Шумерские мифы о Подземном царстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шумерские мифы о Подземном царстве



 

Когда возникла необходимость возглавить подземное царство, туда была отправлена Эрешкигаль, потому что больше никто из верхних богов не хотел туда идти (представления о загробном мире в мифологии Месопотамии были весьма печальны, души там "одетые одеждою крыльев" едят глину и пьют нечистоты). Эрешкигаль стала царицей ануннаков, "Хозяйкой далекой земли".

Как-то раз, игиги устроили пир. Хозяйка далекой земли отправила к ним своего слугу Намтара за причитающейся ей долей. При появлении посланца встали все боги, кроме Нергала (две львиные головы, дубинка и секира). Узнав о случившемся, разгневанная Эрешкигаль требует выдать ей виновного. В противном случае она угрожает выпустить на волю мертвецов.

Игиги велят Нергалу спуститься в преисподнюю. Нергал подходит к Эрешкигаль, хватает ее за волосы и стаскивает с трона. Перепуганная богиня предлагает ему себя в супруги и обещает власть над подземным царством. Нергал соглашается.

Сестра Эрешкигаль, богиня Инанна решила также спуститься в "страну, из которой нет возврата". Эрешкигаль, опасаясь за верность супруга, который мог не устоять перед красавицей, решает ее погубить. Перед каждыми из семи ворот Инанну встречает привратник, и отбирает в качестве платы за проход один из предметов одежды (и одновременно элементов магического оберега). Инанна предстает перед Эрешкигаль обнаженная и беззащитная. Та устремляет на нее "взгляд смерти", превращает в труп и подвешивает на крюк.

Верный слуга Инанны обращается к ее отцу Энлилю и брату Нанне, но те отказывают в помощи. Лишь бог Энки решает вмешаться. Он зачерпывает глины и создает двух забавных уродцев, кургара и галатура, которые проникают в преисподнюю и оживляют Инанну. Однако ануннаки требуют, чтобы вместо богини под землей остался кто-то другой.

В сопровождении демонов галла, Инанна поднимается на землю, но никто из ее родных не соглашается принести себя в жертву. В городе Кулаб она видит своего мужа Думузи, бога-пастуха, сидящего на троне и окруженного красивыми девами. В гневе Инанна устремляет на него взгляд смерти и отдает демонам.

Согласно мифу, сестра Думузи Гештинанна ("Виноградная лоза небес") решает пожертвовать собой ради брата. Но Инанна выносит решение: "Полгода ты, полгода твоя сестра". (В аккадском варианте Иштар, напротив, спускается в подземный мир, дабы освободить своего мужа Думузи.

 

Шумерский миф о Всемирном потопе

 

Великого бога Энлиля все время раздражает шум, устраиваемый людьми. Чтобы истребить человечество, он насылает эпидемии. Мудрец Атрахасис по совету Энки обращается с молитвой и жертвами к Намтару (отвечающему за сферу болезней). Жертвы возымели действие "страна разрослась, расплодились люди". И вновь недовольный Энлиль насылает засуху и голод. Энки советует людям принести жертвы богу дождя и бури Ададу и страна вновь избавляется от гибели. Тогда Энлиль решает устроить всемирный потоп.

Энки приказывает Атрахасиссу построить большой корабль и взять на него свою семью, животных и растения.

Потоп длился семь дней и ночей. Атрахасис с семьей пережил его и, в награду, получил вечную жизнь.

Миф об Адапе (аккадский)

 

Адапа - рыбак и мудрец поломал крылья Южному ветру, когда тот напал на него. Ветер пожаловался Ану и верховный бог призвал Адапу для разбирательства. Эа дал мудрецу совет облачиться в траур и ничего не есть у небесного бога.

Встретив на небесах Думмузи и Гишзиду, Адапа сказал, что одел траур ради них. Растроганные боги заступились за него перед Ану. Небесный бог предложил Адапе пищу и воду жизни, Тот, наученный Эа и полагавший, что это смерть, отказался. Так Адапа остался смертным и вернулся на землю


Аккадские мифы о Гильгамеше

 

Люди Урука жалуются богам на их своенравного владыку, могучего Гильгамеша, заставляющего граждан работать на строительстве городских стен и отбирающего у них женщин.

Боги создают дикого человека Энкиду, способного противостоять герою.

Энкиду сперва живет в степи со зверями, спасая и от охотников. Гильгамеша посещает видение, обещающее ему друга. Узнав об Энкиду, правитель Урука посылает к тому блудницу Шамхат. Гильгамеш надеется, что если ей удастся соблазнить дикого человека, звери его покинут. Блудница приводит Энкиду в Урук, где происходит его поединок с Гильгамешем. Но ни один не может одолеть другого, и это делает их друзьями.

Гильгамеш и Энкиду совершают поход в Ливан. Там они встречают чудовище Хумбабу, окруженное семью магическими оболочками. Но герои рубят кедры, и с каждым ударом топора чудовище лишается своих оболочек и, в конце концов, погибает. Гильгамеш и Энкиду возвращаются с победой.

Иштар предлагает царю Урука свою любовь, но тот гневно отвергает богиню, напоминая о погубленных ею любовниках и мужьях (одного из которых, садовника Ишуланну она превратила в паука).

Возможно, справедливо истолкование этого мифа Томасом Манном в романе "Иосиф и его братья". Манн полагает, что прямые домогательства Иштар Гильгамеш расценил как оскорбление его мужественности (ролевая инверсия). Оскорбленная Иштар насылает на Урук чудовищного быка, от дыхания которого раскалывается земля (триста мужей упали в яму). Однако Гильгамеш вместе с Энкиду убивают быка.

Ночью царю Урука опять снится вещий сон. Он видит совет богов, где Иштар требует его смерти. Но Шамаш, бог солнца, защищает героя. Тогда боги решают покарать Энкиду.

Энкиду тяжело заболевает и умирает. Потрясенный смертью друга, Гильгамеш решает найти бессмертие и отправляется странствовать. Он проходит сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, сражает львов, встречает супружескую пару людей-скорпионов (стражей), посещает чудесный сад и переправляется на ладье через воды смерти на остров блаженных, где живут Ут-Напишти и его жена - единственные люди, которым было дано бессмертие (возможно, Ут-Напишти и Атрахасис - одно и то же лицо). Мудрец рассказывает Гильгамешу о потопе и о том, как проходил совет богов, присудивший ему вечную жизнь. Но ради царя Урука совет богов второй раз не соберется.

Жалей героя, жена Ут-Напишти уговаривает супруга открыть тайну цветка вечной молодости. К несчастью, на обратном пути, когда Гильгамеш купался, цветок похитила змея, и сразу же сбросив кожу, помолодела.

Вернувшись в родной Урук, герой увидел, как вокруг города вырастают возводимые по его приказу стены. Гильгамеш осознал, что бессмертие человека - в делах его.


Заключение

 

Вавилонская религиозно-мифологическая система, связанная с обширными знаниями вавилонских жрецов, особенно в области астрономии, времяисчисления, метрологии, распространилась и за пределы страны. Она повлияла на религиозные представления евреев, неоплатоников, ранних христиан. В античную и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы считались хранителями какой-то небывалой, глубокой мудрости. Особенно много оставила демология: вся средневековая европейская фантасмагория о злых духах, вдохновлявшая инквизиторов на их дикие преследования «ведьм», восходит преимущественно к этому источнику.

Древние евреи широко использовали шумерские легенды, представления о мире и человеческой истории, космогонию, приспосабливая их к новым условиям, к своим этическим принципам. Результаты подобной переработки шумерских представлений порой оказывались неожиданными и весьма далекими от прототипа.

Яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов. Подобно многим своим соседям, евреи подчинялись законодательным и общественным установкам, которые в целом были присущи странам Плодородного полумесяца и в значительной степени восходили к месопотамским.

Необходимо отметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система идей и институтов древней Месопотамии обуславливались религиозными представлениями. В богатой вавилонской литературе можно найти некоторые проблески критического взгляда на религиозные традиции. В одном философском тексте - о «невинном страдальце» - автор его ставит вопрос о несправедливости порядка, при котором божество наказывает человека без всякой его вины, и никакие религиозные ритуалы ему не помогают. Также тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствии формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не была тотальной, т.е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Не исключено, что это сыграло определенную роль в появлении свободомыслия в античности.

История культур Междуречья дает пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.


Список литературы:

 

1.   Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1970. - с. 235 - 250

2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н., Искусство Древнего Востока: Малая история искусств. - М.: Искусство, 1977. - с. 300

.   Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. - с. 398

.   Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988.

.   Кузищин В.И. История Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 2003. - с. 265 - 300

.   Культура народов Востока: Старовавилонская культура. - М., 1988.

.   Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М.: Просвещение, 2005. - с. 135 - 169

.   Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Республика, 2005. - с. 96 - 112

.   Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Древний мир. - М., 2004. - с. 107 - 122

10. <http://www.openreality.ru/school/religion/ancients/mesopotamia/>

.   <http://www.militia-dei.spb.ru/?go=mdbase&id=202>

.    <http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/MESOPOTAMIYA_DREVNYAYA_TSIVILIZATSIYA.html?page=0,5>

.   http://forum.alyakh.pp.ua/index.php?PHPSESSID=5857cd59b20af9e63f0ef7c997f5d590&topic=17.0



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.184.149 (0.012 с.)