Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности межличностной коммуникации в подростковом возрасте
В одном исследовании большой группе школьников 14-15лет был задан вопрос: «В чем вы видите наибольшую угрозу своему счастью? «Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении к себе товарищей. Таков результат не случаен. Ранняя юность – возраст сильно развитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже те дети, которые в период подросткового возраста были довольно замкнуты, в ранней юности интенсивно стремились к сближению со своими сверстниками. Межличностные отношения ранней юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми на личные и деловые. В целом вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый период и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие. Межличностные отношения, общение занимает все больше времени, причем большая часть времени, затрачиваемого на общение, приходится на общение со сверстниками. Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения. Признанием и уважением у 14-15 летних юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения. Особой популярностью среди юношества данного возраста пользуются те, которые сами по-доброму относятся к людям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством юмора. Юношеству этого возраста нравится внимание и хорошее расположение к ним со стороны лидеров групп (класса, дворовой компании, спортивной или кружковой группы). Особенно оно ценно для юношей и девушек, которые не находятся сами в центре внимания.
Юноши и девушки все чаще организовывают, создают свои компании для общения со сверстниками. Характерным для таких компаний является высокий уровень конформизма. Защита своей независимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическим отношением представлениям и ценностям собственной группы или компании, и ее лидеров. Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе, иметь в ней определенный авторитет. Структура стихийных групп общения и степень их сплочения определяется уровнем развития взаимоотношений между юношами и девушками. И уличное общение, и спонтанные юношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры. Она имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения. В юношеских увлечениях, проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственного чувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» и разделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн. Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну. Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы.
Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами. Взаимоотношения со взрослыми – одна из важнейших проблем всего юношеского возраста и, в частности 14-15 летних. Любое общество представляет собой систему взаимодействия возрастных слоев, а его развитие может быть представлено как последовательная смена и преемственность поколений. Преемственность поколений всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. С развитием общества в последнее десятилетие изменились не только потребительские ориентации, проведение досуга, художественного вкуса, моды и т.д., но и социальные ценности (политические взгляды, мировоззрение). Все это может служить разногласием между поколениями. Одной из самых важных потребностей ранней юности становится потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Широко распространено мнение о том, что юноши и девушки избегают общения со взрослыми, не нуждаются в нем, стараются скрыть от них свою жизнь, свои проблемы и переживания. Подобные представления имеют под собой вполне объективные основания. В одной анкете был вопрос: «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями? «- «Да», - ответили 90% ребят [7, 67]. Тем не менее, именно эта возрастная группа 14-15 лет, избегающая общения со взрослыми, ощущает потребность в общении и доверительных отношений с ними. Юношам и девушкам оказывается очень важно, проявляют ли родители серьезный, уважительный интерес ко всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям, проблемам. Однако, узнать, поспорить, поправить могут лишь те родители, с кем будут делиться увиденным и услышанным, в ком найдут не скучного ментора, подвергающего жизнь цензуре, а наставника, понимающего ее сложность и умеющего эту сложность объяснить.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.007 с.) |