Теоретические основы организации досуга учащихся младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы организации досуга учащихся младшего школьного возраста



Введение

учащийся школьный досуг

Особое значение в социальном становлении личности имеет младший школьный возраст. В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие социальных отношений, формирование эмоционально-чувственного познания, он начинает понимать и осваивать нравственные категории. В это же время младший школьник познает и осознает эстетическую сторону окружающего мира, проявляет интерес к различным видам деятельности, в частности, к художественной. Этому способствует то, что ребёнок является не только объектом воздействия семьи, школы, сверстников, которые формируют его личность и передают социальный опыт, но и то, что он сам активно участвует в познании окружающего мира, общается с ровесниками, взрослыми. Условия для успешного формирования личности создаются и в семье, и в школе [1].

Сказанное в равной мере относится и к младшим школьникам, занимающимся и воспитывающимся в культурно-досуговых учреждениях Республики Казахстан. Однако формирование личности младших школьников характеризуется определенным своеобразием.

В основу эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста должна быть положена сформированность у них социальных и эстетических чувств. Эти чувства проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими детьми и со взрослыми. Социальные чувства способствуют успешному включению младших школьников в социум, а эстетические чувства оказывают положительное влияние на духовно-нравственную сторону личности.

Одним из важных средств формирования социальных и эстетических чувств является художественная коллективная деятельность во время досуга, которая позволяет ребёнку выражать свои эмоции, чувства, отношение к происходящему в личной и общественной жизни. Организация детей в художественной деятельности может быть как индивидуальной, так и коллективной, проходит на уроках, во внеурочное время и во время досуга.

Коллективная досуговая деятельность предоставляет возможности для свободного общения, самовыражения, способствует полному раскрытию индивидуальности ребенка, именно в совместной деятельности реализуется взаимодействие детей, она учит ребенка общаться с партнером, выслушивать его, радоваться достижениям других детей, оказывать необходимую помощь.

Актуальность выбранной темы настоящей выпускной творческой работы находит свое отражение и в государственных документах Республики Казахстан.

Так, в законодательных документах Республики Казахстан, в частности в Законе РК «О культуре» [2], Законе РК «Об образовании» [3] и Законе РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» [4], в качестве стратегической цели выступает - воспитание гражданина демократического общества и всесторонне развитого человека, способного преумножать и реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был активно вовлечен в досуговую деятельность, так как наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей не менее важным следует признать создание поля исследовательского творчества в свободное время, наличие которого позволяет решать задачи формирования у школьников аппарата самореализации в современном мире и освоения ими познавательных способностей в процессе организации досуга и отдыха.

В процессе вовлечении младшего школьника в организацию и проведение творческих мероприятий огромная роль ложиться на организатора. Он выступает сразу в роли воспитателя, и сценариста, и режиссера, и осветителя, и костюмера, и гримера, и художника, и музыкального продюсера, и другое.

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности младшего школьного возраста значительный вклад внесли такие ученые как, Абульханова-Славская К.А. [5], Аванесова Г.А. [6], Воловик А.Ф. [7], Жарков А.Д. [8], Иванов И.П. [9], Опарина Н.А. [10], Орлов В.Н. [11], Стрельцов Ю.А. [12], Шубина И.Б. [13] и другие.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы настоящей выпусткной творческой работы в следующей редакции: «Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста».

Целью выпускной творческой работы является: изучение теоретических особенностей организации досуга учащихся младшего школьного возраста, практики их применения, а также разработка и проведение культурно-досугового мероприятия.

Задачи выпускной творческой работы:

проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

раскрыть специфику досуга учащихся младшего школьного возраста;

изучить основные формы организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

выявить функции, принципы, задачи и особенности досуга учащихся младшего школьного возраста;

разработать, организовать и провести мероприятие;

-     провести анализ результатов практической работы по реализации творческого мероприятия.

Объект выпускной творческой работы - организация досуга учащихся младшего школьного возраста.

Предмет выпускной творческой работы - процесс организации досуга учащихся младшего школьного возраста.

Для реализации поставленных в работе задач использовались различные методы, в том числе и метод анализа литературы по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста.

Базой выполнения выпускной творческой работы стал Районный дом культуры города Абай.

Выпускная творческая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы выпускной творческой работы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы работы, характеризуется структура работы.

В первой главе «Теоретические основы организации досуга учащихся младшего школьного возраста» изучаются содержание понятий «досуг», «досуг учащихся младшего школьного возраста», «формы досуга», дается характеристика особенностей видов и содержания организации различных форм досуга учащихся младшего школьного возраста.

Во второй главе «Опыт организации досуга учащихся младшего школьного возраста» раскрывается содержание практической работы по технологии организации творческого мероприятия. Сформулированы методические рекомендации по технологии организации досуга учащихся младшего школьного возраста.

В заключении дается обобщение по теме выпускной творческой работы.

В списке литературы дан перечень использованной литературы.

 


Основные направления работы

 

В настоящей выпускной творческой работе основными этапами работы в процессе подготовки и проведения елки акима Абайского района для детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки» явились:

I этап - предварительное планирование.

Данный этап включает в себя следующие пункты: постановка цели; определение степени участия каждого; определение сроков подготовки и даты выступления; обсуждение временных и материальных затрат.

II этап - работа над сценарием.

Данный этап включает в себя следующие пункты: написание сценария; подбор музыкального оформления; распределение ролей, при котором каждый участник получает свою роль; репетиции (индивидуальные и групповые); изготовление декораций, костюмов, афиши, программок, реквизита; оформление помещения, в котором проводится мероприятие.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

На данном этапе нами проводились беседы с учащимися, опрос учащихся о желании принять участие в проведении мероприятия.

IV этап - репетиции.

Подготовка к мероприятию осуществлялась нами в процессе проведения репетиций.

V этап - проведение мероприятия.

Мероприятие было проведено 25 декабря 2010 год. 11.00 час.

VI этап - подведение итогов.

Данный этап работы включал в себя:

обсуждение: что понравилось, а что нет, как подготовиться и провести следующее мероприятие ещё лучше; анализ сильных и слабых сторон мероприятия.

 

Таблица 1 - Проект елки акима Абайского района для детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки»

Название Театрализованная игровая программа «Чудеса у новогодней елки»
Разработчики и исполнители Работники Районного дома культуры города Абай, Тезекбаева А
Целевая аудитория 50 детей в возрасте от 7 до 13 лет из сельских округов Абайского района.
Цель развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность; формирование и развитие творческих способностей.
Задачи и методы поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.
Принципы: импровизационность, гуманность, учет индивидуальных способностей.
Форма реализации театрализованная игровая программа «Чудеса у новогодней елки»
Сроки реализации 25 декабря 2010 год. 11.00 час.
Условия реализации елка акима Абайского района для детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки», проводится на базе Районного дома культуры города Абай.
Техническое обеспечение, оборудование, реквизит Звуковая аппаратура, микрофоны, видеопроектор, экран. Сцена оформлена в соответствии с тематикой праздника: зал украшен гирляндами, воздушными шарами, дождем
Исполнители и участники проекта Работники Районного дома культуры города Абай, Тезекбаева А., Учащиеся младшего школьного возраста
Ожидаемый результат В результате проведения конкурсной шоу-программы елки акима Абайского района для детей из малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями «Чудеса у новогодней елки» будут созданы условия для: - поэтапного освоения детьми видов творчества по возрастным группам; - совершенствования артистических навыков детей; - раскрепощения ребенка; - пробуждения в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

 

В рамках разработки сценария и его реализации елки акима Абайского района для детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки» нами была разработана планово-сценарная документация, которая включает в себя:

. План подготовки елки акима Абайского района для детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки» (представлен в таблице 2).

. График репетиций» (представлен в таблице 3).

. Сценарно-режиссерский ход.

. Смету расходов (представлен в таблице 4).

. Сценарий.

Рассмотрим подробнее планово-сценарную документацию.

 

Таблица 2 - План подготовки елки акима Абайского района для детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки»

Содержание работы Сроки проведения Ответственные
1 Формирование режиссерско-сценарной группы 06.12.2010 г. - 11.12.2010 г. Работники Районного дома культуры города Абай, Тезекбаева А
2 Подбор художественного материала 06.12.2010 г. - 11.12.2010 г. Работники Районного дома культуры города Абай, Тезекбаева А
3 Разработка сценария 06.12.2010 г. - 11.12.2010 г. Тезекбаева А
4 Подбор участников программы 06.01.2010 г. - 08.12.2010 г. Работники Районного дома культуры города Абай, Тезекбаева А
5 Работа с участниками 08.12.2010 г. 24.12.2010 г. Работники Районного дома культуры города Абай, Тезекбаева А
6 Подбор музыкального материала 08.12.2010 г. 24.12.2010 г. Звукооператор Районного дома культуры, Тезекбаева А
7 Составление приглашений для учащихся и педагогов 08.12.2010 г. Тезекбаева А
8 Работа с видеооператором 24.12.2010 г. Тезекбаева А
9 Проведение мероприятия 25 декабря 2010 год. 11.00 час. Работники Районного дома культуры города Абай, Тезекбаева А

 

Таблица 3 - График репетиций елки акима Абайского района для детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки»

Дата Время Участники репетиции Назначение репетиций
08.12.2010 10.00 Ведущие Ознакомление с текстом
09.12.2010 12.00 Творческие коллективы, певцы Разучивание репертуара
10.12.2010 11.00 Ведущие Работа над интонацией
11.12.2010 14.00 Чтецы Работа над интонацией
12.12.2010 10.00 Ведущие Ознакомление с текстом
13.12.2010 12.00 Творческие коллективы, певцы Разучивание репертуара
14.12.2010 11.00 Ведущие Работа над интонацией
15.12.2010 14.00 Чтецы Работа над интонацией
17.12.2010 10.00 Певцы Репетиция с микрофонами
19.12.2010 12.00 Ведущие Репетиция на сцене
20.12.2010 12.00 Певцы, чтецы Репетиция на сцене
23.12.2010 12.00 Ведущие, певцы, чтецы Генеральная репетиция

 

Нами составлена и оформлена смета расходов елки акима Абайского района для детей из малообеспеченных семей «Чудеса у новогодней елки» (таблица 4).

 

Таблица 4 - Смета расходов

Расходы Стоимость Источник финансирования
1 Оформление помещения 5000 Акимат Абайского района
2 Аренда музыкальной аппаратуры 1000 Акимат Абайского района
3 Афиша, пригласительные билеты 300 Акимат Абайского района
4 Видеооператор 3000 Акимат Абайского района
5 Транспортные расходы 500 Акимат Абайского района
6 СД диски 200 Акимат Абайского района
7 Пошив костюмов для танцевальной группы 5000 Акимат Абайского района
8 Запись фонограмм 1500 Акимат Абайского района
9 Покупка дисков 1000 Акимат Абайского района
10 Воздушные шарики 1000 Акимат Абайского района
11 Гирлянды 1500 Акимат Абайского района
12 Призы для участников 10000 Акимат Абайского района

 


Список использованной литературы

 

1 Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущности, типология, управление. - СПб: Изд-во СПб. унив-та, 1991. - 159 с.

2 Закон Республики Казахстан «О культуре» от 15.12.06 №207 // Казахстанская правда. - 2006. - 26 декабря (№271). - С. 3-6.

3  Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III. - Астана, 2007. - 45 с.

4  Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 года №581. - Астана, 2004. - 24 с.

5 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Знание, 1991. - 108 с.

6  Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации. - М: Аспект-пресс, 2006. - 236 с.

7  Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. - М.: Флинта, 1998. - 235 с.

8  Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Профиздат, 2002. - 202 с.

9  Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Просвещение, 1989. - 215 с.

10 Опарина Н.А. Пьесы и сценарии для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга / Н.А. Опарина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 424 с.

11 Орлов В.Н. Культура и досуг. - М.: Профиздат, 1991. - 80 с.

12 Cтрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. - М.: Просвещение, 1999. - 209 с.

13 Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста (2-е изд.) / Серия «Хит сезона». - Ростов н/Д.: Феникс, 2004 - 352 с.

14 Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1999. - 283 с.

15 Педагогика досуга: терминологический словарь / Сост. О.Н. Хахлова. - Уфа: Из-во БГПУ, 2007. - 50 с.

16 Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. - М: Просвещение, 1998. - 125 с.

17 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4Т. Т. IV. - М.: Русский язык, 1991. - 683 с.

18 Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущности, типология, управление. - СПб: Изд-во СПб. унив-та, 1991. - 159 с.

19   Бурганова Р.И. Основы подготовки социальных педагогов к работе со студенческой молодежью в сфере культурного досуга: научное издание. - Караганда: САНАТ-Полиграфия, 2003. - 164 с.

20   Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - 134 с.

21 Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Владос, 2002. - 698 с.

22 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. - 240 с.

23 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974. - 288 с.

24 Петровский А.В. Быть личностью. - М., 1990. - 110 с.

25 Смирнов В.М. Память и ее воспитание. - М., 1948. - 322 с.

26 Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. - Казань: Медицина, 1998.-128 с.

27 Соколов Э.В. О культурной ценности досуга. - М.: Знание, 1998.-24 с.

28 ТесленкоА. Социализация молодежи: смена парадигм. Астана: Наука, 2002. - 156 с.

29 ТесленкоА. Социализация молодежи: педагогика отношений в социуме. Алматы: Наука, 2002. - 166 с.

30 Джаманбалаева Ш.Е. Общество и подросток: Учебное пособие. Алматы: Наука, 2002. - 196 с.

31  Аралбаева Р. Проблемы высшего образования и социальная интеграция молодежи. // Саясат. 2003. №6. - С. 9-15.

32 Нуртазина Р. Проблемы образования и СМИ в контексте политической социализации молодежи. // Саясат. 2002. №11. - С. 16-19.

33 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации. - М: Аспект-Пресс, 2006. - 236 с.

34 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие. - Изд. 2-е, перераб., доп., Алматы: Наука, 2002. - 202 с.

35 Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. - М.: Флинта, 1998. - 235 с.

36 Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. - Казань: Медицина, 1995. - 330 с.

37   Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики. - М., 2006. - 376 с.

38   Опарина Н.А. Пьесы и сценарии для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга / Н.А. Опарина. - М., 2008. - 424 с.

39 Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Просвещение, 1989. - 215 с.

Введение

учащийся школьный досуг

Особое значение в социальном становлении личности имеет младший школьный возраст. В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие социальных отношений, формирование эмоционально-чувственного познания, он начинает понимать и осваивать нравственные категории. В это же время младший школьник познает и осознает эстетическую сторону окружающего мира, проявляет интерес к различным видам деятельности, в частности, к художественной. Этому способствует то, что ребёнок является не только объектом воздействия семьи, школы, сверстников, которые формируют его личность и передают социальный опыт, но и то, что он сам активно участвует в познании окружающего мира, общается с ровесниками, взрослыми. Условия для успешного формирования личности создаются и в семье, и в школе [1].

Сказанное в равной мере относится и к младшим школьникам, занимающимся и воспитывающимся в культурно-досуговых учреждениях Республики Казахстан. Однако формирование личности младших школьников характеризуется определенным своеобразием.

В основу эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста должна быть положена сформированность у них социальных и эстетических чувств. Эти чувства проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими детьми и со взрослыми. Социальные чувства способствуют успешному включению младших школьников в социум, а эстетические чувства оказывают положительное влияние на духовно-нравственную сторону личности.

Одним из важных средств формирования социальных и эстетических чувств является художественная коллективная деятельность во время досуга, которая позволяет ребёнку выражать свои эмоции, чувства, отношение к происходящему в личной и общественной жизни. Организация детей в художественной деятельности может быть как индивидуальной, так и коллективной, проходит на уроках, во внеурочное время и во время досуга.

Коллективная досуговая деятельность предоставляет возможности для свободного общения, самовыражения, способствует полному раскрытию индивидуальности ребенка, именно в совместной деятельности реализуется взаимодействие детей, она учит ребенка общаться с партнером, выслушивать его, радоваться достижениям других детей, оказывать необходимую помощь.

Актуальность выбранной темы настоящей выпускной творческой работы находит свое отражение и в государственных документах Республики Казахстан.

Так, в законодательных документах Республики Казахстан, в частности в Законе РК «О культуре» [2], Законе РК «Об образовании» [3] и Законе РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» [4], в качестве стратегической цели выступает - воспитание гражданина демократического общества и всесторонне развитого человека, способного преумножать и реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был активно вовлечен в досуговую деятельность, так как наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей не менее важным следует признать создание поля исследовательского творчества в свободное время, наличие которого позволяет решать задачи формирования у школьников аппарата самореализации в современном мире и освоения ими познавательных способностей в процессе организации досуга и отдыха.

В процессе вовлечении младшего школьника в организацию и проведение творческих мероприятий огромная роль ложиться на организатора. Он выступает сразу в роли воспитателя, и сценариста, и режиссера, и осветителя, и костюмера, и гримера, и художника, и музыкального продюсера, и другое.

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности младшего школьного возраста значительный вклад внесли такие ученые как, Абульханова-Славская К.А. [5], Аванесова Г.А. [6], Воловик А.Ф. [7], Жарков А.Д. [8], Иванов И.П. [9], Опарина Н.А. [10], Орлов В.Н. [11], Стрельцов Ю.А. [12], Шубина И.Б. [13] и другие.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы настоящей выпусткной творческой работы в следующей редакции: «Особенности организации досуга учащихся младшего школьного возраста».

Целью выпускной творческой работы является: изучение теоретических особенностей организации досуга учащихся младшего школьного возраста, практики их применения, а также разработка и проведение культурно-досугового мероприятия.

Задачи выпускной творческой работы:

проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

раскрыть специфику досуга учащихся младшего школьного возраста;

изучить основные формы организации досуга учащихся младшего школьного возраста;

выявить функции, принципы, задачи и особенности досуга учащихся младшего школьного возраста;

разработать, организовать и провести мероприятие;

-     провести анализ результатов практической работы по реализации творческого мероприятия.

Объект выпускной творческой работы - организация досуга учащихся младшего школьного возраста.

Предмет выпускной творческой работы - процесс организации досуга учащихся младшего школьного возраста.

Для реализации поставленных в работе задач использовались различные методы, в том числе и метод анализа литературы по проблеме организации досуга учащихся младшего школьного возраста.

Базой выполнения выпускной творческой работы стал Районный дом культуры города Абай.

Выпускная творческая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы выпускной творческой работы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы работы, характеризуется структура работы.

В первой главе «Теоретические основы организации досуга учащихся младшего школьного возраста» изучаются содержание понятий «досуг», «досуг учащихся младшего школьного возраста», «формы досуга», дается характеристика особенностей видов и содержания организации различных форм досуга учащихся младшего школьного возраста.

Во второй главе «Опыт организации досуга учащихся младшего школьного возраста» раскрывается содержание практической работы по технологии организации творческого мероприятия. Сформулированы методические рекомендации по технологии организации досуга учащихся младшего школьного возраста.

В заключении дается обобщение по теме выпускной творческой работы.

В списке литературы дан перечень использованной литературы.

 


Теоретические основы организации досуга учащихся младшего школьного возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.063 с.)