содержание на центральный сервер поисковой системы. Такие агентские программы называют «червяками», «пауками», «поис­ковыми роботами» (сокращенно «ботами»), «поисковыми машинами», «краулерами» и т. п. Многообразие названий связано с тем, что каждая поисковая система создает свою собственную, неповторимую программу и дает ей свое имя, которое впоследствии становится нарицательным. Большинство современных поисковых систем начинались с того, что в 1993-94 годах в университетских лабораториях были разработаны экспе­риментальные программы для мониторинга Сети.

Если при чтении Web-страницы поисковый робот находит на ней ссылки на другие страницы того же Web-узла, он переходит по этим ссылкам, читает их содержание и так далее. Как червяк, он проникает в самые отда­ленные закоулки WWW.

Индексация ресурсов

Второй этап работы поисковой системы — индексация. Собрать на цен­тральном сервере образы сотен миллионов Web-страниц — это одно дело, а суметь выбрать те из них, которые нужны клиенту, сформировавшему запрос, — совсем другое. Отвечать надо очень быстро, а для этого данные надо хранить не как попало, а в виде специальных структур. Процесс пре­образования данных из той формы, в которой они хранятся на Web-стра­ницах, в другие формы, удобные для быстрого просмотра, называется индексацией. В результате индексации и образуется база данных, кото­рую называют поисковым указателем (индексом).

У каждой поисковой системы свои приемы и методы индексации. В част­ности, перед индексацией большинство систем очищают документ от заре­зервированных слов (stop - words), к которым относятся артикли, предлоги, союзы, местоимения и другие слова, имеющие менее 4 символов. Однако не только короткие слова могут быть зарезервированными. Очень распрос­траненные слова, такие как Computer и Internet тоже резервируются. Искать что-то по ним бесполезно, так как они встречаются повсеместно.

Специализированные поисковые службы могут использовать и другие слова в качестве зарезервированных. Например, если служба занимается поиском книг (books), то слово book для нее может считаться зарезервиро­ванным.

На этапе подготовки к индексации может происходить нормализация слов (stemming) за счет отбрасывания суффиксов и окончаний. После такой «зачистки» фраза типа «Мы с братом любим ловить рыбу» превращается в ' нечто похожее на «брат люб лов рыб». Исходный документ может быть най­ден при поиске по ключевым словам «брат», «любовь», «ловить», «рыба», но никогда по словам «мы» или «с».

Некоторые системы производят нормализацию всегда. Ряд систем, бази­рующихся на службе Inktomi (см. ниже) могут действовать как тем образом, так и другим. Служба Alta Vista не производит нормализацию никогда, и это ее уникальная особенность, которая, как будет показано ниже, активно используется для контекстного поиска.

На основе «зачищенного» документа готовится индекс. Индекс — это осо­бая база данных, созданная специальным образом, чтобы ускорить поиск. Существует множество методов индексации. Разумеется, они не разглаша­ются. Как и поисковый робот, алгоритм индексации составляет коммер­ческую тайну поисковой службы, поэтому в качестве примера мы приведем лишь простейший тип индекса — так называемый обратный файл.

Суть обратного файла состоит в том, что составляется словарь из всех слов, встреченных во всех документах, собранных поисковым роботом, а затем для каждого слова записывается группа чисел, указывающих на то, в каких документах оно встречается, насколько часто, а также кое-какая служебная информация.

Исполнение запроса клиента

Третий этап — ответ на запрос клиента. Лучшие поисковые системы в ответ на запрос просматривают свои индексы за десятые доли секунды и немед­ленно возвращают списки ссылок, ведущих к затребованным ресурсам. Работа происходит следующим образом.

Система анализирует ключевые слова, которые клиент использовал в зап­росе. С ними производятся те же операции освобождения от зарезервиро­ванных слов и нормализации, после чего выполняется поиск совпадений с содержимым поисковых индексов. Эти операции в большинстве поис­ковых систем происходят примерно одинаково, но самая последняя опе­рация, когда по найденным совпадениям формируется итоговый список ссылок, всегда различается. У каждой поисковой системы своя политика формирования результирующего списка.

Если найдено очень много ссылок на ресурсы, удовлетворяющие запросу, то встает проблема их упорядочения. Здесь важно, какие ссылки дать в начале списка, а какие — в конце, то есть, надо вводить какой-то рейтинг. Разные поисковые системы имеют разные рейтинговые системы. При исчис­лении рейтинга учитывается множество параметров. За некоторые начис­ляются положительные баллы, а за некоторые — наоборот штрафные. Положительный рейтинг начисляется, в частности, при следующих обсто­ятельствах:

• если разыскиваемые слова встречаются на Web-странице неоднократно (но не слишком часто, и не подряд);

• если они расположены близко к началу страницы;

• если эти слова присутствуют в заголовке страницы;

• если Web-страница имеет иллюстрацию, альтернативный текст кото­рой тоже содержит слова, введенные пользователем.

Лучшие поисковые системы недавно ввели новый подход к рейтингованию. Они учитывают количество ссылок в проиндексированном простран­стве Web, ведущих к данному ресурсу. Это естественно, ведь чем больше публикаций ссылаются на данную страницу, тем она популярнее и тем выше вероятность того, что она будет полезной автору запроса. В традици­онном библиотечном деле такой подход известен. Например, в США давно издается многотомный ежегодный «Индекс цитирования» (Citational Index), в котором каталогизируются ссылки разных авторов на первоис­точники. Это непростой технически, но очень полезный для клиентов метод индексации ресурсов.

К современным относятся и коммерческие хитрости. Относительно недавно некоторые поисковые системы (в том числе и такая известная, как Alta Vista) начали повышать рейтинг тем, кто готов за это платить. Такой под­ход выглядит не очень красиво, но с точки зрения владельцев поисковых систем оправдан извечным тезисом «заботы о потребителе». Они заявляют, что для потребителя ценность информации на странице солидной фирмы, готовой нести расход на свою рекламу в Сети, все-таки выше, чем ценность доморощенной страницы никому не известного студента. Возможно, что они и правы. Во всяком случае тот, кто заплатил деньги за рейтингование своей страницы, наверное будет больше уделять внимания ее качеству, чем тот, кто сделал ее впопыхах и пристроил на первом попавшемся бес­платном сервере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.008 с.)