Практический опыт составления психологического портрета жертвы сексуального насилия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практический опыт составления психологического портрета жертвы сексуального насилия



 

Экспериментальное исследование осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся анализ литературы по проблеме исследования, определение испытуемых. На втором этапе - осуществлялся отбор методов исследования. На третьем этапе - осуществлялась обработка результатов исследования.

В качестве испытуемого выступил клиент Центра кинезиологии и психологии «Единство», города Красноярска - Испытуемая К., 17 лет. Подверглась сексуальному насилию в 2011 году.

Испытуемая К. На момент исследования 16 лет, потерпевшая в уголовном деле по обвинению Т. по ст. 119 УК РФ.

Анамнез: Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Мать испытуемой злоупотребляет алкоголем, отец оставил семью, когда испытуемой было 12 лет. Родители должного внимания воспитанию детей не уделяли. Родилась третьей из четверых детей в семье, недоношенной (7-мимесячной), до 1 месяца находилась в отделении для недоношенных, где ей была проведена операция по поводу паховой грыжи. С грудного до школьного возраста посещала детские дошкольные учреждения, воспитывалась в основном бабушкой, которая умерла 2 года назад. В детском возрасте испытуемая перенесла ветряную оспу, грипп, ОРЗ. В школу поступила в 7 лет. Со слов матери, училась «по желанию», преимущественно на «удовлетворительно», любила петь, танцевать, была «прирожденной артисткой». По характеру формировалась доброй, чуткой, эмоциональной, хитроватой, легкоранимой. Любила животных, дома всегда была собака, птицы, за которыми она ухаживала. В младшем школьном возрасте, в свободное время пела, принимала участие в конкурсах художественной самодеятельности, с удовольствием получала награды. В детском коллективе всегда находилась в центре внимания, ее уважали, считались с ее мнением. Со слов матери, ей некогда было оформить дочь в школу, поэтому, получив образование 4 полных класса, девочка обучение в школе оставила. Находилась дома, где в 11-ти летнем возрасте стала свидетелем полового акта матери с мужчиной. Свои переживания по данному поводу не высказывает. В 12 лет впервые появился интерес к мальчикам, дружила с мальчиком на 2 года старше ее по возрасту. Дружба заключалась в том, что он дарил подарки, провожал домой. Отношения прервались по его инициативе. Переживала это, считала, что он ей «изменил». В возрасте 12,5 лет, когда испытуемая находилась в гостях у замужней сестры, была изнасилована ее пьяным мужем. О случившемся никому не сообщила и особо по данному поводу не переживала. В последствии появился интерес к полу «как это обычно происходит», в связи с чем у знакомых смотрела фильмы парнографического содержания. С обвиняемым познакомилась, когда он приходил к ее матери для распития спиртных напитков. Вскоре он предложил ей перейти к нему жить «в роли жены», говорил, что «как исполнится 14 лет - распишемся». Первые 2-3 недели интимных отношений с ним у нее не было, однако в последствии она согласилась на его предложение вступить с ним в связь. С февраля 1995 года испытуемая проживала в квартире Т., вела с ним общее хозяйство, поддерживала регулярные интимные отношения.

Входит тихо, движения плавные. Держится несколько скованно, кокетливо улыбается. В беседу вступает охотно, говорит тихо. Во время беседы голосом выделяет наиболее значимые для нее вещи. На вопросы отвечает в плане заданного, иногда не находя ответа по-детски посмеивается. В беседе ищет понимания, старается расположить к себе собеседника, представить себя с лучшей стороны. Жалоб не предъявляет, утверждает, что все «хорошо». Последовательно сообщает данные анамнеза, отрицает реальные факты, которые ей неприятны. Горделиво заявляет, что она любит детей, воспитала 2-х летнего брата сама. Учебу оставила, т.к. не было интереса, хотела выйти замуж. Утверждает, что с обвиняемым вступила в интимную близость в 13-ти летнем возрасте с согласия, но по его инициативе. Объясняет свое согласие тем, что хотела «быть ему женой», любила. Считает, что готова стать матерью, «созрела для этого».

Суждения у испытуемой поверхностные, незрелые. Мышление последовательное. Эмоциональный фон ровный, реакции адекватные. Интеллект не нарушен.

При исследовании личности выявлены на фоне естественной возрастной незрелости с некоторой легковестностью, поверхностью суждений, оценок, слабостью долгосрочного прогнозирования, самостоятельности, склонности к пассивному подчинению, принятию поведенчиских норм и ценностей ближайшего социального окружения выявляется слабо дифференцированная, но в целом, адекватная самооценка, достаточная ориентация в бытовых вопросах (при некоторой ограниченности сферы интересов), эмоциональная адекватность, способность к эмпатии, к учету реакции партнера по общению, склонность к защитным личностным реакциям в виде вытеснения отрицательных сигналов.

Для выявления акцентуации характера использовали характерологический опросник К. Леонгарда. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.

На основании полученных результатов можно констатировать, что у испытуемого К. преобладает аффективно-экзальтированный тип. Следовательно, ему свойственен большой диапазон эмоциональных состояний. Этот человек легко может приходить в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Второе и третье место для него делят между собой следующие акцентуации: 1) застревающий тип, основная черта людей которого - чрезмерная стойкость аффекта со склонностью формирования сверхценных идей; 2) возбудимый тип, людям которого свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

По результатам теста - опросника Г. Айзенка испытуемый К. - экстраверт. Холерик - человеколюбив, не удачи не снимают уверенности в себе, заносчив, злопамятен, энергичен, целеустремлённый, склонен к конфликтам не уступает даже если не прав. Ценит только информативность, эмоционально ограниченный тип.

Психологический портрет испытуемого К.: Соматоневрологическое состояние без патологии.

Сексуальное состояние. Астенического телосложения, выглядит соответственно своему возрасту. Менструации с 13 лет, установились сразу, регулярные, безболезненные.

Психическое состояние. Входит тихо, движения плавные. Держится несколько скованно, кокетливо улыбается. В беседу вступает охотно, говорит тихо, с пуэрильными интонациями. Во время беседы голосом выделяет наиболее значимые для нее вещи.

Суждения у испытуемой поверхностные, незрелые. Мышление последовательное. Эмоциональный фон ровный, реакции адекватные. Интеллект не нарушен.

В ходе экспериментально-психологического обследования у К. выявляется доступность выполнения основных мыслительных операций, продуцирования опосредующих ассоциативных образов, установление причинно-следственных связей, понимание условного смысла высказываний на материале заданий невысокого уровня сложности. Наряду с этим отмечаются признаки педагогической запущенности, слабая сформированность навыка интеллектуальной работы, более успешное выполнение наглядных заданий по сравнению с вербальными. небогатый словарный запас, затруднения при подборе обобщающих формулировок, тенденция к конкретности при усложнении заданий. Нарушений восприятия, памяти, внимания, умственной работоспособности не выявляется. Острой психопродуктивной симптоматики (бред, галлюцинации и пр.) не выявляется. Память и критические способности сохранены.

При исследовании личности выявлены на фоне естественной возрастной незрелости с некоторой легковестностью, поверхностью суждений, оценок, слабостью долгосрочного прогнозирования, самостоятельности, склонности к пассивному подчинению, принятию поведенчиских норм и ценностей ближайшего социального окружения выявляется слабо дифференцированная, но в целом, адекватная самооценка, достаточная ориентация в бытовых вопросах (при некоторой ограниченности сферы интересов), эмоциональная адекватность, способность к эмпатии, к учету реакции партнера по общению, склонность к защитным личностным реакциям в виде вытеснения отрицательных сигналов.

У испытуемого К. преобладает аффективно-экзальтированный тип. Следовательно, ему свойственен большой диапазон эмоциональных состояний. Этот человек легко может приходить в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Второе и третье место для него делят между собой следующие акцентуации: 1) застревающий тип, основная черта людей которого - чрезмерная стойкость аффекта со склонностью формирования сверхценных идей; 2) возбудимый тип, людям которого свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

По темпераменту К. - холерик - человеколюбив, не удачи не снимают уверенности в себе, заносчив, злопамятен, энергичен, целеустремлённый, склонен к конфликтам не уступает даже если не прав. Ценит только информативность, эмоционально ограниченный тип. Экстраверт.

 

 


Заключение

 

Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека - одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения - область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.

В процессе психологического анализа жертвы важным является анализ ее ценностных ориентаций. У пострадавших девочек с неадекватной самооценкой ценностные ориентации представляют собой неустойчивую систему. В процессе анализа самооценки пострадавших идет ориентирование на сложное, уровневое ее строение, включающее в себя три компонента: а) эмоциональное отношение к себе, б) осознание и самооценка отдельных качеств личности, в) осознание целей и средств жизнедеятельности. На формирование эмоционального отношения к себе существенную роль оказывает сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для них как идеальные формы личности и поведения. У некоторых пострадавших девочек наблюдалась так называемая самооценочная тревожность, т.е. восприятие относительно нейтральных ситуаций как таких, которые содержат угрозу самооценке.

В своей профессиональной деятельности нам неоднократно приходится сталкиваться с людьми, пережившими насилие в несовершеннолетнем возрасте. Психолого-педагогический анализ ситуаций позволяет отследить влияние пережитого стресса в прошлом на жизнь человека в настоящем, а также выявить некоторые личностные особенности людей, ставших жертвами насилия в детском и подростковом возрасте.

Насилие сложно остановить, его возможно предупредить. В этой связи необходимым становится соблюдение мер собственной безопасности. Детям и подросткам не стоит гулять на улице в темное время суток. В подростковом возрасте демонстративный тип поведения не исключение, что тоже может иметь свои последствия: часто жертвы сами провоцируют преступника своим поведением и внешним видом. Вести себя шумно, вызывающе будет не каждый ребенок, а возможно, тот, которому не хватает внимания близких (но стоит учитывать и темперамент ребенка).

Таким образом, поставленные перед нами задачи, выполнены. Гипотеза о том, что лица, пережившие сексуальное насилие имеют определенный набор психологических качеств и характеристик, подтвердилась.

 

 


Библиографический список

 

1. Амбрумова, А.Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков / А.Г. Амбрумова - М.; Академический проект: Алма мастер, 2005. - 704 с.

2. Антонян, Ю.М. Экспертное исследование сексуального поведения по конкретным уголовным делам / Ю.М. Антонян - М.: ВНИИ МВД СССР, - 1991. - 352 с.

.   Антонян Ю.М., Криминальная сексология./ Ю.М. Антонян - М; Спарк, 1999 - 324 с.

.   Бенаму, Э. Сексуальные злоупотребления и депрессия у детей. / Э. Бенаму - М; Спартак, 1996. - 178 с.

.   Березин, Ф.Б. Психическая и психопатологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березина - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

.   Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Л.И. Божович - М; Наука, 2002. - 254 с.

.   Васильченко, Г.С. Сексуальные нарушения при акцентуациях характера и психопатиях / Г.С. Васильченко - М., Наука - 1990. -450 с.

.   Вундер, П.А. Эндокринология пола./ П.А. Вундер - М.: Наука, - 1980. - 254 с.

.   Голод, С.И. Сексуальное поведение молодежи / С.И. Голод - М.; Наука, 1973. - 342 с.

.   Голубцова, Л.И. Возрастные закономерности психосексуального развития больных, страдающих малопрогредиентной шизофренией/ Л.И. Голубцова - М; Наука, 2003 - 412 с.

.   Гуревич, М.О. Психопатология детского возраста./ М.О. Гуревич - М., - 1992. - 231 с.

.   Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста./ В.А. Гурьева - Томск; Изд-во Том. ун-та, - 1994. - 310 с.

.   Житловский, В.Е. Основы медицинской сексологии (Учебно-методическое пособие)./ В.Е. Житловский - М., - 1993. - 80 с.

.   Жуковский, М.А. Нарушения полового развития. / М.А. Жуковский - М.:Наука - 1989. - 105 с.

.   Исаев, Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей./ Д.Н. Исаев - Л.: Медицина, - 1979. - 183 с.

.   Кацубо, С.П., Жорова, М.А. Семья в жизни человека: правовые основы. - Гомель: Рес. унит. предприятие «Центр науч.-тех. и деловой информации», 2003. - 88 с.

.   Кле, М. Психология подростка (Психосексуальное развитие)/ М. Кле - Бельгия: Педагогика - 1991. - Пер. изд.: Бельгия, - 1986. - 176 с.

.   Ковалев, В.В. Психогенные патологические формирования личности у детей и подростков. / В.В. Ковалев - М.: Наука - 1976., - 234 с.

.   Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. - М., - 2000, - 188 с.

.   Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону, 1997. - 390 с

.   Личко, А.Е. Подростковая психиатрия./ А.Е. Личко - Л.: Наука - 1985. - 271 с.

.   Малкина-Пых, И.С. Психология поведения жертвы / И.С. Малкина-Пых. - М.: Наука, 1999. - 329 с

.   Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М. Наука, 1982. - 407 с.

.   Мудрик, А.В., Виктимология, / А.В. Мудрик. - М.: «Магистр», 1992. - 524 с.

.   Овсянников, С.А. Психический статус и его особенности у сексологических больных: Методические рекомендации. / С.А. Овсянников - М.: Сфера - 1976. - 34 с.

.   Озерецкий, Н.И. Психопатология детского возраста./ Н.И. Озерецкий - Л., Сфера, 1938. - 382 с.

.   Ривман, Д.В. Использование виктимологических данных в предупреждении преступлений / Д.В. Ривман // Вопросы профилактики преступлений. - Л.: ООО «Каир», 1980. - С. 25-27

.   Свядощ, А.М. Женская сексопатология./ А.М. Свядощ - М.: Медицина, - 1974. - 183 с.; Изд. 3-е, перер. и доп. - М.: - 1988. - 175 с.

.   Семейный кодекс Российской Федерации. - 1995.

.   Ситковская, О.Д. Психология уголовной ответственности./ О.д. Ситковская - М: Норма, 1998 - 235 с.

.   Скородюк, Л.М. Нарушения полового развития у мальчиков./ Л.М. Скородюк - М.: Медицина, - 1984. - 240 с.

.   Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста./ Г.Е Сухарева - М., Наука - 1997. - 542 с.

.   Франк, Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В. Франк - Душанбе, ОАО «Кафкак», 1972. - 577 с.

.   Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности. - М.: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, - 1989. - 84 с.

.   Уголовный кодекс РФ., - издание 1997.

.   Харитонова, Н.К. Психогенные состояния у жертв сексуального насилия /Н.К. Харитонова - Р-на-Д.:М. - 1994. - 165 с.

.   Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания. (Ист. И современ. Проблематика и осн. пед. идеи.) / И.Ф. Харламов. Мн.: Изд-во БГУ, 1972. -364 с.

.   Холыст, Б. Факторы, формирующие виктимность / Б. Холыст // Вопросы борьбы с преступностью. - №41. - 1984. - С. 73-74.

.   Шостакович, Б.В. Половые преступления против детей и подростков: Психиатрический аспект/ Б.В. Шостакович - Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», - 1994. - 325 с.

.   Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред. - сост. Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» 2005. - 384 с.

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис./ Э. Эриксон. - М., - 1996. - 101 с.

.   Юридическая энциклопедия / Отв. Ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристь, 2001. - 1272 с.

сексуальный жертва насилие психологический



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.58.132 (0.06 с.)