Архитектура информационной системы, типы архитектур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура информационной системы, типы архитектур



Краткий конспект лекций

по дисциплине «Информационные технологии в управлении бизнесом»


Тема 1. Предмет и основные понятия информационных систем

 

Организационная и функциональная структура объекта управления

 

Для эффективной работы любого предприятия необходимо создание единой информационной системы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0> (ИС), удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создать такую КИС слишком сложно или даже невозможно, поэтому на предприятии обычно функционируют несколько различных информационных систем (ИС), решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т.д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач - вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то их можно отнести к системам с управлением.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные и экономические системы.

Система с управлением включает три подсистемы: управляющую систему, объект управления и систему связи.

Управление невозможно без достаточной информации о цели управления, воздействиях внешней среды, состоянии и характеристиках объекта управления. Этот процесс предполагает выполнение функций по сбору, регистрации, хранению, передаче, обработке и анализу информации необходимой для выработки соответствующих управленческих решений.

В экономике в качестве объекта управления рассматривают организации (предприятия). Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от количества работников, годового оборота, размера основного капитала, количества рабочих мест, затрат на оплату труда, использования исходных материалов.

Известно, что экономические производственные системы обладают рядом особенностей, отличающих их от иных систем: изменчивость отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения; уникальность и непредсказуемость системы в конкретных условиях всвязи с наличием активного элемента - человека, и предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами; способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения; возможность противостоять разрушающим систему тенденциям и адаптироваться к изменяющимся условиям; возможность и стремление к формированию целей внутри системы.

Общая цель системы управления организацией - обеспечение ее стабильной и эффективной работы.

Необходимая информация для функционирования организации и управления поступает из внутренней и внешней сред. Владение достоверной и полной информацией дает возможность контролировать параметры внутренней среды.

Внешняя среда по отношению к предприятию и его организационной структуре - это экономические условия, потребители, конкурирующие организации, техника и технология и другие факторы.

Внутренняя среда является в основном результатом управленческих решений. Ее составляют сотрудники, цели, структура, задачи, технология.

Любая организация является сложным организмом, который состоит из большого числа разнородных объектов и процессов, имеющих собственные управляющие органы. Для согласования функционирования необходима общая многоуровневая система управления. В практике менеджмента принято выделять три основных уровня управления (иерархии управленческой деятельности): стратегический, тактический, операционный. Управленческая пирамида, отражающая уровни возрастания власти, ответственности и динамику принятия решений, показана на рис. 1.1.

 

Рисунок 1.1 - Управленческая пирамида предприятия

 

Каждый из уровней управления характеризуется собственным набором функций, уровнем компетентности и ответственности и нуждается в соответствующей информационной поддержке. Это находит отражение в том, что информационные системы общего назначения включают в себя локальные управленческие подсистемы соответствующего уровня.

Предприятие можно рассматривать как механизм преобразования «входов» в «выходы». Оно как открытая система взаимодействует с внешней средой посредством получения и предоставления информации субъектам, что снижает связанную со средой неопределенность.

В настоящее время организация рассматривается как совокупность различных потоков работ - бизнес-процессов. В этом случае она представляется как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессы первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающие основные бизнес-процессы (бизнес-процессы второго, третьего и т.д. порядка). Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных бизнес-процессов определяется содержанием проблем, решаемых организацией, а сама организация превращается в систему принятия решений.

Процессный подход ориентирован не на организационную структуру предприятия, не на функции подразделений, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. Система управления в этом случае ориентируется на управление каждым бизнес-процессом в отдельности и всеми бизнес-процессами в целом, а система качества обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов.

Процессный подход является одним из восьми базовых принципов, положенных в основу Международных стандартов ISO серии 9000:2000 (МС ИСО).

Информационные системы

 

В современных условиях принятие эффективных решений в области управления требует переработки больших объемов информации. Качественная неоднородность такой информации и сложность ее обработки в условиях оперативности получения требуют разделения функций по получению, регистрации, передаче, хранению и обработке информации между человеком и техническими средствами, среди которых центральное место отводится вычислительным машинам.

Важность информационной составляющей процессов управления потребовало создания информационных систем (ИС).

В работе ИС можно выделить следующие этапы:

. Формирование данных - первичных сообщений, фиксирующие результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п.

. Накопление и систематизация данных - организация размещения данных для быстрого поиска и отбора нужных сведений, обновление данных, защита их от искажений, потери, нарушения целостности и др.

. Обработка данных - процессы, формирующие новые виды данных: обобщающих, аналитических, рекомендательных и прогнозных.

. Отображение данных - представление их в форме, пригодной для восприятия потребителем информации (в форме таблиц, графиков, диаграмм, звуковых сигналов, бумажных копий и т.д.).

ИС экономического объекта является основой его системы управления, она постоянно видоизменяется, появляются новые информационные потоки, обусловленные широким внедрением средств вычислительной техники и расширением производственных и финансовых связей предприятия. Функциональное назначение и тип ИС зависят от того, чьи интересы и на каком уровне она обслуживает.

Элементами любой экономической ИС являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, персонал, технические и программные средства связи. Основная цель системы - «производство» информации, необходимой для поддержки принятия управленческих решений.

Системы различают по составу и целям.

Для выживания в современных условиях организация (предприятие) должна постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению, чтобы:

– удовлетворять постоянно изменяющиеся требования потребителей;

–  поддерживать конкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг;

–  совершенствовать внутренние процессы, расширять диапазон товаров и услуг;

– развивать клиентоориентированные бизнес-процессы.

Для этого информационные службы должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать отслеживание изменений во внешней среде и формирование соответствующих изменений стратегии и политики предприятия.

Организации создают ИС, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность своего бизнеса. Они различаются по функциям, архитектуре, реализации. Общим для всех ИС являются: функции сбора, регистрации, хранения, поиска и обработки информации; ориентация на конечного пользователя, т.е. наличие простого, удобного, легко осваиваемого интерфейса, предоставляющего конечному пользователю все необходимые для его работы функции.

Иерархическое управление предприятием требует, чтобы ИС имели соответствующие уровни разделения и использования информации: эксплуатационный, знания, управленческий и стратегический (рис. 1.2).

 

Рисунок 1.2 - Соответствие ИС уровням управления предприятия

 

Информационные системы стратегического уровня предназначены для руководителей высшего уровня и обеспечивают подготовку стратегических исследований, анализ тенденций в деятельности предприятия и внешней среде.

Системы уровня тактического управления позволяют осуществлять контроль, управление, принятие решений и административных действий менеджерами среднего звена.

Системы уровня знания предназначены для поддержки деятельности работников знания и аналитиков в организации и позволяют интегрировать новое знание в бизнес.

Системы операционно-эксплуатационного уровня поддерживают управление операциями и регулируют поток ресурсов.

Требования к техническому обеспечению ИС

Техническое обеспечение - это комплекс технических средств, предназначенных для поддержки функционирования информационной системы, и соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

В составе технического обеспечения ИС выделяют: средства компьютерной, коммуникационной и организационной техники.

Средства компьютерной техники играют определяющую роль и являются базовыми в информационных системах, системах коммуникаций и управления. В настоящее время в ИС используются компьютеры, построенные на различных принципах логической и структурной организации.

По особенностям территориального размещения частей системы различают:

- сосредоточенные вычислительные системы (ВС) - комплекс компактно размещенного оборудования.

-  ВС с телеобработкой содержат, расположенные на значительном расстоянии от вычислительных средств терминалы ввода-вывода. Соединение этих терминалов с центральными средствами ВС осуществляется по каналам связи.

-   вычислительные сети, которые представляют собой территориально рассредоточенные многомашинные системы, состоящие из взаимодействующих компьютеров, связанных между собой каналами передачи данных.

По назначению ВС делятся на универсальные и специализированные ВС.

По типу используемых ЭВМ (процессоров) различают:

-   однородные ВС, построенные из однотипных ЭВМ (процессоров);

-  неоднородные - как правило, используют различные специализированные процессоры, например процессоры для операций над числами с плавающей точкой, для обработки десятичных чисел и др.

К средствам коммуникационной техники относятся средства и системы: стационарной и мобильной телефонной связи; телеграфной связи; факсимильной передачи информации и модемной связи; кабельной и радиосвязи, включая оптико-волоконную и спутниковую связь.

Применение средств оргтехники в офисных процедурах и процессах связано с выполнением различных операций по обработке документированной информации или с организацией управленческого или иного труда.

В области оргтехники и технических средств информационных систем можно выделить следующие перспективы: создание новых носителей, в том числе, использующих биологические принципы, и разработка методов доступа к банковским системам (идентификация, услуги карточек и т.д.); распознавание образов (идентификация) и т.д.; создание систем идентификации на базе биологических принципов; создание робототехники и ее широкое внедрение во все сферы деятельности человека и т.д.

Для организации локальных сетей необходимы линии связи и среды передачи данных. В последнее время для передачи данных через компьютерную сеть все чаще стали использоваться радиоканалы и каналы наземной и спутниковой связи.

Соединительная аппаратура обеспечивает возможность подключения различных сетевых устройств к линиям связи (модем и факс-модем; сетевой концентратор или хаб; повторитель; мост; коммутатор; маршрутизатор; сетевой фильтр и блок бесперебойного питания.

Сетевые адаптеры (карты) представляют собой отдельные платы и служат для соединения компьютера с кабельной системой. Для их функционирования необходимы особые программы, называемые драйверами.

В настоящее время сегменты локальной сети соединяются с помощью коммутаторов, которые полностью заменили применяемые ранее концентраторы и мосты.

Выбор технических средств для построения инфраструктуры корпоративной информационной системы - непростая задача.

Основными требованиями, предъявляемыми к техническому обеспечению КИС, являются: техническая, информационная, программная совместимости, масштабируемость, непрерывность технических средств и технологий, эффективность эксплуатации техники и их сертификация.

При проектировании КИС формируется документ, в котором описывается комплекс используемых в системе технических средств.

Компьютерные сети

 

Постоянно возрастающие потребности пользователей в вычислительных ресурсах обуславливали попытки специалистов компьютерных технологий объединить в единую систему отдельные компьютеры - компьютерные сети.

Процесс переноса служб и технологий из глобальной сети Интернет в локальные сети, включая использование IP-протокола, приобрел такой массовый характер, что появился специальный термин - интранет-технологии.

При построении сетей важным является выбор физической организации связей между отдельными устройствами сети (узлами), т.е. топологии сети. Наиболее часто используются: полносвязная топология, в которой каждый узел связан со всеми остальными; общая шина; звезда; кольцо; смешанная.

Для защиты локальной сети от несанкционированного доступа (атак хакеров, проникновения вирусов и.д.) используются программно-аппаратные комплексы - файрволлы. В сети он обеспечивает фильтрацию прохождения информации в обе стороны и блокирует несанкционированный доступ к компьютеру или локальной сети извне. Брэндмауэр представляет собой своего рода программный файрволл, средство контроля за входящей и исходящей информацией. Программы-брандмауэры встраиваются в стандартные операционные системы.

В условиях развития корпоративных информационных систем любого масштаба сеть организации (коммуникационная инфраструктура) является одним из ключевых элементов функционирования ее бизнеса. Она объединяет в единое пространство информационные системы всех объектов корпорации и создается в качестве системно-технической основы КИС, на базе которой функционируют другие подсистемы.

КС представляет собой сеть смешанной топологии, включающую несколько локальных сетей.

Создание корпоративной сети позволяет:

- создать единое информационное пространство;

-  централизовать финансовые и информационные потоки данных;

-  оперативно собирать и обрабатывать информацию, формировать консолидированные отчеты на уровне предприятия;

-  снизить затраты на серверные решения и переход от решений для рабочих групп на решения уровня предприятия;

-  обрабатывать потоки мультимедиа данных между подразделениями;

-  снизать затраты на связь между подразделениями и организовать единое номерное пространство;

-  обеспечить качественную связь на высоких скоростях;

-  организовать систему видеонаблюдения.

Основные требования, предъявляемые к современным корпоративным сетям:

- масштабируемость;

-  надежность сети;

-  производительность;

-  экономическая эффективность;

-  информационная безопасность.

Обычно КС предоставляет пользователям и приложениям ряд универсальных сервисов - сервис СУБД, файловый сервис, информационный сервис (web-сервис), электронная почта, сетевая печать и другие.

Объединение офисных локальных сетей в единую корпоративную сеть организации может осуществляться с использованием:

- беспроводных сетей передачи данных - применяется при построении КС, объединяющей подразделения, расположенные в близко расположенных зданиях;

-  сети Интернет в качестве транспортной среды передачи данных, с применением технологии построения VPN;

-  арендованных каналов передачи данных - построение сети с применением технологии VPN или без.

Правильно спроектированная и реализованная КС, выбор надежного и производительного оборудования определяют работоспособность КИС, возможность ее эффективной и длительной эксплуатации, модернизации и адаптации к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса и новым задачам.

Для организации бесперебойной работы и обеспечения безопасности данных в КС необходимо наличие службы сетевого администрирования. Администрирование - это процесс управления, деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления.

 

3.3 Интернет/Интранет-технологии

 

Интернет-технологии проникают во все области жизни и деятельности человеческого общества. Для доступа в сеть Интернет используются различные способы, например, высокоскоростные выделенные каналы передачи данных ISDN; каналы передачи данных семейства xDSL; коммутируемый доступ; коммерческие сети радио-Ethernet.

Интранет-технология - это идеология построения систем информационной поддержки внутри одной организации, основанная на Интернет-технологиях. Она базируется на:

- организации технологической среды поддержки различных протоколов передачи данных (на базе TCP/IP);

-  использовании для представления и хранения информации web- и SQL-серверов;

-  использовании технологии «клиент-сервер» с минимальными техническими требованиями к клиентской части; поддержке распределенных БД.

Экстранет - корпоративная сеть, использующая протоколы и технологии Интернет и общедоступные телекоммуникационные сети для взаимодействия с заказчиками, дилерами и партнерами и для предоставления им необходимой информации.

Несмотря на общность технологий, Интернет, Интранет и Экстранет используются предприятиями для решения различных задач бизнеса.

Интернет позволяет работать с общественной информацией используется, прежде всего, отделом маркетинга (изучение материалов конкурентов, анализ данных СМИ и т.п.).

Интранет предоставляет информацию для внутреннего использования, обеспечивает организацию единого способа обмена информацией и доступа к материалам, единое представление документов и единое пространство для их хранения. Интранет может использовать публичные каналы связи сети Интернет, но при этом обеспечивается защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на корпоративные узлы.

Составными частями Интранет являются web-сервера для публикации информации и браузеры для просмотра и интерпретации гипертекста. По технической реализации Интранет практически не отличается от Интернет: предоставляются те же виды сервисов (www, электронная почта, телеконференции и др.), используются те же программные средства (браузеры, web-серверы).

Использование Интернет/Интранет-технологии при построении КС обеспечивает:

- простоту поиска информации; минимизацию требований к рабочему месту клиента (программному и аппаратному обеспечению);

-  поддержку распределенных систем хранения информации;

-  поддержку работы с большими объемами разнородных данных (текст, графика, изображение, звук, видео и др.);

-  простоту администрирования информационных систем с одного рабочего места;

-  поддержку удаленных методов ввода и редактирования информации.

В сети Интернет уже сформировался ряд направлений интеграции услуг: цифровое телевидение, IP-телефония, электронная торговля, информационные услуги и т.д. Наблюдается интенсивное развитие мобильных технологий обмена, в которых мобильная телефония объединяется с технологиями Интернет, переход от обычного к обмену зашифрованными данными. Ведутся работы по совершенствованию протоколов семействаTCP/IP в области усиления функций безопасности и повышения качества обмена информацией различного вида. Реализуется разработка Интернет2 (I2), главная задача которой - построение полностью работоспособной мультимедийной сети.

Ведется поиск новых способов взаимодействия с телекоммуникационными сетями.

 


Экспертные системы

Экспертная система (ЭС) - система искусственного интеллекта, включающая знания об определенной слабо структурированной и трудно формализуемой узкой предметной области и способная предлагать и объяснять пользователю разумные решения. Они предназначены для решения неформализованных задач, к которым относят задачи, обладающие одной или несколькими из следующих характеристик: не могут быть заданы в числовой форме; цели не могут быть выражены в терминах точно определенной целевой функции; не существует алгоритмов решения задач; алгоритм решения существует, но его нельзя использовать из-за ограниченности вычислительных ресурсов.

Неформализованные задачи характеризуются: ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью исходных данных, знаний о проблемной области и решаемой задаче; большой размерностью пространства решения; динамически изменяющимися данными и знаниями.

Полностью оформленная статическая экспертная система имеет шесть существенных компонент: машину логического вывода; базу данных; базу знаний; компоненту приобретения знаний; объяснительный и диалоговый компоненты.

База знаний - содержит факты и правила. Факты представляют собой краткосрочную информацию. Правила представляют более долговременную информацию о том, как порождать новые факты или гипотезы из того, что сейчас известно. База знаний активно пополняется новой и недостающей информацией.

Логическая машина вывода использует исходные данные из БД и базы знаний БЗ, формирует последовательность правил, которая приводит к решению задачи. Различают прямую и обратную цепочки рассуждений. Прямая цепочка - это цепочка, которая ведет от данных к гипотезам, при этом в процессе диалога до получения ответа может быть задано неограниченное количество вопросов. Обратная цепочка рассуждений является попыткой найти данные для доказательства или опровержения некоторой гипотезы. На практике в чистом виде не встречаются ни одна из рассмотренных цепочек рассуждений. Объясняется не однозначностью данных, используемых при рассуждениях.

Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, источником которых является эксперт или группа экспертов.

Объяснительный компонент разъясняет пользователю, как система получила решение задачи и какие знания при этом использовала, что повышает доверие пользователя к полученному результату.

Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем в ходе решения задач, в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы.

База данных (БД) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи.

Экспертная система может работать в двух режимах: приобретения знаний и решения задачи. В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет эксперт, который, используя компонент приобретения знаний, наполняет систему информацией, позволяющей ЭС в режиме консультации самостоятельно (без эксперта) решать задачи из проблемной области. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности правил и данных. Данные определяют объекты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы, правила - способы манипулирования данными, характерные для рассматриваемой области. В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения. В качестве конечного пользователя, может выступать эксперт, программист, лицо, принимающее решение (ЛПР). В режиме консультации данные о задаче пользователя после обработки их диалоговым компонентом поступают в рабочую память. Машина логического вывода на основе входных данных, общих данных о проблемной области и правил из БЗ формирует решение задачи.

Статические ЭС используются в приложениях, где можно не учитывать изменения, происходящие за время решения задачи. В случаях, когда необходимо учитывать изменения, происходящие в окружающем мире, в архитектуру ЭС вводится два компонента: подсистема моделирования внешнего мира и подсистема связи с внешним окружением, которые осуществляют связи с внешней средой через систему датчиков и контроллеров, либо используя СУБД. Существенным изменениям подвергаются и остальные подсистемы.

Краткий конспект лекций

по дисциплине «Информационные технологии в управлении бизнесом»


Тема 1. Предмет и основные понятия информационных систем

 

Организационная и функциональная структура объекта управления

 

Для эффективной работы любого предприятия необходимо создание единой информационной системы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0> (ИС), удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создать такую КИС слишком сложно или даже невозможно, поэтому на предприятии обычно функционируют несколько различных информационных систем (ИС), решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т.д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач - вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то их можно отнести к системам с управлением.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные и экономические системы.

Система с управлением включает три подсистемы: управляющую систему, объект управления и систему связи.

Управление невозможно без достаточной информации о цели управления, воздействиях внешней среды, состоянии и характеристиках объекта управления. Этот процесс предполагает выполнение функций по сбору, регистрации, хранению, передаче, обработке и анализу информации необходимой для выработки соответствующих управленческих решений.

В экономике в качестве объекта управления рассматривают организации (предприятия). Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от количества работников, годового оборота, размера основного капитала, количества рабочих мест, затрат на оплату труда, использования исходных материалов.

Известно, что экономические производственные системы обладают рядом особенностей, отличающих их от иных систем: изменчивость отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения; уникальность и непредсказуемость системы в конкретных условиях всвязи с наличием активного элемента - человека, и предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами; способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения; возможность противостоять разрушающим систему тенденциям и адаптироваться к изменяющимся условиям; возможность и стремление к формированию целей внутри системы.

Общая цель системы управления организацией - обеспечение ее стабильной и эффективной работы.

Необходимая информация для функционирования организации и управления поступает из внутренней и внешней сред. Владение достоверной и полной информацией дает возможность контролировать параметры внутренней среды.

Внешняя среда по отношению к предприятию и его организационной структуре - это экономические условия, потребители, конкурирующие организации, техника и технология и другие факторы.

Внутренняя среда является в основном результатом управленческих решений. Ее составляют сотрудники, цели, структура, задачи, технология.

Любая организация является сложным организмом, который состоит из большого числа разнородных объектов и процессов, имеющих собственные управляющие органы. Для согласования функционирования необходима общая многоуровневая система управления. В практике менеджмента принято выделять три основных уровня управления (иерархии управленческой деятельности): стратегический, тактический, операционный. Управленческая пирамида, отражающая уровни возрастания власти, ответственности и динамику принятия решений, показана на рис. 1.1.

 

Рисунок 1.1 - Управленческая пирамида предприятия

 

Каждый из уровней управления характеризуется собственным набором функций, уровнем компетентности и ответственности и нуждается в соответствующей информационной поддержке. Это находит отражение в том, что информационные системы общего назначения включают в себя локальные управленческие подсистемы соответствующего уровня.

Предприятие можно рассматривать как механизм преобразования «входов» в «выходы». Оно как открытая система взаимодействует с внешней средой посредством получения и предоставления информации субъектам, что снижает связанную со средой неопределенность.

В настоящее время организация рассматривается как совокупность различных потоков работ - бизнес-процессов. В этом случае она представляется как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессы первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающие основные бизнес-процессы (бизнес-процессы второго, третьего и т.д. порядка). Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных бизнес-процессов определяется содержанием проблем, решаемых организацией, а сама организация превращается в систему принятия решений.

Процессный подход ориентирован не на организационную структуру предприятия, не на функции подразделений, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. Система управления в этом случае ориентируется на управление каждым бизнес-процессом в отдельности и всеми бизнес-процессами в целом, а система качества обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов.

Процессный подход является одним из восьми базовых принципов, положенных в основу Международных стандартов ISO серии 9000:2000 (МС ИСО).

Информационные системы

 

В современных условиях принятие эффективных решений в области управления требует переработки больших объемов информации. Качественная неоднородность такой информации и сложность ее обработки в условиях оперативности получения требуют разделения функций по получению, регистрации, передаче, хранению и обработке информации между человеком и техническими средствами, среди которых центральное место отводится вычислительным машинам.

Важность информационной составляющей процессов управления потребовало создания информационных систем (ИС).

В работе ИС можно выделить следующие этапы:

. Формирование данных - первичных сообщений, фиксирующие результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п.

. Накопление и систематизация данных - организация размещения данных для быстрого поиска и отбора нужных сведений, обновление данных, защита их от искажений, потери, нарушения целостности и др.

. Обработка данных - процессы, формирующие новые виды данных: обобщающих, аналитических, рекомендательных и прогнозных.

. Отображение данных - представление их в форме, пригодной для восприятия потребителем информации (в форме таблиц, графиков, диаграмм, звуковых сигналов, бумажных копий и т.д.).

ИС экономического объекта является основой его системы управления, она постоянно видоизменяется, появляются новые информационные потоки, обусловленные широким внедрением средств вычислительной техники и расширением производственных и финансовых связей предприятия. Функциональное назначение и тип ИС зависят от того, чьи интересы и на каком уровне она обслуживает.

Элементами любой экономической ИС являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, персонал, технические и программные средства связи. Основная цель системы - «производство» информации, необходимой для поддержки принятия управленческих решений.

Системы различают по составу и целям.

Для выживания в современных условиях организация (предприятие) должна постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению, чтобы:

– удовлетворять постоянно изменяющиеся требования потребителей;

–  поддерживать конкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг;

–  совершенствовать внутренние процессы, расширять диапазон товаров и услуг;

– развивать клиентоориентированные бизнес-процессы.

Для этого информационные службы должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать отслеживание изменений во внешней среде и формирование соответствующих изменений стратегии и политики предприятия.

Организации создают ИС, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность своего бизнеса. Они различаются по функциям, архитектуре, реализации. Общим для всех ИС являются: функции сбора, регистрации, хранения, поиска и обработки информации; ориентация на конечного пользователя, т.е. наличие простого, удобного, легко осваиваемого интерфейса, предоставляющего конечному пользователю все необходимые для его работы функции.

Иерархическое управление предприятием требует, чтобы ИС имели соответствующие уровни разделения и использования информации: эксплуатационный, знания, управленческий и стратегический (рис. 1.2).

 

Рисунок 1.2 - Соответствие ИС уровням управления предприятия

 

Информационные системы стратегического уровня предназначены для руководителей высшего уровня и обеспечивают подготовку стратегических исследований, анализ тенденций в деятельности предприятия и внешней среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.123 с.)