ТОП 10:

Исследование социальных ролей с помощью качественных методов: общая характеристика и концептуальные особенности



 

В рамках социально-психологического знания могут сосуществовать разные модели социального мира, одна из которых ставит в центр своего интереса исследование социального, а другая - субъективное, индивидуальное. В рамках первой индивидуальное представлено в виде социальных ролей (врача, служащего, отца и т. д.), другая, сосредотачивая внимание наиндивидуальном,концентрируется на социальных ролях и их исполнении (как N. исполняет свои роли врача, служащего, отца).

В позитивистском контексте единицей социально-психологического анализа является не индивид, а его социальная роль, и люди представлены как марионетки. Человек выступает в основном как объект манипулирования и социального принуждения, обязанный следовать нормам и традициям социума. В таком социально-психологическом рассмотрении индивид «придавлен допущениями социально-психологического анализа» и не имеет претензий на человечность. [10]

Важно отметить, что объектом качественного исследования выступают индивиды как исполнители социальных ролей.

В отличие от образа тюрьмы или театра марионеток, которых дергают за веревочки при помощи механизмов социального контроля, в рамках социальной психологии существует и другая модель «человеческой трагикомедии». Здесь субъективному, индивидуальному - социальным действиям людей - уделяется основное внимание. В такой модели общество представлено «сценой, населенной живыми актерами».

Эта картина социального мира не отменяет предыдущей, считает Бергер, но более адекватно учитывает индивидуальный аспект социального взаимодействия и способность человека привносить свои субъективные смыслы, значения и интерпретации в конкретные социальные ситуации, участником которых он является.

Обратим внимание, на лицо две составляющих - социальная роль и тот субъективный смысл, который индивиды вкладывают в свои действия. С одной стороны, поведение актеров на сцене регулируется всевозможными внешними предписаниями, установленными режиссером, и, с другой стороны, внутренними, исходящими из самой роли. Тем не менее, живые актеры вольны выбирать - играть ли роль мрачно или с воодушевлением, принять ее полностью или дистанцироваться от нее, а то и вовсе отказаться играть, т.е. обладают определенной свободой выбора. В этом и заключается психологизм процесса функционирования социальных групп.

Взгляд на общество с помощью такой драматургической метафоры (Дж. Мид, Э. Гоффман и другие) существенно меняет общую социально-психологическую точку зрения. Социальная реальность предстает как основанная на зыбком фундаменте совместной психологической игры многих актеров, а структуры социального мира - как шаткие, непрочные, непредсказуемые. Институты общества оказываются больше условностями или даже фикциями. Вместе с тем, такая модель открывает возможность увидеть социальный мир не столь жестко детерминированным как в иных социально-психологических моделях.

Задача исследователя при качественном подходе состоит в раскрытии правил этой психологической игры и описании реального механизма, посредством которого приводятся в движение участники «социального маскарада».

Далее рассмотрим, что является предметом качественного социально-психологического исследования.

Конкретно предметом качественного исследования являются социальные роли и их исполнение.

В социальной психологии модель, концентрирующаяся на социальных ролях и их исполнителях, объектом своего исследования делает конкретных индивидов, а предметом интереса служат роли и характер их исполнения.

Отделить социальную роль от ее реального исполнения и субъективных смыслов - в этом и заключается основная цель сбора качественных данных о субъектах.

Такой подход в социально-психологическом знании служит для демонстрации определенной степени свободы от социального контроля, для описания вариаций социального выбора в рамках предписанных ролей.

Таким образом, в социальной психологии существует подход, в рамках которого центральным объектом интереса являются реальные люди, живые актеры. Они рассматриваются в рамках предписываемых социальных ролей и определенных «правил игры», но как обладающие определенной мерой отстраненности или свободы. Изучение механизма исполнения ролей, вариативности социально-психологического выбора является центральным для этого направления.

 


Заключение

 

Подытоживая сказанное, можем утверждать, что социальная роль - это фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений как в прошедшем времени, так и в актуальной эпохе. Следовательно, социальная роль является общественно необходимым видом социальной деятельности и способом поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки.

В контексте теоретического анализа такого социально-психологического феномена как социальная роль нами доказана правомерность возможности рассматривать социальную роль как функциональную единицу группы. Здесь важно отметить, что социальная роль имеет такие основные характеристики как масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация и мотивация. Следовательно, сущности понятийного описания, социальная роль, которую играет индивид, являющийся участником той или иной группы, служит функциональной единицей анализа социального мира.

Как функциональная единица социальной группы роль может выступать предметом социально-психологического исследования. Одним из эффективных в данном контексте является качественное исследование.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.003 с.)