Особенности управления государственным и муниципальным имуществом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности управления государственным и муниципальным имуществом



Управление государственным имуществом в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При этом субъектами управления выступают: Правительство РФ и уполномоченные им органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

В целях обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования государственной собственности необходимо определить единый орган, который бы проводил единую государственную политику в области реформирования имущественных отношений. Следует закрепить роль местных органов власти по отношению к использованию имущества, составляющего муниципальную собственность и переданного государственными органами.

Объектами управления являются:

– государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями, либо находящиеся в государственной собственности предприятия в целом как имущественный комплекс;

– находящиеся в государственной (муниципальной) собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющиеся у них государственное (муниципальное) имущество, не вошедшее в уставной (складочный) капитал;

– иное находящееся в государственной (муниципальной) собственности движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог, ипотеку и по иным основаниям;

– денежные средства государства (субъекта РФ, муниципального образования);

– государственные, региональные и муниципальные ценные бумаги;

– нематериальные активы государственных и муниципальных предприятий и учреждений;

– результаты хозяйственного и иного использования государственного (муниципального) имущества (продукция, доходы, плоды), а также имущество, приобретенное государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Формирование нового организационно-экономического механизма управления государственным и муниципальным имуществом должно строиться с учетом следующих элементов:

– определения целей, принципов управления имуществом;

– построения системы управления государственным имуществом, определения основных задач, функций и задач федерального органа по управлению государственным имуществом, порядка взаимодействия органов по управлению государственным имуществом на федеральном и региональном уровнях. Разграничения полномочий и ответственности по управлению государственным имуществом между федеральными органами (Мингосимуществом РФ, Российским Фондом федерального имущества, Федеральной комиссии по ценным бумагам и т. д.), органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований;

– построения системы управления муниципальным имуществом, разграничение компетенции между представительной и исполнительной властью муниципальных образований в области имущественно-земельных отношений.

Система управления государственным и муниципальным имуществом в Российской Федерации должна рассматриваться как совокупность подсистем обеспечения деятельности органов управления имуществом – кадрового, нормативно-правового, организационного, инновационного, информационного, учетно-аналитического и финансового обеспечения;

– разграничения государственной собственности в системе управления государственным имуществом. Основными принципами разграничения государственной (муниципальной) собственности являются законности и целесообразности; социально-экономической обоснованности; реальности и гласности; иерархичности построения отношений собственности; достаточности; локальности и ограниченности использования собственности; инфраструктурной целостности имущественного комплекса; наивысшей эффективности использования собственности, подконтрольности использования собственности. Разграничение собственности должно происходить в соответствии с наделенными функциями и полномочиями органов управления от федерального до местного уровня;

– подтверждения права собственности на тот или иной объект определяется путем записи в реестрах собственности.

Такой подход позволяет задать единые целевые характеристики деятельности органов по управлению государственной и муниципальной собственностью;

– создания государственных и муниципальных предприятий и организаций c использованием государственного и муниципального имущества, на правах оперативного управления и хозяйственного ведения. Реализация данного положения направлена на обеспечение единства государственных (муниципальных) предприятий как единого имущественного комплекса, что потребует выработки стратегии их деятельности на средне- и долгосрочный период, знаний рыночной конъюнктуры, повышения квалификации менеджеров.

Для государственных (муниципальных) унитарных предприятий роль государства (муниципального образования) как собственника состоит в: утверждении Устава предприятий; формировании их имущества; определении целей и предмета их деятельности; назначении руководителей предприятия; принятии решения об изъятии имущества; определении цен на готовую продукцию или тарифы на услуги; установлении объемов обязательных поставок для государственных нужд; осуществлении контроля за сохранностью имущества и его целевым использованием.[23]

Кроме этого сегодня необходимо рассматривать и такие методы, как реструктуризация государственных предприятий; приватизация государственного и муниципального имущества; национализация собственности; банкротство государственных казенных предприятий; ликвидация объектов государственного имущества; создание хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием; реорганизация хозяйственных обществ и товариществ в унитарные предприятия.

Также необходимо определить место и роль представителей государства, субъекта Федерации и муниципалитета в органах управления хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием. Решение этой проблемы позволит повысить ответственность руководителей перед государством за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование государственного имущества, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности. Реализация этих положений потребует дополнительной проработки в законодательных и иных нормативных актах положений механизма, позволяющего представителям контролировать деятельность органов управления обществ и товариществ с участием государства;

– определении методов управления государственным и муниципальным имуществом.

Следует разделить эти методы на организационно-правовые и организационно-экономические. Под организационно-правовыми методами понимаются прямые командно-распорядительные воздействия на субъекты имущественных отношений в форме прямых административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки стандартных процедур и правил управления имуществом. К таким методам управления имуществом отнесены: хозяйственное ведение, оперативное управление пакетами акций (долями, паями), участие в капитале и доверительное управление, аренда и лизинг, наем и безвозмездное пользование, залог и хранение, ипотека, страхование и др.

Организационно-экономические методы в сфере управления государственным и муниципальным имуществом означают целенаправленное воздействие государства (муниципального образования) на имущественные отношения, процесс управления и участвующих в нем лиц через экономические интересы субъектов имущественных отношений посредством кредитно-денежной, бюджетной, налоговой и таможенной политики. К таким организационно-экономическим методам отнесены: планирование; маркетинг; контроль и мониторинг; аудит и оценка эффективности использования имущества; оценка имущества и бизнеса; консалтинг; инвентаризация и учет;

– распределения доходов от использования государственного и муниципального имущества и финансирование деятельности по управлению имуществом.

Главной целью регулирования доходов от использования имущества и финансирования деятельности по управлению имуществом является снижение нагрузки на расходную часть бюджета и увеличение поступлений в бюджет. Основным методологическим положением является то, что участие в прибыли от использования государственного и муниципального имущества предполагает получение дохода в федеральный, региональные и местные бюджеты в виде дивидендов.

Финансирование деятельности системы органов по управлению государственным и муниципальным имуществом должно осуществляться за счет средств, полученных от использования имущества;

– оценка эффективности использования государственного и муниципального имущества. Для этой цели имущество признается приносящим доход и недоходным. Критериями эффективности использования государственного и муниципального имущества являются коммерческая (финансовая), бюджетная и народнохозяйственная эффективность, которые имеют экономическое и социальное содержание.

Оценку эффективности использования государственного и муниципального имущества проводят государственные и муниципальные органы по управлению имуществом. Результаты должны учитываться при оценке руководителя предприятия и организации, следует предусмотреть зависимость оплаты его работы от достижения эффективности деятельности.

Кроме перечисленных общих элементов организационно-экономического механизма управления государственным и муниципальным имуществом следует рассмотреть проблемы управления отдельными видами имущества. Это, прежде всего, относиться к управлению недвижимым имуществом, интеллектуальной собственностью (нематериальными активами), собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Решение указанных выше проблем связано с проведением активных научно-методических разработок, изучением отечественного исторического и зарубежного опыта в сфере управления государственным и муниципальным имуществом, приватизации и национализации. Подготовка и принятие законов Российской Федерации «Об управлении государственным имуществом в Российской Федерации» и «Об основах управления муниципальным имуществом в Российской Федерации» позволило бы привести все остальные нормативные акты в соответствие с государственной политикой в области управления имуществом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.01 с.)