Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности



Академия труда и социальных отношений

Курганский филиал

 

Социально-экономический факультет

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Антимонопольное законодательство и регулирование экономики»

 

Студент гр.           ЗМ-1065                                       П.В. Чесноков

Преподаватель       к.э.н., доцент                                  Н.И. Огнева

Курган – 2010г.

 

 

                                               Содержание

 

Введение

1. Основные направления антимонопольной политики.

2. Нормативно-правовая база антимонопольной политики.                               

2.1 Сфера применения закона.                                                                          

2.2 Определение ключевых понятий.

3. Содержание антимонопольного законодательства.                                         

3.1. Существуют ли монопольные цены и монополистические ограничения предложения.                                                                                                   

3.2.Существуют ли другие монопольные практики.

4. Антитрестовское регулирование.                                                                       

4.1 Государственное регулирование.                                                                

4.2 Дерегулирование и приватизация.                                                              

5. Последствия применения антимонопольного законодательства.                   

5.1 Влияние антимонопольного регулирования на единство российского рынка.                                                                 

5.2 Влияние антимонопольного регулирования на экономическое развитие.                                                                             

Заключение                                                                                                                

Список используемых источников                                                                                                   

 

 

Введение

В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране

Если спросить, может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях России чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.

В целом государство реализует политические и социально-экономические       принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

В данной курсовой работе рассмотрим какова роль государства в рыночной экономике, которая проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.

Так же рассмотрим немаловажный вопрос о последствии применения антимонопольного законодательства и влияние антимонопольного регулирования на единство российского рынка и экономического развития.

 

 

 

1. Основные направления антимонопольной политики.     

Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса.

Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условия продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество. Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй – противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды. Ограничивается монополистическая деятельность, как хозяйствующих объектов, так и органов управления, должностных лиц.

Монополистической считается деятельность хозяйствующего субъекта, органа управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее внимание на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольная политика базируется на Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и других нормативных актах. Законы не преследуют монопольное положение фирмы на рынке, они лишь запрещают такое её поведение, которое наносит вред другим участникам рынка, полностью или частично. Судебная власть не может принять решение о ликвидации монополиста только на основании его доли на рынке: нужны доказательства злоупотребления им своим монопольным положением.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

Слияние предприятий является фактором устранения конкуренции и одновременно повышает концентрацию производства и его эффективность. Однако наращивание мощи фирмы в конкурентной борьбе признается более разумным, чем механическое слияние фирм. Поэтому проводится жесткая регламентация слияния.

     Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти – Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), МАП России решает следующие основные задачи:

• Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

• Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

• Осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

• Проведение государственной политики поддержки предпринимательства.

• Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий.

Антимонопольный контроль предполагает представление в антимонопольные органы ходатайств и уведомлений при намерении и организаций и лиц осуществлять следующие действия:

- создание, слияния и присоединение коммерческих организаций;

- ликвидацию и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);

- получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта;

- приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;

- участие физического лица в исполнительных органах, советах директоров двух и более хозяйствующих субъектов.

В одних случаях требуется предварительное согласие антимонопольных органов, в других – их последующее уведомление.

По результатам рассмотрения ходатайств антимонопольный орган может принять решения:

- об удовлетворении или отклонении ходатайств;

- об удовлетворении ходатайства с выставлением требований по изменению представленного плана действий.

Антимонопольный орган вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о расторжении противоречащих закону договоров, о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов.          

Сфера применения Закона

Принятие Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" преследовало две основные цели. Во-первых, ограничить и пресечь монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, во-вторых, обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В антимонопольном законодательстве определены запретительные и процессуальные нормы, а также нормы, направленные на создание условий для развития рыночных отношений.

Сфера применения Закона определяет действие его на всей территории России, включая случаи, когда действия или соглашения, совершаемые или заключаемые за пределами России, приводят к ограничению конкуренции или иным вредным последствиям на республиканском (РФ) или местных товарных рынках. Иначе говоря, Закон предусматривает меры ответственности российских хозяйствующих субъектов, органов управления, должностных лиц независимо от места совершения ими противоправного действия. Важно наличие вероятности вредных последствий от этих действий на российских, республиканском или местном рынках. Этим вводится используемый в ряде стран критерий, согласно которому антимонопольные меры направлены не на нарушения, как таковые, а на негативные их последствия. Не менее важно и то, что Закон применяется не только к российским, но и к иностранным хозяйствующим субъектам, функционирующим на российских рынках.

 На отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, Закон не распространяется, исключая случаи, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.

С точки зрения правоотношений конкуренции покупка акций рассматривается как инструмент установления контроля над акционерным обществом. Какой рынок при этом монополизируется, зависит от предмета деятельности общества - эмитента скупаемых акций. При покупке акций промышленных или иных предприятий, действующих на товарном рынке, применяется ст. 18 Закона (Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов). Но на покупку акций фондовых бирж эта статья не распространяется. Соответствующие нормы включены в "Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР", утвержденное правительством России 28 декабря 1991 г. (№78).

Антимонопольные правила применительно к рынкам банковских операций установлены ст. 31 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР". Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции в банковском деле.

В Законодательстве определена сфера действия государственной монополии. Исключительно государственным предприятиям разрешено осуществлять следующие виды деятельности:

- производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, ремонт боевого оружия;

- изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;

- посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

- переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных металлов;

- лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными, онкологическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах;

- производство ликероводочных и табачных изделий;

- изготовление орденов и медалей.

(Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности, п. 3, ст. 21).В Законе определены полномочия Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений. Число территориальных управлений определяется Комитетом и не является постоянным. Они могут создаваться и ликвидироваться в зависимости от потребностей реализации антимонопольной политики на соответствующей территории. Комитет может наделить территориальные управления любыми из своих полномочий, минимальные объемы оговорены в ст. 13, 14, 17, 18,21,22,24,27,29 Закона.

На практике территориальные управления в первую очередь должны осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и рассматривать дела о его нарушениях, затрагивающих рынок соответствующей республики, края, области, организовывать сбор информации о состоянии местных товарных рынков, анализировать ее, принимать меры, направленные на демонополизацию, развитие конкуренции и предпринимательства в регионе.

Содержание антимонопольного законодательства

 Антимонопольное законодательство (antitrust law), широко распространившееся во всех странах с момента принятия в США в 1890 г. знаменитого Акта Шермана, давно считается "респектабельной", "неидеологической" частью законодательства, полезность которой, как правило, не оспаривается. Более того, термин-синоним - "конкурентноеправо" - заставляет воспринимать данный вид законодательства как нечто, тесно связанное с идеей свободного рынка. Однако на самом деле свободный рынок и антимонопольное законодательство - не связанные понятия: выбор одного означает исключение другого. Рассмотрим содержание antitrust law на примере российского антимонопольного законодательства. Оно охватывает два основных "сюжета". Во-первых, это "классическое" антимонопольное законодательство, направленное против доминирующего положения на рынке и монополистического ценообразования. Основными актами в этой сфере являются Федеральный закон (далее - ФЗ) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. и ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г. Во-вторых, это регулирование деятельности естественных монополий, основывающееся на ФЗ "О естественных монополиях" и отраслевых актах. Также сюда можно отнести ряд актов, посвященных реформе ЖКХ. Наиболее важными актами здесь являются Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ", постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы", а также Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фондов".

Региональное законодательство, за редкими исключениями, не содержит оригинальных положений и принималось, в основном, как средство конкретизации положений федерального законодательства или как способ придания федеральных законам легитимности на региональном уровне.

Основной принцип антимонопольного законодательства в явной форме сформулирован в ст. 5 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Данной статьей запрещаются действия хозяйствующего субъекта (или группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Дальнейшие запреты в рамках данной статьи конкретизируют эту базовую норму. Для уточнения смысла данного положения мы определим некоторые упоминающиеся в ней понятия. Во-первых, под конкуренцией в ст. 4 ФЗ понимается "состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке". Во-вторых, доминирующим положением признается "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам" (ст. 4 ФЗ). Дальнейшая конкретизация нормы в рамках п. 1 ст. 5 ФЗ показывает, что наиболее общей формой монополистического поведения является концепция монопольных цен, предполагающая, что при монополизации происходит недопроизводство товара по сравнению с конкурентным уровнем. На эту концепцию указывает то, что запрещается:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- установление монопольно высоких (низких) цен;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

     Наиболее сложную проблему представляет собой определение конкурентной цены на проверяемую продукцию и отклонения от нее фактической цены. Именно по степени разрыва между "идеальной" конкурентной ценой и фактической ценой можно делать заключение об установлении монопольно высокой цены. Цена в условиях свободной конкуренции (конкурентная цена) равняется предельным издержкам. Однако "механизм определения предельных издержек является теоретической категорией и не нашел широкого применения в хозяйственной практике". Поэтому "за базовую, при соответствующих возможностях и условиях, можно взять цену такого же или аналогичного товара, которая сложилась на конкурентном (данном или соседнем) рынке". Рекомендации, правда, отмечают, что "приведенные методы являются приближенными", а "реальное значение конкурентной цены может определить только рынок в условиях совершенной конкуренции".

Еще один способ выявления монопольного ценообразования - обнаружение "сокращения его [товара] производства предприятием-монополистом при неполном использовании производственных мощностей и устойчивом спросе на данный товар". Вариантом такого поведения следует считать "сохранение объемов производства, но уменьшение поставок на рынок", признаком которого является "увеличение запасов на складе". В случаях монопольного ценообразования Министерство по антимонопольной политике и его территориальные подразделения совместно с органами ценового контроля могут "сбалансировать интересы сторон по принципу "справедливой цены"", которая определяется как "сумма себестоимости, проверенной на обоснованность по всем статьям калькуляции, и прибыли, объективно необходимой на развитие предприятия".

Итак, антимонопольное законодательство основано на неоклассической теории монополии, не содержащей неоинституциональных или других серьезных модификаций. Краткая характеристика, которую можно дать неоклассической теории монополии, лежащей в основе российских антимонопольных законов и подзаконных актов, такова:

- она основана либо на неверных теоретических посылках, либо на неверном применении теоретических концепций;

- она непрактична в том смысле, что нет способа отличить осуждаемое "монополистическое" поведение от других, не осуждаемых видов поведения;

- она основана на предпосылке, будто существует обязанность одних удовлетворять потребности других;

- она не имеет исторических оснований..

Заключение

Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в Росси, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому антимонопольное регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов.

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

Несмотря на меры государственного регулирования, цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий растут непропорционально, потребители на это реагируют увеличением неплатежей, бартерных сделок, т.е. индивидуализацией ценообразования применительно к своим финансовым возможностям. Для предотвращения удорожания после 17 августа 1998 г. было заключено картельное соглашение о неповышении тарифов, т.е. мораторий на их изменение.

Международные финансовые организации, кредитующие Россию, сейчас настаивают на глубоких структурных преобразованиях в естественных монополиях. Однако этот вопрос должен решаться с большой осмотрительностью, так как крупнейшие монополисты России (ОАО «Газпром» и др.) являются единственными по-настоящему конкурентоспособными на мировом рынке и обеспечивают валютные поступления. Как показывает опыт, противодействовать следует не монополиям как таковым, а их злоупотреблениям монопольным положением.

На мировом рынке естественным монополиям приходится преодолевать монополизм потребителя. Экспортеры нефти, газа жестко привязаны к потребителю сетью трубопроводов и лишены возможности маневрирования. Поэтому их деятельность на мировом рынке нуждается в государственной поддержке. 

                                 

 

                          Список используемых источников

 

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. Пособие. – 2-е изд., - М.: Дело, 2002.-280с. – (Сер. «Наука управления»).

2. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. М.: Юнити, 2001г.

3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учеб. изд., - Ростов на Дону: 1998.-414с.

4. Морозова Т.Г. Дурдыев Ю.М. Тихонов В.Ф., Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-255с.

5. Новая Российская энциклопедия: в 12-т. Т. 2: А-Баяр/Под ред. Некипелова А.Д. – М.: Энциклопедия., 2005.-959с.: ил.

6. Нещадин А.А. Горин Н.И. Судьба России в современной цивилизации: науч. Изд. – М.: Агенство «Инфомарт» 2003.-271с.

7. ООО «Кирилл и Мефодий». Большая энциклопедия с изменениями и дополнениями. 1997-2004.- 10 CD.

8. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М 2002.-480с.

9. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. Учеб. пособие/Самофалова Е.В. и др. – М.: Кнорус, 2005.-261с.: ил.

10. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. Учеб. – М.: Экономистъ, 2005.-959с.: ил.

11. Жуонал «Экономическая теория преступлений и наказаний» №6, 2003. – Новиков В.А. «Что такое антимонопольное законодательство и как оно борется против конкуренции».

 

 

Академия труда и социальных отношений

Курганский филиал

 

Социально-экономический факультет

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Антимонопольное законодательство и регулирование экономики»

 

Студент гр.           ЗМ-1065                                       П.В. Чесноков

Преподаватель       к.э.н., доцент                                  Н.И. Огнева

Курган – 2010г.

 

 

                                               Содержание

 

Введение

1. Основные направления антимонопольной политики.

2. Нормативно-правовая база антимонопольной политики.                               

2.1 Сфера применения закона.                                                                          

2.2 Определение ключевых понятий.

3. Содержание антимонопольного законодательства.                                         

3.1. Существуют ли монопольные цены и монополистические ограничения предложения.                                                                                                   

3.2.Существуют ли другие монопольные практики.

4. Антитрестовское регулирование.                                                                       

4.1 Государственное регулирование.                                                                

4.2 Дерегулирование и приватизация.                                                              

5. Последствия применения антимонопольного законодательства.                   

5.1 Влияние антимонопольного регулирования на единство российского рынка.                                                                 

5.2 Влияние антимонопольного регулирования на экономическое развитие.                                                                             

Заключение                                                                                                                

Список используемых источников                                                                                                   

 

 

Введение

В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране

Если спросить, может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях России чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.

В целом государство реализует политические и социально-экономические       принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

В данной курсовой работе рассмотрим какова роль государства в рыночной экономике, которая проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.

Так же рассмотрим немаловажный вопрос о последствии применения антимонопольного законодательства и влияние антимонопольного регулирования на единство российского рынка и экономического развития.

 

 

 

1. Основные направления антимонопольной политики.     

Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса.

Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условия продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество. Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй – противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды. Ограничивается монополистическая деятельность, как хозяйствующих объектов, так и органов управления, должностных лиц.

Монополистической считается деятельность хозяйствующего субъекта, органа управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее внимание на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольная политика базируется на Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и других нормативных актах. Законы не преследуют монопольное положение фирмы на рынке, они лишь запрещают такое её поведение, которое наносит вред другим участникам рынка, полностью или частично. Судебная власть не может принять решение о ликвидации монополиста только на основании его доли на рынке: нужны доказательства злоупотребления им своим монопольным положением.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

Слияние предприятий является фактором устранения конкуренции и одновременно повышает концентрацию производства и его эффективность. Однако наращивание мощи фирмы в конкурентной борьбе признается более разумным, чем механическое слияние фирм. Поэтому проводится жесткая регламентация слияния.

     Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти – Министерством РФ по антимо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.22.220 (0.13 с.)