Николай спафарий. Книга избранная вкратце О девяти муссах и О седми свободных художествах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай спафарий. Книга избранная вкратце О девяти муссах и О седми свободных художествах



Это произведение написано в 1672 г. переводчиком Посольского приказа Николаем Спафарием, молдаванином по происхождению, на материале «Сказания о седми свободных мудростех». Украшенное представление наук лишь в виде «мудрости», видимо, не удовлетворяло потребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив текст каждой из семи «мудростей», Спафарий пишет предисловие, в котором кратко представлены девять «мусс», Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis) Затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них из античных авторов. Следующее далее повествование о семи художествах полностью сохранило композицию в тексте «Сказания», но каждая глава предварена у Спафария определением науки, сведениями о ее происхождении, цели и причине, ради которых следует ей учится.

Риторика есть художество, яже учит слово украшати и увещевати. Риторика происходит от еро гречески, сиречь глаголью, или от рео гречески, сиречь теку. Конец риторики есть учити красно глаголати и увещевати куюжду вещь. Учится риторике - пяти ради вин:

1. Яко древнее художество есть и древнейший Горгиа мудрец о ней пишет.

2. Яко украшает слова и исполняет, яже учения достойна есть и труда.

.   Яко известная правила имать образом, начертанием, подобием и орудием.

.   Яко зело сладка, есть учением, образом и начертанием, яко цветом и бисером словеса украшает.

.   Яко риторика есть полезная во всем животе нашем, понеже словом, аще неискусно сочинение будет чрез риторику, туту слышащим сотворит.

 


РАЗДЕЛ II. Риторики Петровского времени

Велия ест сила царственная риторики и слава сея превыше небес по все земли величается.

(Козма Афоноиверский.

Риторика. 1710 г.)

 

Софроний Лихуд. О силе риторической

Братья Лихуды Иоанниский (1633-1717) и Софроний (1652-1730)- греки, монах, уроженцы острова Кефалони, получили образование в Венеции и Пдуанском университете. Прибыли в Россию в марте 1685 г. по рекомендации восточных патриархов. Здесь после успешного богословского диспута с Яном (Андреем) Белодобоцким приступили к преподаванию греческого языка в училище при Богоявленсом монастыре.

Лохудам принадлежит ряд богословско-полемических сочинений, с которыми они выступали в защиту православной веры: против «латинствующих ересий» - «Мечец духовный» (1690 г.), «Щит веры» и «Остен» (1690-е гг.); против старообрядцев - «Коллурий, или о страсти очеболения капитанского» (1700-е гг.). Лихуды вступали с торжественными орациями при дворе - из их слов сохранились, похвала царю Петру по случаю Азовской победы 1697г., в честь Полтавской победы 1709г., панегирики Петру I (между 1704 и 1711гг.) и др.

Жизнь Лихудов в России полна лишений и в тоже время наполнена напряженным ученым и учительским трудом. В1694 г. они были отстранены от преподавания и на службу в типографию. По доносу политического характера братья Лихуды были сосланы в 1704 - 1706 гг. в Ипатьевский Костромской монастырь, а с 1706 гг. благодаря ходатайству митрополита Иова переехали в Новгород. В Новгороде они вели религиозные диспуты со старообрядцем Семеном Денисовым, находившимся какое-то время под арестом.

В 1716 г. вернулись в Москву, где принимали участие в исправлении славянского перевода Библии.

Братья Лихуды оставили богатейшее филологическое наследие на греческом, латинском и русском языках. Известны в рукописях краткая и пространная греческие Грамматики, краткая латинская Грамматика, логика Софрония и ряд статей - большинство этих сочинений написаны на греческом языке.

Риторика Софрония переведена в 1698 г. греком Козмой Афоноиверским «за иждивение и тщание» его ученика купца Иоана Иоанновича Кратко.

 

Михаил Усачев. Риторика

Публикуемая «риторика» была авторизована Михаилу Усачеву на основании записи в конце списка ГИМ, собр. Щукина, №803: «Писаный сию книгу, глаголемую риторику, многогрешный книгописец Михаил Иоаннов сын Усачев в лето 7207(1699) год месяца в день». Впрочем, эта запись может говорить и о том, что Усачев является всего лишь переписчиком сочинения. О самом Усачеве известно также, что он переписал «Азбучный патерик» в1697 г..

Исследователи Д. С. Бабкин, В. П. Вомперский, А. С. Елеонская пишут о том, что «Риторика» М. Усачева заимствует схему расположение из первой русской «Риторики» 1620г. на наш взгляд, она вполне самостоятельна. Чтобы представить читателю содержание и композицию «Риторики» М. Усачева в обобщенном виде, предлагаемым его описанию по «книгам» и «главам».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.007 с.)