Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики в процессе ознакомления с особенностями публицистического стиля↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Умение и навык в психологии рассматриваются как действия в процессе решения тех или иных задач, в дидактике и лингводидактике - как этапы овладения новым способом действия. Умение представляет собой способность к сознательному действию в измененных или новых условиях, производимому на основе каких-либо правил или знаний, поэтому составляет первый (промежуточный) этап. Формирование умения сопровождается осознанием его цели и способов и приемов достижения этой цели. При известной степени автоматизации умение переходит в навык. Навык характеризует приобретенное в результате обучения и повторения умения действие, выполняемое без непосредственного соотнесения с правилом (знанием), т.е. автоматизированное. На уроках русского языка в процессе ознакомления с темой "Публицистический стиль", особенностями публицистического стиля, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками: ) опознавательные: распознавать жанр публицистического стиля; узнавать отдельные языковые явления в тексте; выделять языковые признаки и особенности публицистического стиля; выделять существенные признаки языковых понятий и категорий и разграничивать сходные языковые явления; ) классификационные: группировать тексты публицистики на определенной основе (например, по жанрам); устанавливать родовые и видовые отношения языковых понятий; определять основания группировки, классификации сопоставляемых или смешиваемых текстов; составлять классификации, таблицы; ) аналитические: производить разные виды языкового разбора разной степени полноты (полного, частичного, выборочного); определять функции языковой единицы (публицистического стиля); ) синтетические: образовывать языковые единицы (статью) по модели, схеме, алгоритму; преобразовывать языковые единицы (изменять жанр статьи); находить ошибки в использовании единиц языка и исправлять их; ) творческие: подбирать примеры текстов публицистического стиля; конструировать слова, словосочетания и предложения по заданным моделям и без них; репродуцировать тексты публицистики (близко к исходному тексту, сжато, выборочно, с продолжением); составлять собственные лингвистические тексты в устной и письменной форме. Таким образом, эффективность работы по формированию коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка в 7-ом классе возрастет, если: систематически использовать на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы тексты публицистического стиля, способствующие развитию таких качеств речи, как точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность; строить методику развития коммуникативных умений учащихся с опорой на методические принципы: принцип взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики и принцип обусловленности основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией во всех ее проявлениях (А.В. Дудников); формировать коммуникативные умения учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода путем грамматико-стилистической работы, направленной на обогащение грамматического строя речи учащихся и имеющей целью обучение анализу стилистических свойств языковых единиц на уроках грамматики, обучение выбору и целесообразному использованию языковых средств в процессе работы над сочинениями на уроках развития речи.
Заключение
Концептуальной основой методики преподавания русского языка в современной школе провозглашен функционально-стилистический аспект обучения родному языку, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстами различных функциональных стилей. Особая роль в развитии у школьников коммуникативных умений принадлежит текстам публицистического стиля, обладающим огромными дидактическими возможностями, что обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами публицистического стиля. В настоящей главе в соответствии с целями исследования - создание научно-методической и психолого-педагогической основы работы с текстами публицистического стиля на уроках русского языка - рассматриваются вопросы, связанные с изучением публицистического стиля в лингвистике и методике преподавания русского языка; отбирается и обосновывается концепция, наиболее приемлемая для нужд школьного обучения стилистике; характеризуются языковые особенности публицистического стиля и его жанровое своеобразие на предмет отбора теоретических сведений и круга стилистических понятий, необходимых для успешного усвоения учащимися публицистического стиля как одной из разновидностей русского литературного языка; определяются психолого-педагогические предпосылки использования текстов публицистического стиля на уроках русского языка в 7-ом классе для целей формирования коммуникативных умений учащихся. Введение единого государственного экзамена преследует различные цели, одна из которых - проверка уровня сформированности коммуникативных умений учащихся: умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Пропедевтическая работа по стилистике в 5-9 классах, направленная на успешное выполнение школьниками творческого задания ЕГЭ (часть С), требует новых научно-методических исследований, посвященных стилистическому анализу текста, в частности публицистического стиля, как подготовительному этапу в работе над сочинением по прочитанному тексту, поскольку в качестве исходного текста в контрольных измерительных материалах ЕГЭ преимущественно выступают тексты публицистического стиля, обладающие мощным воспитательным потенциалом и позволяющие ученику построить рассуждение об актуальных проблемах общественной жизни и высказать собственное мнение. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется потребностями современной школы и общества в таких выпускниках образовательных учреждений, которые на основе сознательного усвоения законов и закономерностей русского литературного языка свободно владеют родной речью - важнейшим средством человеческого общения и познания объективной действительности.
Список литературы
1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2000. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000. . Антонова Л.Р. Система обучения созданию высказываний разных речевых жанров // Проблема развития речи в школе и вузе. - Новосибирск: НГУ, 2009. . Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики. М., 1972. . Гребенина А.М. Обзор печати: Проблемы теории жанра. - М., 2008. . Гуревич С.М. Репортаж в газете. - М., 2009. . Дзялошинский И.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. - М., 2008. . Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 2009. . Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1998. . Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. - М., 1997. . Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. - М., 1998. . Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 2009. . Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе - М., 1971. . Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. - М., 1976. . Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб., 2000. . Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред.Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003. . Культура речи и эффективность общения / Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. - М., 2006. . Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000. . Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: Учеб. пос. - М.: Флинта; Наука, 2008. . Любимова Г.П. Основы анализа публицистического текста. - Н. Новгород, 1997. . Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М., 2003. . Мезенцев М.Т. Особенности недокументального очерка // Филологические этюды. - Ростов, 2007. . На подступах к риторике: Пос. для учащихся 8-11-х классов общеобразоват. учебных заведений / Авт. - сост.В.Я. Коровина. - М.: Мнемозина, 1996. . Недостатки ученических сочинений публицистического стиля // Филологический анализ текста в школе и вузе: Материалы научно-практической конференции (март 2005 г.) / Отв. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 2005. . Особенности синтаксиса сочинений публицистического стиля // Сопоставительная филология и полилингвизм: Материалы всероссийской научно-практической конференции (29-31 октября 2002 г.). - Казань: РИЦ "Школа", 2002. . Ошибки учащихся в построении текстов различных типов речи // Актуальные проблемы языка и литературы на рубеже веков: Материалы всероссийской конференции (25 - 27 сентября 2001 г.). - Выпуск II. - Абакан: Абакан, гос. ун-т, 2007. . Писарук Г.В. Обучение учащихся класса связным высказываниям в жанрах публицистики: (публицистические раздумья, устные публицистические выступления). - Минск, 2009. . Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры речи. - Минск, 2008. . Рождественский Ю.В. Общая филология. - М., 1996. . Розенталь Д.Э. Стилистика газетных жанров. - М., МГУ, 1981. . Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / Под ред. Смирнова А.Л. - М., 1996. . Русский язык и культура речи / Под ред.В. Черняк. - М.: Высшая школа, 2002. . Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. - М., 1979. . Сенкевич М.П. Работа редактора над стилистико-речевыми ошибками. - М., 2008. . Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 2010. . Солганик Г. Я Язык газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды - М., 2008. . Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред.Д.Н. Ушакова. - М., 2009. . Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000. . Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. - Новосибирск: Наука, 2006. . Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под ред.Д.Э. Розенталя - М., 2008.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.01 с.) |