Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формальные логические модели.
Традиционно в представлении знаний выделяют формальные логические модели, основанные на классическом исчислении предикатов 1 порядка, когда предметная область или задача описывается в виде набора аксиом (правильных высказываний или объектов) и задаются правила построения новых объектов из других правильных объектов системы (правила вывода). Пример. 1)высказывание: a>b представляется термом p(a,b) (двуместный предикат), где p – предикатный символ, заменяющий знак “>"; 2)высказывание “аппаратная ах – исправна” представляется Q(x); 3)теорема Пифагора может быть представлена термом: P![P2 (P3(x),P3 (y)),P3(z)] В качестве предикатных символов могут использоваться следющие: Ø - НЕВЕРНО ЧТО (ЗНАК ОТРИЦАНИЯ); Ç - И (ЗНАК КОНЪЮНКЦИИ); È - ИЛИ (ЗНАК ДИЗЪЮНКЦИИ); ® - ЕСЛИ … ТО (ЗНАК ИМЛИКАЦИИ); Û - ТОГДА, КОГДА (ЗНАК ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ); " - ДЛЯ ВСЯКОГО (ЗНАК КВАНТОРА ОБЩНОСТИ); $ - СУЩЕСТВУЕТ (ЗНАК КВАНТОРА СУЩЕСТВОВАНИЯ). В различных логических системах используются разнообразные правила вывода. Приведем два наиболее распространенные. Правило подстановки. В формуле, которая уже выведена, можно вместо некоторого высказывания подставить любое другое присоблюдении условия: подстановка должна быть сделана во всех местах вхождения заменяемого высказывания в данную формулу. Правило заключения. Если a и a®b являются истинными высказываниями посылками, тогда и высказывание заключение b также истина. Записывается правило в виде дроби
Особенность систем представления знаний заключается в том, сто они моделируют деятельность человека, осуществляемую часто в неформальном виде. Модели представления знаний имеют дело с информацией, получаемой от экспертов, которая часто носит качественный и противоречивый характер. Для обработки с помощью ЭВМ такая информация должна быть приведена к однозначному формализованному виду. Методологией формализованного представления знаний является логика.
2. СТРУКТУРА И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭС Знания, которыми обладает специалист в какой-либо области (дисциплине), можно разделить на формализованные (точные) и неформализованные (неточные). Формализованные знания формулируются в книгах и руководствах в виде общих и строгих суждений (законов, формул, моделей, алгоритмов и т.п.), отражающих универсальные знания. Неформализованные знания, как правило, не попадают в книги и руководства в связи с их конкретностью, субъективностью, и приблизительностью. Знания этого рода являются результатом обобщения многолетнего опыты работы и интуиции специалистов. Они обычно представляют собой многообразие эмпирических (эвристических) приемов и правил.
В зависимости от того, какие знания преобладают в той или иной области (дисциплине), ее относят к формализованным (если преобладают неточные знания) описательным областям. Задачи, решаемые на основе точных знаний, называют формализованными, а задачи, решаемые с помощью неточных знаний,- неформализованными. (Речь идет не о неформализуемых, а о неформализованных задачах, т.е. о задачах, которые, возможно, и формализуемы, но эта формализация пока неизвестна. Традиционное программирование в качестве основы для разработки программы использует алгоритм, т.е. формализованное знание. Поэтому до недавнего времени считалось, что ЭВМ не приспособлены для решения неформализованные задач. Расширение сферы использования ЭВМ показало, что неформализованные задачи составляют очень важный класс задач, вероятно, значительно больший, чем класс формализованных задач. Неумение решать неформализованные задачи сдерживает внедрение ЭВМ в описательные науки. Основной задачей информатики является внедрение ее методов в описательные науки и дисциплины. На основании этого можно утверждать, что исследования в области ЭС занимают значительное место в информатике. Ньюэлл предложил относить к неформализованным задачам те, которые обладают одной или несколькими из следующих особенностей: алгоритмическое решение задачи неизвестно (хотя, возможно, и существует) или не может быть использовано из-за ограниченности ресурсов ЭВМ (времени, памяти); задача не может быть определена в числовой форме (требуется символьное представление); цели задачи не могут быть выражены в терминах точно определенной целевой функции. Как правило, неформализованные задачи обладают неполнотой, ошибочностью, неоднозначностью и (или) противоречивостью знаний (как данных, так и используемых правил преобразования).
Экспертные системы не отвергают и не заменяют традиционного подхода к программированию, они отличаются от традиционных программ тем, что ориентированы на решение неформализованных задач и обладают следующими особенностями: алгоритм решений не известен заранее, а строится самой ЭС с помощью символических рассуждений, базирующихся на эвристических приемах; ясность полученных решений, т.е. система "осознает" в терминах пользователя, как она получила решение; способность анализа и объяснения своих действий и знаний; способность приобретения новых знаний от пользователя-эксперта, не знающего программирования, и изменения в соответствии с ними своего поведения; обеспечение "дружественного", как правило, естественно-языкового (ЕЯ) интерфейса с пользователем. Обычно к ЭС относят системы, основанные на знаниях, т.е. системы, вычислительная возможность которых является в первую очередь следствием их наращиваемой базы знаний (БЗ) и только во вторую очередь определяется используемыми методами. Методы инженерии знаний (методы ЭС) в значительной степени инвариантны тому, в каких областях они могут применяться. Области применения ЭС весьма разнообразны: военные приложения, медицина, электроника, вычислительная техника, геология, математика, космос, сельское хозяйство, управление, финансы, юриспруденция и т.д. Более критичны методы инженерии знаний к типу решаемых задач. В настоящее время ЭС используются при решении задач следующих типов: принятие решений в условиях неопределенности (неполноты), интерпретация символов и сигналов, предсказание, диагностика, конструирование, планирование, управление, контроль и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.007 с.) |