Решение проблемы безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности



Успешная реализация экономических реформ в Российс­кой Федерации предполагает активное участие профессио­нально подготовленных, грамотных и эрудированных специ­алистов, обладающих глубокими знаниями и гуманитарным мировоззрением по различным аспектам современного этапа развития общества, в том числе и по проблемам его безопас­ности. Интенсивное использование природных ресурсов и заг­рязнение окружающей среды, широкое внедрение техни­ки, систем механизации и автоматизации во все сферы об­щественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широ­ким распространением различных природных, биологичес­ких, техногенных, экологических и других опасностей. Они требуют от каждого специалиста умения определять и осу­ществлять комплекс эффективных мер защиты от их небла­гоприятного действия на организм человека и здоровье на­селения. Решение проблемы безопасности жизнедеятельности со­стоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий дея­тельности людей, в защите человека и окружающей его сре­ды (производственной, природной, городской, жилой) от воз­действия вредных факторов, превышающих нормативно-до­пустимые уровни. Поддержание оптимальных условий дея­тельности и отдыха человека создает предпосылки для высо­кой работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения трав­матизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения бе­зопасности жизнедеятельности является комплекс отрицатель­но воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания". Основополагающая формула безопасности жизнедеятель­ности — предупреждение и упреждение потенциальной опас­ности, существующей при взаимодействии человека со сре­дой обитания. Все действия человека и все компоненты сре­ды обитания (прежде всего технические средства и техно­логии) кроме положительных свойств и результатов облада­ют способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной опасностью или группой опасностей. В современном мире к опасным и вредным факторам ес­тественного происхождения (повышенные и пониженные тем­пературы воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные фак­торы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, элек­тромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), свя­занные с производственной, хозяйственной и иной деятель­ностью человека.

43))На автомобильном. Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 1,2 миллиона человек, из которых 182 тысячи погибли, многие стали инвалидами.
Только за один 1995 г. в 167 тысячах аварий и катастроф на дорогах России погибли 32 791 человек. Это почти в два раза больше, чем за 9 лет войны в Афганистане и 2 года боевых действий в Чечне вместе взятых. Только вдумайтесь в цифры. Они ужасают. Они не могут никого оставить спокойным.
Около 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Причем треть ДТП - следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупают в странах ближнего зарубежья. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Москва прочно занимает первое место в мире по ДТП. По статистике за последние 5 лет в столице погибли 10 тыс. человек и стали инвалидами 50 тысяч. Представьте, что 2 мотострелковые дивизии полегли на поле боя, а 10 выведены из строя. Или 120-тысячный город лишился бы всего мужского населения. За эти годы социальные выплаты пенсий по инвалидности и семьям за потерю кормильца составили 140 миллиардов рублей.
Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГАИ крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и тех, кто сидит за рулем практически равна нулю. Пресловутые аптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых никогда не подпишут ежегодный техосмотр, не имеют того, что нужно в реальной обстановке.
Вот почему смертность от ДТП у нас в 10 - 15 раз выше, чем во всем мире.
В предвыборных программах президентов США, Норвегии и других стран есть специальный пункт о снижении смертности от ДТП. У нас же ничего подобного ни у одного кандидата в президенты нет.
Мы создали службу внутри ГАИ для поисков и ловли мздоимцев, которые расплодились на дорогах. Как видим, наши усилия направлены несколько в ином направлении. Конечно, кое-что делается, но этого крайне мало и рассчитывать на серьезный успех не приходится.
На воздушном. В 1995 г. в России произошло 53 авиационных происшествия, в том числе 13 авиакатастроф, в результате которых погибли 174 человека.
Всем памятна гибель самолета Ту-1547 декабря 1995 г. Тогда почти мгновенно не стало 97 человек. Теперь там стоит памятная стела на вершине горы Бо-Джауса.
Крупнейшая авиакатастрофа уже 1996 г. произошла 9 февраля. Обломки самолета и тела около ста пассажиров самолета "Боинг-757" обнаружили спасатели у берегов Доминиканской Республики. Авиалайнер со 189 пассажирами и членами экипажа на борту, поднявшись в воздух с аэродрома курортного города, через пять минут исчез с экранов локаторов и, как выяснилось, рухнул в Атлантический океан примерно в 20 км от берега.
Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
На водном транспорте. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются специальные судаспасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
Аварии и пожары в метро. Сегодня метро стало одним из распространенных и наиболее надежных видов транспорта. Но и здесь нет-нет да и происходят весьма печальные события.
Еще на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой (до Бакинской) считался пожар в парижском метро в 1902 г., когда в деревянных вагонах сгорели заживо 80 человек. И вот теперь, спустя почти век, - еще более страшная катастрофа.
В 1975 г. крушение электропоезда лондонской подземки в туннеле у станции "Мургейт" стало причиной гибели 43 чел. и ранения еще 74 пассажиров.
Через 12 лет Лондону вновь крепко не повезло. 18 ноября 1987 г. на станции "Кингз-Кросс" при пожаре эскалатора заживо сгорел 31 чел., а 12 получили очень сильные ожоги.
В 1994 г. в токийском метро в результате применения отравляющих веществ типа зарин людьми из секты "Аум Сенрике" погибли 12 человек.
28 октября 1995 г. Баку. Крупнейшая за всю вековую историю мировой подземки катастрофа. За считанные минуты на перегоне между станциями "Улдуз" и "Нариманов" в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 чел. и среди них 28 детей. Вот почему об этой трагедии еще долго будут говорить, прежде всего пытаться найти ответ на вопрос: не повторится ли подобное в будущем? Причем не только в Азербайджане, но и в других крупных городах России. Дело в том, что все метрополитены СНГ похожи друг на друга: одинаковые вагоны, туннели и эскалаторы. Все сделано по одной и той же технологии.
Утро 4 марта 1996 г., понедельник. Жизнь столицы во многом была парализована. Добрая половина работающего населения дружно опоздала на работу. Виной тому - очередной крупный сбой в работе московского метрополитена. В 7.50 поступила информация о сильном задымлении. Уже около 8.00 в туннеле появились первые пожарные. В 8.24 была отключена электроэнергия на перегоне "Новослободская" - "Комсомольская". Остановились поезда. Пассажиры пробирались к выходу по задымленным туннелям. От смертельного воздействия угарного газа людей спасала лишь срочная перестройка работы вентиляционной системы. В тушении, которое продолжалось около двух часов, принимали участие более 60 пожарных машин, К десяти часам возгорание было ликвидировано, а в
11.30 по "кольцу" прошли два пробных поезда. Как заявило руководство, выгорело в результате замыкания 60 м силового кабеля.
Давка на станциях и в составах была ужасной. Передвигаться по пересадочным станциям было почти невозможно. Народ кричал и толкался. Из-за перегрузки пришлось остановить многие эскалаторы.
За последние пять с половиной лет пожар на "Новослободской" стал шестнадцатым в списке возгорании столичного метро. Замыкания, вспышки обмоток электродвигателей, катушек автоматов, коробок контактных рельсов - вот лишь небольшой перечень традиционных "болячек" подземного транспорта.
Поразительная регулярность подобных ЧС, одни и те же ее причины еще раз подтверждают тот факт, что главной причиной возникновения нештатных ситуаций остается отсутствие должного финансирования. Для нормальной работы столичного метро должны быть выделены средства из федерального бюджета. Иначе мы не застрахованы от неприятностей.

В основе процесса обучения детей правилам дорожного движения лежит комплексный подход: ознакомление детей с окружающим социальным миром и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности; организацию предметно-развивающей среды для обучения детей ПДД; развитие мотивационно-потребностной сферы детей, ориентированной на соблюдение правил дорожного движения; формирование способности детей к моделированию и символизации в обучающих играх; индивидуальный и дифференцированный подход в общении взрослого и детей в процессе игр и игровых упражнений; последовательно-параллельную работу по обучению детей правилам дорожного движения.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Зарубежные экономисты подсчитали, что профилактическая работа с детьми по изучению правил дорожного движения экономически выгодна: на каждую вложенную единицу - в будущем четыре единицы прибыли. Это значит, что потом не придётся тратить средства на покрытие расходов по лечению людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, на восстановление послеаварийной техники, дорожного полотна и оборудования. Изучение и освоение ПДД в школе - фактор возможного экономического благополучия семьи и общества в целом. Выполнение ПДД населением страны - это ещё и показатель уровня гражданско-правового сознания народа. Правилв дорожного движения, как и законы государства, пишутся для всех, но если ребёнок с детства не приучен к выполнению фиксированных правил и ограничений, то о каком правовом сознании взрослого человека потом может идти речь? Сегодняшние водители-нарушители - это вчерашние недовоспитанные дети, необученные пешеходы. Нам всем дороги дети, за жизнь и здоровье которых мы отвечаем. Жизнь и здоровье детей - не повод для проявления формализма и беспечности взрослых, когда речь идёт о безопасности школьников на дорогах, о формировании культуры поведения подрастающего поколения. Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего школьного возраста на дороге. Возрастной "пик" попадающих в ДТП детей - 7-14 лет, т.е. это дети, обучающиеся в начальных и средних классах школы. Большой процент пострадавших начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой стороны - особенностями функционирования психики детей этого возраста. Период младшего школьного возраста характеризуется, прежде всего, устремлением к внешнему миру, приспособлением к нему. Поэтому очень важно именно в этом возрасте формировать у ребёнка безопасные способы поведения на дороге. Таковы выводы психологов. Они же считают, что основная задача начальной школы - научит детей учиться. Развитие психики, хорошей памяти и личности ребёнка в целом происходит в процессе специальным образом организованных занятий. В этом заключается основное содержание развивающего обучения. Надо учитывать, что возраст детей отражает их подготовленность и способность самостоятельного и безопасного нахождения в транспортной среде. Работами физиологов доказано, что отделы коры головного мозга, ответственные за важнейшие процессы психики человека, в возрасте 7-10 лет ещё являются функционально незрелыми. Такой ребёнок ещё не полностью владеет управлением своими интеллектуальными возможностями. Сознательное управление вниманием, памятью, мышлением - очень трудная задача для него. Только к 11-12 годам ребёнок может научиться этому. Но надо также учитывать наличие у ребёнка эмоциональных и личностных проблем - страхов и неуверенности в себе. 1. Какие они, маленькие пешеходы? Они - маленькие. Рост ребёнка-дошкольника, младшего школьного возраста в среднем на 50-80 см ниже взрослого человека. А потому у них другое поле обзора. Они не видят из-за своего роста приближающейся опасности. Даже пропорции тела у них другие: смещён центр тяжести. По этой причине дети "спотыкаются на ровном месте". Они ещё растут и развиваются. Многие физиологические процессы в организме ещё не завершены. Недоразвитие глазных мышц - причина того, что поле зрения у детей на 15-20% уже, чем у взрослых (они не видят боковым зрением).. Проводимость в нервных волокнах в 2-3 раза ниже, чем у взрослых. Поэтому реакции замедлены. Внимание детей 6-8-летнего возраста непроизвольно, неустойчиво, неизбирательно. Привлекает внимание то, что производит большее раздражение на органы слуха и зрения. Дети эмоциональны и импульсивны. Непредсказуемость их поведения на дороге часто объясняется непроизвольностью их реакции на воспринятую ситуацию. 2. Особенности поведения детей на дороге с учётом их психофизических условий развития. Предрасположенность ребёнка к попаданию в дорожно-транспортные происшествия обусловлена особенностями его психофизиологического развития. Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение - вот некоторые из них. В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению "быть внимательным на дороге". Заниматься этим надо постоянно. Законы безопасности движения: «Уметь видеть, наблюдать и предвидеть - действовать безопасно». «Перед выходом на проезжую часть - остановись!». «Не видишь - остановись!». «Не уверен - не рискуй!». Подготовка школьников к безопасному поведению на дорогах как педагогическая проблем Особенности преподавания Правил дорожного движения в младших классах с точки зрения психолога. Период младшего школьного возраста характеризуется, прежде всего, устремлением к внешнему миру. Поэтому так важно именно в этом возрасте формировать у ребёнка безопасные способы поведения на дороге. 1. Усвоение детьми системы научных понятий и способов их получения, а не просто суммы знаний. 2. Партнёрское общение учителя с учениками, предполагающее общение взрослого с взрослыми. 3. Совместная работа работа учащихся в классе, обсуждение изучаемого материала. Учитель должен уметь общаться с детьми на их игровом невербальном языке. Ему нужно отказаться от трансляции своих собственных знаний и каждый раз заново делать открытия вместе с детьми. Нужно доверить им ответственность за себя. В результате к концу обучения в начальной школе в процессе учебной деятельности у ребёнка должны сформироваться: - направленность внимания; - произвольность всех психических процессов и деятельности в целом; - внутренний план действий; - способность анализировать и оценивать свою деятельность; - самоконтроль и самоорганизация как следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой учителем. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является не только технической или организационной. Это проблема педагогическая. Организация подготовки участников дорожного движения должна быть комплексной на основе системного подхода к обучению и воспитанию. Основными путями подготовки школьников к безопасному поведению на дороге являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через учителей; самостоятельное познание. Необходимым условием эффективности реализации поставленной задачи является единство и взаимосвязь школы, семьи и социально-педагогической среды, в которой постоянно пребывают учащиеся. Особенности преподавания Правил дорожного движения в младших классах с точки зрения методиста начального обучения. Как известно, существуют различные уровни безопасности: от личной до государственной. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы обеспечение личной и групповой безопасности детей является непременным компонентом их деятельности в решении следующих задач: - создать условия, способствующие безопасной жизнедеятельности детей; - показывать образцы правильного безопасного поведения; - информировать об угрозах опасности; - учить безопасному поведению; - воспитывать в детях культуру поведения, обеспечивающую личную и групповую безопасность. Специфика предмета ПДД. Дорожное движение едино для всех - для детей и для взрослых, и кроющиеся в нём опасности угрожают как взрослым, так и детям. Если все другие школьные предметы, имея в основе фундаментальную науку, созданы специально для детей, то "Правила дорожного движения" созданы как государственный документ(деловая бумага) и являются основным нормативным актом (официальным документом), регулирующим поведение участников дорожного движения. Правила написаны языком документа, без всякого расчёта на детей. Адаптировать ПДД для детей - вот задача учителя, и задача не из простых. Учитель, преподающий Правила и безопасность дорожного движения, должен сочетать в себе знание этого предмета со всеми его особенностями, умение преподнести его учащимся и заинтересовать ими их, должен знать возрастные и психофизиологические особенности учащихся, знать и учитывать их способности воспринимать предлагаемый материал. О понятиях и терминах, используемых в Правилах дорожного движения. Одной из существенных ошибок в преподавании Правил дорожного движения является использование несуществующих в правилах терминов и понятий и подмена существующих: ДОРОГА РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА АВТОМОБИЛЬ Небрежное применение понятий и терминов, а также терминологические несоответствия неизбежно приводят к такому же небрежному толкованию существа требований Правил и к их использованию по своему усмотрению. Знание же терминологии и правильное пользование ею являются важнейшими критериями профессиональной грамотности, показателем уровня владения предметом, сутью его теории и практики. Фактологические ошибки в преподавании ПДД СВЕТОФОР РЕГУЛИРОВЩИК ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД ДОРОГА С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ ДОРОГА С ОДНОСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ПУТЬ К МАРШРУТНОМУ ТРАНСПОРТУ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА О связи обучения Правилам дорожного движения с другими школьными предметами. Интеграция - это восстановление, восполнение чего-то единого - явления, предмета. Школьные предметы - это основа наук. Их интеграция возможна. Это, например, бинарные уроки, суть которых - межпредметные связи. Правила и безопасность дорожного движения стали школьным предметом в связи с жизненной необходимостью. Но у этого предмета отсутствует основа для межпредметных связей. Вместо того, чтобы поднимать первостепенное значение предмета Правила и безопасность дорожного движения как жизненно важного на деле происходит его размывание, выталкивание его в разряд необязательных предметов. Учебные занятия по тематике ПДД на уроках других предметов должны проводиться только как закрепляющие занятия практического характера и ни в коем случае ВМЕСТО уроков ПДД. Методы преподавания и формы работы с детьми 6-10-летнего возраста по освоению ПДД. Изучение ПДД в начальной школе должно, в первую очередь, осуществляться на деятельностной основе. Занятия должны быть: - системны; - кратковременны; - с обязательной сменой деятельности; - в активных формах; - с опорой на чувство сопричастности (касается меня лично); - с положительными эмоциями. Вывод. Накопленный опыт преподавания Правил дорожного движения свидетельствует о несомненном влиянии их изучения в школе на снижение дорожно-транспортного травматизма.

44) Требования пожарной безопасности к прилегающим территориям и помещениям.

На прилегающей объекту территории ЗАПРЕЩАЕТСЯ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.009 с.)