Выбор и обоснование объекта и методов исследования 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор и обоснование объекта и методов исследования



 

В исследовании приняли участие 18 человек в возрасте от 17 до 27 лет, подверженные зависимости от азартных игр. Среди них 17 мужчин и одна женщина. Выбор испытуемых обоснован тем, что все они проводят достаточно большое количество времени у игровых автоматов.

В ходе исследования были использованы методики, направленные на всестороннее изучение личности испытуемых, подверженных игровой зависимости. Применялись методики, направленные на изучение характерологических и типологических особенностей (опросник Леонгарда-Шмишека, ИТО), методики, позволяющие оценить эмоциональную сферу (Цветовой тест Люшера), ценностную сферу («Ценностные ориентации» (М.Рокич), «Выбор нравственных ценностей» (Матусевич)), что дает возможность определить содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру. Также использовалась проективная методика («Несуществующее животное»), позволяющая выявить качественные особенности личности.

1. Для выявления акцентуаций личности респондентов использовался опросник Леонгарда-Шмишека (Приложение 1).

Опросник разработан Н.Шмишеком на основе теоретической концепции «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. Он включает 88 вопросов, направленных на диагностику 10 основных типов акцентуаций (гипертимного, эмотивного, тревожного, демонстративного, дистимичного, застревающего, педантичного, циклоидного, возбудимого и экзальтированного), а также 9 вопросов, составляющих так называемую «шкалу лжи». Обследуемому предлагается ответить на каждый из вопросов либо утвердительно («да»), либо отрицательно («нет»).

По окончанию опроса данные обрабатываются с помощью «ключа». При совпадении ответа на вопрос с «ключом», засчитывается 1 балл в пользу соответствующего типа акцентуации, затем количество баллов, набранное для того или иного типа акцентуации, умножается на определенный коэффициент «К», величина которого также указана в «ключе». Максимальная сумма баллов после умножения может достигать 24.

Сумма баллов в диапазоне 12-18 свидетельствует о тенденции к тому или иному типу акцентуации. Признаком явной акцентуации может считаться сумма в диапазоне 19-24.

2. Для оценки индивидуально-личностных свойств респондентов использовался индивидуально-типологический опросник (ИТО) Собчик Л.Н. (Приложение 2).

Опросник состоит из 91 вопроса, на каждый которых испытуемый должен ответить «да» или «нет». По окончанию опроса данные обрабатываются с помощью «ключа». Складывается количество баллов по каждой шкале (наибольшее 9 баллов, наименьшее 0 баллов): экстраверсии, спонтанности, агрессивности, ригидности, интроверсии, сензитивности и тревожности. Также считается количество баллов по шкале лжи и аггравации.

3. С целью изучения системы ценностей применялись методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Выбор нравственных ценностей» (Матусевич) (Приложения 3-4).

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер (наиболее значимая ценность – 1, наименее значимая – 18). Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

В методике Оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич) (Приложение 5) испытуемому предлагается описание 21-го стиля жизни, характерных для различных людей. Эти стили жизни соответствуют ряду ценностей.

После прочтения текстов, описывающих эти стили жизни, испытуемому предлагается выбрать один, который больше всего сходен с его собственным. Если среди 21 описания испытуемый такого стиля не найдет, он может дописать, согласно образцам, свой собственный 22-й. Далее испытуемому предлагается оценить каждый стиль по шкале (наименьшее – 1, наибольшее – 5).

4. Цветовой тест Люшера.

Это проективная методика исследования личности. Тест основан на предположении, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние. Стимульный материал состоит из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными – фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьба выбрать один наиболее понравившийся. Затем один цвет выбирается из оставшихся семи, затем шести и так до конца. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочтительными, пятый и шестой – нейтральными, а седьмой и восьмой – вызывающими антипатию, негативное отношение. Через 2-3 минуты вся процедура повторяется. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй – действительное.

5. Проективная методика «Несуществующее животное».

Респонденту дается задание придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Исходя из изображения, можно дать интерпретацию личностных особенностей респондента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.004 с.)