Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выпускная квалификационная работаСтр 1 из 12Следующая ⇒
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тип работы Дипломная работа Тема Аренда государственной и муниципальной собственности
Студент Галкин А.А. _____________________ _________________ (подпись) дата Руководитель Бойко Н.С. _____________________ _________________ (подпись) дата Рецензент _____________________ _________________ (подпись) дата
Председатель комиссии по предварительной защите ______________________ ______________________ _________________ Ф.И.О. (подпись) дата
Москва 2006 г.
Введение.............................................................................................................. 3 Глава 1 Понятие и основные признаки договора аренды................................ 6 1.1 Договор аренды. Аренда зданий и сооружений......................................... 6 1.2 Земля и недвижимое имущество как объект арендных отношений.......... 13 1.3 Жилое помещение как объект аренды........................................................ 15 1.4 Условия прекращения арендных отношений............................................ 21 Глава 2 Условия перехода прав и обязанностей арендатора......................... 25 2. 1 Переход прав и обязанностей арендатора в порядке правопреемства... 25 2.2 Передача прав и обязанностей арендатора на основании сделки............ 26 2.4 Преимущественное право аренды. Субъекты преимущественного права аренды. Судебная практика............................................................................................ 30 Глава 3 Аренда государственного и муниципального имущества................. 40 3.1 Нормативно-правовое регулирование аренды государственного и муниципального имущества............................................................................. 40 3.2 Особенности управления государственным и муниципальным 3.3 Аренда государственного имущества с правом выкупа. Судебная
Заключение........................................................................................................ 63 Список использованных источников............................................................... 68
Введение
В настоящее время возникла необходимость проведение анализа и принятие решений в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Сегодня ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии, с которыми государственная собственность будет управляться эффективно и под контролем общества. Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение государственных, муниципальных предприятий и учреждений, их статус в хозяйственной деятельности. Рыночные механизмы ставят государственные и муниципальные предприятия в принципиально новые отношения с бюджетами, хозяйственными партнерами, возникают новые экономико-правовые регуляторы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации все формы собственности равны, и предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не имеют преимуществ перед частными фирмами. Другими словами, государство действует в значительной мере по правилам рыночной экономики. Это требует существенного повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе – в сфере использования государственного и муниципального имущества, которую государственные и местные органы власти имеют возможность регулировать непосредственно. Анализ нормативно-правовых актов показал, что основополагающими законодательными документами, регулирующими отдельные сферы управления государственным и муниципальным имуществом, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативные акты. Вместе с тем нет единого методологического подхода к управлению государственным и муниципальным имуществом на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, позволяющего принимать научно обоснованные решения. Разрабатываются и принимаются отдельные, обособленные законопроекты об управлении: участками недр, лесами, обособленными водными объектами и другими природными ресурсами, находящимися в государственной собственности; земельными ресурсами; государственным имуществом, находящимся за рубежом; объектами социального и историко-культурного назначения и др.
Управление государственным (муниципальным) имуществом представляет собой управленческую деятельность в интересах государства (местного сообщества), связанную с установлением правил, условий использования государственного (муниципального) имущества, с учетом общественных ценностей и достижения целей управления. Система управления государственным и муниципальным имуществом в Российской Федерации должна строиться на обеспечении обороны страны и безопасности государства, социальной и политической стабильности общества, защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Актуальность исследования состоит во множестве причин - это: 1. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные сферы управления государственным и муниципальным имуществом. 2. Проблемные вопросы, возникающие при разграничении собственности в настоящее время. 3. Рассмотреть и уточнить понятие «государственное и муниципальное имущество». 4. Какие в настоящее время наиболее оптимальные модели преимущественного права на заключение договора аренды имеет арендатор. Не смотря на то, что значительная часть государственного и муниципального имущества перешла в частные руки, государство остается крупнейшим собственником. Поэтому проводимая политика в сфере управления государственным и муниципальным имуществом будет неизбежно оказывать существенное влияние на частный сектор экономики. В связи с этим требуется особое внимание при выборе стратегии и модели управления собственностью.[1] Законодательное обеспечение эффективного управления федеральной, региональной, муниципальной собственностью недостаточно. Так, вопросы, связанные с управлением федеральной собственностью, регулируются, повторюсь, в основном подзаконными актами. Таким образом, правительство практически бесконтрольно распоряжается государственной собственностью, за исключением имущества естественных монополий и стратегических предприятий. Регулярные проверки Счетной палаты показывают, что низкий уровень ведения реестра федерального имущества и управления собственностью, в том числе и находящейся в зарубежных странах, во многом обусловлен отсутствием соответствующего законодательства. Существующие правовые нормы приводят к тому, что теневая сторона экономики в значительной степени обеспечивается безвозмездным и бесконтрольным использованием государственного и муниципального имущества.[2] Несомненно, существует влиятельный слой чиновников, заинтересованных в сохранении сложившегося положения, которое облегчает передачу государственной и муниципальной собственности в частные руки. Ничем иным нельзя объяснить того факта, что в разработанном правительством комплексе мероприятий не обеспечивается в полном объеме решение задач по оптимизации структуры государственной собственности и ее эффективному управлению, а основной упор делается на продажу государственного имущества.
Заключение
Необходимо отметить, что в 2006 году продолжается процесс разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Мониторинг правоприменительной практики выявил незавершенность указанного процесса. Действующие нормы, регулирующие перечень вопросов местного значения, зачастую не позволяют точно определить, какое имущество должно остаться в собственности конкретного муниципального образования, какое подлежит передаче, приватизации и перепрофилированию. Перечень вопросов местного значения постоянно уточняется и расширяется.[27] Продолжается процесс укрупнения федеральных учреждений. Ситуация складывается следующая: муниципальные районы обязаны обеспечить передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации. Российская Федерация, субъект Российской Федерации обязаны принять имущество, оформить право собственности, но в случае ликвидации юридического лица, которое непосредственно использует указанное имущество, передать принятое имущество в муниципальную собственность невозможно. Порядок обратной передачи переданного имущества законом не регламентирован. Вопрос об особенностях регистрации прав на перераспределяемое муниципальное имущества до его передачи новому собственнику в порядке перераспределения и разграничения Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ не урегулировал. В силу общих положений законодательства о регистрации права на имущество перед регистрацией права нового собственника должно быть зарегистрировано право предыдущего собственника. Практика показывает, что, к сожалению, большинство объектов, числящихся в реестре муниципальной собственности, не прошло государственную регистрацию. Необходимость регистрации прав на передаваемые объекты повлечет существенные затраты местных бюджетов и затормозит процесс разграничения публичной собственности, поэтому целесообразно предусмотреть законодательные меры по упрощению процедуры регистрации прав на публичную собственность в процессе ее разграничения и перераспределения. В связи с тем, что при разграничении имущества возникли проблемы, необходимо подготовить проект федерального закона «Об уточнении порядка перераспределения имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями».
В результате написания работы сделана попытка раскрыть вопрос об договорах из которых вытекают обязательства по передаче имущества в пользование – договора аренды, а также охарактеризовал признаки присущие этим договорам, позволяющие выделить их в отдельный вид договоров. Так исходя из буквального содержания п. 1 ст. 621 ГК РФ арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок «при прочих равных условиях»; кроме того, закон прямо предусматривает, что «при заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон». Такая формулировка дает основание для ряда выводов. Во-первых, то обстоятельство, что признание за арендатором преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок сопровождается нормативной оговоркой «при прочих равных условиях», означает, что договор аренды может быть заключен с арендатором на условиях предложения любому третьему, постороннему для данных арендных отношений лицу. Только в случае полного и безоговорочного принятия арендатором таких условий он вправе будет воспользоваться привилегией, предоставляемой преимущественным правом на заключение договора аренды. Во-вторых, учитывая отмеченное выше, условия, предлагаемые арендатору при заключении договора аренды на новый срок, могут как полностью соответствовать положениям прежнего договора, так и значительно от них отличаться. Такие отличия могут затрагивать как отдельные случайные условия договора (например, о праве сторон использовать в переписке по данному договору факсимильную связь и о признании сторонами за такими документами юридической силы), так и существенные условия договора аренды, например условие о предмете (п. 3 ст. 607 ГК РФ) или о размере арендной платы при аренде зданий или сооружений (п. 1 ст. 654 ГК РФ). Данный вывод находит последовательную поддержку в судебной практике. Следует учитывать, что в практике гражданского оборота анализируемое право сторон договора аренды на изменение условий последнего может использоваться и как эффективный инструмент злоупотреблений. Так, например, если третьему лицу передается в аренду объект, в пределах или в составе которого находится объект аренды, в отношении которого между арендодателем и арендатором ранее был заключен договор и на который распространяется преимущественное право арендатора, предусмотренное п. 1 ст. 621 ГК РФ, то такие действия арендодателя не признаются нарушением преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, поскольку формально речь идет об ином объекте аренды. В подтверждение сказанному приведем следующее судебное дело.
На наш взгляд, приведенная трактовка действующего закона грубо нарушает права и законные интересы добросовестного арендатора и отменяет привилегию на преимущественное заключение договора на новый срок. В-третьих, учитывая правовой смысл преимущественного права как юридически закрепленной возможности для управомоченного субъекта реализовать принадлежащее ему право на заключение договора аренды в первоочередном, преимущественном перед любыми третьими лицами порядке, а также исходя из буквального понимания текста закона, определяющего, что арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок «при прочих равных условиях» (п. 1 ст. 621 ГК РФ), важно понимать, что при наличии у арендодателя хотя бы одного потенциального контрагента - третьего лица арендатор имеет перед этим последним соответствующее преимущество. Следовательно, по аналогии с порядком осуществления преимущественного права покупки (см., например, ст. 250 ГК РФ), в данном случае арендодатель будет обязан уведомить арендатора об условиях, на которых он готов заключить такой договор с третьим лицом, и предложить арендатору реализовать принадлежащее ему преимущественное право. Хотя это и не нашло прямого нормативного закрепления, такая обязанность в любом случае сохраняется у арендодателя в течение одного года с того момента, как он отказал арендатору в продолжении отношений по возмездному владению и пользованию имуществом (см. абз. 3 п. 1 ст. 621 ГК РФ). В-четвертых, поскольку преимущественное право арендатора реализуется «при прочих равных условиях» с иными (третьими) лицами, сам арендатор не вправе требовать от арендодателя заключения с ним договора аренды. Таковы в целом основные особенности осуществления преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок, установленного п. 1 ст. 621 ГК РФ. В – пятых, аренда с правом выкупа, предусмотренная ст. 624 ГК РФ, не является чем-то новым, ранее неизвестным российскому законодательству. Вместе с тем имеются ограничения по кругу субъектов, которые вправе заключать подобный вид договоров, а именно: государство (органы, действующие от имени государства) не вправе заключать подобный договор, поскольку происходит отчуждение государственного имущества в собственность физических или юридических лиц. Законодательством о приватизации такой возможности не предусмотрено. Представляется, что запрет на отчуждение государственного имущества таким способом, как аренда с правом выкупа, достаточно обоснован, что связано с особой значимостью процесса приватизации. В случае сдачи в аренду государственного имущества государство, исходя из социальных нужд населения, вправе установить определенные ограничения по использованию государственного имущества или наложить на арендатора определенные обязанности по использованию арендованного имущества (например, сдача в аренду нежилых помещений под социально полезные цели - размещение детского центра, или магазина «Ветеран», или центра бытового обслуживания). В случае же, если бы арендованное помещение перешло в собственность арендатора, он вправе распоряжаться им по своему усмотрению, и государство уже не вправе влиять на использование государственного имущества в соответствии с социальной необходимостью. И в заключение хочется сказать, что в связи с радикальными реформами в нашей стране и переходом к рыночной экономике, в России происходит дальнейшее развитие гражданского оборота имущественных и связанных с ним неимущественных отношений, к которым относится и договор аренды, занявший достойное место договорном праве. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тип работы Дипломная работа Тема Аренда государственной и муниципальной собственности
Студент Галкин А.А. _____________________ _________________ (подпись) дата Руководитель Бойко Н.С. _____________________ _________________ (подпись) дата Рецензент _____________________ _________________ (подпись) дата
Председатель комиссии по предварительной защите ______________________ ______________________ _________________ Ф.И.О. (подпись) дата
Москва 2006 г.
Введение.............................................................................................................. 3 Глава 1 Понятие и основные признаки договора аренды................................ 6 1.1 Договор аренды. Аренда зданий и сооружений......................................... 6 1.2 Земля и недвижимое имущество как объект арендных отношений.......... 13 1.3 Жилое помещение как объект аренды........................................................ 15 1.4 Условия прекращения арендных отношений............................................ 21 Глава 2 Условия перехода прав и обязанностей арендатора......................... 25 2. 1 Переход прав и обязанностей арендатора в порядке правопреемства... 25 2.2 Передача прав и обязанностей арендатора на основании сделки............ 26 2.4 Преимущественное право аренды. Субъекты преимущественного права аренды. Судебная практика............................................................................................ 30 Глава 3 Аренда государственного и муниципального имущества................. 40 3.1 Нормативно-правовое регулирование аренды государственного и муниципального имущества............................................................................. 40 3.2 Особенности управления государственным и муниципальным 3.3 Аренда государственного имущества с правом выкупа. Судебная Заключение........................................................................................................ 63 Список использованных источников............................................................... 68
Введение
В настоящее время возникла необходимость проведение анализа и принятие решений в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Сегодня ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии, с которыми государственная собственность будет управляться эффективно и под контролем общества. Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение государственных, муниципальных предприятий и учреждений, их статус в хозяйственной деятельности. Рыночные механизмы ставят государственные и муниципальные предприятия в принципиально новые отношения с бюджетами, хозяйственными партнерами, возникают новые экономико-правовые регуляторы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации все формы собственности равны, и предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не имеют преимуществ перед частными фирмами. Другими словами, государство действует в значительной мере по правилам рыночной экономики. Это требует существенного повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе – в сфере использования государственного и муниципального имущества, которую государственные и местные органы власти имеют возможность регулировать непосредственно. Анализ нормативно-правовых актов показал, что основополагающими законодательными документами, регулирующими отдельные сферы управления государственным и муниципальным имуществом, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативные акты. Вместе с тем нет единого методологического подхода к управлению государственным и муниципальным имуществом на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, позволяющего принимать научно обоснованные решения. Разрабатываются и принимаются отдельные, обособленные законопроекты об управлении: участками недр, лесами, обособленными водными объектами и другими природными ресурсами, находящимися в государственной собственности; земельными ресурсами; государственным имуществом, находящимся за рубежом; объектами социального и историко-культурного назначения и др. Управление государственным (муниципальным) имуществом представляет собой управленческую деятельность в интересах государства (местного сообщества), связанную с установлением правил, условий использования государственного (муниципального) имущества, с учетом общественных ценностей и достижения целей управления. Система управления государственным и муниципальным имуществом в Российской Федерации должна строиться на обеспечении обороны страны и безопасности государства, социальной и политической стабильности общества, защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Актуальность исследования состоит во множестве причин - это: 1. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные сферы управления государственным и муниципальным имуществом. 2. Проблемные вопросы, возникающие при разграничении собственности в настоящее время. 3. Рассмотреть и уточнить понятие «государственное и муниципальное имущество». 4. Какие в настоящее время наиболее оптимальные модели преимущественного права на заключение договора аренды имеет арендатор. Не смотря на то, что значительная часть государственного и муниципального имущества перешла в частные руки, государство остается крупнейшим собственником. Поэтому проводимая политика в сфере управления государственным и муниципальным имуществом будет неизбежно оказывать существенное влияние на частный сектор экономики. В связи с этим требуется особое внимание при выборе стратегии и модели управления собственностью.[1] Законодательное обеспечение эффективного управления федеральной, региональной, муниципальной собственностью недостаточно. Так, вопросы, связанные с управлением федеральной собственностью, регулируются, повторюсь, в основном подзаконными актами. Таким образом, правительство практически бесконтрольно распоряжается государственной собственностью, за исключением имущества естественных монополий и стратегических предприятий. Регулярные проверки Счетной палаты показывают, что низкий уровень ведения реестра федерального имущества и управления собственностью, в том числе и находящейся в зарубежных странах, во многом обусловлен отсутствием соответствующего законодательства. Существующие правовые нормы приводят к тому, что теневая сторона экономики в значительной степени обеспечивается безвозмездным и бесконтрольным использованием государственного и муниципального имущества.[2] Несомненно, существует влиятельный слой чиновников, заинтересованных в сохранении сложившегося положения, которое облегчает передачу государственной и муниципальной собственности в частные руки. Ничем иным нельзя объяснить того факта, что в разработанном правительством комплексе мероприятий не обеспечивается в полном объеме решение задач по оптимизации структуры государственной собственности и ее эффективному управлению, а основной упор делается на продажу государственного имущества.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.041 с.) |