Эволюция государственного регулирования инфляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция государственного регулирования инфляции



 

В функционировании экономики и характере монетарной политики Беларуси с момента обретения ею государственности можно выделить четыре периода.

Первый период (1991-1994гг.) характеризовался спонтанностью и отсутствием осознанной монетарной политики, вызванных глубоким экономическим шоком, который был обусловлен крушением единой системы централизованно-планового хозяйства Советского Союза и разрывом хозяйственных связей между республиками. Растерянность управленческих работников во многом определялась отсутствием опыта самостоятельного принятия решений. Кроме того, ускорению процесса формирования парадигмы монетарного регулирования препятствовала политическая неопределенность, связанная с затянувшимся почти на два года и неудавшимся в итоге процессом объединения денежных систем России и Беларуси. Хотя белорусский рубль был введен в обращение уже в 1992г. и де-факто выполнял функции национальной валюты, тем не менее официальное его признание произошло лишь в конце 1994г.

Возникшая в результате развала СССР открытость внутреннего рынка и связанная с этим объективная необходимость либерализации цен инициировали процесс рыночной корректировки глобальных ценовых пропорций, которые существенно отличались от ценовых пропорций в странах с рыночной экономикой. По сути, происходил первый этап ликвидации перекрестного субсидирования планово-убыточных отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения, за счет сырьевых отраслей-доноров, покрывающих убытки первых. Более того, в результате либерализации цен огромный отложенный спрос в виде сбережений населения, который при прежней системе не находил выхода на потребительском рынке из-за хронического дефицита, практически был ликвидирован.

Эти процессы вкупе с нарастанием политики монетарной экспансии обусловили гиперинфляцию в 1993-1994гг., когда цены вырастали за год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. В 1994 году среднемесячная заработная плата в пересчете на доллары составляла 20-25$.

Второй период - ноябрь 1994-1996гг. В результате осуществленного комплекса стандартных антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995г. до 244%, а в 1996г. составил 39,1% (для сравнения: в 1994г. - 1957%).

Изменение ситуации главным образом было обусловлено переходом к жесткой денежно-кредитной политике в последние месяцы 1994г., которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличение доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стал переход на регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в СКВ. Восстановление доверия к белорусскому рублю выразилось в росте удельного веса сбережений населения в национальной валюте в общем объеме денежной массы, который достиг своего пика к 01.05.96г., составив 24.7% (на 01.01.95г. - 2.2%). Среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте достигла 100-105$. Однако в дальнейшем произошел откат от завоеванных позиций в связи с резким поворотом экономического курса в направлении реставрации экономической системы государственного дирижизма с усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности предприятий с использованием денежной экспансии в целях поддержки реального сектора экономики.

Третий период - 1997-1999гг. В 1996 году в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000гг. был сформулирован новый стратегический курс, конечной целью которого определялась модель экономической системы, получившая название “социально ориентированная рыночная экономика”.

В качестве трех основных приоритетов государственной экономической политики были приняты жилищное строительство, решение продовольственной проблемы и развитие экспорта. В процессе реализации этих приоритетов в рамках данного периода их государственная поддержка осуществлялась далеко не равноценно.

Высокая инфляция в республике в 1998-1999гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой экспансионистской денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК в сочетании с административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками. Именно в рассматриваемом периоде государство начало жить не по средствам, что проявилось в финансовой необеспеченности формируемых в рамках годовых прогнозов приоритетных целей экономической политики. Целевые параметры по объемным показателям устанавливались, не сообразуясь с реальными возможностями и имеющимися в распоряжении государства финансовыми ресурсами. Так, доля жилищного строительства в общем объеме кредитной эмиссии Национального банка в 1999г. составила 59%, в 2000г. - 38%. При этом кредиты в 1999г. на строительство жилья представлялись по льготной процентной ставке 5% годовых (тогда как среднемесячная инфляция в 1999г. составляла 11%) и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически узкий круг населения косвенно субсидировался за счет остальных посредством бремени инфляционного налога. В погоне за квадратными метрами ввода жилья экономика оказалась в замкнутом порочном круге, когда выделяемые эмиссионные кредиты обесцениваются в результате раскрученной и подпитываемой этими же кредитами инфляции. В 1999г. инфляция выросла до максимального в данном периоде уровня 350% за год.

Четвертый период - 2000-2001гг. В 2000 году произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике. Несмотря на допущенные отклонения денежно-кредитных параметров от целевых прогнозных значений, имело место ужесточение денежно-кредитной политики по сравнению с предыдущим годом, обеспечившее снижение темпов инфляции до 208% за год.

Впервые с 1996г. было обеспечено систематическое поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. В сочетании со снижением темпов наращивания денежного предложения в национальной валюте, обусловившим перманентное возникновение в банковской системе дефицита ликвидности, это обеспечило стабилизацию рыночного обменного курса белорусского рубля и соответственно преимущество рублевых сбережений по уровню доходности относительно иностранной валюты.

В результате ускоренной девальвации официального курса белорусского рубля к середине сентября 2000г. был обеспечен выход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась выраженная тенденция легализации валютных операций. Однако ухудшение финансового состояния предприятий реального сектора белорусской экономики и его нереформированность обусловливают наличие высокой степени риска возврата политике его поддержки за счет “печатного станка”. [2]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.007 с.)