Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический анализ методов психологической диагностики в юридической практикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Профессиональные знания следователя, дознавателя, прокурора, судьи и других компетентных лиц носят правовой характер, в то время как в прикладном плане их зачастую бывает недостаточно для получения, проверки и оценки доказательств. Изощренность, откровенный цинизм преступной деятельности ставят задачи исследования не только криминогенных, но и психологических свойств личности с целью создания психологического портрета преступника или предполагаемой жертвы по конкретному эпизоду, а также разработки превентивных мер психологического порядка с целью предотвращения и пресечения преступной деятельности определенного вида. Изучение следственной и судебной практики показывает, что в результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для правильного разрешения уголовных дел. Основная форма использования психологических познаний в современной юридической практике - это судебно-психологическая экспертиза. Она способна оказывать значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности. В России первая известная нам попытка судебно-психологической экспертизы относится к 1883 году. Она была предпринята при расследовании уголовного дела по обвинению московского нотариуса Назарова в изнасиловании актрисы-любительницы Черемновой. Судебно-психологическая экспертиза - одна из основных форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном процессе. Общий предмет судебно-психологической экспертизы - особенности психической деятельности, исследование которых имеет значение для установления истины по уголовным делам. От методов исследования, используемых во время судебно-психологической экспертизы, во многом зависит ее качество. В судебно-психологической экспертизе могут быть применены все основные методы психологии: · Естественный эксперимент (может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления; по поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника); · Лабораторный эксперимент (позволяет сделать наблюдения эксперта более объективными; этот метод в юридической практике предусматривает использование специальной полиграфической техники, относимой к типу «детектор лжи», с помощью которой регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы); «Эксперимент как общий метод исследования открывает пути к получению весьма обширной и во многих случаях незаменимой информации об индивидуально-психологических особенностях испытуемого». · Беседа или вопросно-ответный метод (с помощью данного метода выяснятся отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, конкретным уголовно-оцениваемым деяниям; для использования данного метода эксперт должен заранее подготовиться, ознакомившись с материалами уголовного дела и составив план беседы; вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы они были доступны исследуемому лицу, в соответствии с его возрастом, образованием, жизненным опытом; желательно, чтобы в беседе затрагивались обстоятельства, о которых испытуемый ранее давал показания на следствии или в суде, так как протоколы показаний, содержащиеся в материалах дела составляются, как правило, следователем и отражают почти неизбежное редакторское вмешательство, из-за чего, часто в протоколах допросов нет места некоторым важным в психологическом отношении моментам. В виду этого эксперту-психологу необходимо стремиться к дословной записи ответов испытуемого с фиксацией пауз и главных особенностей его поведения во время беседы. Обсуждение в беседе с испытуемым сведений, ранее сообщенных им следователю или суду, не имеет целью проверку правильности его прежних показаний. Иногда необъективность в изложении фактов, стремление к их приукрашиванию могут служить индикатором психологических особенностей испытуемого. Беседа дает ценный материал, позволяющий судить и об интеллектуальных возможностях испытуемого, его способности логически мыслить, последовательно излагать свои соображения); · Наблюдение (использование данного метода дает возможность изучить поведение подэкспертного в естественных условиях; этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности; для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями, проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения); · Тестирование (экспертом используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного). · Биографический метод (этот метод в психологии принадлежит к числу самых старых методов изучения личности и закономерностей психического развития человека. данный метод позволяет выявить и проследить основные тенденции становления и развития личности, устойчивые способы реагирования на определенные жизненный события, онтогенетическое развитие потребностей и мотивов деятельности, процесс формирования и содержание интересов, качественные проявления самооценки и многое другое. Сущность биографического метода не сводится к простому составлению жизнеописания человека, он предполагает целенаправленное выявление фактов, имеющих психологическое значение. Они могут быть получены различными приемами: в беседе с подэкспертным, его родителями, учителями, товарищами; путем изучения медицинской и педагогической документации; из дневников, писем и тому подобных источников. В основу изучения биографии может быть положена следующая схема. . Данные о родителях подэкспертного: профессия, образовательный и культурный уровень каждого из родителей, их образ жизни, степень участия в воспитании детей и применявшиеся методы воспитания. . Данные о составе семьи, отношения подэкспертного с родителями, братьями и сестрами. Какое на него влияние оказывали члены семьи. . Дошкольный период жизни подэкспертного: сведения о раннем (младенческом) периоде раз (вития, перенесенных заболеваниях, возраст, в котором начал ходить и говорить, посещал ли детские учреждения или же воспитывался дома, какие обнаруживал особенности поведения в этот период, любимые занятия и игры, когда выучился читать, писать и считать, как проходил этот процесс, как складывались отношения с другими детьми. . Школьный период жизни подэкспертного: когда начал учиться, как относился к учебным занятиям, «кривая успеваемости» по мере перехода из класса в класс, какие предметы предпочитал и в каких испытывал затруднения, какие обнаруживал интересы и склонности, как складывались отношения с товарищами в школе и учителями, с кем общался вне школы и на какой основе строились эти отношения, данные: об основных особенностях поведения, почему оставил учебу (в том случае, если не окончил школу), чем занимался после оставления школы. . Взрослый период: где и когда работал, как часто менял места работы, чем руководствовался при выборе профессии, как относился к своим обязанностям. Отношения в семье. Интересы, склонности, любимые занятия, привычки. Круг людей, с которыми предпочитает проводить свободное время. Приведенная схема, как нетрудно заметить, может быть дополнена еще многими пунктами и разделами. Мы обращаем внимание на необходимость выяснения только основных обстоятельств, способных при соответствующем анализе дать представление о психическом облике подэкспертного и динамике формирования его личности. Так же могут быть использованы другие метод обще психологии, на пример анкетирование, изучение продуктов психической деятельности и другие. Каждая судебно-психологическая экспертиза - это монографическое исследование конкретной личности, психологических механизмов поведения человека в строго определенных условиях. Поэтому выбор экспертом-психологом методов исследования определяется прежде всего общими задачами, поставленными перед ним представителями правоохранительных органов и сформулированными в постановлении или определении о проведении судебно-психологической экспертизы. Таким образом, мы видим, что использование экспертом-психологом разнообразных методических приемов, дает возможность ему выявить наиболее значимые особенности и индивидуальное своеобразие психической деятельности испытуемого, что позволяет в полной мере дать ответы по тем конкретным вопросам, которые поставлены перед экспертом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.009 с.) |