Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов

Поиск

 

Вплоть до достижения индустриальным обществом определенного уровня развития, когда информация еще не влияла непосредственно или влияла недостаточно (не в качестве ведущего фактора) на производительность общественного труда, существенная часть деловой и коммерческой информации поступала в общественное производство хотя и в отфильтрованном и сгруппированном виде, но через широкоадресные каналы – в основном через печатные источники, книги и периодику – прежде всего универсальные средства массовой информации (СМИ).

Уже с конца XVIII в. с резким расширением деловой сферы, с развитием заморской торговли внимание бизнеса стала привлекать не только научно-техническая и другие виды информации для специалистов, но и специальная деловая и коммерческая информация и деловые новости. Постоянно повышалась роль газет в качестве источников такой информации. В первой половине XIX в. появились специальные деловые газеты, рассчитанные на деловое сообщество в качестве основного потребителя.

С этого времени сформировались и принципы издания газет, рассчитанных на предпринимателя, часть которых дожила до настоящего времени (например, в виде девиза газеты New York Times – “вся информация достойна изложения”). Идеи, лежащие в основе появления деловых газет, справедливы и сейчас, и им, например, следует крупный многонациональный концерн Financial Times, издающий популярную одноименную деловую газету и деловой еженедельник Economist. Суть этих идей состоит в том, что газета должна дать предпринимателю знание не только о меняющейся ситуации (деловую информацию), но и представление о среде, в которой ведется его бизнес с точки зрения участников, товаров и услуг (коммерческую информацию). Она должна сообщать и о событиях, связанных с этими участниками (деловые новости), а также информацию об условиях бизнеса в целом. Бизнесмен должен знать обстоятельства, в которых он существует и понимать, что происходит. Отсюда роль газет, а затем и телеграфных (информационных) агентств – сообщать деловые новости.

Толчком к появлению новых видов информационных услуг, ориентированных на деловую и коммерческую информацию, стало освоение западных территорий в США. Несмотря на большие расстояния, постройка телеграфных линий связи в рамках территории одной страны не вызывала значительных трудностей и не требовала чрезмерных инвестиций (в отличие, скажем, от существенных вложений, требуемых для прокладки подводных кабелей, соединивших Европу с Америкой, а затем и Азией, или политических трудностей постройки международных каналов в Европе или между Европой и Азией при необходимости пересечения границ нескольких стран).

При этом у бизнеса возникли новые информационные потребности в деловой и коммерческой информации, которые не могли быть удовлетворены существующими источниками информации и видами информационных услуг. Во-первых, это были потребности в данных о текущих ценах на бирже (в основном на биржевые товары – зерно и мясо, а позже на уголь, металлы и финансовые ресурсы). Во-вторых, данные о потенциальных торговых и деловых партнерах или заемщиках банков. В устойчивом бизнес-сообществе эти данные получаются в ходе прямой межличностной коммуникации, а в условиях массы новых субъектов бизнеса, появляющихся и разоряющихся ежедневно и часто меняющих местонахождение и географию операций, такой способ получения информации не срабатывал. Ответом на эти потребности стали услуги доступа к оперативной биржевой информации с использованием телеграфа в виде тикерной ленты, содержащей котировки акций и ставки по привлечению и размещению финансовых ресурсов, доступной в режиме он-лайн прямо с биржи или через специальные службы биржевой информации и услуги в области коммерческой информации об участниках рынка и кредитного рейтинга, присваиваемого специальными агентствами.

Данные информационные услуги первоначально, с момента своего возникновения, были платными и подготавливались, продавались или оказывались на рыночных основах и через рынок информационных услуг по высоким ценам. Эти цены основывались не только и не столько на стоимостных факторах (оплата затрат на подготовку и доставку по каналам связи), но и на предельной полезности, так как использование этой информации и информационных услуг в деловой практике давало немедленный и осязаемый эффект, часть которого уплачивалась через рынок информационных услуг информационным службам.

С появлением на рынке служб биржевой и коммерческой информации в информационной деятельности начались процессы обобществления, сначала на национальном, а затем и на международном уровнях. В результате этих процессов, вызвавших концентрацию подготовки информационных услуг и их оказания, уже к началу XX века на данном секторе рынка доминировало лишь несколько компаний, крупных даже по меркам того времени и работающих полностью на рыночных принципах.

Необходимость комплексного удовлетворения потребностей бизнеса в информации привела к тому, что еще в конце XIX в. появились (и благополучно дожили до XXI в.) службы, интегрирующие предоставление биржевой и финансовой, статистической и коммерческой информации, деловых новостей, а также общих – политико-социальных и культурных новостей, – национальные телеграфные агентства с международным охватом, как источников информации, так и потребителей. Включение в состав интегрированного пакета деловых и общих новостей, которые в отличие от остальных составляющих пакета несут в себе субъективные элементы при отражении реальности, позволило сосуществовать на рынке нескольким агентствам. Эти агентства, хотя и обмениваются информацией между собой, кооперируются в подготовке отдельных услуг и на 80-90% предоставляют одну и ту же информацию, находят свою долю рынка. Кроме того, для их сохранения и обеспечения независимости, они получают прямую и косвенную поддержку со стороны государства, которое рассматривает их как необходимый элемент государственной машины.

Позже, уже в первой половине XX в., с развитием процессов интернационализации бизнеса, появились потребности в экономической (общей и специальной) и демографической статистической информации и соответствующие службы информационной деятельности, занятые подготовкой информационных услуг, направленных на обеспечение этими видами информации. Если потребности в экономической статистической информации требовались предпринимателями для лучшего понимания макроэкономической ситуации в отдельных странах и в мире в целом как условие успешных инвестиций и работы на финансовых, а также на товарных рынках (биржевых и не биржевых), то демографическая и специальная статистическая информация требовалась для анализа и исследования конкретных сегментов рынка – товаров и услуг (доли на рынке, цены) и потребителей (предпочтения и модели потребления).

В случае экономической (общей и специальной) и демографической статистической информации условия предоставления и оказания информационных услуг сначала были схожими и не отличались от тех, что использовались в отношении информационных услуг для специалистов. Затраты по подготовке статистической и демографической информации государство брало на себя, так как с ее использованием решались собственные задачи государства. Прежде всего, это задачи формирования эффективной системы налогообложения корпоративного и домашнего секторов экономики. Организация доступа к такой информации не требовала значительных средств. Эти затраты государство брало на себя, рассматривая их как необходимые для формирования общих условий нормального протекания и развития бизнеса и жизнедеятельности людей, вовлечения их в бизнес.

Обострение проблемы реализации, глобальные экономические кризисы и начавшийся в первой половине XX в. переход к организации бизнеса на принципах маркетинговой стратегии усилил роль специальной статистической и демографической информации как основного источника объективной информации о рынке. Появились службы, которые предлагали эту информацию в предварительно обработанном виде, рассчитанном на непосредственное использование в маркетинге. Информационные услуги этих служб с момента своего появления, также как и услуги в области биржевой и финансовой информации были платными.

Помимо упомянутых информационных услуг службы маркетинговой информации вышли на рынок коммерческой информации, подготавливая и предлагая на рынке специальные списки потенциальных потребителей – лиц и корпоративных клиентов, структурированные особым образом для использования в прямом маркетинге и рекламе, для прямых продаж (директ-мэйл маркетинг и продажи), а также подготавливая такие списки на заказ.

Рост информационных потребностей бизнеса вызывал изменения и в секторах рынка информационных услуг, связанных с информацией для специалистов, где традиционно доминировало государство. Часть сектора информации для специалистов вышла из рамок публичного сектора общественного производства, когда в структуре корпораций образовались такие специализированные подразделения информационной деятельности, как специальные библиотеки. Существуя в рамках корпораций, эти библиотеки не выходили на рынок информационных услуг в качестве поставщиков информационных услуг, но стали их активными покупателями, обладающими солидными бюджетами, способствуя укреплению и развитию рынка информационных услуг.

В связи с ростом информационных потребностей со стороны бизнеса и усиления специальных библиотек, уже к концу XIX в. традиционный набор источников информации, включающий непериодические и периодические издания, расширился за счет включения в их состав каталогов продукции и услуг, а также разнообразных патентных документов (прежде всего, заявок и патентных описаний), а в дальнейшем и непубликуемых документов (отчетов о научно-исследовательских работах и диссертаций, переводов, нормативно-технических документов).

В конце 30-х гг. XX в., когда в США в рамках антикризисных мероприятий коммерческие и инвестиционные банки были разделены, и инвестиционным банкам потребовалось завоевать утраченное или сильно пошатнувшееся доверие мелких, а также таких крупных институциональных профессиональных инвесторов, как пенсионные и взаимные фонды появился новый вид информационных услуг – аналитические материалы по состоянию отраслей и рынка, подготовленные специально в расчете на инвесторов.

С этими материалами связан еще один парадокс рынка информационных услуг. Полученные в ходе рафинирования и фильтрования многочисленных видов источников деловой и коммерческой информации, выполняемых высококвалифицированными специалистами, такого рода материалы содержат ценную и полезную информацию, которая может напрямую использоваться при принятии деловых решений. Но они не стали частью услуг рынка информационных услуг, так как, несмотря на высокую стоимость подготовки, распространялись достаточно широко и бесплатно. Дело в том, что они рассматривались в качестве стандартной части пакета инвестиционно-банковских услуг и оплачивались в составе цены этого пакета. При этом оплата поступала только от клиентов банка, тогда как другие потребители, потенциальные клиенты получали их бесплатно, и их получение не было связано ни с какими обязательствами.

Зарождение рынка информации для специалистов (прежде всего научно-технической информации) и соответствующего сектора рынка информационных услуг также находилось под влиянием повышения роли знаний и информации в качестве решающего фактора экономического роста, т. е. с расширением использования информационных ресурсов в бизнесе.

Уже к концу XIX в. все возрастающая часть информационных услуг в области информации для специалистов, оказываемых вне библиотек, стала предоставляться на рыночных условиях. Этому способствовало как появление специальных библиотек, принесших в дополнение к бюджетным дополнительные средства в информационную деятельность для закупки источников информации, для подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг, так и изменение государственной политики в области информации и рост государственных затрат в этой области. Государство все полнее осознавало растущую роль знаний для развития общественного производства как непосредственно, при применении информации в бизнесе, так и опосредованно, через повышение образовательного и культурного уровня членов общества, и увеличивало ассигнования на информационную деятельность. Рост ресурсов, выделяемых на информационную деятельность по негосударственной и государственной линии, укрепил экономически отношения на рынке информационных услуг.

В секторе информации для специалистов с появлением РЖ началось формирование рынка информационных услуг вне системы библиотек. Наряду с некоммерческими информационными службами, работающими под эгидой и за счет научно-технических обществ (в свою очередь, финансируемых как из бюджета, так и во все большей степени промышленностью) к подготовке РЖ приступили коммерческие компании, которые не могли работать по-иному, чем на рыночной основе. Такого рода дуализм коммерческой и некоммерческой информационной деятельности обусловил особенности процессов обобществления и интернационализации в данном секторе рынка информационных услуг.

В результате в большинстве стран на рынке информационных услуг образовались некоммерческие и коммерческие национальные службы, обрабатывающие мировой поток по определенной тематике информации для определенной страны. Несмотря на различия в формах и источниках финансировании эти службы работали сходным образом и существенно не различались в качестве информационных услуг и их ценах. Дело в том, что ни одна из этих служб не могла обеспечить полноты обработки мирового потока информации, да и не стремилась увеличивать долю обрабатываемого потока, если это не вызывалось необходимостью конкуренции. Поэтому крупнейшие библиотеки (к середине XX в. их было в мире около 2,5 тыс.) были вынуждены покупать на рынке РЖ нескольких центров по цене поставщика, поддерживая достаточно высокую ликвидность рынка. Такая структура информационной деятельности и необходимость снижения затрат из-за роста цен источников позволила еще в первой половине XX в. начать привлечение к обработке информации и прежде всего к подготовке рефератов специалистов из других, менее развитых стран с незначительным объемом источников информации, так как при этом экономия достигалась как за счет отказа от покупки источников, так и за счет более низкой стоимости РЖ в этих странах.

В некоторых странах, например, во Франции, государство полностью финансировало и контролировало подготовку РЖ, однако, это не помешало формированию рынка информационных услуг в данном секторе информации, а также процессам обобществления и интернационализации. В результате, к середине XX в. во Франции существовал один центр, обеспечивающей обработку всего мирового потока и подготовку РЖ на французском языке. Этот центр также привлекал к работе на основе кооперации специалистов из других стран.

Формирование устойчивого самостоятельного мирового рынка информационных услуг, относительно обособленного от мирового и национальных рынков как информационных, так и других услуг, началось в середине 50-х гг.. До начала 60-х гг. XX в. основными поставщиками на этом рынке выступали информационные службы академических, профессиональных, научно-технических и деловых обществ и ассоциаций, учебных заведений, а также государственные службы, работающие преимущественно на некоммерческой основе, и немногочисленные коммерческие службы, которые в этот период только зародились и еще не окрепли. К ним можно отнести и информационные подразделения товарных и фондовых бирж.

Основными потребителями информационных услуг выступали ученые и специалисты в области науки и техники, а также профессионалы фондового и товарного рынков.

Услуги и продукты включали информационные издания, распространяемые по подписке (в том числе и за рубеж) и содержащие библиографическую, реферативную и обзорно-аналитическую информацию, библиотечное обслуживание и копии первоисточников, предоставляемые по запросам.

С первой половины XX в. на мировом рынке информационных услуг международная торговля информационными услугами дополнилась международной кооперацией государственных некоммерческих и коммерческих центров в региональном и, по некоторым отраслям и проблематике, в глобальном масштабе на международном и межгосударственных уровнях. С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг также начал формироваться мировой рынок услуг электронной обработки и передачи данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.008 с.)