Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческое развитие мотивации. Основные виды мотивации в различные эпохи
В той или иной форме мотивация всегда присутствовала в жизни человека, с самых древних времен. Процесс социализации и усложнение организационных структур приводили к появлению новых форм взаимодействия между людьми, как следствие возникали новые виды мотивов, а следственно и мотивации. В первобытнообщинном строе мотивацией для лучшего выполнения своих обязанностей было одобрение соплеменников, лучшее место у костра, лучшая часть добычи. С появлением ремесел, возможность выручить больше товаров за произведенные вещи стимулировала людей на создание чего-то исключительного и качественного. До определенной поры человек мотивировал себя сам, стремился достичь большей выгоды. Совсем иная ситуация складывалась в дальнейшем. С развитием государства некоторые люди получили власть над сотнями и тысячами других людей. Здесь впервые проявляется мотивация персонала как таковая. Что бы организовать работу огромного количества подданных, каждый из которых имел собственные потребности и желания, люди обладающие властью применяли жестокие, императивные меры. В эпоху рабовладельчества основным способом стимулирования лучшей работы была негативная мотивация, основными методами которой были телесные наказания, лишения пищи, смертные казни. Данный вид мотивации был достаточно эффективен, ведь в основе его лежали базовые естественные потребности человека. Ни один раб не хотел лишать себя пищи и подвергать свою жизнь опасности и поэтому трудился не покладая рук. В дальнейшем общество стало более гуманным, но вплоть до середины XIX в. представления о побуждении человеческих действий основывались, по большому счету, на двойственной концепции человеческого поведения, восходящей еще к Сократу и Платону: часть действий побуждается естественными влечениями вроде голода и жажды, принципиально общими для человека и животных. Другую часть составляют действия разумные, свободные и волевые, специфичные только для человека и к естественным причинам не сводимые. Однако позже, под влиянием развития естествознания, складывается потребностная теория мотивации, суть которой сводится к утверждению о том, что любые действия человека побуждаются, в конечном счете, некоторыми «базовыми» потребностями, в основе своей врожденными.
Однако в противоположность этому появляется и другая теория мотивации, которая опирается не только на естественные науки, но и на гуманитарные, и прежде всего историю. Наблюдая развитие человечества, в XX в. появляется ряд работ, таких как «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера (1905), «Элементарные формы религиозной жизни» Эмиля Дюркгейма (1912), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930) и «Развитие высших психических функций» (1931) Л. С. Выготского. Эти работы напрямую не связаны с мотивацией персонала, однако они дали толчок для развития новой теории, основным положением которой было разделение поведения и побудительных процессов человека на четыре базовых уровня: § «Низший» (действия управляются потребностями и рефлексами), § «промежуточный» (добавляются речевые команды), § «средний» (появляются простые и обдуманные верования, акты намерения, устойчивые жизненные интересы, «я», социальное сравнение, оценивание и самооценивание и др.), § «высший» (добавляются разного рода идеи, рефлексия своих идей и верований с разных позиций, критика, произвольное усилие и др.) Возвращаясь к истории, следует уделить особое внимание функции мотивации в нашей стране. Вспомним советские годы. В основе советской модели организации труда лежали цели, на достижение которых работала вся нация, поколения ученых и простых рабочих. "Догнать и перегнать Америку!", "Пятилетку - в три года". И ведь люди и правда выполняли эти задачи. Принципы стимулирования труда, опирающиеся на тарифные ставки и разряды, обеспечивали социальную защищенность работников, но из-за скрытой инфляции в стране, отсутствия конкурентоспособности предприятий и нехватку товаров социального спроса, материальные потребности людей были снижены. Творческая инициатива и самовыражение не могли играть большой роли в стране, где властвовала командно-административная экономика, где все контролировало государство. Основной потребностью людей в то время, которая удовлетворялась практически полностью, была потребность в безопасности. Работники были уверены в том, что у них всегда будет работа. Конституция и К30Т гарантировали право на труд, однако такая уверенность людей в отсутствии безработицы не способствовала интенсивному и эффективному труду.
Работники имели гарантированное пенсионное обеспечение и различные социальные пакеты, отпуск, оплату времени проведенного без работы, значительные социальные льготы. Обучение за счет предприятий также имело широкое распространение в то время. Предприятия направляли своих работников на курсы повышения квалификации и на учебу в высшие учебные заведения, выплачивая стипендии за весь период обучения. Средства для реализации этих программ направлялись из специальных фондов развития и потребления предприятия, а не самим предприятием, поскольку прибыль полностью отдавалась государству и вкладывать ее в различные инвестиции, в том числе и в "человеческий капитал" не было возможности. Несмотря на все выше сказанное, существовавшая в СССР система стимулирования трудовой активности и мотивации персонала в значительной мере оказалась малоэффективной. В последние десятилетия XX в. государство уже не могло обеспечивать должный уровень мотивации персонала, во многом виной тому была смена руководства и кризис в стране. Несмотря на все социальные льготы, данные работнику, потребность человека в самореализации не удовлетворялась в полной мере. Какие бы курсы повышения квалификации работник не проходил, по-настоящему действенной возможности повысить свой заработок у него не появлялось, а лишь появлялись новые льготы, который уже не были столь уж необходимыми. Такое состояние трудовой мотивации и выражает кризис труда.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.005 с.) |