Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста



ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психолого-педагогические особенности развития детей

Игра и ее значение для развития личности ребенка

Особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста

Вывод по главе I

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Констатирующий этап исследования

Анализ результатов исследования

Практические рекомендации воспитателям по развитию игровой деятельности дошкольников

Выводы по II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных учреждениях является руководство игрой. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. [15, 6 c.]

Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.п.). При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей. [1, 5c.]

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: знания детей об окружающем мире (в соответствующей содержанию игры области), включая знания о деятельности взрослых; понимание взаимоотношений людей и их действий; умение применить накопленные знания в условиях игры; умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своей роли и их ролей. В игре проявляется также эмоциональное отношение детей к собственной деятельности и к действиям партнеров.

Таким образом, в игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребенка. [14, 107 c. ]

Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников.

Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжету игры.

Цель исследования: изучить особенности сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию игровой деятельности.

2. Провести теоретический анализ особенностей организации сюжетно-ролевых игр у детей.

.   Провести экспериментальное исследование особенностей игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

.   На основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы об особенностях сюжетно-ролевой игры у дошкольников и разработать проект формирующего этапа исследования.

Методологическая основа исследования: большой вклад в разработку общеметодологических и методических проблем игровой деятельности детей внесли такие исследователи, как Л.С. Выготский, Воронова В.Я., Леонтьев А.Н. Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А., Спиваковская А.С., Эльконин Д.Б. и другие.

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической и специальной литературы в аспекте изучаемой проблемы; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов исследования; проект формирующего эксперимента.

База исследования: «Детский сад № 35», г. Кандалакша.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.


Вывод по главе I

 

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного, операционного, результативного. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают». Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.

 


Выводы по II главе

 

Таким образом, по итогам всех методик было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную для данного возраста сформированность умения взаимодействовать в игре. Наблюдения за организацией игровой в деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. В основном конфликты у детей старшего дошкольного возраста возникали из-за правил игры. Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Существенным в поведении детей шести-семи лет является то, что они сознают свой импульс и, следовательно, уже сознательно подчиняются правилу. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста фактически принимали правило игры и подчинялись ему. Также были предложены рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр.


Заключение

игра развитие ребенок личность

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного, операционного, результативного. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают». Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.

В экспериментальной части было выявлено следующее: дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную (высокого или среднего уровня) для данного возраста сформированность умения взаимодействовать в игре. Ролевые действия детей не всегда согласованны. Игровая тематика однообразна. Игровые задачи дети решают привычными способами. В основном конфликты у детей старшего дошкольного возраста возникали из-за правил игры. Большинство детей чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого. Дети фактически принимали правило игры и подчинялись ему.

Итак, дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжету игры.


Список литературы

 

1. Баряева Л. Б., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. - СПб.: ЛОИУУ, 1996. - 95 с.

2. Бойченко H. A. и др. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1982. - Режим доступа: [http://www.detskiysad.ru/igra/suzhet05.html].

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

4. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с

5. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008 с.

6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.

.   Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 320 с.

8. Горышева В. Игра - это отражение жизни. - Режим доступа: [http://www.myparents.ru/index/0-211].

.   Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2000. - 47 с.

.   Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.-М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. - 191 с.

.   Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.

13. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.

14. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.

15. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ВУЗов. - 7-е изд., стереотип. - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 456 с.

17. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. - М.: Просвещение, 1994. - 235 с.

.   Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.

.   Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 46 c.

.   Петровский А. В. Введение в психологию - Москва: Издательский центр «Академия», 1997.- 496 с.

21. Реан А. А. Психология детства. - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.

22. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: «Академия», 1996. - 96 с.

.   Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.

.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

25. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.

26. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1995. - 260 с.

27. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика.1988 - 136 с.


Приложение 1

 

1. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры

Проведение исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 6 - 7 лет.

Обработка данных анализ протоколов проводят по схеме.

) Замысел игры, постановка игровых целей и задач

-   Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).

-  Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

-  Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

-  Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

-  Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

) Содержание игры

-   Что составляет основное содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

3) Сюжет игры

-   Насколько разнообразны сюжеты игр (указать названия и количество).

-  Какова устойчивость сюжета игры (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету).

-  Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

-  Насколько развернут сюжет. Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один в сюжет.

-  Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

-  Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

) Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

-  Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

-  Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

-  Передает ли и каким образом характерные особенности персонажа.

-  Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

-  Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

-  Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

5) Игровые действия и игровые предметы

-  Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.

-  Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.

-  Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

-  Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

-  Характеристика игровых действия: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

-  Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

) Игровые правила

-     Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.

-     Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

-     Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

-     Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

) Достижение результата игры

- Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

-  Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом.

-  Какими средствами достигается реализация замысла.

) Особенности конфликта в игре

-  По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

-  Каковы способы разрешения конфликтов.

) Игровая среда

-  Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

-  Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.

) Роль взрослого в руководстве игрой

-  Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.

-  Предлагает ли принять взрослому участие в игре. [23, 42 c.]


Приложение 2

 

. Изучение взятия ребенком на себя роли

Подготовка исследования. Подобрать сюжетные игрушки для игр в «детский сад», «семью», «больницу».

Проведение исследования.

Проводится экспериментальна серии игр с детьми 6 - 7 лет.

Первая серия игр.

Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребенком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием: в «детский сад», в «больницу», в «семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое», а потом «суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей.

Вторая серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль становится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать две ситуации:

ситуация - с детьми развертывается ролевая игра «трамвай»: предлагается сумка для денег, билеты, подготавливается место для вожатого. После того как игра разворачивается, детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а кондуктор вести вагон. Когда измененная игра начинается, экспериментатор, играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовет начальник депо;

ситуация - разыгрываются игры с правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы». Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы - лису и волка, мыши - кота.

Обработка данных.

В первой серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения.

Во второй серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически имеется известное правило поведения, отражающее логику реального действия и реальных отношений.


Приложение 3

 

. Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре

Подготовка исследования. Разработать сюжеты игр в «эстафету», «машинистов».

Проведение исследования.

Первая серия. С детьми проводят эстафету. Все испытуемые встают в линию и по сигналу экспериментатора «Раз, два, три!» должны бежать к нему.

Вторая серия. Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них - машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносят в таблицу.


Приложение 4

 

Протокол 1. Исследование замысла игры, постановки игровых целей и задач в экспериментальной группе

Вопросы Ответы детей Как возникает замысел игры Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения. Насколько устойчив замысел игры Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Умеет ли сформулировать игровую цель
1 2 3 4 5 6
1.Женя Г. Инициатива группы Да Устойчив Развивается по ходу игры Да
2.Артур К. Инициатива ребенка Нет Неустойчив Не развивается по хожу игры Нет
3.Вася П. Инициатива группы Да Устойчив Развивается по ходу игры Да
4.Лена А. Воспитатель + ребенок - лидер Да Устойчив Развивается по ходу игры Да
5.Оля В. Инициатива ребенка Да Неустойчив, меняется по ходу игры Развивается по ходу игры Нет
6.Максим Д. Воспитатель Да Устойчив Развивается по ходу игры Да
7.Вера Л. Инициатива группы Да Устойчив Развивается по ходу игры Нет
8.Лиза В. Воспитатель Да Устойчив Развивается по ходу игры Да
9.Олег С. Инициатива ребенка Нет Неустойчив Не развивается по хожу игры Нет
10.Саша В. Инициатива группы Да Устойчив Развивается по ходу игры Да

 

 


Приложение 5

 

Протокол 2. Исследование содержание игры в экспериментальной группе

Вопросы Ответы детей Что составляет основное содержание игры Насколько разнообразно содержание игры.
1 2 3
1.Женя Г. Бытовые отношения между людьми Содержание разнообразно
2.Артур К. Общественные взаимоотношения игры с предметами Содержание неразнообразно
3.Вася П. Бытовые отношения между людьми Содержание разнообразно
4.Лена А. Общественные взаимоотношения игры с предметами Содержание разнообразно
5.Оля В. Бытовые отношения между людьми Содержание неразнообразно
6.Максим Д. Бытовые отношения между людьми Содержание разнообразно
7.Вера Л. Бытовые отношения между людьми Содержание разнообразно
8.Лиза В. Бытовые отношения между людьми Содержание разнообразно
9.Олег С. Общественные взаимоотношения игры с предметами Содержание неразнообразно
10.Саша В. Бытовые отношения между людьми Содержание разнообразно

 

 


Приложение 6

 

Протокол 3. Исследование сюжета игры в экспериментальной группе

Вопросы Ответы детей Насколько разнообразны сюжеты игр Какова устойчивость сюжета игры Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет Насколько развернут сюжет Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Каковы источники сюжетов игры
1 2 3 4 5 6 7
1.Женя Г. Содержание разнообразно Устойчив Несколько Цепочка событий Активна Рассказы взрослых
2.Артур К. Содержание неразнообразно Неустойчив Одно Один сюжет Не проявляется Рассказы взрослых
3.Вася П. Содержание разнообразно Устойчив Несколько Цепочка событий Активна Наблюдение
4.Лена А. Содержание разнообразно Устойчив Несколько Цепочка событий Высокий уровень умения Наблюдение
5.Оля В. Содержание неразнообразно Неустойчив, меняется по ходу игры Одно Один сюжет Активна Рассказы взрослых
6.Максим Д. Содержание разнообразно Устойчив Одно Один сюжет Высокий уровень умения Рассказы взрослых
7.Вера Л. Содержание разнообразно Устойчив Несколько Цепочка событий Активна Наблюдение
8.Лиза В. Содержание разнообразно Устойчив Несколько Цепочка событий Активна Рассказы взрослых
9.Олег С. Содержание неразнообразно Неустойчив Одно Один сюжет Не проявляется Наблюдение
10.Саша В. Содержание разнообразно Устойчив Несколько Цепочка событий Активна Рассказы взрослых

 


Приложение 7

 

Протокол 4. Исследование выполнения роли и взаимодействия детей в игре в экспериментальной группе

Вопросы Ответы детей Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры). Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре Каковы отличительные особенности ролевого диалога Передает ли характерные особенности персонажа Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.
1 2 3 4 5 6 7
1.Женя Г. Да во время игры Ролевая речь Ролевой диалог Да Входить в игровое объединение Да, несколько
2.Артур К. Нет Предметные действия Отдельные реплики Нет Входить в игровое объединение Нет
3.Вася П. Да до игры Ролевая речь Фразы Нет Входить в игровое объединение Да
4.Лена А. Да до игры Ролевая речь Ролевой диалог Да Входить в игровое объединение Да, несколько
5.Оля В. Нет Предметные действия Отдельные реплики Нет Входить в игровое объединение Нет
6.Максим Д. Да во время игры Ролевая речь Ролевой диалог Да Входить в игровое объединение Да
7.Вера Л. Да во время игры Ролевая речь Ролевой диалог Да Входить в игровое объединение Да, несколько
8.Лиза В. Да до игры Ролевая речь Ролевой диалог Да Входить в игровое объединение Да, несколько
9.Олег С. Нет Предметные действия Фразы Нет Один Нет
10.Саша В. Да во время игры Ролевая речь Ролевой диалог Да Входить в игровое объединение Да, несколько

 

 


Приложение 8

 

Протокол 5. Исследование игровых действий и игровых предметов в экспериментальной группе

Вопросы Ответы детей Использует ли ребенок в игре предметы-заместители Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Использует ли в игре образные игрушки и как часто Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.
1 2 3 4 5 6
1.Женя Г. Да Да Ребенок Да, при каждой игре Да
2.Артур К. Нет Нет Взрослый Да Да
3.Вася П. Да Нет Ребенок Да, при каждой игре Да
4.Лена А. Да Да Ребенок Да Да
5.Оля В. Нет Нет Взрослый Нет Нет
6.Максим Д. Да Да Взрослый Да Да
7.Вера Л. Да Да Ребенок Да Да
8.Лиза В. Нет Нет Взрослый Нет Нет
9.Олег С. Нет Нет Взрослый Нет Нет
10.Саша В. Да Да Ребенок Да, при каждой игре Да

 

 


Приложение 9

 

Протокол 6. Исследование игровых правил в экспериментальной группе

Вопросы Ответы детей Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью Следит ли за выполнением правил другими детьми Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.
1 2 3 4 5
1.Женя Г. Да   Да  
2.Артур К. Да Не участвует в соблюдении правил Нет Не реагирует
3.Вася П. Да Необходимо придерживаться Да Нормально
4.Лена А. Да Считает себя ответственным за соблюдением правил Да указывает на нарушение правил Реагирует болезненно
5.Оля В. Да Необходимо придерживаться Да Нормально
6.Максим Д. Да Считает себя ответственным за соблюдением правил Да указывает на нарушение правил Реагирует болезненно
7.Вера Л. Нет Необходимо придерживаться Да Нормально
8.Лиза В. Да Необходимо придерживаться Да Нормально
9.Олег С. Нет Не участвует в соблюдении правил Нет Не реагирует
10.Саша В. Да Необходимо придерживаться Да Нормально

 

Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

Приложение 10

 

Протокол 7. Исследование особенностей конфликтов в игре в экспериментальной группе

Вопросы Ответы детей По поводу чего чаше всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.). Каковы способы разрешения конфликтов.
1 2 3
1.Женя Г. Не возникают -
2.Артур К. Распределение ролей Вмешательство воспитателя
3.Вася П. Распределение ролей Самостоятельно в группе
4.Лена А. Выполнение правил Вмешательство воспитателя
5.Оля В. Обладание игрушкой Самостоятельно в группе
6.Максим Д. Выполнение правил Вмешательство воспитателя
7.Вера Л. Распределение ролей Самостоятельно в группе
8.Лиза В. Распределение ролей Самостоятельно в группе
9.Олег С. Обладание игрушкой Вмешательство воспитателя
10.Саша В. Распределение ролей Самостоятельно в группе

 


Приложение 11

 

Протокол 9. Исследование роли взрослого в руководстве игрой в экспериментальной группе

Вопросы Ответы детей Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры Предлагает ли взрослому принять участие в игре.
1 2 3
1.Женя Г. Да Да
2.Артур К. Нет Нет
3.Вася П. Да Да
4.Лена А. Нет Нет
5.Оля В. Нет Нет
6.Максим Д. Нет Да
7.Вера Л. Да Нет
8.Лиза В. Да Нет
9.Олег С. Нет Да
10.Саша В. Нет Нет

 


Приложение 12

 

Таблица 2.3

Особенности прохождения сюжетно-ролевой игры старшей дошкольной группы до проведения экспериментальной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.103 с.)