Этапы развития современной политической мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития современной политической мысли



Содержание

 

Введение

1. Этапы развития современной политической мысли

2. Политическая наука в Европе в XX веке

2.1 Политическое учение Макса Вебера

2.2 Теории политических элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса

2.3 Политическое учение К. Шмитта

2.4 Политическое учение К. Ясперса

2.5 Теории тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, З. Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона

3. Политическая наука в США в XX веке

3.1 Чарльз Мерриам - основатель Чикагской школы политической науки

3.2 Психологическая концепция власти

3.3 Американская школа «политического развития» о динамике власти в незападном мире

3.4 Элитарные и плюралистские теории политической власти

3.5 Системные исследования в политологии Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд

Заключение

Список литературы


Введение

 

Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны.

Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребность в углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкой рациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередь такая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики в обществе, расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбы людей.

Другой посылкой развития политологии стало то, что в начале XX века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие у политологов запада не было единогласия, каждый пытался найти собственные методы решения этой проблемы. О том какие теории появились в указанный период и какое влияние они оказали на последующие развитие политологической науки и рассказывает данная работа.


Политическая наука в Европе в XX веке

политический власть элита режим

Исследования политики в европейской науке XIX века сводилось в основном к изучению государства в трудах философов и правоведов (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и др.). В XX вв. проблематика политической науки значительно расширилась. Европейские исследователи стали обращать внимание на изучение таких проблем, как сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, условия и причины утверждения различных политических режимов, сущность и специфика функционирования различных политических институтов (партии, парламенты, оппозиция и др.)

 

Теории тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, З. Бжезинского,

Л. Шапиро, Р. Арона

 

Теории тоталитаризма сложились в 50-е гг. XX в. путем анализа и обобщения опыта трех политических режимов - фашистской Италии, нацистской Германии и СССР периода сталинизма. Наиболее известный автор теории тоталитаризма - это X. Арендт (1902-1975), немецко-американский политолог, ученица К. Ясперса, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля. Ее модель тоталитаризма вырабатывалась на основе анализа буржуазно-авторитарных режимов 20-30-х гг., и прежде всего в нацистской Германии. «Тоталитарный синдром, - отмечала X. Арендт в работе «Начала тоталитаризма», - это присущая европейцам с XVIII века реакция на индивидуализм, побочный эффект западноевропейской системы ценностей.

Разработку теории тоталитаризма продолжили К. Фридрих и З. Бжезинский. В исследовании «Тоталитарная диктатура и автократия» они выделяли 6 признаков этого явления (главные из них - огосударствление политической жизни, тотальный контроль со стороны государства за политикой и идеологией, использование мощного репрессивного аппарата и др.). Позднее предметом изучения стал опыт Китая, восточноевропейских стран в 70-е гг. О тоталитаризме писал и Л. Шапиро в книге «Тоталитаризм».

Теории политических режимов посвящена работа выдающегося французского социолога Реймона Арона (1905-1983) «Демократия и тоталитаризм». Р. Арон является одним из авторов концепции «деидеологизации», теории единого индустриального общества имеет работы в области истории политической социологии [6].

 


Науки

Чарльз Мерриам как основоположник чикагской школы политических исследований. Ч. Мерриам (1874-1953) является одним из создателей современной политической науки. В течение 17 лет он возглавлял отделение политической науки в Чикагском университете, в рамках которого сформировалась чикагская школа политических исследований. С именем Мерриама связывают представление о политической науке как науке о политическом поведении. Его работа «Новые аспекты политики» послужила началом развития поведенческого (бихевиористского) направления в исследованиях политических процессов.

Мерриам не только одним из первых обратил внимание на важность категории политического поведения; благодаря его организационной и административной деятельности в Чикагском университете были созданы условия для развития новых направлений в политической науке. Многие из ученых, впоследствии возглавивших бихевиоральное движение, в 1930-х годах были студентами Чикагского университета. Таким образом, хотя Ч. Мерриама вряд ли можно назвать родоначальником политического бихевиоризма, он, несомненно, был его предтечей.

Талант и амбиции Ч. Мерриама были направлены на развитие науки о политике, повышение ее статуса. Многие из его идей опережали время и были развиты его учениками гораздо позднее. В 1920-1930-х гг. его попытки изменить направление развития политической науки сталкивались с сопротивлением многих из его коллег, а большинство планов преобразования сферы практической политики остались нереализованными. Однако в конечном итоге политическая наука заняла свое место среди других научных дисциплин и значение политических исследований для управления социальными процессами является общепризнанным. Таким образом, «битва, которую проиграл Ч. Мерриам в 1920-х, была выиграна его учениками после Второй мировой войны» [8]. Помимо решения методологических вопросов новой науки, Мерриам изучал вопросы политической власти и теории демократии («Политическая власть: ее структура и сфера действия», «Новая демократия и новый деспотизм» и др.), исследовал с помощью новых методов американскую партийную систему и политическое лидерство («Американская партийная система», «Четыре американских партийных лидера» и др.).

Власти в незападном мире

 

Согласно взглядам теоретиков авторитаризма, современный послевоенный авторитаризм представлен новыми технократическими или военными режимами «передовых» развитых обществ и разнообразными формами авторитаризма стран «третьего мира». В 60-80-е гг. изучением современного авторитаризма занималась американская школа «политического развития», которая изучала вопросы динамики власти в незападном мире. В этом направлении работали Г. Алмонд, Д. Коулмен, Д. Эптер, С. Хантингтон, Р. Даль, Б. Моор и др.

Г. Алмондом и Д. Коулменом была выдвинута теория перехода от авторитаризма к демократии через развертывание процессов социальной диверсификации (разнообразия) и секуляризации (освобождения сознания общества и индивидов от влияния религии) Впоследствии точка зрения о возможности такого перехода была подвергнута сомнению Другие представители школы, такие как Эптер и Хантингтон, считали более правильным по отношению к развивающимся странам говорить не в категориях демократии и авторитаризма, а использовать понятия «политического развития» (когда прослеживается динамика власти) и «политической модернизации» (при имитации этими обществами западной модели развития). Главное различие между режимами проходит не по линии авторитаризма и демократии, считал Хантингтон, а между «гражданскими обществами» и «преторианскими обществами» (режимами с частыми военными переворотами, как в Древнем Риме, где преторианская гвардия возводила на престол и свергала с него кого хотела).

Хантингтон считал, что формы правления в странах менее важны, чем:

) наличие или отсутствие процессов нарастания социального многообразия и

) автономизации государства, или разделения частнопредпринимательской и политической деятельности.

Только благодаря этим процессам возможно появление не декоративных, а влиятельных представительных институтов (в гражданском обществе). В их отсутствие неизбежен захват власти клановыми группами (в «преторианском обществе»). При анализе политических режимов Р. Даль также стремился обходиться без понятия «авторитаризм», считая необходимым различать «полиархические системы» (допускающие оппозицию) и «гегемонистские системы» (исключающие оппозицию) [6].

 

Г. Алмонд

 

Понятие «система» пришло в политологию из социологии. Разработка понятия «политическая система» связано с именами американских представителей структурно-функционального и системного анализа. Так, согласно Т. Парсонсу, политическая система - это подсистема общества, назначение которой состоит в определении коллективных целей, мобилизации ресурсов и принятии решений, необходимых для их достижения. Д. Истон стремился с помощью понятия «политическая система» сделать политологию «точной наукой». При помощи ограниченного количества констант и переменных он намеревался описать политическую сторону общественной жизни любой страны, используя для этого компьютерное моделирование и многочисленные конкретные фактические данные о политическом поведении индивидов, предоставляемые социологией и психологией. Д. Истон намеревался найти универсальные закономерности сохранения политической системой устойчивости и легитимности в условиях постоянных изменений и давления окружающей среды. В своей модели Истон учитывал все внешние по отношению к системе явления, тем или иным образом воздействующие на нее.

Подход Г. Алмонда был несколько иным. Его модель политической системы учитывала не только внешние импульсы, но и внутренние, поступающие от самих политических структур. Алмонду необходимо было перейти от нормативно-институционального (юридического) к функциональному подходу в анализе политических институтов, что сказалось и на ином их обозначении. Так, если правовая наука говорит о государстве, ветвях власти, общественном мнении и воспитании граждан, то политическая наука - о политической системе, функциях, политической культуре и социализации соответственно.

Если юристы говорят о законодательной ветви власти, то на языке функционалистов речь идет об «определении правил», если юристы имеют в виду исполнительную власть, то политологи - «применение правил», если юристы говорят о судебных органах, то политологи - о «контроле за соблюдением правил» и т.д.

С точки зрения Алмонда, основные понятия в системном анализе власти - это «роль» и «взаимодействие». Они в большей степени отвечают задаче исследования политических отношений, чем соответствующие им понятия института и группы. Г. Алмонд плодотворно занимался вопросами типологии политических систем. В основу их различения он положил социокультурные факторы, а именно системы ценностей. Алмонд предложил разделять их на политические системы англо-американского типа, континентально-европейского типа, традиционные, развивающиеся и коммунистические [6].


Заключение

 

Политическая мысль XX в. характеризуется большим диапазоном правлений, научных школ и политических позиций, которые в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что такое политика, власть, демократия, государство и т.д. Рассмотренные через категории «роли», «взаимодействия», «политического поведения» и др. вопросы государства и права предстают не как особые метафизические сущности, отчужденные от человека, развивающиеся по своим особым законам, а как условие и одновременно результат человеческих усилий, воли, интересов. В таком подходе есть большой гуманистический смысл. Пока человек будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое политическое бытие. Большая часть политических мыслителей XX в. являются не только представителями научного подхода, но и занимают ту или иную общественную позицию. В этом отношении современная политическая наука остается лишь особым подходом в истории развития политических идей.

Вся история развития политической мысли являет собой поиск рациональных ответов на вызовы времени. Ее изучение помогает современному человеку избегать догматизма и крайностей в оценке мира политики. Если явления общественной и политической жизни сложны, то и попытка их осмысления должна быть разносторонней, а оценка не черно-белой. Как говорил Ортега-и-Гассет, мир политики не терпит упрощения. Нет ничего абсурднее, чем надеяться, что в спектре цветов нам удастся точно указать, где кончается оранжевый и начинается желтый, ведь для чистых цветов существенно то, что они сливаются друг с другом в нежнейших полутонах, а не заканчиваются здесь или там. История политической и правовой мысли свидетельствует о попытке человека увидеть мир во всей его сложности.


Список литературы

 

1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины. // Полис. − 1997. − №6. − С. 175-183.

. Возникновение политологии как науки и учебной дисциплины. Основные периоды ее развития в ХХ в. (Общая и прикладная политология). / Под ред. Жукова В.И., Краснова Б.И. Режим доступа: http://politlogia.narod.ru

3. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. / А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.

4. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие. − Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. - 127 с.

. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.

. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 511 с.

. Политология. Учебник. / Под ред. д.п.н., проф. Буренко В.И., д.ф.н. Журавлева В.В. − М.: Изд-во МГУ, 2004. - 274 с.

. Филиппова Л.Е. Сциентизм в американской политической науке первой половины ХХ в., Ч.Э. Марриам. Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/

. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. - 111 с.

Содержание

 

Введение

1. Этапы развития современной политической мысли

2. Политическая наука в Европе в XX веке

2.1 Политическое учение Макса Вебера

2.2 Теории политических элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса

2.3 Политическое учение К. Шмитта

2.4 Политическое учение К. Ясперса

2.5 Теории тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, З. Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона

3. Политическая наука в США в XX веке

3.1 Чарльз Мерриам - основатель Чикагской школы политической науки

3.2 Психологическая концепция власти

3.3 Американская школа «политического развития» о динамике власти в незападном мире

3.4 Элитарные и плюралистские теории политической власти

3.5 Системные исследования в политологии Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд

Заключение

Список литературы


Введение

 

Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны.

Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребность в углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкой рациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередь такая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики в обществе, расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбы людей.

Другой посылкой развития политологии стало то, что в начале XX века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие у политологов запада не было единогласия, каждый пытался найти собственные методы решения этой проблемы. О том какие теории появились в указанный период и какое влияние они оказали на последующие развитие политологической науки и рассказывает данная работа.


Этапы развития современной политической мысли

 

Современная политическая наука в своем развитии прошла три этапа:

Первый этап (конец XIX - конец 40-х гг. XX вв.) характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ.

В этот период увидели свет:

 теория заинтересованных групп (А. Бентли); теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

 социологическая теория государства (М. Вебер);

 теория олигархизации власти (Р. Михельс);

 психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

Второй этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.) характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства.

Результатом деятельности ученых в ходе этого этапа стали:

 новая теория демократии (И. Шумпетер);

 плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

 теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

 концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

Третий этап (середина 70-х гг. XX в. - н.в.) характерен разработкой и развитием новых парадигм политической науки.

В этот период были разработаны:

 футурологическая концепция единого мирового государства (С. Кларк, К. Сон);

 концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);

 концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

 концепция национального интереса (Г. Моргентау);

 теория элитарной демократии; силовая концепция власти.

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы:

англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф);

французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон);

немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер);

польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла пять этапов. На ХХ век приходятся четвертый и пятый этапы. Четвертый этап (октябрь 1917 г. - начало 90-х гг. ХХ в.), коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - теории марксизм-ленинизм. Наиболее видными мыслителями этого этапа были В. Ленин, И. Сталини др. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили в основном схоластический и ограниченный классовый характер. Пятый этап (начало 90-х годов XX-го века). Этап ознаменован началом в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли.

Таким образом, на всех этапах российской истории политических учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими и в новых исторических условиях сменялись другими политическими требованиями, ориентированными на новые идеалы [5].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.048 с.)