Археологический туризм в Ростовской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Археологический туризм в Ростовской области



 

Дон издавна славился своим гостеприимством. Обладая большим историческим и культурным наследием, а также благодаря благоприятным климатическим условиям Юг России традиционно является регионом, где высоко развит туристический бизнес. [14]

Ростовскую область в год посещают более 400 тыс. туристов. На территории зарегистрированы 132 туристские фирмы, 51 гостиница, 48 санаторно-курортных учреждений.

Гордостью Ростовской области по праву считаются многочисленные историко-культурные объекты, в том числе музеи-заповедники, краеведческие и тематические музеи, памятники истории, архитектуры и искусства, достопримечательные исторические местности, мемориальные и этнографические комплексы.

Согласно областной целевой программе в Ростовской области развиваются все виды туризма: познавательный, водный, экологический, сельский, конгрессный и в том числе археологический.

Основным местом посещения является музей-заповедник Танаис - крупнейший в России археологический музей-заповедник. Его территория (более 3 тыс. га) объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников XIX века. [17]

Туристский сезон в археологическом музее-заповеднике "Танаис" открывается традиционно 26 апреля и заканчивается в первых числах ноября. В эти теплые месяцы, кажется, все половодье цветов и птичьего многоголосья особенно щедро собирает природа именно в этих местах, в районе донской дельты, у стен древнего Танаиса. И не случайно природный мир дельты и территория древнего города объявлены в равной степени заповедными - у них общие границы, хотя принадлежат заповедники разным ведомствам.

Эстетический потенциал предметов материальной и художественной культуры, найденных при раскопках Танаиса, огромен, и в последние годы и история, и вещи города привлекают все более широкое внимание искусствоведов, художников, литераторов. Факты археологии становятся фактами искусства. В экспозиции музея появился постоянный раздел "Танаис в искусстве". И лучшее, что создано работниками творческих союзов на темы истории древнего города на Дону, показано на выставке. Кроме Танаиса имеется Азовский музей-заповедник - единственный среди музеев Юга России, кто имеет свой редакционно-издательский центр и публикует научные труды: "Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону" (25 выпусков), "Донские древности" (10 выпусков), "Очерки истории Азова" (12 выпусков).25-й выпуск "Историко-археологических исследований" - это большой вклад в развитие археологической науки. Систематический выпуск "Исследований" на протяжении более четверти века стал уникальным явлением в Донской археологии. Собранные воедино, результаты исследований донских археологов вводятся в научный оборот и получают широкую известность далеко за пределами страны. Также на территории Азова проводятся археологические раскопки татарского города Азак и генуэзско-венецианской фактории.

В конце 12 в. на территории города Азова располагалась генуэзско-венецианская торговая фактория Тана, через которую проходил "Великий Шелковый путь". История Азака неотделима от истории генуэзско-венецианской торговой фактории Таны, находившейся также на месте современного Азова, бок о бок с монголо-татарским Азаком. История Таны и ее роль в жизни Подонья-Приазовья средних веков связаны с италийской (итальянской) колонизацией на побережье Азовского моря. [12]

Семенкинские курганы

археологический туризм тур инновационный

Одним из памятников, свидетельствующих о большой плотности заселения нашей территории в XIII веке, стал курганный могильник у хутора Семенкин, открытый в 1983 году. Курганы располагались по правому берегу реки Сал. Название реки в переводе с монгольского означает "ветвь, приток или рукав реки" и доказывает, что земли у хутора Семенкин были заселены монголами.

В связи с этим подтверждается сообщение путешественника, посла Папы Римского Иннокентия IV к Батыю в 1946 г. Иоанна Плано Карпини о том, что на Дону кочует "… могольский князь по имени Картан, женатый на сестре Бату"

Курганы хранили погребения, имевшие как языческие черты, соблюденные в погребальном обряде, так и мусульманские традиции.

Непременным элементом мужских захоронений был цилиндрический берестяной колчан, сужающийся к верху и расширяющийся к донцу. В колчанах находились наборы железных наконечников стрел с остатками древков. В одном из захоронений, обнаружен железный кинжальчик с бронзовой оковкой у перекрестия.

Обязательно в комплексах захоронений устанавливались ритуальные бронзовые чашечки, свернутые из тонкого листа металла и заклепанные. Изредка чашечки были изготовлены из железа.

В захоронениях также обнаружены обрывки кожаных поясов с костяными полусферическими накладками и бронзовыми заклепками, железные пряжки с округлой, овальной, треугольно рамками, кресала и их фрагменты, датированные XIII веком.

Особый интерес вызывали женские погребения. Они свидетельствовали о том, что монголки были хорошими рукодельницами и имели для этого необходимое: шелковые нити, кусочки парчи, раковины каури, медальоны, бусинки из сердолика, халцедона, стекла, жемчуг и даже веточки коралла. Все это хранилось в кожаных мешочках, прикрепленных на груди или, чаще всего, на боку.

Любимыми женским украшением были серьги из бронзы и серебра в форме вопросительного знака. Подобные украшения производились, видимо, на Кавказе и оттуда распространялись среди кочевников.

Сохранились остатки одежды - обрывки шелковой ткани двух видов: узорчатая ткань с золотой нитью или сбитая парчой для верхнего халата и однотонная прозрачная шелковая ткань нижнего платья. Головы монголок украшали шапочки из берестяного каркаса, свернутого спиралью, и обшитого кожей, красной шелковой тканью или золотой парчой. Шапочки расшивались бусинами.

Во многих погребениях встречается конская упряжь (деревянные седла, стремена, удила, накладки и пряжки от седла), что подтверждало кочевой образ жизни населения.

Как долго одно из монгольских племен проживало у реки Сал неизвестно, но исследования найденных предметов позволяет установить хронологические рамки существования захоронений со второй половины XIII в. до середины XIV в. [18]

Синий Курган

На дороге Цимлянск-Шахты есть правый (на север) поворот с указателем "Синий Курган". Это поселок, а в его окрестностях находится и сам огромный Синий Курган.

Курганы в степной зоне строили и использовали доставшиеся от предыдущих обитателей едва ли не все народы, живший тут. От ариев-индоевропейцев (ямная, срубная, катакомбные культуры), затем киммерийцы и так далее. Полного объяснения причин такого увлечения я привести не могу. Видимо, именно многофункциональность, широкие возможности "степных пирамид" обуславливают как следствие их популярность.

А функции, как доказанные так и гипотетические, могли быть таковы. Захоронение вождей, царей (в том числе так называемые кенотафы, пустые захоронения). Сигнальные пункты, находящиеся в прямой видимости друг от друга. Возможно, какие-то граничные указатели. Наблюдательные пункты - с больших курганов, расположенных удачно, видно на десятки километров. В том числе это удобно для скотоводов - сиди себе, наблюдай за стадами. И, безусловно, ритуально-обрядовые функции. Поклонение богам, жертвоприношения.

Мне неизвестно, кто создал Синий Курган. Известен, однако, созданный (даже язык не поворачивается сказать "насыпанный") в начале III тысячелетия до н.э. курган Чауша ("Дозорный"), что у берега Дуная. Он содержал остатки жертвоприношений, в том числе людей, выполненных по сложному ритуалу. На аналогию (разумеется, ничем не подтвержденную) меня натолкнули громадные размеры и того и того сооружения, а также строгая ориентация. Курган Чауша яйцевидный (символ зарождающейся жизни, понятно), вытянут с севера на юг. Синий Курган вытянут с запада на восток. Насколько он напоминает яйцо или овал, с поверхности Земли сказать сложно.

А в соседнем с Чаушей кургане Цыганча тоже найдено жертвоприношение людей. Странный скелет, составленный из обломков костей четырех или пяти человек. Скелет сложен в форме эмбриона и посыпан охрой. Вполне вероятно, считают ученые, что перед нами Пуруша, человек-титан, из частей тела которого боги и жрецы согласно индоевропейской мифологии создали за год Вселенную с ее стихиями и существами.

Как говорят профессиональные археологи, на протяжении трех-четырех поколений археологов сложилась такая система восприятия "степных пирамид": курган - это большая куча земли и камней с элементами простейшей архитектуры, сооружавшаяся над могилами выдающихся людей их суеверными современниками. Признается некоторая научная ценность рукотворных холмов, но неизмеримо большее значение придается скрытым под ним захоронениям, точнее содержащимися в них "предметам материальной культуры". На этих предметах базируется археология дунайско-волжской прародины индоевропейских племен, вошедших в историю своими неувядающими памятниками духовной культуры.

Однако современная археология начала осознавать, что исследует вместилища взаимосвязей человечества со вселенной. Таким образом, сами курганы, величественные и внушительные сооружения, представляют огромную культурную ценность как совсем еще не понятые "проекции мыслей и представлений" тех людей. Их надо не раскапывать как можно скорее, а охранять, используя для исследования неразрушающие методы, да и то осторожно. Думаю, никто не сомневается, что сегодняшние методы работы археологов лет через сто будут считаться не менее варварскими, чем в начале XXI методы раскопок XIX века.

Археологический туризм в Ростовской области, как и по всей России развит слабо. В связи с только недавним проникновением этого вида туризма. Но с каждым годом все больше открывается территорий археологического предназначения. Я считаю, если достаточно развить это вид туризма в Ростовской области, это принесет хорошие результаты в привлечении большего потока туристов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.011 с.)