Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
А – 4 балла; а – 3 балла; б – 2 балла; б – 1 балл
Приложение 5
Таблица 1 Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых
Элемент в рисунке
| Дети из полных семей
| Дети из неполных семей
| Интерпретация
| 1. Отсутствие ребенка
| 10%
| 35%
| Чувство отверженности в семье
| 2.Отсутствие родственников:
|
|
| Амбивалентное, конфликтное отношение к этому человеку или его малая значимость для ребенка
| матери
| ―
| 22%
| отца
| 15%
| 80%
| сестры
| 29%
| 67%
| брата
| 67%
| 50%
| бабушки
| 100%
| 80%
| дедушки
| 100%
| 80%
| 3. Присутствие отца
| 85%
| 20%
| Для неполных семей: недостаток отцовского внимания, восприятие своей семьи недостаточной, ущербной
| 4.Присутствие животных
| 10%
| 5%
| Недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле
| 5.Пуговицы, серьги, пряжки
| 15%
| 10%
| Зависимость
| 6.Линия основы (земля)
| 15%
| 10%
| Незащищенность
| 7.Деревья (ветви вверх)
| 30%
| 10%
| Жизненная энергия, энтузиазм
| 8. Название рисунка
| 15%
| ―
| Экстраверсия, потребность в общении
| 9.Члены семьи находятся в разных комнатах или отделены линиями
|
10%
|
25%
| Серьезные нарушения внутрисемейных контактов
| 10.Отсутствие
ног
| 10%
| 20%
| Робость, замкнутость
| 11.Глаза без зрачков
| 5%
| 20%
| Импульсивность
| 12.Отсутствие лица
| 10%
| 10%
| Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность)
| 13.Острые ногти, рога
| 10%
| 30%
| Агрессия
| 14.Все члены семьи или ребенок и родственник нарисованы одинаково
|
20%
|
10%
| Ребенок идентифицирует себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье
| 15. Штриховка
| 15%
| 30%
| Тревожность
| 16. Расположение рисунка:
- вверху
- внизу
|
25%
20%
|
10%
35%
|
Высокая самооценка
Низкая самооценка
| 17. Рисунок уменьшен
| 10%
| 15%
| Низкая самооценка, депрессия
| 18. Стирание
| 5%
| 10%
| Эмоциональная напряженность
| 19. Схематическое изображение
| 10%
| 5%
| Отсутствие эмоциональной привязанности в семье
|
Таблица 2 Процентное соотношение результатов исследования по методике Рене Жиля у детей из полных и неполных семей
№ шкал
| Название шкал
| Дети из полных семей
| Дети из неполных семей
| 1
| Отношение к матери
| 61,9%
| 55,7%
| 2
| Отношение к отцу
| 41,0%
| 29,8%
| 3
| Отношение к матери и отцу как к родительской чете
| 51,0%
| 29,5%
| 4
| Отношение к братьям и сестрам
| 40,5%
| 35,0%
| 5
| Отношение к бабушке и дедушке
| 25,0%
| 24,3%
| 6
| Отношение к другу
| 33,3%
| 29,5%
| 7
| Отношение к учителю (авторитетному взрослому)
| 31,0%
| 28,3%
| 8
| Любознательность
| 83,0%
| 65,0%
| 9
| Доминантность
| 57,5%
| 40,0%
| 10
| Общительность
| 75,0%
| 65,0%
| 11
| Закрытость, отгороженность
| 15,0%
| 24,1%
| 12
| Социальная адекватность поведения
| 73,0%
| 70,5%
|
Таблица 3 Результаты исследования межличностных отношений у детей из полных и неполных семей по методике Рене Жиля
№
шкал
| Название шкал
| Дети из полных семей
| Дети из неполных семей
| t – критерий Стьюдента
| 1
| Отношение к матери
| 13,0±0,52
| 11,7±0,64
| 1,59
| 2
| Отношение к отцу
| 8,2±0,38
| 6,0±0,73
| 2,74*
| 3
| Отношение к матери и отцу как к родительской чете
|
5,1±0,3
|
3,0±0,56
|
3,36**
| 4
| Отношение к братьям и сестрам
| 8,1±0,19
| 7,0±0,74
| 1,43
| 5
| Отношение к бабушке и дедушке
| 3,8±0,45
| 3,7±0,56
| 0,14
| 6
| Отношение к другу
| 6,7±0,54
| 5,9±0,54
| 0,99
| 7
| Отношение к учителю (авторитетному взрослому)
|
4,7±0,18
|
4,3±0,47
|
0,80
| 8
| Любознательность
| 8,3±0,27
| 6,5±0,38
| 3,83***
| 9
| Доминантность
| 2,3±0,18
| 1,8±0,17
| 2,0*
| 10
| Общительность
| 3,0±0,15
| 2,6±0,22
| 1,48
| 11
| Закрытость, отгороженность
| 2,4±0,34
| 3,9±0,58
| 2,16*
| 12
| Социальная адекватность поведения
| 7,3±0,43
| 7,1±0,44
| 0,4
|
Таблица 4 Особенности отношения детей к родителям
№
шкал
| Название шкал
| Дети из полных семей
| Дети из неполных семей
| t – критерий Стьюдента
| 1
| Отношение к матери
| 13,0±0,52
| 11,7±0,64
| 1,59
| 2
| Отношение к отцу
| 8,2±0,38
| 6,0±0,73
| 2,74*
| 3
| Отношение к матери и отцу как к родительской чете
|
5,1±0,3
|
3,0±0,56
|
3,36**
| 4
| Отношение к братьям и сестрам
| 8,1±0,19
| 7,0±0,74
| 1,43
| 5
| Отношение к бабушке и дедушке
| 3,8±0,45
| 3,7±0,56
| 0,14
| 6
| Отношение к другу
| 6,7±0,54
| 5,9±0,54
| 0,99
| 7
| Отношение к учителю (авторитетному взрослому)
|
4,7±0,18
|
4,3±0,47
|
0,80
| 8
| Любознательность
| 8,3±0,27
| 6,5±0,38
| 3,83***
| 9
| Доминантность
| 2,3±0,18
| 1,8±0,17
| 2,0*
| 10
| Общительность
| 3,0±0,15
| 2,6±0,22
| 1,48
| 11
| Закрытость, отгороженность
| 2,4±0,34
| 3,9±0,58
| 2,16*
| 12
| Социальная адекватность поведения
| 7,3±0,43
| 7,1±0,44
| 0,4
|
Таблица 5 Процентное соотношение результатов исследования родительско-детских отношений по методике PARI
№
| Название признака
| Родители из полных семей
| Родители из неполных семей
| 1
| Вербализация
| 81,0%
| 85,8%
| 2
| Чрезмерная забота
| 73,0%
| 72,3%
| 3
| Зависимость от семьи
| 68,8%
| 70,8%
| 4
| Подавление воли
| 73,5%
| 75,5%
| 5
| Ощущение самопожертвования
| 73,5%
| 80,8%
| 6
| Опасение обидеть
| 76,0%
| 78,5%
| 7
| Семейные конфликты
| 66,3%
| 64,8%
| 8
| Раздражительность
| 73,8%
| 72,3%
| 9
| Излишняя строгость
| 63,5%
| 65,5%
| 10
| Исключение вне-семейных влияний
| 73,8%
| 81,5%
| 11
| Сверх-авторитет родителей
| 80,5%
| 87,8%
| 12
| Подавление агрессивности
| 67,8%
| 74,5%
| 13
| Неудовлетворенность ролью хозяйки
| 62,8%
| 67,3%
| 14
| Партнерские отношения
| 72,3%
| 73,5%
| 15
| Развитие активности ребенка
| 85,5%
| 86,8%
| 16
| Уклонение от конфликта
| 60,3%
| 61,8%
| 17
| Безучастность мужа
| 68,5%
| 71,0%
| 18
| Подавление сексуальности
| 61,8%
| 70,0%
| 19
| Доминирование матери
| 71,5%
| 69,3%
| 20
| Чрезмерное вмешательство в мир ребенка
| 77,5%
| 85,0%
| 21
| Уравнение отношений
| 89,8%
| 87,5%
| 22
| Стремление ускорить развитие ребенка
| 62,8%
| 68,5%
| 23
| Несамостоятельность матери
| 79,3%
| 77,8%
|
Таблица 6 Результаты исследования родительско-детских отношений в полных и неполных семьях по методике PARI (средние показатели в баллах)
№
| Название признака
| Родители из полных семей
| Родители из неполных семей
| t – критерий Стьюдента
| 1
| Вербализация
| 16,2±0,45
| 17,2±0,52
| 1,38
| 2
| Чрезмерная забота
| 14,6±0,70
| 14,5±0,78
| 0,14
| 3
| Зависимость от семьи
| 13,8±0,57
| 14,2±0,54
| 0,51
| 4
| Подавление воли
| 14,7±0,48
| 15,1±0,50
| 0,58
| 5
| Ощущение самопожертвования
| 14,7±0,49
| 16,2±0,60
| 2,42*
| 6
| Опасение обидеть
| 15,2±0,56
| 15,7±0,57
| 0,63
| 7
| Семейные конфликты
| 13,3±0,44
| 12,3±0,48
| 0,46
| 8
| Раздражительность
| 14,8±0,51
| 14,5±0,73
| 0,34
| 9
| Излишняя строгость
| 12,7±0,27
| 13,1±0,58
| 0,63
| 10
| Исключение вне-семейных влияний
| 14,8±0,60
| 16,3±0,52
| 1,96
| 11
| Сверх-авторитет родителей
| 16,1±0,48
| 17,6±0,44
| 2,25*
| 12
| Подавление агрессивности
| 13,6±0,49
| 14,9±0,57
| 1,8
| 13
| Неудовлетворенность ролью хозяйки
| 12,6±0,52
| 13,5±0,83
| 0,92
| 14
| Партнерские отношения
| 14,5±0,47
| 14,7±0,51
| 0,36
| 15
| Развитие активности ребенка
| 17,1±0,44
| 17,4±0,60
| 0,34
| 16
| Уклонение от конфликта
| 12,1±0,36
| 12,4±0,77
| 0,35
| 7
| Безучастность мужа
| 13,7±0,51
| 14,2±0,67
| 0,6
| 18
| Подавление сексуальности
| 12,4±0,71
| 14,0±0,79
| 1,56
| 19
| Доминирование матери
| 14,3±0,77
| 13,9±0,80
| 0,36
| 20
| Чрезмерное вмешательство в мир ребенка
| 15,50±0,63
| 17,0±0,66
| 1,8
| 21
| Уравнение отношений
| 18,0±0,43
| 17,5±0,48
| 0,7
| 22
| Стремление ускорить развитие ребенка
| 12,6±0,46
| 13,7±0,68
| 1,4
| 23
| Несамостоятельность матери
| 15,9±0,61
| 15,6±0,67
| 0,37
|
Примечание: * t≥2,0 (р<0,05, Р=95%)
** t≥2,5 (р<0,01, Р=99%)
*** t≥3,0 (р<0,001, Р=99,9%)
Приложение 6
|