Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная идентичность жителей Пермского края

Поиск

По мнению историка Черных А.В., этническая культура, оставаясь одной из важных составляющих историко-культурного наследия, продолжает сохранять свой потенциал в качестве важного ресурса для формирования имиджа региона и его современного развития.

Этническое развитие Пермского региона на протяжении последних двух десятилетий проходило в сложных условиях. Это рост этнической активности и самосознания. Но этот процесс растянулся: если национально-культурные центры у удмуртов, татар и башкир созданы в 1991 г., то у пермских чувашей в 2001 г. Ассимиляционные процессы явно выражены в городах. Таким образом, история формирования населения Прикамья показывает, что на протяжении всей истории регион складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу и традициям народы.

Идентичность - это понимания индивидом себя как части социальной группы. Поскольку группы сегодня чрезвычайно размыты, а в рамках работы заложен территориальный аспект возьмем за основу такой вид социальной идентичности - как территориальной.

Пермский регион можно рассматривать как исторически сложившуюся общность с определенной территорией, экономикой, особенностями быта и культуры.

Территория отражается на специфике взаимодействия индивидов, то есть происходит отождествление себя как части территориальной общности. Все это позволяет говорить о сложной структуре территориальной идентичности. Иерархия представляется в виде уровней:

) микроуровень (городской район, микрорайон);

) мезоуровень, включающий город или район области, края и собственно область, край, республику;

) макроуровень, то есть уровень национальный (страна) и межнациональный (сообщество, содружество государств, часть света и т.п.).

Для анализа этнического профиля Пермского края автором было проведено исследование среди студенческой аудитории. Выборка составила 100 человек. Поскольку вопрос о национальности в настоящее время представляется не политкорректным, респондентам предлагалось идентифицировать себя с жителем Перми.

В итоге к категории «пермяки» было отнесено большинство (79%) - это те, кто родился здесь (не важно проживают или нет, живет в настоящее время, географически - все жители края, не только краевой столицы), а также прослеживалась взаимосвязь между произношением слова ПерЬмЬ и окающим произношением слов.

К категории «живу в регионе, но не могу себя отнести к пермякам» отнеслись 13%, причем у многих звучало «Ну я уже почти пермяк».

К категории «а кто это?» отнеслись 8%. Их позиция достаточно интересна, они не выделяют жителей региона из общероссийского контекста.

Также был задан второй вопрос - назвать отличительные черты, маркеры региона. «Пермяки» назвали культурные проекты, пермскую картошку, «не пермяки» промышленные предприятия, соль. Последняя категория в числе маркеров назвала коми-пермяков, реальных пацанов и др.

Примечательно, что представителей национальных меньшинств назвали лишь «чужие».

  Восприятие мигрантов жителями региона

Для региона стал характерен миграционный прирост, который сочетается с быстрым снижением в миграционном приросте доли русских и увеличением доли кавказских и азиатских народов, что заставляет обратить внимание на социальные параметры новых жителей (уровень образования и профессиональной подготовки).

Толерантности здесь воспринимается как уважение и принятие новых членов общества. Показатели, характеризующие уровень толерантности в различных возрастных группах, указывают на то, что в наибольшей мере фобии распространены в молодежной среде.

Негативные моменты связаны с тем, что представители новых диаспор предпочитают жить в рамках собственных социально-этнических групп

Тем не менее присутствует скрытая напряженность. Отсюда, надо повышать уровень социального доверия для снижения негативных характеристик.

Проблема отношения к мигрантам в таком контексте выражена не только в регионе, но и в целом по стране.

Настроения в отношении мигрантов полярно. Есть положительная сторона - готовность общаться и сотрудничать, вступать во взаимодействие. Это касается сферы трудовых отношений. Респонденты отмечают положительные последствия присутствия мигрантов на территории Пермского края в различных сферах. Но все-таки существует и некоторое противоречие.

С другой стороны мигранты оцениваются негативно, в том числе по причине роста количества преступление, совершенных выходцами из стран СНГ.

Распространение информации о культурном своеобразии, о бытовых традициях народов, населяющих наш край исторически и появившихся в процессе миграционных передвижений, является залогом повышения уровня толерантности в межэтнических отношениях на территории нашего региона и преодоления существующих на сегодняшний день у части населения интолернтных социальных установок и настроений.

Преодоление негативного социоэтностереотипа возможно в том случае, если СМИ будут осуществлять конструирование социального сознания не на акцентировании негативных «образов» мигрантов и отрицательных последствий их проникновения на территорию проживания местного населения, но и освещать позитив обогащения общества новыми членами, знакомить с особенности их этнической культуры, то есть осуществлять деятельность по формированию «межкультурного диалога» на территории не только нашей «малой Родины».

Наличие в Прикамском социуме толерантно настроенной к мигрантам части населения, среди разных возрастных, этнических и социально-статусных групп, дает основания для благоприятных прогнозов развития цивилизованного общества, демократических традиций в Пермском крае. Любая интеракция предполагает позитивную мотивацию и готовность к сотрудничеству двух и более сторон. При соблюдении правил социального и правового поведения, взаимопомощи в адаптации мы сможем сформировать позитивный не только диалог, но и полилог и от этого зависит будущее нашего общества, государства и подрастающего поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.008 с.)