Информационно-справочные и поисковые системы: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-справочные и поисковые системы:



Информационно-справочные и поисковые системы:

· Социология по-новому. Библиотека социологической литературы. Учебники, статьи научных журналов. http://www.socioline.ru

· Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент."
http://www.ecsocman.edu.ru

Тема 1. История становления и развития социологии ( 2 час.)

План:

 

1. Научные и исторические предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Позитивистская социология. Общая характеристика.

3. Классический этап в развитии западной социологии. Общая характеристика.

4. Специфика развития западной социологии в ХХ – начале ХХI вв.

5. Основные течения русской социологической мысли до революции 1917 г.

6. Особенности развития отечественной социологической науки в послереволюционный период.

Темы докладов/сообщений

1. Вклад О.Конта и Г.Спенсера в развитие социологического знания.

2. Роль К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера в становлении современной социологии.

3. Охарактеризуйте основные положения структурно-функционального анализа Т.Парсонса.

4.Основные научные направления русской социологии до октября 1917 г.

5. Особенности развития социологии в России после революции 1917 г.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Каковы критерии выделения этапов развития социологического знания?

2. Назовите характерные черты социологического позитивизма.

3. Определите особенности классического периода развития социологии на Западе. Почему он так называется?

4. Выделите и охарактеризуйте общие для всех представителей классического периода направления развития социологического знания.

5. Чем можно объяснить тот факт, что появление социологии как самостоятельной науки произошло только на рубеже ХIХ-ХХ вв.?

6. Укажите плюсы и минусы масштабного развертывания эмпирических исследований в 20-30-х гг. ХХ в.

7. В чем особенность появившихся в конце ХХ в. так называемых «интегративных»

 теорий? Назовите авторов этих теорий и охарактеризуйте их.

8. Сформулируйте причины появления социологии в России. Почему социология в России возникла в более поздний период времени, чем на Западе?

Дополнительная литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р.Арон. - М.: Прогресс. 1993.

2. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 040201 Социология, 040102 Социальная антропология, 040104 Организация работы с молодежью / А. Б. Гофман. - М.: Книжный дом "Университет", 2006.

3. История России: учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. / под ред. Г. Н. Сердюкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Ростов на Дону: МарТ, 2007.

 

Тема № 2. Социальные изменения и социальные процессы

 

1. Социальные изменения: понятие, уровни, виды, факторы.

2. Социальные процессы и их классификация.

3. Социальные конфликты и их роль в обществе.

4. Основные теоретические подходы к изучению социальных процессов и социальных изменений: эволюционный, функциональный, циклический.

Темы докладов:

1. Теория конфликта Ч. Дарендорфа.

2. Концепция "столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.

3. Концепция циклического развития общества Н.Я. Данилевского

4. Концепция циклического развития общества О. Шпенглера,

5. Концепция циклического развития общества А. Тойнби

6. Социальные изменения в современной России.

7. Информационные войны в современном мире.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Соотнесите понятия «социальное изменение», «социальное развитие», «социальный прогресс».

2. Назовите механизмы и движущие силы социальных процессов и социальных изменений.

3. В каких формах осуществляются социальные изменения?

4. Какой смысл вкладывают социологи в понятие «социальное движение»?

5. Что такое социокультурный процесс? Дайте примеры социокультурных процессов.

6. Каким способом разрешаются конфликты? Приведите примеры.

7. Возможно ли общество без конфликтов? Аргументируйте свой ответ.

8. Определите основные черты эволюционного подхода к анализу социальных изменений.

9. В чем специфика функционального анализа социальных процессов и изменений.

10. Охарактеризуйте особенности циклического подхода к объяснению социальных процессов и изменений.

 

Дополнительная литература:

1. Ачкасова, В. А. Региональные конфликты [Электронный ресурс]: учеб. пособие (спец. 032301) / В. А. Ачкасова; рец. И. Н. Белобородова; Федер. агенство связи, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича". - СПб.: СПбГУТ, 2007. - 106 с.

2. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется?/ И.Валлерстайн // Социс, 1997. № 1. С. 8-21.

3. Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения / Г.И.Козырев // Социс, 2005. № 3. С. 113-119

4. Костин В.А. Социальные изменения в концепциях исторического процесса / В.А.Костин, Н.Б.Костина // Социс, 2000, «1. С. 6-15.

5. Милецкий В.П. Конфликты и социальный порядок / В.П.Милецкий // Социс, 2003, № 7. С. 151-152.

6. Почепцов, Г. Г. Информационные войны [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. - 573, [2] с. - (Образовательная библиотека). - Библиогр. в конце тем. - Библиогр.: с. 571-573

7. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка - Пер. с нем. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Что такое «социальный институт» и «институционализация»?

2. Что такое дисфункция? В чем проявляется дисфункция социальных институтов? Приведите примеры дисфункции социальных институтов и назовите причины ее вызвавшие.

3. Как понимается «латентность» функции социального института? В чем отличие между латентной функцией и дисфункцией?

4. В чем проявляется динамика социальных институтов?

5. Каковы последствия эволюции социальных институтов?

Дополнительная литература:

1. Зборовский, Г. Е. Социология образования [Текст]: учеб. пособие / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.

2. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Социология современного образования [Электронный ресурс]: учебник / Шафранов-Куцев Г. Ф. - Москва: Логос, 2016. - 432 с.

3. Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования. // Труд и социальные отношения, №12(66), 2009

4. Шереги Ф.Э. Политические установки студентов российских вузов/ Ф.Э. Шереги // Социс. 2013. № 1. С. 63-77.

5. Шереги Ф.Э. Прогноз образования в России: концепция и эмпирические показатели / Ф.Э.Шереги // Мир России. 2011. Т. 20. № 3. С. 155-181

 

Темы докладов

1. Бедность: понятие, критерии определения и их социокультурные особенности

2. Средний класс, его критерии и функции в обществе.

3. Маргинализация: понятие и факторы.

4. Проблемы миграции в современном мире.

 

Вопросы для коллективного обсуждения

1. На основании материала лекций и изученной обязательной и дополнительной литературы определите понятия стратификации, дифференциации, расслоения, поляризации.

2. Что такое ранжирование и ранговая система?

3. Найдите отличия между социальным и экономическим, социальным и культурным неравенством. Приведите примеры.

4. Есть ли средний класс в России? Докажите свою позицию.

5. Как соотносятся рыночные отношения и социальная дифференциация?

6. Что такое порог бедности и как он устанавливается в разных странах?

7. Кто такие маргиналы? Назовите основные причины маргинализации современного российского общества.

8. Как влияет миграция на социальную дифференциацию населения?

9. Сравните три признака экономического неравенства – доход, богатство и заработную плату. Каким образом с их помощью можно выразить различия в уровне жизни населения?

Дополнительная литература:

1. Кильдюшева О.А., Кулешова Г.П. Особенности социальной стратификации современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 5. С. 10-12.

2. Логинова Г.Е., Морозов А.С. Специфика формирования среднего класса в современной России  // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-4 (61). С. 139-141.

3. Тихонова Н.Е. Феномен бедности в современно России // Социологические исследования. 2014. № 1 (357). С. 7-19.

4. Тихонова, Н. Е. Средний класс: теория и реальность [Текст] / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева; Friedrich Ebert Stiftung, Ин-т социологии РАН. - М.: Альфа-М, 2009. - 319 с.

5. Чакалова В.Ш., Пилиева Д.Э. Современные проблемы социальной структуры и социальной стратификации // Дневник науки. 2017. № 5 (5). С. 10.

 

Тема 5. Этносы и этнические процессы ( 4 час.)

 

План:

1. Этносы: понятие, признаки, типология.

2. Теории этноса

3. Этнические процессы и их виды. Национальные отношения.

4. Межнациональный конфликт: причины и поводы, уровни и формы проявления, генезис, факторы и условия обострения, способы предотвращения.

5. Современная ситуация в сфере межнациональных отношений российского общества.

 

Темы докладов:

1. Теория пассионарности Л.И.Гумилева

2. Этносоциальная стратификация и ее факторы.

3. Этнический состав населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

4. Национализм, его формы и проявления.

5. Малые народы РФ: общая характеристика и проблемы.

6. Типы этнических конфликтов в истории России.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Раскройте содержание понятий – этноцентризм, суперэтнос, межэтническая группа, диаспора, этническая группа, субэтнос, метаэтнос, этнос.

2. Определите и охарактеризуйте основные этнические процессы - этнического объединения и разделения. 

3. Ассимиляция - это объективный процесс или национальная трагедия?

4. Охарактеризуйте понятия «этноцентризм» и «этнонигилизм».

5. Что понимается под «национальным вопросом»?  

 

Дополнительная литература

1. Вишневский А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор / А.Г. Вишневский // Общественные науки и современность. 2000. №3. С. 115-130.

2. Гумилев Л.И. Этнические процессы: два подхода к изучению / Л.И.Гумилев, К.П.Иванов // Социс. 1992. №1. С. 50-57.

3. Ибрагимова С.С., Ибрагимова Х.А. О малочисленных этносах Дагестана/ С.С. Ибрагимов, Х.А. Ибрагимова // Социс. 2011. № 9. С. 92-96.

4. Касьянова, К. О русском национальном характере [Текст]: научное издание / К. Касьянова; авт. предисл. К. Касьянова. - М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. - 560 с.

5. Попков Ю.В. Предмет этносоциологии: опыт концептуализации / Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев// Социс. 2009. №3. С. 93-101.

6. Хайруллина Н.Г. Грани этнической идентичности / Н.Г. Хайруллина // Социс. 1992. №5. С. 121-125.

Темы докладов

1. Положение молодежи на рынке труда;

2. Студенчество: особенности положения и специфические проблемы.

3. Неформальные объединения и движения молодежи.

4. Социальные отклонения в молодежной среде.

5. Молодежные субкультуры (можно дать общую характеристику или рассмотреть конкретную субкультуру).

 

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Охарактеризуйте особенности социального статуса молодежи. Чем отличается социальный статус молодежи от других социальных групп?

2. Назовите основные критерии социальной дифференциации российской молодежи.

3. В чем отличия и сходства российской и американской молодежи?

4. Назовите и охарактеризуйте сферы и формы социальной активности.

Дополнительная литература

1. Абрамов К.В. Социально-психологичекские ресурсные возможности молодежи / К.В. Абрамов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 6(100). С. 143-150.

2. Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социс. 2006. №6. С. 26-36.

3. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социс. 2003. № 4. С. 42-51.

4. Чередниченко, Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования) [Текст] / Институт социологии РАН. - СПб.: РХГИ, 2004. - 504 с.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Чем объясняется многообразие взглядов на объект и предмет социологии семьи.

2. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?

3. Как вы считаете, какой из типов семьи доминирует в современном обществе?

4. Всегда ли «брак» и «семья» существуют вместе? Какие формы брака различают исследователи?

5. Какое значение в обществе придается родству?

6. Назовите и охарактеризуйте объективные и субъективные факторы стабильности брака.

Дополнительная литература:

1. Антонов, А. И. Социология семьи [Электронный ресурс]: учебник / Антонов А. И. - Москва: Академический Проект, 2016. - 638 с

2. Астахова, Ю. Г. Социология семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Астахова Ю. Г. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2012. - 64 с.

3. Богданова Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л.П. Богданова, А.С. Щукина // Социс. 2003. №7. С. 100-105.

4. Голод, С. И. Семья и брак: ист.-социол. анализ [Текст] / С. И. Голод. - СПб.: Петрополис, 1998. - 270, [1] с.

5. Ильичева М.Б. Изменение представлений о несчастливом браке, любви и сексуальной морали в Британском обществе 1950-1980-х гг. / М.Б. Ильичева // Диалог со временем. 2010, № 31. С. 176-185.

6. Кучмаева С.В. О современной семье и ее воспитательном потенциале / С.В. Кучмаева, Е.А. Марыганова, О.Л. Петрякова, А.Б. Синельников // Социс. 2010. № 7. С. 49-55.

7. Мустаева Ф.А. Семья в условиях финансово-экономического кризиса / Ф.А. Мустаева // Социс. 2010. № 7. С. 66-68.

8. Салтыбалдина Е.В. Семья в системе жизненных ценностей жителей среднего уральского города / Е.В. Салтыбалдина // Социс. 2011. № 7. С. 90-95.

 

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Что такое социальный статус? Проиллюстрируйте его на своем примере.

2. Приведите примеры статусных символов и статусного имиджа.

3. Какие статусы существовали в России раньше и исчезли после 1917 г.?

4. Чем отличается статус английской королевы и статус директора школы?

Дополнительная литература:

1. Абдикерова, Г. О. Социология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Абдикерова Г. О. - Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2014. - 136 с.

2. Ковалева, А. И. Общество и личность [Электронный ресурс]: лекции по социологии Учебное пособие / Ковалева А. И. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2011. - 204 с

3. Козлова О.М. Личность – граница и безграничность социального / О.М. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2003. №4.

4. Ларцев В.С. Социальные и культурные детерминанты формирования личности / В.С. Ларцев. – Киев: Принт-экспресс, 2002.

5. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. – Новосибирск: Наука, 2002.

6. Смирнов, П. И. Социология личности [Текст]: учеб. пособие / П. И. Смирнов; Социол. о-во им. М. М. Ковалевского. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 379 с.

 

Темы докладов

1. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины

2. Наркомания как социальная девиация.

3. Алкоголизм как социальная девиация.

4. Подростковая преступность: показатели, состояние, причины.

 

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Как вы понимаете проблему свободы, дисциплины и ответственности личности? Возможна ли гармония отношений личности и общества? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Какова роль потребностей, интересов, ценностей, мотивов, стимулов, установок в социальном поведении людей.

3. Что такое социальный контроль? Назовите средства социального контроля за поведением людей.

4. Назовите факторы, влияющие на социализацию личности. Что играет ведущую роль в процессе социализации?

5. Охарактеризуйте внутренние и внешние регуляторы социального поведения личности.

6. В чем проявляется социализация и ресоциализация в современном российском обществе?

7. Охарактеризуйте социализацию студенчества. Проиллюстрируйте ваш ответ конкретными примерами.

8. Отклоняющееся и девиантное поведение – это одинаковые понятия или разные? Обоснуйте свою позицию.

 

Дополнительная литература:

 

1. Алмазов Б.Н. Личность в правовом поле / Б.Н. Алмазов. - Екатеринбург: Ур. ГЮА. 2005.

2. Андреев Э.М. Наркомания в России: состояние и проблемы / Э.М. Андреев, С.И. Билкей // Социально-гуманитарные знания. -2003. №5.

3. Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности / В.А. Бачинин. – СПб: изд. С.- Петерб. ун-та, 2001.

4. Гилинский Я.И. Девиантность и социальный контроль в России: тенденции и социальное осмысление / Я.И. Гилинский. - СПб: Алетейя, 2000.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Э.Дюркгейм. – М.: Мысль, 1994.

6. Забрянский, Г. И. Криминология несовершеннолетних (социология преступности) [Электронный ресурс]: монография / Забрянский Г. И. - Москва: Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2013. - 352 с.

7. Иваненков С.О. Социализация современной молодежи / С.О. Иваненко. – Оренбург: Димур, 1999.

8. Иванич Ю. Наркотики и терроризм Ю. Иванич. – М.: Вече, 2005.

9. Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье / А,Н. Ильяшенко // Социс. -2003. -№4

10. Мальченкова, А. Е. Социология самоубийства [Текст] / А. Е. Мальченкова; рец. В. А. Ачкасова [и др.]; Федер. агентство связи, Федер. гос. образовательное бюджетное учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича". - СПб.: Петрополис, 2012. - 233 с.

11. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. – Новосибирск: Наука, 2002.

Информационно-справочные и поисковые системы:

· Социология по-новому. Библиотека социологической литературы. Учебники, статьи научных журналов. http://www.socioline.ru

· Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент."
http://www.ecsocman.edu.ru

Тема 1. История становления и развития социологии ( 2 час.)

План:

 

1. Научные и исторические предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Позитивистская социология. Общая характеристика.

3. Классический этап в развитии западной социологии. Общая характеристика.

4. Специфика развития западной социологии в ХХ – начале ХХI вв.

5. Основные течения русской социологической мысли до революции 1917 г.

6. Особенности развития отечественной социологической науки в послереволюционный период.

Темы докладов/сообщений

1. Вклад О.Конта и Г.Спенсера в развитие социологического знания.

2. Роль К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера в становлении современной социологии.

3. Охарактеризуйте основные положения структурно-функционального анализа Т.Парсонса.

4.Основные научные направления русской социологии до октября 1917 г.

5. Особенности развития социологии в России после революции 1917 г.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Каковы критерии выделения этапов развития социологического знания?

2. Назовите характерные черты социологического позитивизма.

3. Определите особенности классического периода развития социологии на Западе. Почему он так называется?

4. Выделите и охарактеризуйте общие для всех представителей классического периода направления развития социологического знания.

5. Чем можно объяснить тот факт, что появление социологии как самостоятельной науки произошло только на рубеже ХIХ-ХХ вв.?

6. Укажите плюсы и минусы масштабного развертывания эмпирических исследований в 20-30-х гг. ХХ в.

7. В чем особенность появившихся в конце ХХ в. так называемых «интегративных»

 теорий? Назовите авторов этих теорий и охарактеризуйте их.

8. Сформулируйте причины появления социологии в России. Почему социология в России возникла в более поздний период времени, чем на Западе?

Дополнительная литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р.Арон. - М.: Прогресс. 1993.

2. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 040201 Социология, 040102 Социальная антропология, 040104 Организация работы с молодежью / А. Б. Гофман. - М.: Книжный дом "Университет", 2006.

3. История России: учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. / под ред. Г. Н. Сердюкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Ростов на Дону: МарТ, 2007.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.093 с.)