Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический анализ методов психологической диагностики в юридической практике

Поиск

Профессиональные знания следователя, дознавателя, прокурора, судьи и других компетентных лиц носят правовой характер, в то время как в прикладном плане их зачастую бывает недостаточно для получения, проверки и оценки доказательств.

Изощренность, откровенный цинизм преступной деятельности ставят задачи исследования не только криминогенных, но и психологических свойств личности с целью создания психологического портрета преступника или предполагаемой жертвы по конкретному эпизоду, а также разработки превентивных мер психологического порядка с целью предотвращения и пресечения преступной деятельности определенного вида.

Изучение следственной и судебной практики показывает, что в результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для правильного разрешения уголовных дел. Основная форма использования психологических познаний в современной юридической практике - это судебно-психологическая экспертиза. Она способна оказывать значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности.

В России первая известная нам попытка судебно-психологической экспертизы относится к 1883 году. Она была предпринята при расследовании уголовного дела по обвинению московского нотариуса Назарова в изнасиловании актрисы-любительницы Черемновой.

Судебно-психологическая экспертиза - одна из основных форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном процессе. Общий предмет судебно-психологической экспертизы - особенности психической деятельности, исследование которых имеет значение для установления истины по уголовным делам.

От методов исследования, используемых во время судебно-психологической экспертизы, во многом зависит ее качество.

В судебно-психологической экспертизе могут быть применены все основные методы психологии:

·   Естественный эксперимент (может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления; по поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника);

·   Лабораторный эксперимент (позволяет сделать наблюдения эксперта более объективными; этот метод в юридической практике предусматривает использование специальной полиграфической техники, относимой к типу «детектор лжи», с помощью которой регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы);

«Эксперимент как общий метод исследования открывает пути к получению весьма обширной и во многих случаях незаменимой информации об индивидуально-психологических особенностях испытуемого».

·   Беседа или вопросно-ответный метод (с помощью данного метода выяснятся отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, конкретным уголовно-оцениваемым деяниям; для использования данного метода эксперт должен заранее подготовиться, ознакомившись с материалами уголовного дела и составив план беседы; вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы они были доступны исследуемому лицу, в соответствии с его возрастом, образованием, жизненным опытом; желательно, чтобы в беседе затрагивались обстоятельства, о которых испытуемый ранее давал показания на следствии или в суде, так как протоколы показаний, содержащиеся в материалах дела составляются, как правило, следователем и отражают почти неизбежное редакторское вмешательство, из-за чего, часто в протоколах допросов нет места некоторым важным в психологическом отношении моментам. В виду этого эксперту-психологу необходимо стремиться к дословной записи ответов испытуемого с фиксацией пауз и главных особенностей его поведения во время беседы. Обсуждение в беседе с испытуемым сведений, ранее сообщенных им следователю или суду, не имеет целью проверку правильности его прежних показаний. Иногда необъективность в изложении фактов, стремление к их приукрашиванию могут служить индикатором психологических особенностей испытуемого. Беседа дает ценный материал, позволяющий судить и об интеллектуальных возможностях испытуемого, его способности логически мыслить, последовательно излагать свои соображения);

·   Наблюдение (использование данного метода дает возможность изучить поведение подэкспертного в естественных условиях; этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности; для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями, проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения);

·   Тестирование (экспертом используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного).

·   Биографический метод (этот метод в психологии принадлежит к числу самых старых методов изучения личности и закономерностей психического развития человека. данный метод позволяет выявить и проследить основные тенденции становления и развития личности, устойчивые способы реагирования на определенные жизненный события, онтогенетическое развитие потребностей и мотивов деятельности, процесс формирования и содержание интересов, качественные проявления самооценки и многое другое. Сущность биографического метода не сводится к простому составлению жизнеописания человека, он предполагает целенаправленное выявление фактов, имеющих психологическое значение. Они могут быть получены различными приемами: в беседе с подэкспертным, его родителями, учителями, товарищами; путем изучения медицинской и педагогической документации; из дневников, писем и тому подобных источников.

В основу изучения биографии может быть положена следующая схема.

. Данные о родителях подэкспертного: профессия, образовательный и культурный уровень каждого из родителей, их образ жизни, степень участия в воспитании детей и применявшиеся методы воспитания.

. Данные о составе семьи, отношения подэкспертного с родителями, братьями и сестрами. Какое на него влияние оказывали члены семьи.

. Дошкольный период жизни подэкспертного: сведения о раннем (младенческом) периоде раз (вития, перенесенных заболеваниях, возраст, в котором начал ходить и говорить, посещал ли детские учреждения или же воспитывался дома, какие обнаруживал особенности поведения в этот период, любимые занятия и игры, когда выучился читать, писать и считать, как проходил этот процесс, как складывались отношения с другими детьми.

. Школьный период жизни подэкспертного: когда начал учиться, как относился к учебным занятиям, «кривая успеваемости» по мере перехода из класса в класс, какие предметы предпочитал и в каких испытывал затруднения, какие обнаруживал интересы и склонности, как складывались отношения с товарищами в школе и учителями, с кем общался вне школы и на какой основе строились эти отношения, данные: об основных особенностях поведения, почему оставил учебу (в том случае, если не окончил школу), чем занимался после оставления школы.

. Взрослый период: где и когда работал, как часто менял места работы, чем руководствовался при выборе профессии, как относился к своим обязанностям. Отношения в семье. Интересы, склонности, любимые занятия, привычки. Круг людей, с которыми предпочитает проводить свободное время.

Приведенная схема, как нетрудно заметить, может быть дополнена еще многими пунктами и разделами. Мы обращаем внимание на необходимость выяснения только основных обстоятельств, способных при соответствующем анализе дать представление о психическом облике подэкспертного и динамике формирования его личности.

Так же могут быть использованы другие метод обще психологии, на пример анкетирование, изучение продуктов психической деятельности и другие.

Каждая судебно-психологическая экспертиза - это монографическое исследование конкретной личности, психологических механизмов поведения человека в строго определенных условиях. Поэтому выбор экспертом-психологом методов исследования определяется прежде всего общими задачами, поставленными перед ним представителями правоохранительных органов и сформулированными в постановлении или определении о проведении судебно-психологической экспертизы.

Таким образом, мы видим, что использование экспертом-психологом разнообразных методических приемов, дает возможность ему выявить наиболее значимые особенности и индивидуальное своеобразие психической деятельности испытуемого, что позволяет в полной мере дать ответы по тем конкретным вопросам, которые поставлены перед экспертом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.009 с.)