Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Организация и проведение исследования
Для диагностики межличностных отношений подростков в малой социальной группе (в нашем случае класс), был выдран социометрический метод, разработанный американским психологом Дж. Морено. Данная методика позволяет получить статистическую картину внутригрупповых отношений, оценить межличностные отношения неформального типа, симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности, выявить лидера в группе. Исследование малой социальной группы подростков было проведено в общеобразовательной средней школе №73 г. Одессы, в котором приняло участие 26 учеников из 8 класса. С учениками была проведена подготовительная работа: объяснился смысл опроса; проведена инструкция по заполнению карточек опроса; они были ознакомлены с перечнем вопросов и им гарантировалась сохранение тайны ответов. Членам изучаемой группы было предложено ответить на следующие вопросы: С кем бы вы сели на контрольной работе? Кого бы вы пригласили на День рождения? С кем бы вы пошли в поход? Каждый участник делал по три выбора по каждому из вопросов. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы были статистически обработаны и занесены в специальные таблицы – социометрические матрицы (см. Приложение), где нижняя строка показывает, кто из членов группы получил большее или меньшее количество выборов. В соответствии с этими данными определяется лидер и аутсайдер по каждому из критериев. Обобщение результатов
По первому вопросу, определяющего деловые предпочтения, были получены следующие результаты. (см. таблицу 1). Лидеры – 2 участника группы; Приближенные к лидерам – 4; Приближенные к аутсайдерам –15; Аутсайдеры –5. По второму вопросу, определяющего симпатию, дружбу, были получены результаты, зафиксированные в таблице 2 Лидеры – 1 участник; Приближенные к лидерам –5; Промежуточные –4; Приближенные к аутсайдерам –9; Аутсайдеры – 7. По третьему вопросу, определяющему доверие, партнерство, были получены результаты (см. таблицу3). Лидеры-1 участник Приближенные к лидеру – 3; Промежуточные –1; Приближенные к аутсайдерам –18; Аутсайдеры - 3. Обработав данные и составив сводную таблицу (см. таблицу 4), была получена картина о лидерстве в данной группе. В каждом виде деятельности определился свой неформальный лидер и аутсайдер.
В ходе диагностического исследования, были использованы методы наблюдения и экспресс опрос преподавателей, что позволило дать полную характеристику месту, который каждый испытуемый занимает в данной группе и его индивидуальным особенностям. Испытуемый №1. По количеству сделанных выборов, можно сделать вывод, что он приближен к аутсайдерам. Малокоммуникабелен, не пользуется авторитетом у товарищей. На уроках малоактивен, что отражается на успеваемости. Испытуемый №2. Аутсайдер. Ребенок не общителен, пессимист, впечатлителен, не любит перемен, скрытен. Не пользуется авторитетом у сверстников. Часто пропускает школу по состоянию здоровья. Испытуемый №3. Приближен к аутсайдерам. На уроках не проявляет активности, робок, со сверстниками практически не общается. Свойственна частая смена настроения от внешнего влияния. Испытуемый №4. Промежуточный тип. Может приспособиться к любой ситуации. Ощущает недостаток признания со стороны членов группы и эмоционально реагирует на сложившуюся ситуацию. Испытуемый №5. Приближен к лидерам. К его мнению прислушиваются. Любит быть в центре внимания, общительный, активный на уроках, обладает высоким энергетическим потенциалом и работоспособностью. Испытуемый №6. Аутсайдер по трем критериям. Выбор не сделан ни одним участником опроса. Характеризуется повышенной тревожностью, конформностью, заниженной самооценкой.. С одноклассниками не общается. Испытуемый №7. Приближен к аутсайдерам. Малообщительный, медлительный, старательный. Пытается наладить контакт с одноклассниками, но мешает робость и заниженная самооценка. Испытуемый №8. Приближен к аутсайдерам. Малообщительный и мрачный, серьезный. К занятиям относится ответственно. С одноклассниками контактирует только по необходимости. Испытуемый №9. Аутсайдер. Ни одного выбора по трем критериям. Конфликтный. Редко идет на компромисс. Часто впадает в крайности. Авторитетом не пользуется. Значительно отстает в учебе, имеет низкий уровень развития умственных способностей.
Испытуемый №10. Промежуточный тип. Любит играть на публику. Общительный, легко возбудимый. В учебе активный, однако импульсивность мешает иметь высокие оценки. Испытуемый №11. Является лидером по деловым предпочтениям и формальным лидером класса. В учебе активен, внимателен к ее итогам. Положение в классе ценит и старается быть в центре внимания. По другим критерия относится к промежуточному типу, любит играть на публику. Ему присуща завышенная самооценка. Испытуемый №12. Аутсайдер по деловым качествам. Учится плохо, невнимательный, несобранный. По другим критериям – приближенный к лидеру. С товарищами общителен, обладает веселым нравом и хорошими организаторскими способностями. Имеет авторитет у одноклассников. Испытуемый №13. Приближен к аутсайдерам по деловым предпочтениям. Учится слабо. Невнимательный и несобранный на уроках. По другим критериям лидер класса. Очень общите5льный, активный, остроумный, хороший организатор. Испытуемый №14. Приближен к аутсайдерам. Доброжелательный, аккуратный, но малообщителен и поэтому не может наладить хорошие, тесные отношения с одноклассниками. Испытуемый №15. Приближен к аутсайдерам. Агрессивный, недисциплинированный, раздражительный. На уроках невнимательный. Испытуемый №16. Приближен к аутсайдерам. Аккуратный и старательный. Малообщительный, обидчивый. Испытуемый №17 Приближен к лидерам. Хороший организатор, общительный, доброжелательный, веселый. Учится средне из-за отсутствия мотивации к учебе. Испытуемый №19. Приближен к аутсайдерам. Серьезный, малообщительный. К учебе относится ответственно. С одноклассниками контактирует по необходимости. Заключение
Переход детей из начальной школы в среднюю, перед педагогами и практикующими психологами выдвигает ряд новых разнообразных задач. Психологические проблемы этого периода могут быть связаны как с объективными изменениями в организации учебно-воспитательной работы в старших классах, так и личностными процессами, характерными для подросткового периода. Характерным для подросткового периода, является их стремление занять определенное место в системе деловых и личных отношений класса, поскольку хорошие оценки в школе уже не выдвигают автоматически ученика в лидеры. Класс, как малая социальная группа является одновременно формальной и неформальной группой, которая для каждого своего члена может быть референтной или равнодушной, что сказывается на самочувствии каждого ее члена в данной группе. Поэтому, очень важно для педагога знать социально-психологический климат в классе, помочь подростку занять надлежащее место в структуре взаимоотношений класса. Проведенное нами исследование межличностных отношений в 8 классе средней школы №73 показало, что в классе имеется один ярко выраженный неформальный лидер и несколько человек, приближенных к лидеру (4 человека). В классе имеются 2 полных аутсайдера и несколько к ним приближенных (9 человек). Три члена группы, приближенных к аутсайдерам, высказывают свое желание наладить более крепкие контакты с одноклассниками и приблизится к команде лидеров. С результатами исследования ознакомлен классный руководитель и школьный психолог, которые по специально разработанному плану психокоррекционной работы, помогут улучшить социально-психологический климат в коллективе и налаживанию межличностных отношений в классе.
Литература
1. Авермат Э. Социальное влияние в малых группах // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.504-547. 2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов - М.: Аспект-Пресс, 2002 3. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. - М.: Академия, 1998. -256 с. 4. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.548-578. 5. В мире подростка / Под ред. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1982. 6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. -351с. 7. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984. 8. Заброцький М. Вікова психологія: Навч. посібник. -К.: МАУП, 1998. 9. Исаев Д., Коган В. Половое воспитание и психогигиена пола. -Л, 1999. 10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 1976. 11. Кон И.С. Психология ранней юности. -М., 1989. 12. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М.: Педагогика, 1989. 13. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001. 14. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшекласникам о них самих. -М.: Педагогика, 1999. 15. Немов Р.С. Психология. В трех кн. Кн 2. -М.: Владос, 1999. -608с. 16. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. -Л.: Изд-во Ленингр. универ., 1979. -150с. 17. Основи практичної психології: Підручник для студ. вищ. навч. закладів. -К.: Либідь, 2001. 18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ПсихологияМ.: Академия, 2001. 19. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. -175с. 20. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Владос, 1999. -47с. 21. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред.А. Бодалева, А. Деркача, Л. Лаптева. -М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. -640с. 22. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2004. -376с. 23. Социальная психология /Под ред. академ. А. Петровского. -М.: Просвещение, 1978. - 224с. 24. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. -СПб.: Лидер, 2005. -592с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.018 с.) |