Понятие экологического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие экологического права



ВВЕДЕНИЕ

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" приводит регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду (раздел II, ст. 11-14), а также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

Более 24 тысяч предприятий на сегодня являются злостными загрязнителями вод и воздуха. С позиции действующего законодательства, их деятельность преступна. Но вопреки всем декларациям о приоритете прав личности (в том числе на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду) перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими.

Учитывая все вышеизложенное можно с уверенностью говорить о том, что тема государственного экологического контроля очень важна в наши дни и ее рассмотрение в этом контексте будет очень актуально.

 


Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарную ответственность, согласно ст. 82 Закона " Об охране окружающей природной среды" несут работники предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных сооружений и установок, а также за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами РФ и ее субъектов, трудовыми соглашениями, уставами и положениями о предприятиях, учреждениях и организациях. Так, в договорах о труде, условия ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, включая условия ответственности, являются не действительными.

Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).

Для данного вида эколого-правовой ответственности характерны следующие отличительные признаки:

1. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей.

2. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администраций предприятия, на котором работает правонарушитель или членом кооператива которого он является.

При этом не имеют право наказывать правонарушителя:

- руководители подразделений предприятия;

- главные специалисты и другие должностные лица, не относящиеся к числу администрации.

3.Отличительной особенностью дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения является то, что в законодательстве не перечислены конкретные составы дисциплинарных проступков, как это имеет место в КоАП РСФСФ и УК РФ.

4. Дисциплинарная эколого-правовая ответственность может быть заменена общественной ответственностью, которая не может применяться одновременно с дисциплинарной (ст.138 КЗоТ РСФСР).

5.Для дисциплинарной ответственности характерна упрощенная процедура, т.к. закон не устанавливает таких обязательных форм документов, как протоколы, составляемые с участием понятых, вещественные и иные доказательства, без которых не может быть вынесено решение о наказании в административном и уголовном порядке. Для привлечения к дисциплинарной ответственности достаточно для доказательства истребование письменных объяснений от нарушителя по существу данного дисциплинарного дела (ст.136 КЗоТ РСФСР).

Таким образом, дисциплинарная эколого-правовая ответственность применяется администрацией предприятия, на котором работает данный субъект экологического правонарушения, за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входит в трудовые обязанности нарушителя.

 

Специальная ответственность

В силу природных особенностей объектов окружающей природной Среды ответственность за экологические правонарушения не ограничиваются традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. В юридической литературе уже давно отмечалось о наличии специальных видов ответственности: земельно-правовой, водно-правовой и т. д.

Можно выделить следующие виды:

1. Ограничение прав природопользования;

2. Приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы природопользования;

3. Прекращение права природопользования в случаях нарушений природопользователями норм, правил и иных требований экологопользования (ст.40 ВК РФ);

4. Лишение права природопользования, если это может нанести вред природной среде из-за небрежности природопользователей. Так, запрещается наполнение водохранилищ (а значит, и водопользование) до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа(ст.15 ВК РФ).

5. Невозмещение затрат, которые нарушитель вложил в природный объект за период самовольного использования.

6. Возложение обязанностей на нарушителя провести работу по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.

Специальная эколого-правовая ответственность не имеет обособленной системы, как это свойственно другим видам ответственности. Нормы специальной эколого-правовой ответственности" разбросанной" по различным институтам природно-ресурсовых отраслей права и сходны с отдельными элементами управления природопользованием в стране. Это обстоятельство приводит к выводу о том, что специальная эколого-правовая ответственность представляет собой разновидность административной ответственности. Однако специальная ответственность отличается от административной по следующим признакам:

1. Применение административной ответственности обусловлена определенными сроками давности. Например, по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного проступка (ст.38 КоАП) в природноресурсовых же отраслях права сроки давности отсутствуют.

2. Административные взыскания применяют специальные уполномоченные лица и государственные органы. Специальную ответственность применяют органы управления общей компетенции (соответствующие органы исполнительной власти) либо органы управления природопользованием.

3. Административные взыскания применяются в соответствии с определенными административно-процессуальными нормами, а специальная ответственность применяется произвольно, по усмотрению органов управления природопользованием в стране.

4. Административные взыскания несут наказанному определенные лишения(штрафы, конфискацию средств незаконного природопользования), а специальная ответственность не всегда ведет к этим неблагоприятным последствиям. Так, изъятие земельного участка порой освобождает землепользователя от лишних хозяйственных хлопот, "облегчает" жизнь отдельным должностным лицам, не заинтересованным в расширении производства предприятия.

Таким образом, специальная эколого-правовая ответственность применяется органами управления природопользованием в стране в случаях, особопредусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил экологопользования. В отличие от традиционных видов юридической ответственности специальная эколого-правовая ответственность не носит характера взыскания, т.е. обязанности виновных в эклого-правовых нарушениях лиц претерпевать определенных лишений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проделанной работе можно сказать, что выделение экологических правонарушений в отдельную главу Уголовного Кодекса безусловно следует считать важным шагом по совершенствованию правовой охраны природы и повышению ответственности за вред, причиняемый природной среде.

В этом свете просто необходимым действием государства становится разработка новой экологической концепции. До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.

Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.


ВВЕДЕНИЕ

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" приводит регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду (раздел II, ст. 11-14), а также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

Более 24 тысяч предприятий на сегодня являются злостными загрязнителями вод и воздуха. С позиции действующего законодательства, их деятельность преступна. Но вопреки всем декларациям о приоритете прав личности (в том числе на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду) перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими.

Учитывая все вышеизложенное можно с уверенностью говорить о том, что тема государственного экологического контроля очень важна в наши дни и ее рассмотрение в этом контексте будет очень актуально.

 


Понятие экологического права

Экология человека (социальная экология) — составная часть экологической науки (подотрасль), изучает закономерности взаимоотношений человеческого общества и окружающей его природной, а потому и социальной, среды, т.е. биосферы и антропосистемы, взаимное влияние человека и природы между и внутри этих сложных экосистем. Появление человека, человеческого общества означало новое качество в эволюции биосферы планеты. Сейчас необходим следующий этап, качественно новый, так как среда обитания человечества должна быть преобразована в ноосферу, т.е. биосферу управляемую человеческим разумом. Этому должно способствовать право, ибо любые (даже самые отрицательные для природы) последствия жизнедеятельности человека можно (и должно) регулировать нормами экологического права (правовая экология).

Экологическое право — это взятые во взаимосвязи:

а) природноресурсовое право — система юридических норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных объектов, ресурсов, комплексов в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и различных природопользователей;

б) природоохранительное право — система юридических норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению (оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от вредных последствий хозяйственной деятельности человека.

Значит, предметом экологического права являются сложные (комплексные) специфические общественные отношения — природноресурсовые и природоохранительные.

Экологическое право составляет сердцевину социальной экологии, т.к. закрепляет наиболее важные общественные отношения по использованию и охране природы. В свою очередь, социальная экология и экологическое право — это составные части понятия "экология".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.024 с.)