Реализация учителями начальных классов задач эстетического воспитания школьников в процессе трудового обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация учителями начальных классов задач эстетического воспитания школьников в процессе трудового обучения



С целью изучения особенностей работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию школьников на уроках трудового обучения нами было проведено анкетирование. В исследовании принимали участие 14 человек. Это 8 учителей Вохтожской средней школы № 1, 4 учителя Вохтожской средней школы №2, учитель школы №40 и учитель школы №23 г. Вологды.

Респондентам была предложена анкета (см. приложение 1), состоящая из 9 вопросов: 3 открытых вопроса и 6 закрытых вопросов. Вопрос 1 предполагает выбор одного варианта ответа, а в вопросах 4, 5, 6, 7 возможен выбор нескольких вариантов ответа. В содержательной части вопросы предполагали выявление мнений учителей по следующим позициям:

· необходимость решения задач эстетического воспитания в процессе обучения (вопрос 1);

· школьные предметы, которые имеют большие возможности в эстетическом воспитании (вопрос 2);

· взаимосвязь трудового обучения с другими школьными дисциплинами в области эстетического воспитания (вопрос 3);

· сущность термина "эстетика труда"; наиболее полный ответ будет при выборе всех предложенных вариантов ответа (вопрос 4);

· элементы процесса труда, способствующего эстетическому воспитанию; процесс труда включает и четкость, правильность действий, и творчество детей (вопрос 5);

· эстетика рабочего места учащегося (вопрос 6);

· требования, которыми руководствуются учителя при выборе объекта труда (вопрос 7);

· методы работы учителя, которые в большей степени способствуют эстетическому воспитанию на уроках трудового обучения (вопрос 8);

· эффективность выполнения задач эстетического воспитания начальной школой на сегодняшний день (вопрос 9).

Проведенное исследование показало, что все респонденты видят необходимость решения задач эстетического воспитания в процессе обучения. По мнению отвечающих, уроки изобразительного искусства обладают наиболее высоким эстетическим потенциалом. Но были предложены и другие школьные дисциплины: музыка – 11 человек, трудовое обучение – 11 человек, окружающий мир – 8 человек, литературное чтение – 6 человек, истоки – 5 человек. 3 человека отметили, что все школьные предметы имеют эстетический потенциал. Только один респондент отметил 1 школьный предмет. В одной анкете указаны 2 школьных предмета, в трех анкетах – 3 предмета, в пяти анкетах – 4 предмета, в одной анкете – 5 предметов.

Учителя отметили связь трудового обучения со следующими предметами: изобразительное искусство – 14 человек, окружающий мир – 7 человек, музыка – 6 человек, литературное чтение – 3 человека. Связь только с одним предметом указана в 4 анкетах, с двумя – в 5 анкетах, с тремя – в 4 анкетах, с четырьмя – в 1 анкете.

6 человек считают, что эстетика труда предполагает творческий процесс, красоту действий, красивые, качественные изделия как результат труда, правильную организацию условий труда учащихся, 3 человека – творческий процесс, красоту действий и красивые, качественные изделия как результат труда, 2 человека – правильную организацию условий труда и творческий процесс, красоту действий. Трое опрошенных выбрали по одному варианту ответа.

По мнению 8 человек, процесс труда, способствующий эстетическому воспитанию, включает творчество детей. 6 человек считают, что он включает четкость, правильность действий и творчество детей, в чем и оказались правы.

На вопрос "В чем заключается эстетика рабочего места учащегося?" - ответы распределились следующим образом: 10 человек выбрали красивое оформление, порядок, удобство, правильное расположение оборудования, 3 человека – порядок, удобство, правильное расположение оборудования, 1 человек – красивое оформление. Один учитель отметил качество оборудования. Из этого следует, что учителя не в полной мере осознают, в чем заключается эстетика рабочего места учащегося.

Необходимо отметить, что 8 человек учитывают при выборе объекта труда заинтересованность детей, внешний вид объекта труда, возрастные особенности детей, 4 человека – заинтересованность и возрастные особенности детей, 2 человека – внешний вид объекта труда и возрастные особенности детей. Только 8 человек из 14 назвали все те факторы, которые необходимо учитывать при выборе объекта труда. 2 человека дописали такой фактор как сезонность, 1 человек – материальные возможности.

На вопрос "Какие методы работы учителя в большей мере способствуют эстетическому воспитанию на уроках трудового обучения?" - ответы распределились следующим образом: 9 человек написали иллюстративный метод, 8 человек – беседа, 3 человека – показ образцов изделий, 1 человек – метод проектирования. Два учителя, имеющих высшее образование, затруднились ответить на вопрос.

10 человек оценили эффективность выполнения задач эстетического воспитания начальной школой на сегодняшний день на 4 балла, 2 человека – на 3 балла, 2 человека - на 5 баллов.

В целом анкетирование показало, что учителя начальных классов не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе трудового обучения. Их затруднил вопрос о методах работы учителя и вопрос о процессе труда, способствующем эстетическому воспитанию. Многие учителя при выборе объекта труда не учитывают такие факторы, как заинтересованность детей и внешний вид объекта труда. Отвечающие понимают, что выполнение задач эстетического воспитания на сегодняшний день происходит неэффективно. Однако известно, что уровень работы школы в целом определяется качеством работы каждого учителя.

На наш взгляд, возможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. В курсе Трудовое обучение авторов В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой предусматривается решение таких задач, как развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления.

Важным условием для осуществления эстетического воспитания на уроках трудового обучения является органическая связь с некоторыми другими предметами начальной школы. Например, изобразительное искусство: тема, сюжет, композиция, колорит, элементы дизайна; развитие чувства прекрасного и др.; музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа и др. [14]. Таким образом, осуществляя систему эстетического воспитания на уроках трудового обучения, необходимо широко использовать межпредметные связи.

Анализ программы В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой и программы Т. М. Геронимус по трудовому обучению позволил выделить ряд требований к урокам. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках трудового обучения.

Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок. Трудные операции, требующие значительного умственного труда напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

На уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразования материала в изделие. Причем на теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

Теоретическая работа должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме. По возможности в 1-2 классах вносить элементы игры. А самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует обязательно опираться на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях, а также и в домашних условиях.

На каждом этапе обучения необходимо закреплять навыки культуры труда:

· правильно организовывать рабочее место после анализа изделия, работы и составления плана выполнения их: подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться, - работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;

· соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока; выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;

· экономично расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;

· строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;

· постоянно контролировать правильность выполнения задания;

· находить ошибки и по возможности исправлять их.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу. Сначала нужно обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку – такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем рекомендуется побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер деталей, их количество, а также и конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность разметки, аккуратность при заготовке и сборке, эстетичность оформления всего изделия.

Конструирование по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии. Большое значение для конструкторских способностей и творчества имеют задания по условию – ребенок должен самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, что воздействует на развитие сообразительности, смекалки. Конструируя по замыслу, ребенок сам ставит перед собой задачи и находит правильные их решения. Такие задания дают возможность развитию конструкторских способностей, технического и художественного творчества.

Итак, проведенное анкетирование показало, что учителя начальных классов не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе трудового обучения. Вместе с тем, возможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. Эта идея нашла отражение в проанализированной нами программе для начальной школы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.008 с.)