Понятие демократии и выборов в ней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие демократии и выборов в ней



Башкирский Государственный Университет

Институт права

Кафедра государственного права

 

Курсовая работа

по избирательному праву на тему:

 

Критико-теоретический взгляд на демократию и выборы.

 

 

Выполнил: Шакиров И.А.

курс V, гр "А", очн. отд.

Проверил: Хасанов У.Ф.

 

 

г. Уфа

 

План:

 

Введение.

 

Понятие демократии и выборов в ней.

Парадоксы голосования.

Диктатура большинства или главный недостаток демократии голосования.

Принцип периодичности выборов – неприглядный взгляд изнутри.

 

Классификация основных исторических форм и теорий демократии.

Родовая и афинская демократия.

Эволюционная теория демократии.

Современный взгляд на марксистскую концепцию демократии.

Либеральная демократия.

Прочие альтернативные подходы (коллективистская, плебисцитарная, плюралистическая, репрезентативная, элитарная…).

 

Функции демократических выборов.

Целесообразность демократии и условия её существования. Аргументы "pro" et "contra".

 

Мифы демократии.

Грязные технологии в избирательных кампаниях или ещё один минус современной демократии. "Культурное принуждение".

 

Заключение.

 

 


Введение

 

В методических рекомендациях Рабочей программы спецкурса по избирательному праву России установлено следующее требование (а не рекомендация!) к курсовой работе: "Структура работы должна включать следующие элементы: начинаться с постановки задачи, которая должна быть решена в ходе работы над темой, содержать изложение аргументов "за" и "против" предложенного студентом варианта её решения и завершаться самостоятельным выводом".

Насчёт последнего, я полностью согласен с авторами учебной программы – вывод должен быть обязательно. В остальном быть солидарным не могу и считаю, что на первом месте должна стоять "научно-исследовательская работа студента, сопровождаемая изучением им данного курса" и уже исходя из этого "постановка задачи, которая должна быть решена в ходе работы над темой". Как же, в самом деле, можно поставить задачу не изучив темы. И почему, собственно, нужно вообще ставить эти задачи, искать аргументы? Может быть, я просто хочу изложить не менее интересные моменты темы и высказаться в конце с собственной точкой зрения. Рассматриваемое "полицейское" требование лишает меня этого права при том, что работа, по определению, пишется прежде всего в учебных интересах самого студента. Если же работать в ключе задач и аргументов, труд превращается в форменный судебный процесс с участием прокурора. Таким образом, я всё таки решился дерзнуть в противоречие вышеизложенных требований и построить свою работу на собственных посылках. Во-первых, я отказался от изложения расхожих и общеизвестных мнений, ибо здоровый интерес исследователя требует нечто большего, чем тривиальное описательство. Во-вторых, я акцентировался на проблемных, в большей степени теоретических моментах. В-третьих, я рассматривал демократию лишь в увязке с вопросами выборов и наоборот, как того требует заявленная тема работы.

 

Остальную часть Введения я решил посвятить квинтэссенции человеческой мудрости о демократии и выборах.

Цель моя – "заразить" читателя теми противоречиями и неразрешёнными вопросами, которые существуют в рассматриваемой мной теме. Мне кажется, что это наилучший способ не только решения этих самых противоречий, но и вообще какой бы то ни было интеллектуальной деятельности.

 

 

Сегодня все страны могут быть разделены на два класса – страны, где правительство боится людей, и страны, где люди боятся правительства. – Амос Р. Е. Пиночет

Демократия – это организованная власть народа. – Сергей Ястржембский

Демократия основывается на убеждении, что в обычных людях заложены необычные возможности. – Харри Эмерсон Фосдик

Стремление человека к справедливости делает демократию возможной, но именно склонность человека к несправедливости делает ее необходимой. – Рейнхольд Нибур

Демократия спотыкается на каждом шагу по дороге к правильному решению, вместо того чтобы прямо и без запинок идти в тупик. – Лоренс Питер

Демократия не позволяет гадить везде, а только в специально отведенных местах. – Сергей Шойгу

Демократия – это наука и искусство управления цирком из обезьяньей клетки. – Генри Луис Менкен

Я не хотел бы быть рабом, и не хотел бы быть рабовладельцем. Это выражает мое понимание демократии. – Авраам Линкольн (1809-1865), шестнадцатый президент США

Демократия – это форма правления, дающая каждому человеку право быть своим собственным угнетателем. – Джеймс Рассел Ловелл

Лично я и раболепен и жесток, и покуда такова моя природа,

демократия – искусственный цветок, неживучий без охраны и ухода. (И. Губерман)

Главное отличие демократического режима от авторитарного состоит в том, что при последнем народ расплачивается за чужие ошибки, тогда как при первом – за свои собственные. – О.Н. Смолин, депутат Государственной Думы

Сказать, что лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии, все равно что сказать: лучшее лекарство от преступности — больше преступлений. – Генри Луис Менкен

При демократии одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что другая неспособна управлять страной, — и обычно обеим удается то и другое. – Генри Луис Менкен

Помните, демократия не длится вечно. Вскоре она изнашивается, выдыхается и уничтожает себя. Не было еще демократии, которая не покончила бы сама с собой. – Джон Квинси Адамс

 

 

Если погода плохая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается. Если погода хорошая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается. – Правило преподобного Чичестера

Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю. – Жан-Поль Сартр

Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами... не участвующими в голосовании. — Натан

Те, кто достаточно умны, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих. – Платон

Фундаментом любой политики служит безразличие большинства. – Джеймс Рестон

Одна пятая часть народа – против чего бы то ни было когда бы то ни было. – Роберт Кеннеди

 

 

Народ имеет собственное суждение, покуда не введён в заблуждение демагогами. – Наполеон Бонапарт

В государстве следует четко различать арифметическое большинство и большинство политическое. – Антуан де Ривароль

Большинство складывается случайно, меньшинство — сознательно. – Стефан Киселевский

Каждый имеет право на ошибку, а чтобы каждый мог этим правом воспользоваться, проводятся выборы.

Что хорошо в демократии, так это то, что она даёт каждому избирателю шанс сделать глупость. – Арт Спэндер

Человечество существует благодаря мудрости немногих; из-за глупости большинства оно страдает и бедствует. – Эдуард Севрус

Hе pассyждай с детьми, с женщинами и с наpодом. – Пифагор

Если большинство иногда и делает правильный выбор, то лишь под влиянием ложных мотивов. – Филип Честерфилд

Лучший аргумент против демократии – это 5 минут беседы с обычным избирателем. – Уинстон Черчилль

И тайным голосованием можно обнаружить явную глупость. – Дон-Аминадо

Демократия поощряет большинство принимать решения по вопросам, о которых большинство не имеет никакого представления. – Джон Саймон

Если тысяча людей говорят одно и тоже, то это либо глас божий, либо грандиозная глупость. – Кароль Ижиковский (1873-1944), польский писатель и критик

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: “Все так делают”. – Л.Н. Толстой

Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться. – Марк Твен

Диктатура большинства ни чуть не лучше тоталитаризма. – Виктор Похмелкин о демократии и праве росийских граждан на референдум

Демократия — это форма правления, при которой каждый получает то, чего заслуживает большинство. – Джеймс Дейл Дэвидсон

При демократии опять таки пороки неизбежны, а лишь только низость и подлость проникают в общественные дела, то это не приводит к вражде среди подлых людей, а, напротив, между ними возникают крепкие дружественные связи. Ведь эти вредители общества действуют заодно, устраивая заговоры. – Дарий

Настоящая демократия есть деспотия черни. – Вольтер

Наилучший пример демократии, который приходит мне на память – это пять волков, обедающих одной овцой. – Джон Гатсис

Любая демократия приводит к диктатуре подонков. – Альфред Нобель

 

Деньги и глупость дают наибольшие шансы на победу в выборах. – “Правило Уолтона”

Раз хотим жить лучше, давайте постараемся выбирать людей поприличнее. – Сергей Степашин

Глядя на лица политиков-кандидатов, радуешься, что только один из них победит.

Я бесконечно уважаю чудовищный выбор моего народа. – Михаил Жванецкий

Власть — это наркотик, без которого политики не могут жить и который они покупают у избирателей за деньги самих избирателей. – Ричард Нидем

Нельзя все время обманывать всех, да и не нужно: одного раза в четыре года вполне достаточно.

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе. – Шарль де Голль

Вы выиграли выборы, а я — подсчёт голосов. – Анастасио Сомоса (младший), президент Никарагуа


Voluntas populi suprema lex est (лат.) –

Воля народа – высший закон.

 

Парадоксы голосования

 

Парадоксальным образом, то, что почти очевидно при формальном подходе к описанию демократии именно как народного правления, совершенно не вызывало вопросов в период первичного формирования демократических сообществ в Европе в период Античности. Только в XVIII веке в связи с попытками формального построения демократической политической системы Кондорсе обратил внимание на фундаментальный парадокс в проблеме принятия решений большинством, возникающий в том случае, когда результаты голосования ранжируют более чем две альтернативы. В простейшем виде парадокс Кондорса может быть представлен следующим образом: три участника голосования (обозначим их S1, S2, S3) определяют большинство попарные относительные преимущества трех альтернативных возможностей (Х1, Х2, Х3). Выясняется, что существует такой вариант голосования, что в соответствии с решением большинства Х1 лучше Х2, Х2 лучше Х3, а Х3 лучше Х1. То есть получившееся при голосовании отношение преимущества не транзитивно и, следовательно, не может быть использовано при принятии решений интуитивно приемлемым образом. Что, в самом деле, следует выбрать из трех альтернатив при таком голосовании – разумного ответа нет.

 

Это был первый и самый простой пример парадоксов голосования. Впоследствии эти парадоксы детально исследовались К. Эрроу, получившим ещё более впечатляющие результаты. Впрочем, для того, чтобы понять, что голосование большинством в огромном количестве случаев не может служить разумным основанием для принятия решений, не нужно анализировать сложные математические парадоксы. Достаточно рассмотреть ситуацию, когда существует более чем две альтернативы. В этом случае вероятность того, что сообщество проголосует за одну из этих альтернатив абсолютным большинством, вообще говоря, невелика, и чем больше этих альтернатив, тем менее вероятно существование абсолютного большинства в пользу одной из них. В то же время принятие решения относительным большинством вряд ли может считаться "народным правлением" в прямом смысле этого слова. Действительно, "если не большинством, то как"? О трудностях, связанных с множественностью альтернатив знает любой политик, работающий в многопартийном парламенте, где нет партии большинства. Возможность возникновения подобной ситуации давно является сильным аргументом в руках критиков парламентаризма. Удивительно, однако, что и никакой разумной альтернативы не найдено. В качестве одного из выходов предлагается, например, использование мажоритарной избирательной системы, которая с гораздо меньшей вероятностью, чем пропорциональная, приводит к парламенту без партии большинства – но в этом случае снова в жертву приносится прямой смысл слова демократия. Правление начинает определяться представителями меньшинства.

Вот такое важное свойство человеческих сообществ – отсутствие формально логических способов интегрировать различные мнения в одно непротиворечивым способом. Но этот "парадокс" появляется лишь в том случае, когда забывают о том, что реальная интеграция индивидуальных разумов через оценки альтернатив – вообще очень странная и ограниченная идея. Учитывая крайнюю сложность системы знаний, которыми обладает любой субъект, достойный называться мыслящим, совершенно безнадежной представляется идея интегрировать систему, находящуюся к тому же в процессе постоянного изменения, в некую институциональную макроконструкцию, которую с некоторым основанием можно было бы назвать "коллективным разумом", таким примитивным способом.

 

 

Классификация основных исторических форм и теорий демократии.

 

Известные в истории формы реализации демократической модели управления отличаются большим разнообразием. Однако еще более разнообразны концепции демократии, которые могут классифицироваться по самым различным основаниям: от научных парадигм до политической ориентации авторов. В зависимости от преобладающей ориентации на прямую или представительную демократию можно выделить две большие группы теорий: 1) идентиторные, плебисциторные (чаще говорят – плебисцитарные); 2) репрезентативные (представительные). Первые ориентируются непосредственно на волю народа и общественное благо, отвергают легитимность конфликта интересов. При этом предполагается, что воля народа выражается непосредственно на народных собраниях или в результате всеобщего голосования, а реализовать её может не обязательно сам народ, но уполномоченный им вождь или партия. Вторая группа теорий понимает демократию как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. При этом в парламентской демократии видят защиту от сиюминутных массовых настроений и увлечений, иррациональных и эгалитарных (уравнительных) тенденций массового сознания. Эффективность управления связывается с разделением труда и компетентностью специалистов.

Другая классификация теорий демократии основывается на различиях в понимании её центральной проблемы: субъект или механизм.

1. Концепции, для которых главным является вопрос о том, кто правит. Родоначальником таких концепций принято считать Платона, который дал следующую классификацию политических форм: царская власть – правление одного; аристократия – правление небольшой части лучших и благородных; демократия – правление всех свободных граждан. Исторический парадокс состоит в том, что к этой группе концепций склонялись как аристократические мыслители, так и наиболее радикальные демократы. Первые (от Платона до Ортега-и-Гассета) требовали ограничения прав “черни”, которая губит общество; вторые же во имя демократии для народа считали необходимым ограничение прав высших классов (французские революционеры – якобинцы, революционное крыло социалистов-утопистов, Чернышевский и Добролюбов – в России). Для радикальных демократов основной ценностью было равенство, во имя которого они готовы были в чем-то поступиться индивидуальной свободой.

2. Теории, главным для которых является вопрос о том, как осуществляется управление, как функционирует власть, правит ли закон и одинаков ли он для всех. По политической принадлежности это, главным образом, – либеральные концепции демократии. Здесь основной ценностью признается индивидуальная свобода, “свобода от”: от вмешательства государства в экономику, в частную жизнь человека и т.п. Другие характерные ценности либерализм – индивидуализм и неотчуждаемые права. Именно в рамках либерального направления были разработаны концепции “естественных прав человека” и правового государства, ставшие элементами классической теории демократии. (Таким образом, в СССР, а затем в России, в условиях кризиса оказались перевернутыми представления не только о правых и левых в политике, но так же о либерализме и демократии: отечественные “радикальные демократы” – на самом деле по современным западным понятиям – неоконсерваторы; напротив, действительными радикальными демократами являются те, кто стремится создать гарантии участия в управлении для наименее обеспеченных слоев граждан).

 

 

Либеральная демократия

 

"Меньшинство всегда не право – вначале." – Герберт Прокноу

Родиной классического либерализма по праву считается Англия, где задолго до революции 1640 г. произошло ограничение ранее абсолютных прав монарха через подписание им Великой Хартии вольностей (1215 г.), существовал парламент, автономное местное управление и т.д.

Окончательно же конституционно-либеральная модель в истории Англии после т.н. Славной революции 1688 г., и была официально закреплена в Революционном уложении 1689 г.

 

Демократические процедуры принятия решений подразумевают принятие того решения, за которое высказалось большинство. Такая демократия позволяет легко решать альтернативные вопросы, но она может совершать ошибки в тех случаях когда принимается решение по вопросам, которые нельзя сформулировать альтернативно (вопросы, имеющие целую шкалу возможных решений или выбора).

С такими вопросами лучше справляется либеральная демократия. При консенсусной демократии меньшинство имеет возможность начать переговоры с большинством для изменения точки зрения большинства.

При либеральной демократии мнение “меньшинства” учитывается всеми таким образом, чтобы соблюсти права меньшинства. Чем плоха прямая демократия (демократический централизм)? Основы прямой демократии, как метода принятия решения при альтернативности вариантов точно сформулированы в уставе Коммунистической Партии Советского Союза:

1. Принятие решения большинством голосов.

2. Безоговорочное подчинение меньшинства большинству.

3. Обязательность принятых решений для всех.

Является ли такая демократия гуманной и самой лучшей? Трудно ответить утвердительно, ведь именно по этим принципам было принято решение распять Христа, принять яд Сократу. По этим принципам несколько раз призывался и изгонялся из Новгорода князь Александр Невский. По этим принципам был избран канцлером Адольф Гитлер, и генеральным секретарем ЦК Иосиф Сталин. По этому методу принимались решения в знаменитых сталинских тройках.

Попробуйте провести по таким принципам референдум в Москве о расстреле всех не москвичей или в России о расстреле всех чеченцев и можно предсказать, какой ответ будет получен. Будет ли такой ответ, демократичным? – Зависит от ваших взглядов на демократию.

Если вы придерживаетесь прямой демократии как метода принятия решения, и при этом вы попадаете в большинство, то вы, скорее всего, согласитесь с решением большинства. Будет ли такой ответ гуманным и лучшим? – Наверное, нет. Такой референдум только покажет, что прямая демократия не учитывает интересы меньшинства. Она не является либеральной. А в современном мире уже нельзя существовать, не учитывая интересы всех членов общества.

Чем либеральная демократия отличается от прямой? Либеральная демократия, как метод осуществления власти – это такое демократическое правление, при котором реализуются интересы большинства С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОМ МЕНЬШИНСТВА. Такая демократия гарантирует, что права меньшинства будут учтены. Она позволяет меньшинству иметь определенные гарантии защиты своих прав.

Например. Большинство голосов принимает решение – построить завод в черте города. Но для учета интересов меньшинства завод оборудуется очистными сооружениями или выносится в максимально безопасное место. Или: большинство принимает решение сделать транспорт платным, но учет мнения меньшинства приводит к тому, что для школьников и пенсионеров проезд делается бесплатным. Или: большинство голосов принимает решение уменьшить количество уроков в школе, но по требованию меньшинства разрешаются дополнительные занятия для тех, кто хочет получать дополнительные знания.

Конечно, такой вариант демократии гораздо сложнее реализовать. Ведь он предполагает или коррекцию принятого решения, или введение исключений из общего правила.

Но, именно это и делает его более ценным для общества, ведь либеральная демократия в отличие от прямой не подавляет меньшинство, а позволяет ему реализовать свои интересы. В результаты удовлетворяются не интересы определенной группы (большинства) за счет общих ресурсов или меньшинства, а интересы всего общества.

В современном мире учёт интересов меньшинства становится насущной необходимостью.

Следует отметить, что термин “либеральная демократия” многозначен. Он часто используется в противопоставление “тоталитарной демократии”. В этом случае под либеральной демократией понимается такой метод осуществления взаимоотношений государственной власти и общества, когда интересы общества реализуются за счет приоритета интересов личности и общества над интересами государства. В противовес “тоталитарной демократии”, при которой интересы государства ставятся выше, чем интересы конкретной личности или интересами большей части общества.

Следующая историческая форма демократии – демократия т.н. классического либерализма, которая утвердилась в Новое время в результате религиозной Реформации, свержения абсолютистско-монархических форм правления в результате буржуазных революций 16 – 18 в.в. (нидерландской, английской, французской). Торжество либеральной демократии связано с утверждением принципов гражданского общества, конституционных форм правления, идей народного суверенитета и неотъемлемых прав граждан.

 

На основе этих принципов формируется современная модель т.н. либеральной демократии, основными характеристиками которой являются:

1) Индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида перед законами государства;

2) Формальный характер: свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности;

3) Парламентаризм, преобладание представительных форм в политике (т.е. парламент выступает как высший выразитель воли всего народа);

4) Ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, как следствие – его невмешательство в частную сферу и в экономику;

5) Ограничение власти большинства над меньшинством: гарантия неотъемлемых прав меньшинства и отдельной личности.

Всё вышеназванное вполне естественно определяет и очевидные недостатки либеральной демократии. Во-первых, это прежде всего её декларативный характер для бедных в условиях социального неравенства (права формально одинаковы, но у богатых возможностей больше), во-вторых – ограниченность из-за ставки на голосование как на основную форму участия граждан (участие в деятельности политических партий и движений, постоянный гражданский контроль за властью не предусматриваются); в-третьих – её слабость из-за недооценки роли государства в деле управления обществом, а также из-за культивирования неограниченного индивидуализма, на деле ведущего к торжеству анархии и распаду общества. Кроме того, неясно, как подобная модель демократии может быть реализована в африканских и азиатских обществах с их сильными авторитарно-коллективистскими традициями.

 

  Другой подход к пониманию демократии – т.н. "гражданская теория демократии" (российский политолог В. Махнач и др.) – рассматривает её не просто как власть большинства (толпы), а именно как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан. Главной проблемой понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане как правило составляют меньшинство общества.

Негативный подход – рассматривает демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (так, например, понимали демократию её античные критики – Платон, Аристотель, Фукидид, так толкуют её некоторые современные правые и консерваторы).

 

Коллективистская демократия (её представителями являются Ж. – Ж. Руссо, К. Маркс, В.И. Ленин, немецкий философ права К. Шмитт – автор учения о "гомогенном обществе" и "тотальном государстве").

Общими принципами этой теории демократии являются:

1) Народ, класс, нация или раса рассматриваются как единое целое с неделимой волей и общими интересами;

2) Народ должен осуществлять политическую власть напрямую, не отчуждая её в пользу государства или отдельных институтов;

3) Каждый представитель народа должен непосредственно участвовать в делах управления;

4) Для реализации народовластия народ должен стать единым целым в политическом плане;

5) В отношении всех тех, кто сопротивляется реализации воли народа, применяется коллективное принуждение.

В странах Европы понимаемая таким образом демократия открывает дорогу тоталитаризму (по определению немецкого политического философа Г. Люббе, это – тоталитарная демократия).

В то же время в странах Востока такая коллективистская демократия, в основе которой лежит подчинение индивида коллективу, обществу и государству, реализуется в форме многолетних устойчивых авторитарных режимов (шахских, султанских, теократических, и т.д.).

 

Весьма близка по своему основному содержанию к коллективистской теории разработанная в 20-ые гг. М. Вебером концепция плебисцитарной демократии. К её созданию Вебера привело осознание необходимости обеспечить контроль общества над узурпировавшим рычаги власти и управления бюрократическим аппаратом. На вопрос о том, можно ли решить данную проблему посредством демократизации, за счет повышения уровня участия народных масс в политике, немецкий социолог отвечал отрицательно. Во-первых, массы не способны к квалифицированному и компетентному принятию политических решений. Во-вторых, массовая политизация приведет к созданию крупных организаций (политических партий, профсоюзов), которые затем неизбежно бюрократизируются и попадут под контроль чиновников. Поэтому решить проблему контроля над бюрократией может лишь выдвижение (выбор народом) яркого харизматического лидера, получающего в своё распоряжение неограниченные властные полномочия и заставляющего чиновников служить обществу.

Термин “плебисцит” может быть переведен с латинского как принятие решения посредством всенародного голосования. Широкое использование этой процедуры и составляет главную особенность плебисцитарной теории демократии.

Практика плебисцитарной демократии берет в античных полисах, где важнейшие решения по вопросам государственной и общественной жизни принимались на народных собраниях голосованием всех граждан. В Европе ХХ в. плебисциты неоднократно использовались для решения вопросов территориального размежевания (например, отделение Норвегии от Швеции).

В настоящее время классической страной плебисцитарной демократии считается Швейцария, где референдумы проводятся регулярно и подразделяются на три основных вида:

1) обязательные – если вновь принятый Закон затрагивает Конституцию страны;

2) условные, которые могут проводиться по любому Закону в течение 3 месяцев со дня его принятия, если в поддержку референдума удается собрать определенное количество подписей;

3) совещательные, которые проводит Правительство или парламент, когда нет уверенности в поддержке большинством населения того или иного законопроекта, либо когда хотят заручиться поддержкой этого большинства.

Своеобразный вариант теории плебисцитарной демократии разработал знаменитый немецкий социолог и политолог Макс Вебер. Согласно Веберу, сложные общественные системы ХХ в. значительно больше, чем прежде, нуждаются в управлении и потому переживают новый виток бюрократизации. Бюрократизация общества, с одной стороны, позволяет поднять профессионализм и компетентность управленческих кадров (“рациональная бюрократия”), а с другой стороны, может приводить их (управленцев) к всевластию, тормозящему необходимые преобразования, и тем самым – к окостенению общественных структур. Спасение от бюрократии Макс Вебер видит в плебисцитарном харизматическом лидере, который один только и способен защитить граждан от её всевластия, а в необходимых случаях – обеспечить прорыв на пути реформ. Поскольку понятия типа “народный суверенитет”, “народовластие” и т.п., согласно Веберу, утопичны, немецкий политолог предлагает следующий механизм реализации демократической процедуры: народ выбирает лидера, которому доверяет; после этого лидер говорит: “А теперь замолчите и подчиняйтесь мне!” Ни народ, ни партии не должны вмешиваться в то, что он делает[2]. Очевидно, что такого рода “демократия” отличается от авторитарного режима лишь способом установления.

Оценивая теорию и практику плебисцитарной демократии, современная политическая наука отмечает, что эта система может более или менее успешно функционировать лишь при определенных условиях.

Первое из них – общественная стабильность. В обстановке высокой социальной напряженности, а тем более глубоких политических и экономических кризисов, немногие граждане способны сохранить здравый смысл и делать свой выбор осознанно. Не случайно именно в момент кризиса уравновешенные, добропорядочные и педантичные немцы отдали предпочтение Гитлеру и его партии, а страна древней культуры – Грузия – вполне законно избрала своим Президентом Звиада Гамсахурдиа, от которого потом избавилась лишь в результате малой гражданской войны.

Второе условие – развитие демократической традиции. Только лидер, который, что называется, “с молоком матери” впитал уважение к Закону и правам граждан, получив на выборах большую власть, будет воздерживаться от того, чтобы узурпировать её целиком. Только граждане, воспитанные в тех же традициях, не позволят избранному ими лидеру это сделать. Поэтому такая система успешно функционирует в США, но весьма рискованна в Латинской Америке и государствах бывшего СССР. Третье условие – сильная политическая оппозиция, имеющая доступ к средствам массовой информации. В противном случае общественное мнение зачастую удается обработать в направлении, выгодном для власти.

В то же время и в современную эпоху высказываются весьма сходные с веберовскими идеи. Можно вспомнить, например, концепцию "делегируемой демократии" аргентинского политолога Г. О. Доннела, суть которой сводится к тому, что в переживающих процесс модернизации странах "Третьего мира" народ должен передать неограниченные (правом, парламентом, партиями, и т.д.) полномочия лидеру, осуществляющему преобразования. Таким образом, и здесь речь идет лишь об авторитарном модернизационном режиме, поскольку демократия – это не только власть и воля народа, но и уважение к определенным законом процедурам и правилам.

 

Коллективистской и сходным с ней теориям демократии противостоит т.н. плюралистическая теория (Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраенкель, Р. Даль), которая рассматривает её (демократию) как результат компромисса между различными силами в обществе.

Основные же положения плюралистической теории демократии могут быть сведены к следующему:

1) Главным субъектом политики является не весь народ в целом, а различные социальные группы, так как именно в их рамках формируется политическое сознание и именно через них происходит участие индивида в политике;

2) Сущность политики – борьба различных групп за власть; при этом ни одна из них не может завладеть ею полностью, что делает необходимыми компромиссы;

3) Демократия – не власть народного большинства, а результат баланса сил или соглашения групп по формированию власти и выработке политики;

4) Минусы плюралистической теории демократии состоят в том, что она не принимает во внимание того факта, что в современных странах Запада к заинтересованным группам (которые она считает субъектом политики) относится не более 1/3 населения, а степень влияния различных групп на власть и жизнь общества неодинакова: среди них есть более сильные и более слабые.

 

Учесть эти вышеназванные минусы плюралистической теории стремится т.н. репрезентативная или представительная теория демократии. Одним из наиболее известных её представителей является известный немецкий социолог Р. Дарендорф, классик такого значительного направления в социологии, как конфликтология; последняя изучает конфликты, возникающие в современном обществе. С точки зрения Дарендорфа, демократия – это не правление народа, так как такого в полном смысле слова никогда не было и не может быть, поскольку весь народ не может править и принимать решения.

Поэтому демократию можно определить как правительство, избираемое и смещаемое народом и проводящее от его имени определенный курс. Главным же воплощением такой представительной демократии является парламентаризм, т.е. система правления с сильным парламентом и ответственным перед ним правительством.

 

К этой теории близка по сути т.н. элитарная теория демократии, рассматривающая её как борьбу за власть элитных групп, выражающих разнообразные социальные интересы. Так, в частности, понимали демократию выдающийся немецкий социолог М. Вебер и известный американский экономист и социолог Й. Шумпетер. С точки зрения данного подхода, цель демократии – не упразднение элиты (это бессмысленно и опасно), а выдвижение в неё наиболее ответственных и компетентных деятелей, представляющих интересы общества. Но тогда получается, что демократия – это форма аристократии (т.е. правление немногих). Но в чем же тогда суть самой демократии?

 

С точки зрения известного американского политолога Р. Даля, современная развитая демократия опирается на семь основных институтов:

1) Суверенитет народа и выборность высших должностных лиц – т.е. народ как высший источник власти выбирает политических руководителей и может периодически сменять их;

2) Свободные и честные выборы – т.е. выборы с реальной конкуренцией и равенством шансов претендентов, без всякого принуждения избирателей к голосованию;

3) Всеобщее голосование, т.е. положение, когда практически все взрослые дееспособные граждане имеют право голосовать на выборах;

4) Право претендовать на выборные должности, которым также должны обладать практически все дееспособные взрослые граждане;

5) Свобода слова – т.е. граждане должны иметь право свободно выражать свое мнение по самому широкому кругу политических и общественно значимых вопросов, критиковать политическую власть, её политику и господствующую идеологию;

6) Альтернативная информация – т.е. в демократическом государстве помимо официальных должны существовать альтернативные источники информации, к которым граждане могли бы регулярно обращаться;

7) Независимость организаций – граждане должны иметь право с целью защиты своих интересов создавать независимые от государства объединения – ассоциации, политические партии, группы давления, и т.д.

Все это, как принято сегодня считать, в совокупности и составляет сущность реальной демократии.

 

 

Мифы демократии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.128 с.)