Белгородский юридический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белгородский юридический институт



Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра русского и иностранных языков

Дисциплина русский язык

Реферат

 

На Тему: «Функциональные стили современного русского

литературного языка»

 

Подготовил:

Слушатель 342 группы

Коптев Е.А.

Проверил:

профессор кафедры

РиИЯ

Антонова И.Т.

 

Белгород 2008


ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «речевая культура» или «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство.

Правильность речи – это соблюдение норм устного и письменного литературного языка (норм произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.).

Речевое мастерство в отличие от правильности речи – это не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т.п.

Речевая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека. Для юриста владение культурой речи становится необходимым профессиональным качеством, так как язык выступает в качестве орудия его професси­ональной деятельности: все правовые нормы фиксируются в формах языка, правоприменительные акты также имеют языковую форму. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных процессуальных актах, разъясняя эти нормы гражданам, юрист должен безупречно владеть нормами языка.

Юристу приходится сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий с различным уровнем культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли.

Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому юристу необходимо владеть навыками публичной речи.

От того, соблюда­ются ли в профессиональной, общественной деятельности юриста, а также в быту принятые нормы устной или письменной речи, насколько адекватно при этом отражают содержание информации используемые им термины и сло­ва, правильно ли формулируются отдельные фразы, предложения, составля­ются тексты юридических и иных документов, во многом формируется об­щественное мнение об уровне общей и профессиональной культуры соот­ветствующего юриста, зависит его личный авторитет и авторитет органа государства или общественной организации, которые он представляет.

Практика показывает, что уровень языковой подготовки многих юристов – практических работников не отвечает современным потребностям деятельности правоохранительных органов. К сожалению, мы часто сталкиваемся с юристами, которые не умеют составлять документы, соответствующие требованиям официально-делового стиля речи, действующего законодательства, правилам ведения делопроизводства; не умеют строить свою речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать свои мысли.

Данный учебник ставит своей задачей обучение построению устной и письменной речи в профессиональной юридической деятельности, углубление и систематизацию знаний норм функциональных стилей современного русского языка. Материал учебника способствует активному овладению нормами официально-делового стиля, привитию навыков стилистического анализа и составления юридических текстов разных типов (в правоприменении и правотворчестве), навыков профессионального речевого общения.

Практические цели учебника обусловливают его содержание, структуру в целом и построение отдельных глав.

После каждой теоретической темы предлагаются вопросы и задания, которые носят проблемный характер, моделируют некоторые ситуации профессионального речевого общения и могут быть использованы как для самопроверки, так и в работе с преподавателем.

Для закрепления и обобщения изучаемого материала в конце каждой темы даны контрольные вопросы и задания.

Приложение содержит справочник, включающий в виде сжатых формулировок наиболее трудные орфографические и пунктуационные правила, используя которые студенты и слушатели могут самостоятельно работать над совершенствованием грамматических навыков.

Для текущего контроля по орфографии и пунктуации в учебнике имеются специальные тексты для письменных упражнений и диктанты различной степени трудности.

Образцы документов служебно-бытового назначения и правовых документов, данные в приложении к учебнику, могут быть использованы на занятиях для обучения составлению официально-деловых бумаг.

Тексты для устных упражнений помогут организовать работу со студентами и слушателями по развитию навыков, связанных с необходимостью публичных выступлений.

Учебник содержит необходимый теоретический материал о языке закона и функциях языка права, о точности словоупотребления в письменной и устной речи, об особенностях языка права, об изобразительных средствах в устной публичной речи.


Функциональные стили современного русского

литературного языка. Публицистический, научный

и официально-деловой стили, их особенности. Функциональное

расслоение современного русского литературного языка.

Экстралингвистические факторы формирования и развития стилей

Функциональное расслоение современного русского литературного языка. Языковые особенности стилей и экстралингвистические факторы формирования и развития стилей. Разговорный и книжные стили

Язык используется в быту, на производстве, в государственной сфе­ре, в разных областях науки и культуры. Выбор языковых средств в каж­дом случае зависит от целей и условий общения. Так, вы сами легко мо­жете определить, в какойситуации общения появилась таили иная фраза: "В связи с вышеизложенным считаем необходимым уведомить... ", или " В связи с неразработанностью проблемы просодических средств...", или " Он, дескать, спохватился, да уж поздно..." Здесь книжные обороты, взятые из официально-деловой записки, научной статьи, соседствуют с разговорной фразой.

Например, в метеосводке будет сказано: " Обильные дожди прошли в Центральной черноземной зоне. В ближайшие дни ожидается выпадение осадков в Московской области ". То же можно описать по-другому: " И действительно, появилась туча. Сперва появился ее лоб. Широкий лоб. Это была лобастая туча. Она приближалась откуда-то снизу. Это был увалень, смотревший исподлобья. Он, поднявшись над городом до полови­ны, повернулся спиной, оглянулся через плечо и стал валиться на спину. Ливень продолжался два часа ". (Ю. Олеша).

Функциональное расслоение русского языка проявляется в том, что в определенных коммуникативных ситуациях активизируются разные наборы языковых средств. Так, в протоколах частотны уточняющие конструкции (причастные и деепричастные обороты; обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные существительными с предлогами): " Мотоцикл, управляемый С., двигался в направлении улицы Удмуртской по Московскому проспекту в третьем ряду со скоростью, превышающей 45 км/час ".

В абстрактном рассуждении информация передается иными языковыми средствами (личные формы глагола, личные местоимения, слова в перенос­ном значении): " Мотоцикл грозен. С ним не поиграешь. Когда мы думаем о том, что скорость связана с опасностью, то не образ автомобиля возника­ет в нашем сознании, а именно образ мотоцикла, стремительно перечерки­вающего поле нашего зрения " (Ю. Олеша).

Для каждой данной коммуникативной сферы характерны отличающиеся друг от друга совокупности языковых средств (стили).

Функциональные стили - это разновидности языка, определяемые сфе­рами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых единиц.

Следует отметить, что цели общения, его сферы, ситуации и другие неязыковые факторы оказывают существенное влияние на характер высказы­вания, на создаваемую нами речь.

Известно, что разные уровни языка неодинаково связаны с экстра­лингвистическими явлениями. Стиль по сравнению с другими аспектами языка особенно тесно и глубоко связан с экстралингвистикой. Это и по­нятно: явление стиля формируется в результате функционирования языка в конкретном высказывании под воздействием экстралингвистических факто­ров. Категория стиля не может быть понята и объяснена, вообще не может существовать вне экстралингвистического, так как явление функциониро­вания языка и все стилистические изменения языка и речи осуществляются не вне места, времени и самих участников общения. Все это, вместе взя­тое, непременно дает себя знать в живом общении, непременно сказывает­ся на характере речи, на окрасках языковых единиц и взаимосвязях эле­ментов высказывания.

Итак, стиль - это явление, теснейшим образом связанное с экстра­лингвистическим, точнее, обусловленное этим экстралингвистическим, вне которого стиль не может быть понят и оценен. Стиль - это явление, ко­торое может быть понято только при учете целей, задач, ситуации и сфе­ры общения и самого содержания высказывания.

Поэтому в качестве оснований классификации функциональных стилей и их внутренней дифференциации избираются именно экстралингвистические факторы, рассматриваемые, конечно, в единстве с принципами собственно лингвистическими.

Прежде всего функциональные стили соотносятся со сферой общения, соответствующей определенному виду деятельности. Сам вид деятельности должен быть соотнесен с конкретной формой общественного сознания - на­укой, правом, политикой, искусством, - соответственно которым и выде­ляются функциональные стили: научный, официально-деловой, публицисти­ческий, художественный. В качестве экстралингвистической основы разго­ворно-бытового стиля следует назвать сферу бытовых отношений и обще­ния, а в конечном счете - быт как область отношений людей вне их не­посредственной производственной и общественно-политической деятельнос­ти.

 

Синтаксические особенности

1.Частое употребление побудительных, императивных предложе­ний со словами должен, обязан (Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность).

2. Преимущественное использование косвенной речи.

3. Условно-инфинитивные конструкции (Если заявитель просит зарегистрировать...).

Сфера функционирования административно-канцелярского подстиля - это адми­нистративно-ведомственные отношения (служебная переписка, оформ­ление документации).

Административно-канцелярский подстиль включает в себя следу­ющие жанры: административные акты, циркуляры, приказы, распоряже­ния, а также различная канцелярская документация: заявление, ха­рактеристика, автобиография, доверенность, расписка.

Лексические особенности

1. Широкое использование канцеляризмов (нижеподписавшиеся, надлежащий, нижеследующий).

2. Употребление ведомственных слов (учебная часть, зачетная книжка, командировочное удостоверение).

Морфологические особенности

Употребление личных форм глагола и личных местоимений (Я, Иванов Петр Дмитриевич; прошу предоставить мне).

Синтаксические особенности

1. Как правило, употребляются сложноподчиненные предложения, а также предложения с попунктным перечислением, например, в актах, протоколах.

2. Реже, чем в других разновидностях деловой речи, употреб­ляется глагол в повелительном наклонении и побудительные, импера­тивные предложения (они используются только в жанрах приказа, распоряжения).

Большую роль в канцелярском подстиле играет графика, написа­ние и расположение реквизитов.

 

Итак, официально-деловой стиль как одна из разновидностей литера­турной речи имеет четко выраженную специфику, отражающую его социаль­ное назначение.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Функциональные стили - это разновидности языка, определяемые сферами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых единиц.

2. Книжные стили противопоставлены разговорному как закрепленные в письменной форме, более организованные, стабильные и традиционные в следовании нормам, более сложные в использовании языковых средств.

3. Официально-деловой стиль - это стиль государственных актов, законов, международных документов, уставов, инструкций, административ­но-канцелярской документации, деловой переписки и т.п.

4. Публицистический стиль - стиль газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио и телепередач, выступлений на собра­ниях, митингах, торжественных речей и т.п. Основные средства публицис­тического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логи­ческое доказательство, но и на эмоциональное воздействие.

5. Научный стиль - организация речевой системы при общении людей в связи с необходимостью выражения, передачи и сохранения научной информации.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акишина А.А., Формановская Е.И. Русский речевой этикет. М., 1986.

2. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Л., 1985.

3. Альшевский Т.В., Пискарев И.К. Образцы судебных документов по уголовным и гражданским делам. М., 1983.

4. Бояринцева Г.С. Культура речи юриста. Саранск, 1987.

5. Вельц Р.Я., Дорожкина Т.Н. Риторика. Уфа, 1995.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М., 1997.  

8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1978.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.139 с.)