Культура и быт каганата Карлукского каганата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и быт каганата Карлукского каганата.



 

Хозяйство каганата в основном развивалось по двум направлениям, первое – полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе – полуоседлое земледелие.

Карулки, занимавшиеся скотоводством, летом находились на жайляу в горах Алтая и Уйсунского Алатау, а осень и весной проводили у подножья этих гор. Зимой перекочевывали в густые тугаи (приречные леса) на берегах озера Балхаша, рек Или, Чу, Талас, Сырдарья.

По сведеньям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым источникам они не употребляли верблюжье мясо.

Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаша и Алаколь.

Второе направление хозяйства – полуоседлое земледелие являлось как бы продолжением первого. Наиболее многолюдные места зимовок, находившиеся на богатых земледельческих угодьях, часто разрастались в крупные города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появилься на месте карлукского поселения. Постепенно с переселением сюда согдийцев поселение стало расширяться и превратилось в город. Поэтому в Карлукском каганате город Тараз стал второй столицей. Населением в основном состояло из оседлых жителей – тюрков-карлуков. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источник. Так, например, неизвестный автор исторического труда “Худуд аль-алам” писал, что на территориях, населённых карлуками, много городов и оседлых поселений. Также отмечается, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и др. Как писал арабский автор аль-Идриси: “В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия”.

В период существования Карлукского каганата хозяйственное развитие кочевого и полукочевого скотоводства и земледелия, а также оседлая жизнь в городах и поселениях были тесно взаимосвязаны.

Культура населения каганата этого периода представлена двумя направлениями. Первое – материальная культура и второе – духовна культура.

Материальная культура состоит из предметов и изделий, удовлетворяющих материальные потребности народа. К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты и орудие труда. Наряду с использованием юрт карлуки строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева, рыли также землянки.

В результате тесных связей кочевых карлуков с оседлым населением Средней Азии в их материальной культуре произошли значительные изменения. Кроме того, большое влияние оказал Великий Шелковый путь, пролегавший через территорию каганата.

К духовной культуре относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. У карлуков была распространена такая традиция, устанавливать каменные изваяния на могилах предков.


 

Огузское государство (конец IX – начало XI вв.)

 

Образование Огузского государства.

 

В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течение Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Янгикент.

Тюркоязычные огузские племена в раннем средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В XII веке огузские племена жившие в западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После падения Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион. В начале своего расселения в этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племён канлов и печенегов. Затем, потерпев поражение от огузов, печенги были вынуждены перекочевать на запад.

О происхождение слова “огуз” имеются различные мнения. Одни считают, что оно произошло от слова “уыз” (“молочная основа”), другие - от слова “ок” (“стрела”), третьи – от слова “огиз” (“вол”). В “Письменах Культегина” говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных представителей тюрко-язычных племен участвовал и “главный хранитель печати огузкого правителя”. Это свидетельствует о значимости одного из высших деятелей Огузского государства среди других тюрко-язычных племен. В письменах “Письменах Культегина” есть слова “народ тогуз-огузов подчинятся мне”, что доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находились в тесных добрососедских отношениях между собой.

В словаре Махмуда Кашгари есть сведения о расселение огузов вместе с другими тюрко-язычными племенами Жетысу, между озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь после усиления карлуков вытесненные ими огузы перекочевали в Присырдарьинский регион.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.14 (0.004 с.)