Обзор английской поэзии хх века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор английской поэзии хх века



 

Рассмотрим некоторые политические и экономические особенности ХХ века в Англии. Десять дней 1917-го, потрясшие мир, положили начало глубочайшим историческим сдвигам. Вот уже более шести десятилетий они определяют судьбы человечества, преображая не только общественно-экономические формы, но и сознание, мироощущение людей, а с ними облик искусства. Первый этап новой исторической эпохи - он же первый период в истории новейшей зарубежной литературы - завершается в 1945 году. Небольшой по времени отрезок - чуть более четверти века - оказался в политическом отношении чрезвычайно насыщенным и бурным: за могучей революционной волной следует спад, временная стабилизация капитализма нарушается сильнейшим экономическим кризисом 1929 года, вызвавшим новый подъем демократического движения, национально-революционная война в Испании, вторая мировая война, закончившаяся разгромом фашизма, - вот основные вехи этого периода. Быстрая смена исторической ситуации повлекла за собой резкие и глубокие перемены в литературном процессе.

Стремление освоить новый жизненный опыт и вызванные этим интенсивные поиски новых путей в искусстве, противоборство реализма и модернизма отличали творческую жизнь Европы первой половины нашего столетия. Поэтические искания той поры, безусловно, коренились в самой действительности и определялись ее характером.

Советские исследователи английской литературы Д.Г. Жантиева, В.В. Ивашева, Н.П. Михальская, неоднократно обращавшиеся к данному периоду (их внимание занимали в первую очередь судьбы романа), выделили в нем как ключевые десятилетия 20-30-е годы. Эпоха между двумя мировыми войнами отчетливо делится на два периода -20-е и 30-е годы. И если в первое послевоенное десятилетие всколыхнулась волна декадентской литературы и новый стимул для своего развития получили модернистские течения, то 30-е годы стали периодом размежевания прогрессивных и реакционных сил в области культуры, периодом значительных достижений прогрессивной литературы, становления и развития марксистского литературоведения в Англии. Своеобразие каждого из этих двух десятилетий сказалось на творчестве всех английских писателей.

Теоретические и практические опыты английских поэтов последовательно отражают повышенный интерес к формальным построениям в 10-20-е годы и отход от формализма в 30-40-е. Эта эволюция, характерная для всего западного искусства, отчасти связана с переменой политического климата: социальные перемены повлекли за собой эстетические сдвиги, отчасти - со ставшей очевидной бесперспективностью формалистического эксперимента, кризисностью модернистского искусства.

Англо-американская критика, приписывая заслугу создания современной поэзии исключительно Э. Паунду и Т.С. Элиоту, сознательно замалчивает поэтов, остающихся «в мире человеческих измерений», т.е. на путях реализма, среди которых и Т. Гарди, и 3. Сассун, и Р. Грейвз, и Р. Олдингтон, и многие другие. Признание их заслуг нарушило бы концепцию, согласно которой подлинно современным может считаться лишь искусство модернистской ориентации. В угоду этой концепции искажаются многие явления поэтической жизни «бурных тридцатых» (забавами или заблуждениями юности объявляется деятельность «оксфордцев», стремившихся дать поэзии социальное, а подчас и политическое содержание, игнорируются достижения поэтов Народного фронта, выхолащивается социальное начало из поэзии Д. Томаса). Но, как справедливо заметил сам Элиот, «обновление поэзии, подобное тому, свидетелями которого мы стали в нашем столетии, не может быть целиком и полностью заслугой какой-то одной группы поэтов и уж тем более - какого-то одного поэта».Это начинают понимать и многие исследователи на Западе, пересматривающие ныне свое отношение к Гарди, Олдингтону, «окопным поэтам», «оксфордцам».

Как во всякую переходную литературную эпоху, сопровождающуюся сменой стилей, в 10-30-е годы особую остроту приобрели теоретические и профессионально-технические проблемы. Глубокий интерес к ним характеризует и поэтов Англии. Углубившись в вопросы поэтики, они неизбежно соприкоснулись с эпохальными философско-эстетическими проблемами. Активное участие в их обсуждении и решении, острое ощущение реальных противоречий современности помогли художникам приблизить поэзию к жизни [16, с. 4].

Рассмотрим творчество и особенности языка произведений самых выдающихся английских поэтов ХХ века.

Томас Стернс Элиот.Слава Т.С. Элиота давно перешагнула границы англоязычного мира. В 1948 году ему была присуждена Нобелевская премия [17, с. 67].

Центральная проблема творчества Элиота - кризис духа. Подобно Валери и Шпенглеру, он остро ощутил симптомы смертельной болезни современной буржуазной цивилизации. Будучи настроен враждебно по отношению к ней, Элиот, однако, не испытывает удовлетворения от сознания ее заката, ибо в нем он прозревает возможную гибель европейской культуры, не измельчавшей буржуазной, которую он оценивал не иначе, как суррогат, а подлинной культуры, пришедшей от эллинов, обогащенной веками. Подыскивая точку опоры для спасения культуры, Элиот остановился на христианской религии и вере. Это «откровение» и последовавшее «обращение» произошли не сразу. По мере того как перед Элиотом прояснялась его «истина», поэзия его меняла лицо.

Отчаяние, ужас бездуховности, жажду человечности и любви, обретение их в лоне христианства, голгофу сомнений и пафос смирения он выразил не в экспрессионистском крике, а в более сдержанных, но внутренне более напряженных формах. Разрабатывая их, Элиот в отличие от Паунда, новации которого ему импонировали, не увлекается экспериментом ради эксперимента. Найденные им формы свидетельствуют о большой эмоциональной силе поэта и вспособности передать сложность, противоречивость не только его мироощущения, но и того действительного мира, в котором он жил.

Элиот наследовал от символистов не столько принцип двуплановости поэтического слова, сколько их интерес к его ассоциативности, суггестивности. В его поэзии чрезвычайно важен не столько подтекст, сколько контекст. Дело не только в выборе слов, их символическом наполнении, но и в отношениях между ними. Поначалу создается впечатление бессвязности, несочлененности тем, образов, ритмов. Главная особенность поэтики Элиота состоит в соединении разнородного и чуждого материала [16, с. 15].

Уильям Батлер Йетс. У.Б. Йетс - крупнейший поэт англоязычного мира, лауреат Нобелевской премии [17, с. 71].

Становление Йетса происходило в 80-90-е годы. Поэтическая традиция, которой он более всего обязан, - романтизм; в нем ему была близка не созерцательная вордсвортовская струя, а философско-символическая, идущая от Блейка и Шелли, Поначалу надежды на возрождение поэзии Йетс связывал с деятельностью символистов, группировавшихся вокруг декадентских журналов «Савой» и «Желтая книга».

Именно Йетсу принадлежат лучшие образцы политической лирики в английской поэзии 10-30-х годов. Сам Йетс объясняет свое обращение к ней влиянием конкретных исторических событий. В поэзию Йетса вторгаются общественные проблемы, усиливая свойственный ей дух трагедийности. Поэзия Йетса в системе сложных, подчас зашифрованных символов отразила свою эпоху. Хотя часть его стихов лишена непосредственно ощутимых примет времени, между их сложной символикой и реальностью существуют определенные соответствия, лишь осознав которые можно судить о месте поэта в истории мировой культуры. Что касается его лирики 10-х годов, то она непосредственно связана с политическими событиями этого периода.

Хотя на Западе принято рассматривать 20-е годы как трагический период в творчестве Йетса, настроение его лирико-философской поэзии этого десятилетия нельзя свести к трагедийности. В эти мучительные годы Йетс в отличие от Элиота и большинства английских поэтов отстаивает принцип утверждения как свою жизненную и эстетическую позицию. Этим он близок другому выдающемуся поэту современности - Р.М. Рильке. Оба они понимали, что жизнь немыслима без трагедии, и оба славили жизнь. Чуждые дешевого оптимизма, они бестрепетно всматривались в грозные противоречия действительности, принимавшие в их глазах подчас космические - до абстрактности - очертания, и продолжали прославлять земное бытие, великую созидательную силу искусства [16, с. 25].

Дилан Томас. В 30-е годы сформировался как поэт Дилан Томас, которого западная критика причислила к «самым сенсационным поэтам века». При жизни его, сына учителя из Суонси - небольшого приморского городка в Уэльсе, провозглашали гением одни и шарлатаном-другие. После смерти появилось огромное количество работ, по-разному толкующих этот необычный талант [18, с. 48].

Томасу приписывают пуританский мистицизм и разнузданный эротизм, смиренную религиозность и поклонение фрейдистским «комплексам». Космическая масштабность поэтических видений Д. Томаса, пантеистическое отождествление природы и индивидуального сознания, создание новых мифологических символов и свободное оперирование старыми указывают на его близость традициям английского романтизма.

Принятие жизни во всей ее сложности и противоречивости, гуманистические и жизнеутверждающие мотивы в творчестве Д. Томаса - это не просто дань романтической традиции и не только результат обращения к ней, это выражение нового мироощущения, активного отношения к жизни, характерного для европейской интеллигенции 30-х годов.

Своеобразие поэзии Дилана Томаса определяется слиянием в ней двух традиций, которые принято противопоставлять, - романтической и метафизической.

Его образы основываются на неожиданных ассоциациях, на сближении самых отдаленных смысловых рядов.

Тайна языка, слова, звука из всех земных чудес более всего занимала и восхищала его. Поэт различал не просто голоса, но язык деревьев, ветра, моря, животных, растений. Д. Томаса в мифологии привлекает возможность аллегоризировать, мифологические образы для него не однозначны, они источник множества символических сцеплений [16, с. 34].

А сейчас рассмотрим особенности русского поэтического языка ХХ век, так как в следующей главе мы будем производить лингвистический анализ поэзии английских авторов в сравнении с русскими поэтами. Выбор мотивов и сюжетов у русских поэтов, так же как и поэтические их приемы обуславливаются их идеологией и всем их поэтическим мироощущением. Излюбленным мотивом является чистая лирика, то есть передача в стихотворении своего личного переживания, чаще всего мистического и религиозного. Эти личные переживания говорят о Вечности, Тайне, Солнце, Дьяволе, Огне, Люцифере и так далее, причем все эти слова поэты-символисты пишут с заглавной буквы. Далее, особенно привлекает любовь, начиная с чисто земного сладострастия и кончая романтическим томлением о Прекрасной Даме, Господе, Вечной Женственности, Незнакомке. Пейзаж у символистов является средством выявить свое настроение. Поэтому так часто в их стихах русская, томительно-грустная осень, когда нет солнца, а если и есть, то с печальными, блеклыми лучами, тихо шуршат падающие листья, на всем «прощальная улыбка увядания», все окутано дымкой чуть-чуть колыхающегося тумана. Солнца, весны, с ее бодрящим воздухом, голубых теней, радостно сверкающего неба русского морозного дня, которые так ярко изображены на картинах русских художников-импрессионистов, поэты-символисты мало ощущали [19, с. 79].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в истории английской поэзии ХХ века было много выдающихся поэтов на творчество которых огромное влияние оказала политическая и экономическая ситуация в стране.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.012 с.)